Презентация по разделу "Синтаксис и пунктуация"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Докукина Ирина Анатольевна

Здесь содержится много материала (словарная работа, схемы предложений и другое) по разделу "Синтаксис и пунктуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 5_kl._sl.soch_._i_predlozh.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словосочетание и предложение 5 кл.

Слайд 2

Пом…гаешь, друг; ч…десный, к…ртина; пр…сить, помощь; идти, малыш(ь); тихая, дождь.

Слайд 3

пожалеть друга кого? Строение словосочетания

Слайд 4

Вставьте пропущенные буквы б … седовать е с … лют а ж … ри ю посв …тить (стихотворение) я землетр … сение я препод … ватель а д … лина о

Слайд 5

Выпишите словосочетания и выполните их разбор По небу голубому проехал грохот грома.

Слайд 6

«Помниш…, за м..ю услугу Об..щ..лся мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как св..ю? Под..ри ж ты мне д..вицу, Шамаханскую ц..рицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в гол..ву з..брал? П..пр..си ты от меня Хоть к..зну, хоть чин б..ярский».

Слайд 7

«Помниш ь , за м о ю услугу Об е щ а лся мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как св о ю? Под..ри ж ты мне д..вицу, Шамаханскую ц..рицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в гол..ву з..брал? П..пр..си ты от меня Хоть к..зну, хоть чин б..ярский».

Слайд 8

«Помниш ь , за м о ю услугу Об е щ а лся мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как св о ю? Под а ри ж ты мне д е вицу, Шамаханскую ц а рицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в гол..ву з..брал? П..пр..си ты от меня Хоть к..зну, хоть чин б..ярский».

Слайд 9

«Помниш ь , за м о ю услугу Об е щ а лся мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как св о ю? Под а ри ж ты мне д е вицу, Шамаханскую ц а рицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в гол о ву з а брал? П о пр о си ты от меня Хоть к а зну, хоть чин б о ярский».

Слайд 10

«Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский».

Слайд 11

«Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский».

Слайд 12

«Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский».

Слайд 13

«Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский».

Слайд 14

«Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский».

Слайд 15

Интонация состоит из следующих элементов: повышение голоса понижение голоса пауза внутри предложения пауза в конце предложения

Слайд 16

Произнеси правильно 1.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2.Снова князь у моря ходит с синя моря глаз не сводит. 3. В синем небе звезды блещут в синем море волны хлещут.

Слайд 17

Составьте побудительные предложения, используя в качестве сказуемых глаголы: посетите стремитесь слушайте

Слайд 18

-вест- весть весточка повествовать повествование повествовательное

Слайд 19

аккуратно, писать, бежать, быстро, читать, громко.

Слайд 20

г е рой г е роизм б а гровый б а гряный б а грец сум е рки м е рцать Багр - красная краска

Слайд 21

Распределите предложения по 2 колонкам Повествовательные Побудительные 1. Перестань сейчас же! 2. От твоей музыки уши болят! 3. Уходи отсюда со своей противной трубой! 4. Я протестую. 5. Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

Слайд 22

Проверь себя! 1.Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным. 1. Веселые отблески огня играли на стекле. 2. На печке два мальчика сладко посапывали. 3. Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку. 4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста. 5.Сырой туман висел над рекой. 2.Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением. 1.На подоконниках зеленели дедушкины саженцы. 2. Они вывели бычка на улицу. 3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем. 4. Дед бережно вынул из конверта письмо. 5. Она босиком побежит по свежей траве.

Слайд 23

Проверь себя I . 1, 3, 5 II . 2, 5.

Слайд 24

-яв- (-явл-): явка явиться являться явление проявиться заявление

Слайд 25

чтение книг. Мое любимое занятие Сущ. И.п. Сущ. И.п.

Слайд 26

1. Наш класс пойдет в лес. 2. Красив лес в осеннем уборе. Найти в 1 предложении глагольное словосочетание, во 2 - именные

Слайд 27

1. Планёр (?) это безмоторный летательный аппарат. 2. Мой отец (?) опытный строитель. Поставьте знаки препинания в предложениях и объясните

Слайд 28

1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Ранним утром бреду по осеннему лесу.

