План –конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Корнева Анастасия Павловна

Тема урока «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков »

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_fgos_po_teme_orfografiya_v_5_klasse.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

План –конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема №4  «Орфография»

Урок №4(18)

Тема урока «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков ».

Цель урока: Добиться полного усвоения у 80% учащихся умения различать согласные , проверяемые произношением в корнях слов, а также непроизносимые и удвоенные согласные с использованием технологии морфемного чтения и письма; сформировать у 80% учащихся умение безошибочно писать согласные в корнях слов .

В ходе работы учащиеся овладевают следующими УУД:

1Личностное – освоение личностного смысла учения, выбор своего образовательного маршрута; продолжить формирование нравственного облика учащихся через воспитание добросовестного отношения к работе на уроке;

2.Регулятивное – самостоятельно определять последовательность и необходимость выполнения заданий в учебном процессе; определять правильность выбранного задания в соответствии с образцом; самостоятельно давать оценку; проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний , умений и навыков , изученных и сформированных на предыдущих уроках : ,   безударная гласная в корне, проверяемая ударением,  роль таких слов в тексте.;

3.Познавательное – ориентироваться в учебном материале; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; анализировать, сравнивать, группировать изученный материал; закрепить  овладение способом определения написания проверяемых согласных в корне слова, безударных гласных; закрепить навыки самостоятельного написания творческой работы на заданную тему.

4.Коммуникативное – участвовать в диалоге, уметь слушать других; Оформлять свои мысли устной и письменной в соответствии с речевой ситуацией; сотрудничать в совместном решении проблемы в группе; формирование информационной компетентности при работе с источниками информации.

 .

     

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: групповая работа

Оборудование: 

  • Интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point, задания, подготовленные в программе Note Book.
  • Дифференцированные инструкции для выполнения групповой работы, алгоритм «Распознавание орфограмм – согласных букв по опознавательным признакам».
  • Карточки-тесты.

Этапы урока

  1. Организационный
  2. Актуализация знаний
  3. Усвоение новых знаний при работе в группе.
  4. Первичная проверка понимания изученного, коррекция знаний.
  5. Контроль результатов.
  6. Информация о домашнем задании.
  7. Рефлексия.

  1. Организационный (2 мин.)

Цель: раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

    Коммуникативное УУД – умение слушать других.

         - Приветствие, фиксация отсутствующих,

         - сообщение результатов урока и организация деятельности по их

           достижению,

         - формирование дифференцированных групп для работы на уроке,

            в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.

II.      Актуализация знаний. (7 мин.)

          Цель: обеспечение мотивации школьников на принятие целей урока,

                     актуализация субъектного опыта учащихся.

           Познавательное УУД – овладение умением анализировать

           Регулятивное УУД - самостоятельно определять последовательность и необходимость выполнения заданий в учебном процессе

- Проецирование слайда «Проверяемая безударная гласная в корне слова».

  Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Какие написания в словах являются орфограммами?
  2. Как называются приметы в словах, по которым мы можем найти орфограммы?
  3. По какому опознавательному признаку мы находим в словах орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова»?

- Проецирование практического задания.

  1. Учащиеся списывают с доски слова и обозначают знаком V опознавательный признак орфограммы – гласной.  При списывании читают, выделяя голосом корень, подчёркивают гласные.            

Земл-я, звезд-а, дерев-ья, троп-а, сноп-ы, пол-я, гроз-а.                                                                                     

  1. Учащиеся списывают с доски словосочетания, находят по опознавательному признаку (безударности гласного) орфограмму – гласную букву и подчёркивают соответствующую ей букву. При комментировании читают все слова, выделяя голосом морфемы.

Зелён-ые пол-я, сад-ов-ые цвет-ы, ноч=н-ой сторон-е, чист-ая рос-а, тяжёл-ые колос-ья.

          Используется приём «работа по цепочке» на интерактивной доске.

                                               

ВЫВОД: у учащихся сформировано понятие о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова, пятиклассники умеют опознавать названные написания на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания, основываясь на принцип морфемного чтения .

