Различение глаголов изъявительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лоскутова Ирина Григорьевна

Папка с материалом для проведения урока состоит из 4-ёх частей:

- цели и задачи урока, предполагаемые умения и навыки;

- ход урока с дидактическим материалом;

- приложение с доп.дидактическим материалом;

- мини-презентация (иллюстрация, создающая настроение, и материал для самопроверки и рефлексии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon -bff31.ppt719.53 КБ
Файл tseli_i_zadachi_pri_razlichenii.docx13.21 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5.docx18.84 КБ
Файл urok-razlichenie.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Отрадно бродить на заре по майскому лесу. Если выйд е те из дома пораньше, то увид и те, как зеленой черточкой ложится след ваших ног на росистую траву. А если вы тихонько свистн е те или просто прошепч е те что-нибудь, то услыш и те, как лесное эхо ответит вам. Окликните негромко маленькую серую птичку, и она отзовется нежной трелью. Нет ничего лучше, чем чистая радость от общения с природой.

Слайд 4

Если окликн е те негромко маленькую серую птичку, то она отзовется нежной трелью. Окликн е те негромко маленькую серую птичку - она отзовется нежной трелью.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-ом классе

Тема: «Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени»

Цели: научиться различать глаголы повелит.наклонения и глаголы наст.и буд.времени, чтобы грамотно писать безударные личные окончания глаголов изъявит.наклонения.

Задачи в развитии универсальных  учебных действий:

-регулятивные:  умение определять цель и составлять план действий, действовать по плану, оценивать результат;

-познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, сопоставлять наблюдения; делать выводы;

-коммуникативные: умение доносить свою позицию, понимать других, сотрудничать.



Предварительный просмотр:

                                     Урок русского языка в 5-ом классе

                          Различение глаголов  повелительного наклонения и глаголов изъявительного          наклонения настоящего и будущего времени

  1. Разминка, подводящая к проблемной ситуации: чтение и анализ текста (см.Р1)

Задания

- назвать пунктограммы (запятая в сложном предложении; обособление обращения; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ.в именит.падеже);

NB! Желательно обратить внимание на виды связи в сложных предложениях, в частности - на сложноподчин.предложение с придаточным условным, т.к.в предложениях такого типа часто встречаются гл.изъвит.накл.буд.времени, о которых пойдет речь на уроке.

- орфографический анализ (безуд.гласные в корне слова ( в том числе – чередующиеся), непризнос.согл.в корне, правописание безуд.личн.окончаний глаголов и др.);

- назвать все глаголы, указать наклонение и время (если есть).

2. Создание проблемной ситуации

1. Задание – определить наклонение, время гл.вылечите (слово на Д)

Формулируется проблема, называются ее причины (глаг.в форме 2 лица множ.числа), находится способ решения(придумывается и записывается контекст для формы повелит.наклонения и изъявит.наклонения буд.времени.

  1. Задание – сформулировать тему так, чтобы в формулировке содержалась основная задача урока ( Различение глаголов … - пока речь идет только о гл.буд.времени)
  2. Определение цели урока

Вопрос – зачем нужно уметь различать данные глагольные формы?

Ответы -  разный морфемный состав( Д); синтаксич.особенности пр-ий с гл.-сказуемым в форме повелит. и изъявит.накл., …). Нужно выйти на орфографию  - задание (запись под дикт.на Д. и в Т):

   Если заблудитесь, крикните погромче. Если крикнете, обязательно кто-нибудь отзовется -

вариант новой проблемной ситуации, для разрешения которой нужно определить формы глаголов, указать  спряжение глаголов в форме изъявит.наклонения, выделить безуд.личные окончания и суффикс –и в глаголе повелит.наклонения – т.е. сделать качественный графич.комментарий. Параллельно на доске составляется схема, позволяющая сформулировать выводы (правило).

  1. Формулировка правила (самостоятельно)

Сопоставление самостоятельно сформулированного правила с правилом из учебника (с.148). Объяснение различий в формулировках. Дополнение к теме урока ( Различение … и настоящего времени)

  1. Закрепление полученных знаний
  1. Задания 2(см.Р)

NB! Возможен вопрос, предваряющий выполнение задания, связанного с образованием глагольных форм (бонус для сообразительных) – Можно ли сразу назвать глаголы, в которых возможно – ете?

 После  того, как оба задания выполнены, - выявление целесообразной последовательности действий при решении данной орфографической задачи и создание алгоритма.

  1. Вопрос - С каким типом речи может быть связана такая комбинация глаголов? (задание 2 вторая часть) – выход на рассуждение (след.задание связано с текстом-рассуждением; возможен анализ текста с данной позиции).
  2. Задание 3(Р)

Далее – самопроверка (текст вынесен на слайд); самооценка (исправлены все 5 ошибок – 5 баллов, 4 - …).

NB! Может возникнуть спорная ситуация по поводу предпоследнего предложения («окликните»). Слайд- показать 2 варианта  измененного предпоследнего предложения: с придаточным условия (вспомнить схему, составленную при выполнении 1-го задания) и вариант бессоюзного предложения:

-Если вы окликнете негромко маленькую серую птичку, то она отзовется нежной трелью;

-Окликнете негромко маленькую серую птичку – она отзовется нежной трелью. – Почувствовать разницу.

6. Подведение итогов

Задание: записать ключевые слова темы.



Предварительный просмотр:

 Приложение.                                                                                                                               1.  Алиса молчала. Никогда в жизни ей не перечили, и она чувствовала, что теряет терпение.

  - А теперь ты довольна? – спросила Гусеница.

  - Простите меня, сударыня. Если не возражаете, мне хотелось бы хоть капельку подрасти. Три дюйма – такой ужасный рост!

   2.

* От данных  глаголов образуйте формы 2 лица множ.числа изъявит.наклонения будущего времени и формы повелит.наклонения

  Выбрать, окликнуть, привыкнуть, выйти, стукнуть, разбудить, свистнуть, прошептать, выручить, вытереть.

* Вставьте пропущенные буквы. Откомментируйте орфограмму

    1) Выйд…те сегодня пораньше! – Если вы выйд…те пораньше, мы успеем на первую электричку.

    2) Выскаж…те свое мнение! – То, что вы скаж…те об этом, - важно.

    3) Вымет…те мусор! – Когда вымет…те, в комнате станет чисто.

3.

Найдите и исправьте ошибки в тексте

 

    Отрадно бродить  на заре по майскому лесу.

    Если  выйдите из дома пораньше, то увидете, как зеленой черточкой ложится след ваших ног на росистую, побелевшую траву. А если вы тихонько свистните или

просто прошепчите что-нибудь, то услышете, как лесное эхо ответит вам. Окликните негромко маленькую серую птичку, и она отзовется нежной трелью.

     Нет ничего лучше, чем чистая радость от общения с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме: Сослагательное наклонение I (нереальное условие в настоящем и будущем времени)

Работа выполнена частично в тестовой форме, что облегчает проверку учителем...

Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени приложение

Приложение к уроку "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"...

Основные случаи употребления видо-временных форм английского глагола изъявительного наклонения в действительном залоге. Таблица

Основная цель данного метариала - привести в систему имеющиеся знания по теме "Видо-временные формы английского глагола изъявительного наклонения"....