Слайд 29

Мальчик пишет письмо брату карандашом. Что? Кому? Чем?

Слайд 30

Дополнение Относится чаще всего к сказуемому. Обозначает предмет. Выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Подчеркивается пунктиром.

Слайд 31

Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей и Какой – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. Определение

Слайд 32

Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

Слайд 33

1. Кустик прекрасен. 2. Два листа держатся почти у самой земли. 3. Три стебля растут прямо вверх. 4. Андерсен – великий датский сказочник. 5. Кай и Герда – герои его сказки «Снежная королева». 6. Воздух сегодня свежий. 7. Город украшает бульвар.

Слайд 34

В теплом воздухе плыл шелковый шелест берез. Раздается долгое гудение толстого шмеля. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.

Слайд 35

Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем?

Слайд 36

З а ботл и в о Вн и мательн о Вежл и в о О т о всюд у

Слайд 37

Бесшумно трепетали на осинках разноцветные листочки.

Слайд 38

? ? ? ? ?

Слайд 39

Отвечают на один и тот же вопрос

Слайд 40

Относятся к одному и тому же члену предложения

Слайд 41

Произносятся с перечислительной интонацией

Слайд 42

Являются одним членом предложения

Слайд 43

Обычно выражены одной и той же частью речи

Слайд 44

[O , O , O] . [O и O] . [O , O , O] .

Слайд 45

1) Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. 2) Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! 3) Зазнайство не возвышает, а унижает.

Слайд 46

Ответьте на вопросы! Какие члены предложения называются однородными? 2. Какие члены предложения могут быть однородными? 3. Когда при однородных членах предложения ставится запятая? 4. Когда не ставится?

Слайд 47

Назовите одним словом . ЖИВОТНЫЕ

Слайд 48

Назовите одним словом . птицы

Слайд 49

Назовите предметы словосочетанием. Школьные принадлежности

Слайд 50

ЗАПОМНИ! При однородных членах могут быть слова, являющиеся общими по значению для стоящих при них однородных членов. Это обобщающие слова

Слайд 51

Дуб, береза, , липа дерево В лесу растут разные деревья дубы, березы, липы. :

Слайд 52

В лесу растут разные грибы: подосиновики, подберезовики, маслята. Как в схеме обозначено обобщающее слово?  [  :  ,  ,  ] .

Слайд 53

1. На озере ребята купались … … . 2. Солнце осветило луг … … . Допишите предложения, дополнив однородными членами. Составьте их схемы.

Слайд 54

Составьте распространенные предложения так, чтобы слово СТЕПЬ в 1-ом было подлежащим , во 2-ом – дополнением , в 3-ем – обстоятельством , в 4-ом – обращением.

Слайд 55

1) В саду у сторожа росли цветы: гвоздика, лилии, тюльпаны. 2) Звезды тускнеют и тают в синем небе. 3) Конь вышел, вытянул голову и заржал.

Слайд 56

Не оставь меня, кум милый!... Кумушка, мне странно это…

Слайд 57

Голубушка, как хороша!... Спой, светик, не стыдись !

Слайд 58

Смотри-ка, кум милый мой , что это там за рожа? Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума , оборотиться?

Слайд 59

Приятель дорогой , здорово! Где ты был? В кунсткамере , мой друг ! Часа там три ходил. Ну , братец , виноват: слона-то я и не приметил! Друзья ! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,- всё ваша музыка плоха!

Слайд 60

Ты с басом, Мишенька, садись против альта. [ , О , ] . А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь! [ , о , ] !

Слайд 61

1) Как милый Петушок поешь ты громко, важно! 2) А ты Кукушечка мой свет как тянешь плавно и протяжно… 3) Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? Спишите предложения, расставьте знаки препинания .

Слайд 62

Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор. Мой куманёк пришёл ко мне на ужин. Тебя мой куманёк век слушать я готова.