           

III. Усвоение новых знаний при работе в группе. (10 мин.)

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала на репродуктивном уровне ( инструкция С) , на прикладном уровне (инструкция В), на творческом уровне ( Инструкция А)

Коммуникативное – участвовать в диалоге, уметь слушать других; Оформлять свои мысли устно и письменно в соответствии с речевой ситуацией; сотрудничать в совместном решении проблемы в группе.

     Личностное – освоение личностного смысла учения, выбор своего образовательного маршрута

Класс ( 20 человек) делится на группы:

2 группы  выполняют работу по инструкции С (наименее подготовленные учащиеся) – 6 человек.

3 группы выполняют работу по инструкции В ( учащиеся, способные действовать самостоятельно по алгоритму ) – 8 человек

2 группы выполняют работу по инструкции А ( «продвинутые» учащиеся )

- 6 человек.

Учащиеся распределяют вопросы в группе, отвечают на них при изучении материала учебника, получают при необходимости консультации учителя, обмениваются информацией (взаимообучение).

Каждый учащийся в рабочую тетрадь заносит ответы на вопросы, предложенные в соответствующей инструкции.

Полученный конспект представляет собой краткий вариант опорных знаний по теме, иллюстрированный конкретными примерами.

КАРТОЧКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ИНСТРУКЦИЙ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ (приложение №1)

 

IV. Первичная проверка понимания изученного, коррекция знаний(10мин.)

Цель: Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся , провести коррекцию.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, определять умения, которые формируются в данном учебном отделе.

  Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других. Отчёт о работе групп:

«Снежный ком»

План обсуждений:

Изложение основного теоретического материала, повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова», работа с таблицей в упражнении 48 на странице 22, ознакомление с алгоритмом.

1. Представители  группы №1 и №2 (инструкция С )один за другим отвечают у доски, продолжая и опровергая друг друга.

2. Представители группы №3 выступают экспертами.

3. Представители групп№4 и №5 (инструкция В) дополняют и расширяют  ответы учащихся ( по очереди) проговаривая ответы представителей предыдущих групп.

4. Представители групп №6 и №7 инспектируют, корректируют и дополняют выступающих.

5. Один представитель от группы даёт оценку работы команды на уроке.

  1. Контроль результатов урока (6 мин.)

  Цель: определение качества и уровня усвоения учащимися  цели урока.

Регулятивные: самостоятельно определять последовательность и необходимость выполнения заданий в учебном процессе, использовать в работе литературу.

Учащиеся по карточкам-тестам выполняют дифференцированную самостоятельную работу , включающую элементы заданий из инструкций.

( Приложение №2)

  1. Информация о домашнем задании (3 мин.)

     Цель: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её из различных видов текста.

Уровень I  уметь отвечать на вопросы .

Уровень II выполнить упражнения  §14

Уровень III провести сравнительный анализ опознавательных признаков орфограмм и применения орфографических правил.

  1. Рефлексия (2 мин.)

           Цель: Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: критически относиться к своему мнению, уметь понять позицию другого человека, предвидеть последствия коллективных решений.

Предложение написать три прилагательных на листочке, характеризующих

  «Я», « МЫ»,  « учитель»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Групповое изучение темы: «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков»

Инструкция А.

Изучить §14; выполнить упражнения:

  1. Ознакомление с алгоритмом

 Распознавание орфограмм – согласных букв по опознавательным признакам.

 Определи, заканчивается ли слово на согласный, парный по глухости – звонкости. При написании использовать морфемный анализ.

   

     Да                                                                            Нет

                                             

Вывод: эта орфограмма – согласная буква.          2. Установи, есть ли в слове стечение гласных букв.

     Да                                                                            Нет

Вывод: эта орфограмма – согласная буква.          3. Проверь, есть ли н в конце слова перед гласным.

     Да                                                                            Нет

 Вывод: эта орфограмма – согласная буква.    Вывод:  в этом слове нет орфограмм – согласных букв

2. Запишите в четыре столбика слова, в которых

    а) происходит изменение согласного в конце слова;

    б) происходит изменение согласного в середине слова;

    в) есть непроизносимые согласные;

    г) есть удвоенные согласные:

    Кад-к-а, не-счаст-н-ый, рож-ь, молод-ёж-ь, пере-воз-к-а, групп-а, капуст=н-ый, ошиб-к-а, коллекц-и-я, овраг, лест-н-ичн-ый, вокзал, круг, хоккей, улыб-к-а, ярост-н-ый, теннис.

