Правописание гласных в приставках пре – и при –
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

Научиться объяснять написание гласных е и и в приставках ПРЕ- и При-.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пре – или при – писать? Вот в чем секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ

Слайд 2

Правописание гласных в приставках пре – и при –

Слайд 3

Цели урока: - Сформулировать правило о правописании гласных е – и в приставках пре – и при – ; - Научиться применять это правило для написания слов с приставками пре – и при –

Слайд 4

Орфографическая разминка 1.(с, з)делать, (от, ад)давать, (про, пра)играть; 2.раз, рас)мышлять, (без, бес)вкусный, (воз, вос)кликнуть; 3.(при, пре)огромный, (при, пре)бежать, (при, пре)сесть .

Слайд 5

Правописание приставок Неизменяемые приставки с делать от давать про играть пишутся всегда одинаково, независимо от произношения Приставки на – з,– с раз мышлять без вкусный вос кликнуть з – пиши перед звонким согласным с – пиши перед глухим согласным ? Приставки –пре и – при пр…бежать пр…огромный пр…сесть

Слайд 6

Правописание приставок пре- и при- Значение приставок Примеры 1. Приближение При был, при плыл, при летел 2. Присоединение Привинтил, прикрутить, привязать 3. Неполнота действия Прикусил, присел, приоткрыл 4. Близость нахождения (=около, рядом, вблизи) Пришкольный, привокзальная 5. Сходное со значением слова очень (Пре = ОЧЕНЬ) Предлинный, прежадный, премилый, 6. Сходное со значением приставки пере (ПРЕ = ПЕРЕ) преграда, преломить

Слайд 8

Игра: «Помоги Пете Ошибкину» Пр и весёлый, пр е брежный, пр е открыть, пр е бить, пр е купить, пр е школьный, пр е нарядиться, пр и мудрый

Слайд 10

Выполните задания:

Слайд 11

Итоги урока Наши цели Мы смогли

Слайд 12

Сегодня на уроке Я понял, что … Было трудно … Было интересно …



Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться объяснять написание гласных е и и в приставках ПРЕ- и При-.

1.Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

2.Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3.Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

Воспитание культуры самосознания. Формирование у учащихся интереса к предмету.

Ресурсы урока

Проектор,экран, учебник Руский язык, 6 класс под ред.М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская и др.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Настраивает детей на рабочий лад.

-Добрый день, ребята! Давайте настроимся на урок.

Наши ушки будут слушать

Наши глазки будут внимательно смотреть

Наши пальчики будут красиво писать

Наши головки будут хорошо думать

-итак, настройтесь на работу. У вас все получится, ваша работа должна радовать вас. Улыбнитесь друг другу. СадитесьПостараемся в течение урока сохранить хорошее настроение. В конце урока вы продемонстрируете свое настроение. И то, что у вас получилось

Проверяют свою готовность к уроку.

Эмоционально настраиваются на работу в классе

2. Мотивация

-Начнем урок с проверки домашнего задания. 

Поднимите руку, у кого возникли вопросы?

Выполним задание "Ищу ошибки"

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте выполнение домашней работы, оцените ее и поставьте карандашом оценку. Спасибо. Отложим тетради в сторону. В других тетрадях запишите число, классная работа.

Слушают, выполняют команды учителя, осуществляют взаимопроверку

3. Определение темы и целей урока

Целеполагание

Писать –пре или – при?

Вот в чем секрет!

На содержание слова смотри-

Сразу получишь ответ! (слайд )

Так о чем у нас пойдет речь на уроке?

Тема.  (слайд ) – записываем в тетрадь.

- Ребята, в русском языке есть одна особая группа приставок. О них вы узнаете, прослушав небольшую сказку.

Учитель рассказывает грамматическую сказку:

В стране Лингвинии жили – были сестры – приставки ПРЕ и ПРИ. Приставка ПРИ была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Ее сестренка приставка ПРЕ была совсем другого характера: она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

И тогда собрались все – все приставки на совет и осудили поведение приставки ПРЕ.

Задумалась приставка, приуныла. А через некоторое время произошло чудо. Стала эта приставка образовывать красивые слова: прекрасный, прелестный, преумный.

Перевоспиталась приставка, теперь она образует много слов с различным значением.

А приставка ПРИ- не растеряла своей доброты, и ей очень нравится находиться где-то рядом с нами: приехать, приклеить, присесть в пришкольном саду.

- О каких приставках говориться в этой сказке? (Приставки пре и при)

-   А вы  что -нибудь знаете об этих приставках?