Слайд 63

Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями : друг мамочка

Слайд 64

1) Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. 2) Не губи меня, девица!

Слайд 65

1) Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи… 2) Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. 3) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!

Слайд 66

здра в ствуйте до _ свидани я сп а сиб о бл а г о д а рю изв и ните п о жалу й ста Сестренка, помоги мне , пожалуйста , решить задачу.

Слайд 67

Составьте предложение 1.Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями. 2. Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение. 3. Добавить обстоятельство образа действия из предложения Осень щедро одаривает леса краской . 4. Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер . 5. Из предложения Вы куда ведете, дороги? Взять существительное, которое является обращением . 6. Добавить союз и и продолжить предложение однородным членом.

Слайд 68

1. Не трещите морозы в заповедном бору. 2. К утру мороз крепчал. 3. Вылезайте муравьи после зимней стужи. 4. Муравьи санитары леса. 5. Догорай костер дотла.

Слайд 69

Прос е ка Г о ризонт Потому что Как будто

Слайд 70

1. Ночью ветер злится и стучит в окно. 2. Северный ветер несет свинцовые облака, и в воздухе появляются белые снежинки. 1) 2)

Слайд 71

[ ] . [ ] , [ ] , [ ] . а 1) 2)

Слайд 72

1 Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2. Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком. 3. Исчезают последние клочки снега и на свет выходит зеленая листва. 4. Я всегда просыпаюсь часа в два ночи до зари и встречаю рассвет. Найдите простые предложения (знаки не проставлены)

Слайд 73

1 Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски. 2. Только кое-где вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха. 3. На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она стог сена. 4. В лугах печально кричали ночные птицы белая звезда переливалась над рекою. 5. Листья пожухли и шуршат при ветре. Найдите сложные предложения (знаки не проставлены)

Слайд 74

1. Утром шел дождь. 2. Уже через час трава высохла.

Слайд 75

И А НО Равноправные, независимые части Что Когда Чтобы Потому что Если Как будто Зависимые: главную часть и придаточную

Слайд 76

-ближ- ближе близко близкий приближаться приближение приблизительный ближайший (-близ-)

Слайд 77

Проверка Строгое ж ю ри, тяжелый рю к зак, хо кк ейный ма т ч, огромный параш ю т, встретиться на во к зале, слышится ото всюду, повернуть налев о , современный комп ь ютер, беседовать со спор тс меном, интересная бр о ш ю ра, заинтересова ть ся книгой, увл е кат ь ся космосом. Оценка: « 5 » – нет ошибок « 4 » -1,2 ошибки « 3 » – 3,4 ошибки « 2 » – 5 и более ошибок

Слайд 78

Составьте схемы предложений. 1.Наступила осень, птицы готовятся к отлету. 2.Подъехала карета, и вышла из нее Василиса Премудрая. 3.Ученые считают, что вскоре наступит всемирное потепление.

Слайд 79

Проверьте схемы предложений. , 1) , и 2) , что 3)

Слайд 80

Составьте предложение 1.Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в И.п ед.ч. 2. Из предложения Мороз разрумянил щеки взять сказуемое, употребив его без приставки в 3-м лице ед.ч. настоящего времени 3. Из предложения Кисти винограда свисали до земли взять слово, являющееся подлежащим, употребив его как дополнение . 4. Из предложения Рябины украшают наши леса взять сущ., выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в Р.п. 5. Полученное предложение сделать сложным, добавив к нему вторую часть . Запишите сложное предложение, разберите его .

Слайд 81

Чем отличаются предложения друг от друга? 1. «Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль. 2. Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.

Слайд 82

Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал.

Слайд 83

Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи.

Слайд 84

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. На письме прямая речь заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы. Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.

Слайд 85

Схемы предложений с прямой речью. А: «П». «П», - а. А: «П?» «П!» - а. А: «П!» «П?» - а.

Слайд 86

Авторские слова, вводящие прямую речь: сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул.

Слайд 87

Карлсон предложил мальчику Малыш полетели со мной на крышу. Карлсон предложил мальчику: ,,М алыш , полетели со мной на крышу ” .

Слайд 88

Заяц спросил друзей вы в гости ко мне придете Заяц спросил друзей : ,,В ы в гости ко мне придете ? ”

Слайд 89

Бегите от пчел заорал Винни Пух ,, Бегите от пчел ! ” – з аорал Винни Пух .

Слайд 90

Где заяц строго спросил волк ,, Где заяц ?”- с трого спросил волк .

Слайд 91

Кто-то хвостик потерял тихо сказал Винни Пух ,, Кто-то хвостик потерял , ” - т ихо сказал Винни Пух .

Слайд 92

Угощайся апельсином ёжик предложил волк ,, Угощайся апельсином , ёжик , ” - п редложил волк.

Слайд 93

Поздравляю тебя с днем рождения Винни Пух весело крикнул Пятачок ,, Поздравляю тебя с днем рождения , Винни Пух !” - в есело крикнул Пятачок .

Слайд 94

Чей это домик удивленно спросил Винни Пух ,, Чей это домик ?”- у дивленно спросил Винни Пух .

Слайд 95

Кролик спросил кто там Кролик спросил : ,, Кто там ? ”

Слайд 96

Винни Пух спросил добавка будет Винни Пух спросил : ,,Д обавка будет ? ”

Слайд 97

Составьте сами предложение с прямой речью

Слайд 101

П о жалу й ста Буд ь те любезны Буд ь те добры

Слайд 102

Составьте схемы предложений, расставляя знаки препинания. 1. Склонились ветки деревьев спрятали молодые грибки. 2. Девочка сняла серебряные башмачки смахнула с них пыль и спрятала в сумку.

Слайд 103

Синтаксический разбор предложений 1. Мы поклялись поймать кота и вздуть за его проделки. 2. Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

Слайд 105

Способы выражения сказуемого глагол имя существительное имя прилагательное 1. Гроза постепенно удалялась. 2. Этот край очень скромен. 3. Птицы – наши друзья. 4. Первые листики зеленые. 5. Вкусна черника!

Слайд 106

Прочтите текст. Наступила осень. В лесу деревья давно облетели. Только березки сохранили листочки. Изредка лучи солнца озаряют лес.

Слайд 107

Прочитайте выразительно В лагере. - Ребята! Что тут происходит? - У нас сегодня соревнование за чистоту в спальне! - Почему же вы так кричите? -По тишине мы вчера соревновались!

Слайд 108

Перестройте предложения, сделав их побудительными 1. Школьники принимают активное участие в озеленении улиц. 2. Ребята старательно изучают грамматику. 3. Юннаты охраняют птиц.

Слайд 109

Расставить знаки препинания при диалоге, начиная каждую реплику с новой строки Ты умеешь держать тайну на ухо спросил Ваня. Спрашиваешь. Поклянись. Клянусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме:" Страна синтаксиса и пунктуации"

Повторить разделы русского языка: "Синтаксис и пунктуация"...

Подготовка к ЕГЭ. Презентация. Тесты по теме Синтаксис и пунктуация.

Данная  презентация включает задания для отработки выполнения заданий А19-А26 ЕГЭ по русскому языку. Содержит задания и ответы на них. Может быть использована как для фронтальной, так и для ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация"

Тема урока: «Синтаксис и пунктуация».Цель урока: познакомить учащихся  с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом.Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации...

Презентация. Подготовка к ЕГЭ по теме"Пунктуация" (А20-А26)

В данной презентации знакомлювыпускников сособенностями постановки знаков препинания в простых и сложных  предложениях...

Краткая презентация для обобщения темы"Пунктуация.Запятая"

Эта презентация поможет учащимся подготовиться к написанию письма и эссе, используя основные правила пунктуации,связанные с запятой....

презентация к теме "Повторение пунктуации".

презентация к уроку русского языка в 6 классе....