3. Работа с учебником.

 Распределите данные слова по видам орфограмм и запишите их в составе словосочетаний. Правильность написания  справкой из морфемного словаря Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка.,1986 г. Корень обозначьте другим (не синим) цветом.

 Пло(д,т), гри(б,пп), пру(д,т), кла(с,сс), ка(р,рр)икатур-а, по(з,зд)-ний, не-че(с,ст)-ный, пра(з,зд)-ничный, те(р-рр)-итория.

Групповое изучение темы: «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков»

Инструкция B.

Изучить §14; выполнить упражнения:

1. Ознакомление с алгоритмом (см. инструкцию А)

2. Записать только корни, при устном прочтении проговаривать все морфемы, в два столбика, работая над морфемным анализом корня. Какая морфема использована во всех словах? Рассказать о роли этого суффикса при определении значения слова:

            -ст-         -сн-

    Власт-н-ый, уст-н-ый, глас-н-ый, запас-н-ой, опас-н-ый, доблест-н-ый, вкус-н-ый, словес-н-ый, чудес-н-ый, хлест-н-уть, блес-н-ут.

3) Работа с учебником.

 Запишите пары словосочетаний. От чего зависит выбор буквы? Отметить смешанные корни. Корни выделять с использованием цветной пасты.

 Образец: М(е,я)чи, Крас-ивые мяч-и ( мяч) – остр-ые меч-и (меч).

Сп(и,е)ш-у, об(б)(е,и) ж-ать, вы-ж(а,и,)-ть, раз-в(и,е)-ваться, раз-р(я,е)д-ить, (о)-тв(о,а)р-ить, по-с(и,е)д-еть, ч(и,а)ст-ота, у-в(и,я)д-ать.

Групповое изучение темы: «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.»

Инструкция С.

Изучить §14; выполнить упражнения:

1. Ознакомление с алгоритмом (см. инструкцию А)

2.Запишите, графически объясните написание согласной в корне. При ответе использовать принцип морфемного чтения и письма. При затруднении использовать морфемный и этимологический словари (например, при определении корня в слове « соревновании»).

 Звёзд-н-ое неб-о, шест-в-ова-ть по дорог-е, у-част-в-ова-ть в со-ревн-ова-ни-и, шеф-ств-ова-ть над мал-ыш-ами, опас-н-ый пере-ход, чест-н-ое при-зна-н-и-е, напрас-н-ые у-сил-и-я, груст-н-ая мелод-и-я, хваст-лив-ый заяц, громозд-к-ий узел, долг-о здравств-ова-ть, трост-ник-ов-ые за-рос-л-и, страст-н-ый при-зыв, блес-н-у-ть на солнц-е, прос-ьб-а отц-а.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Образцы карточек- тестов разноуровневого контроля

Уровень 1              Вариант  1.(2,3,4)

  1. Найти и подчеркнуть место применения орфографического правила в корне слова по опознавательным признакам орфограмм – гласных и орфограмм- согласных букв; обозначить опознавательные признаки орфограмм сверху знаком V,корни выделить другой пастой..

Снег, вода, земля, голубь, молотьба, морской, косьба, сторож.

  1. В корнях каких слов содержится несколько опознавательных признаков? Выделить эти слова и места применения орфографических правил в них.

Уровень 2            Вариант  5. (6,7,8)

1.Обозначить опознавательные признаки орфограмм – согласных букв и подчеркнуть места применения орфографических правил. Выписать эти слова, выделить корни, проверить по морфемному словарю.

         1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

              Что ж ты тих, как день ненастный?

         2) …Остров на море лежит,

              Град на острове стоит.

         3). Мороз и солнце; день чудесный!

              Ещё ты дремлешь, друг прелестный.              

                                                                          А.С. Пушкин

Уровень 3           Вариант  9. (10,11,12)

1.  Найти лишнее слово.

    Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

    Известный, участник, вкусный, яростный.

2. Составить с этими словами предложения или связный текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

План-конспект урока русского язык, 8 класс

Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...