Местоимение как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Дорохина Нина Васильевна

Цели:

- обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

- развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

- воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Местоимение как часть речи.

Цели: 

- обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

- развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

- воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Ход урока

1.        Орг. Момент.

Приветственное слово: 

Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас на уроке.  Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Мы должны показать, что знаем и умеем.

 Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы будем путешествовать по одному из королевств этой огромной страны – Морфологии.

А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в от- крытии новых знаний!

2.          Актуализация знаний

Слово учителя: Сегодня мы откроем еще один уголок нашего королевства, то есть изучим еще одну часть речи.

А для начала послушайте стихотворение:

Никто никому ничего не сказал,

Что Некто и с кем-то куда-то попал.

Никто ведь об этом ничто не узнал,

Что Некто зачем-то куда-то пропал.

А Некто с кого-то пример не берёт.

Он только худеет, не ест и не пьёт,

Не видит он даже, что некто идёт,

Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.


В какой день недели, в котором часу

Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу

Кому бы то ни было: этой, тому,

Нашему, вашему, даже ему?

Вернется когда-нибудь Некто к себе,

Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?",

В любой день недели он будет всегда

Повсюду, везде улыбаться тогда.
Слова какой части речи чаще других встречаются в этом стихотворении? 

Назовите тему нашего урока. (Местоимение)

3. Сообщение темы и целей урока. Постановка учебной задачи.

 На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной и необычной части речи. Она называется местоимением. Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте  употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных.

 1 слайд. Запишем дату и тему урока «Местоимение как часть речи»

Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? (познакомимся с местоимением как частью речи).  Что мы должны для этого сделать? (узнать, что обозначает, как изменяется, чем является в предложении).

Ещё мы с вами сегодня познакомимся с ролью местоимений в нашей речи.

И теперь, когда у нас есть цель, мы можем приступать к изучению данной темы.

4. Постановка проблемы.

Слово учителя: Изучать местоимение нам поможет таблица под названием «ЗУХ». У вас на партах эта таблица.

Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о местоимении.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

К остальным графам таблицы мы вернемся позже.

Расскажите, что же вы знаете о местоимениях?

Ответьте на вопросы:

Назовите грамматические признаки местоимений?

Какими членами предложения могут быть местоимения?

(обучающиеся затрудняются с ответами).

Нам явно не хватает имеющихся знаний, давайте попытаемся пополнить копилку сведений о местоимениях.

5. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения. 

Слово учителя: Для этого я предлагаю вам работу с текстом. Послушайте текст.

2 слайд.1) На слайде записан текст (1-е предложение закрыто), учитель читает его.

Я  только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.

        - Можно ли сказать, кто шёл, и кто бежал у самой ноги человека?  А сейчас послушайте первое предложение.                      Учитель читает 1-е предложение. Сейчас вы поняли, о чём идёт речь? (лист клёна)     

Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы? (эти слова только указывают на предметы)

        - Какой частью речи они являются? (местоимения).

Сделаем вывод о значении местоимения как части речи.

3 слайд. ВЫВОД:    местоимение - часть речи, которая указывает на предметы 

- Только ли на предметы указывают местоимения? Давайте выясним это?

4 слайд. На слайде в 3 столбика записаны местоимения:  

она                                    мой                         несколько

никто                                любой                     столько

мы                                     наши                       сколько

- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках ( в 1 столбике – кто?, во 2 – какой?, в 3 – cколько?)

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы? Какие части речи способны заменять местоимения?

5 слайд. Выводместоимения способны заменять самостоятельные части речи. (сущ., прил., числит.)

6 слайд. Какие части речи заменяют местоимения в 1 столбике? Местоимения в 1 столбике заменяют имена существительные;

Какие части речи заменяют местоимения в 2 столбике? Заменяют имена прилагательные;

В 3 столбике? — числительные.

На что указывают местоимения? (на предмет, признак, количество, но не называют их)

Попробуйте дать определение местоимению. (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их)

Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимений.

7 слайд. Запишем текст:

Весна на пороге. Вскоре она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.

Назовем все местоимения и определим их синтаксическую роль. Каким членом предложения являются местоимения в 1 предложении? В четвёртом? В последнем?

8 слайд. Сделаем вывод: в предложении местоимении обычно бывает? (подлежащим, дополнением, определением)

9 слайд. Обратим внимание на морфологические признаки местоимений. Просклоняем местоимение я. (Изменяются по падежам), местоимение она изменим по родам, такая по числам, Вывод: некоторые местоимения изменяются по родам и числам)

Давайте обобщим все сказанное нами о местоимении. Начну я.

1) Местоимение—самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

2) Изменяются по падежам, некоторые местоимения изменяются по родам и числам.

3) В предложении местоимение обычно бывает подлежащим, дополнением, определением.

Заполните, пожалуйста, вторую графу нашей таблицы, что вы узнали на данном этапе урока о местоимениях.

Проверим, что вы записали в 1 графу таблицы.

10 слайд. 6. Физкультминутка. Зарядка под припев песни «Родина моя» («Я, ты, он, она…»). Устали, давайте отдохнём, проведём физминутку. Расслабьтесь, закройте глазки. А сейчас встали и делаем зарядку. Присаживайтесь, продолжаем работать.

7. Этап первичного закрепления.

Слово учителя: А сейчас мы разделимся на группы. Первый вариант будет группой №1, второй вариант – группой №2.

11 слайд. 1 группа выполняет упражнение учебника 433 и отвечает на вопросы: какие же части речи может заменять местоимение, какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста).

2 группа выполняет упражнение 434 и отвечает на вопрос: какова синтаксическая роль местоимений. 

Проверим, как справились с заданием.  

Отвечает 1 группа: Я – сущ., и. п., он – сущ., и. п., к тебе – сущ., д. п., оно- сущ., и. п.,  к ней – сущ., д. п. Есть замечания? Всё верно?

 Слушаем ответы 2 группы: вы – подлежащее, вам – дополнение, всякой – определение. Встретились орфограммы. Объясним их выборочно. С земли, не сошёл, выздоравливали, тяжёлой, известно, от смутных.

Молодцы! Достаточно хорошо справились с этим заданием.

12 слайд. 8. Сейчас узнаем, какова роль местоимений в речи. 

С этой целью выполним следующее задание.

Прочитайте текст.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

- Красивый текст? Что в этом тексте не так? (повторяется слово ёжик)

- А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Запишите исправленный текст в тетради. Что у нас получилось?

13 слайд. В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. 

14 слайд. Вывод :  Какова роль местоимений в речи?       

В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.

15 слайд. -Прослушайте небольшое стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ

-Что не так в этом стихотворении?

16 слайд. Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями тоже не стоит. 

Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.

17 слайд. 9. Задание «Исправь ошибку» Задание ВПР.
На ихних огородах много травы наросло.

Он хвастун: всё время хвалит самого его.

Мы с ими давно дружим.

Я иду в гости к ему.

Мы играем евоными игрушками.

18 - 21 слайд. 10. Подведение итогов урока 

Сегодня на уроке мы узнали много полезного и интересного,  отвечали, дополняли друг друга. Подошло время подвести итог нашему уроку.


Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее?

22 слайд. 11. Домашнее задание: выполнить упражнение 435, заполните 3 графу таблицы «ЗУХ», п.64.

12. Этап рефлексии. 

 А я хочу узнать,  комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

23 слайд.  Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?

Выберите один из предложенных вариантов.

Вспомните загадки, в которых есть местоимения. (Познакомишься со мной и увидишь шар земной: покажу тебе все страны и моря, и океаны.( Глобус).Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. (тень). Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится . (Солнце). Можно усложнить задание: определить разряд местоимений.

В каком местоимении два звука , но одна буква. ( Я)

Объясните, какие неточности допущены в вопросе. Чего ты делаешь? (Что?)

Исправьте ошибки , допущенные в речи. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе домой . ( к нему)

Вспомнить фразеологизмы, в которых есть местоимения . ( Мастер на все руки. От всего сердца. Во всё горло. Во все глаза.. Всем сердцем. Всей душой .)

Физминутка.

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара

смотрит влево, затем вправо,…

А потом опять вперёд –

Тут немного отдохнёт.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех! Всё дальше вверх!

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно-

Расслабление приятно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...