-Как вы думаете, какие цели нашего урока?

(Слайд) - Сформулировать правило о правописании

гласных е – и в приставках пре –  и  при –   ;

 - Научиться применять это правило для написания

слов с приставками пре – и при –)

(Слайд) - А теперь давайте выполним задание:

Взаимодействуют с учителем.

выдвигают предположения о теме урока, пытаются сформулировать цели урока.

Записывают тему урока.

Беседа учителя с обучающимися сопровождается просмотром презентации.

4.Актуализация знаний.

Лингвистическая разминка.

Лингвистическая разминка:

(с, з)делать, (при, пре)бежать,(раз, рас)мышлять,

(без, бес)вкусный, (от, ад)давать, (без, бес)сердечный,

(воз, вос)глас, (воз, вос)кликнуть

(про, пра)играть, (при, пре)огромный, (при, пре)сесть  

5.Открытие нового знания

Учитель предлагает лингвистический материал (в слайдах на интерактивной доске), на основе которого обучающиеся самостоятельно делают вывод о том или ином случае написания приставок

-Давайте подведем итог, отчего зависит написание приставок? (От значения)

-Когда же пишем приставку -при, а когда -пре?

Вывод  - таблица (слайд)

Знакомятся с материалом на слайдах, отвечают на вопросы, записывают примеры, делают вывод о написании приставок.

6.Включение нового знания в систему знаний

Выполнение упражнений:

1.Работа по картинкам. (Слайд)

 Записать слова -1 ученик у доски.

2.Игра: «Помоги Пете Ошибкину»   (Слайд)

Давайте обратимся к учебнику, стр.112 правило

Вспоминают, правило

выполняют совместно с учителем задание.

проговаривают изученную орфограмму.

7.Промежуточная рефлексия.

Работа в парах. (Слайд)

"Проверь знания у соседа":

Приморский парк, пришить пуговицу, преудивительная история, преследовать врага, преградить путь, принести тетрадь, прирасти к дереву.

Осуществляют проверку, оценивают работы.

8.Физкультминутка

Учитель проводит физкультминутку.

предлагаю провести физкультминутку, которая называется  «Приставочки».

Мы немного отдохнем, подвигаемся  и определим значение приставок пре- и при-

Всем нам, ребята, нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так немного постоять.

А теперь все приклонитесь, принагнитесь, подтянитесь. Дружно нужно нам присесть, а затем опять привстать, приосаниться и выпрямиться!

- Молодцы, мы немного передохнули и продолжаем работать.

Выполняя задания разминки, какие действия мы совершали? (Приклонялись, пригибали, привставали, приседали).

-  Эти действия завершенные или все же мы их выполнили не до конца? (Выполнили не до конца).

Как мы назовем это значение приставки?

(Незавершенность, незаконченность действия).

Правильно, еще говорят: неполнота действия.

- Спасибо! Садитесь, продолжаем работать.

Выполняют команды учителя, настраиваются на следующий этап работы

9. Закрепление по теме.

 Тренировочные упражнения (Слайд9,10)

9.Рефлексия

Учитель организует рефлексию.

Предлагаю ответить на вопросы:

- на какие группы делятся все приставки в русском языке?

(Слайд 22)

- какова тема урока?

- какую цель ставили?

- достигли ли цели?

- какое правило использовали?

- что было интересно на уроке?

- что было трудно?

- где ваши знания пригодятся?

Оцените свою работу, поставьте оценку.

Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

-Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?

Оцените работу своей пары.

Просит поднять смайлики, соответствующие настроению ребёнка в конце урока.

Подводят итог урока, подводят итог своей деятельности на уроке,называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось),формулируют конечный результат своей деятельности на уроке

Демонстрируют свое настроение при помощи смайликов.

10. Домашнее задание

(Слайд)

Информация о домашнем задании: записать в дневник

стр.112 (выучить правило); №211

Задание учитель объясняет.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Дистанционный урок

Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Дистанционный урок...

Русский язык. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум

Повторительно-обобщающий урок. Урок-практикум. Урок расчитан на активно работающий класс....

Разработка урока русского языка для 6 класса по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»

На этом уроке учитель показывает методику применения разработанного им лингвистического тренажера "Правописание приставок"...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в приставках пре-при"

Для реализации поставленных целей на уроке русского языка в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках –пре-при-» мною выбраны элементы технологии встречных усилий учителя и учащихся. Урок, п...

Урок русского языка в 6 классе. Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-

Урок русского языка в 6 классеТема: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-Цели: 1)    обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание ...