УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Главацкая Наталья Владимировна

В статье приведены примеры использования упражнений по речевому этикету на уроках русского языка. Данный метод  позволяет учащимся приобрести не только теоретические знания в области речевого поведения, но и практические умения анализировать речевое поведение и в соответствии с ним выбирать необходимые языковые средства, в том числе этикетные формулы, что в свою очередь служит развитию у учащихся личностных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_glavatskaya_n.v.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Главацкая

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г.Чита

УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Развитие УУД входит в основные цели изучения русского языка в школе как овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе  развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций [2,с.14].

В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях [1, с.8].

Думается, что развитие личностных УУД возможно и может быть эффективным при изучении речевого поведения.  Однако в учебниках русского языка тема речевого этикета, речевого поведения представлена недостаточно, что препятствует развитию у школьников личностных УУД. У учащихся возникают трудности в общении с окружающими, они не способны сделать нравственный выбор, не знают о приемах нравственно-этического оценивания речевого поведения с точки зрения соблюдения/несоблюдения этических норм и др.

В ходе первого этапа экспериментального обучения учащихся в 5 А классе МБОУ «СОШ № 2» г. Читы Забайкальского края, целью которого была  апробация важнейших элементов системы овладения общепредметными умениями и универсальными способами деятельности в частности знаний, умений и навыков, необходимых для развития личностных универсальных учебных действий при оценке речевого поведения, осуществлялась работа, направленная на развитие знаний, умений и навыков, формирующих жизненное и личностное самоопределение учащихся.

Цель первого этапа обучения состоит в том, чтобы познакомить учащихся с культурными традициями русского народа, нормами русского речевого поведения в различных сферах общения, доказать учащимся актуальность изучения речевого этикета на уроках русского языка в школе.

Для достижения этих целей учащимся предлагалось выполнить следующие задания:

1.Напишите мини-сочинение на тему «Какое место в моей жизни занимает речевой этикет?»;

2.Напишите мини-сочинение, выбрав к нему один из эпиграфов.

1. Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. (Сервантес); 2.  На доброе слово не надо скупиться: сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков); 3. Красную речь красно и слушать. (Пословица); 4. Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали... (А.С. Пушкин); 5.  От одного слова – да навек ссора. (Пословица); 6. Давайте говорить         друг другу комплименты.(Б.Окуджава)

Цель второго этапа обучения заключается в развитии у учащихся мотивационной системы учебной деятельности (системы смыслов или смыслообразования): учебных и познавательных мотивов (освоение новых знаний и  потребности в деятельности, направленной на получение новых знаний), социальных мотивов (направленность на способы взаимодействия с другими людьми; социальную идентификацию как стремление к одобрению родителей, учителей, сверстников; стремление к сохранению, созданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми), внешних мотивов (мотив отметки; учёба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания). Данные цели достигаются при помощи решения учебных познавательных задач.

Цель разработанных нами заданий: развивать у учащихся мотивационно-смысловую и ценностную сферы личности через осознанное стремление соблюдать нормы речевого поведения (познакомить с  этикетными  формулами, развивать умения использовать этикетные формулы в речи в ситуациях обращения, просьбы, отказа).

Задание 1: Закончите предложения. Как называются слова, которыми вы закончили данные предложения? Кратко ответьте на вопрос: с какой целью мы используем в речи этикетные слова и выражения?

1.Растает ледяная глыба, от слова теплого…. (спасибо). 2. Зазеленеет старый пень, когда услышит ….(добрый день). 3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ….(спасибо). 4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, …(здравствуйте). 5.Когда нас ругают за шалости, говорим ….(прости, пожалуйста). 6.И во Франции, и в Дании на прощанье говорят...(до свидания).

 Задание 2: 1. Вспомним, что такое этикетные формулы? Какие этикетные формулы уместно использовать в следующих примерах? Как могут вам пригодиться знания о речевом этикете?

1…. ты принёс мне энциклопедию военной техники? (Скажи, пожалуйста,…). 2….когда отправляется поезд №232? (Извините, вы не подскажете,…). 3. Петя,…открыть дверь? (можно тебя попросить…). 4…., но я не согласен выполнять это поручение.(Извините…).

Задание 3: 1. Прочитайте текст.

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви.., вражде и ненависти. Нужно беречься от такого слова, которое разъединяет людей.

2. Какие слова, по вашему мнению, могут разъединить людей, а какие  - соединить?

3. К какой из этих групп вы отнесёте слова, связанные с русским речевым этикетом? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 4: 1. Прочитайте текст. 2. Определите, в чем заключается основная мысль данного текста. 3.Согласны ли вы с автором этого текста? Почему?

Объявляя бой речевому бескультурью, хочется посоветовать всем ребятам: в любом разговоре не веди себя как недруг, всегда относись к собеседнику как к товарищу. Некоторые ребята любят бросаться грубыми выражениями, уничижающими собеседника («Ишь ты, какой умный!», «Держи карман шире!» и др.). От этих грубых поговорок нашим ребятам давно пора отучиться.

Цель третьего этапа обучения заключается в развитии умения выделять нравственный аспект поведения, умения соотносить свои поступки и поступки окружающих людей с принятыми этическими принципами, поэтому представлялось обязательным развитие умений и навыков, необходимых для осуществления нравственно-этического оценивания. Для этого учащиеся получали раздаточный материал (отрывки из художественных текстов) и производили анализ по критериям: 1) соответствует или не соответствует речь героев диалога правилам речевого поведения; 2) какие правила речевого поведения нарушаются, почему; 3) составление диалога, соответствующего правилам речевого поведения.

Цель заданий: развивать умение оценивать речевое поведение героев с точки зрения соответствия их речи правилам речевого поведения.

Задание 1: 1.Прочитайте текст: //- Негодная девчонка! Положи инструмент на место! – вскакивая, воскликнула Ольга. – Кто тебе разрешает вступать в разговоры с какими-то        дяденьками.// - Не положу,- обиделась Женя, - я не вступала, вступал он. Я тебе рассказала бы дальше, а теперь не буду. Вот погоди, приедет папа, он тебе покажет.        (А.Гайдар)

2. Почему Женя не захотела выполнить требование сестры? Можно ли было иначе выразить это требование – в форме просьбы? Приведите примеры.

Задание 2: 1. Прочитайте диалог героини романа Ильфа и Петрова «12 стульев»  Эллочки-людоедочки со своей подружкой.

//- Алло, можно Эллу? //- Привет, мочалка! Это я.//- Ты выйдешь гулять? // - Не могу: шнурки в стакане. //-  Ты фейерверк видела? Ну, как? //-  Ну, кайф! Классно! Потряска! // - Знаешь, Мадонна приезжает. //-  Да, я от нее торчу. //-  Будешь смотреть ее концерт? //-  Без базара, я же не лох какой-нибудь. //-  До свидания, Элла. //-  Чао, бамбино! //

2. Как вы думаете, соответствует ли речь Эллочки нормам и правилам речевого этикета? Почему? 3. Напишите мини-диалог Эллочки со своей подружкой, который будет соответствовать нормам и правилам речевого этикета.

Задание 3: Прочитайте фразы и ответьте на вопросы.

1. Артем, выскочив из дома, стремглав помчался к автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.

Как повлияла спешка Артема  на настроение окружающих?

2. Когда Олег  вышел на школьную площадку,  обогнавшая его Алена показала ему язык. Олег шутливо щелкнул её по затылку,  Алена передразнила его походку.

 Каким  будет настроение у Олега? Почему?

3. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Он допустил 4 ошибки. Назовите их (1) крикнул, 2) не сказал: «извините», 3)не сказал: «не подскажите», 4) правильно говорить: не часов, а времени).

Как нужно было правильно обратиться к прохожему? Как вы думаете, было ли сложно мальчику, быть вежливее? Конечно, нет!

Задание 4: 1. Прочитайте выразительно диалог. 2. Можно сказать, что Бука и Бяка были приветливы? 3. Чем они могли расположить к себе друг друга? 

//Встретились Бяка и Бука. //Никто не издал ни звука. //Никто не подал и знака –  молчали Бука и Бяка. //  И Бука думал со скукой:  «Чего он так смотрит – букой?» //А Бяка думал: «Однако  какой он ужасный бяка…»//

Задание 5: 1. Попробуйте определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого напротив каждой ситуации напишите вежливыми или нет, были действия в ней. Какие правила вежливости вы знаете?

1.Поздоровался при встрече….(вежливо) 2.Толкнул, не извиниться….(невежливо)  3.Помог подняться, поднял упавшую вещь….(вежливо)  4.Нагрубил товарищу….(невежливо) 5.Не уступил место пожилым людям в троллейбусе …. (невежливо) 6.Поблагодарил за оказанную помощь        (вежливо).

Задание 6: 1. Прочитайте вслух выразительно диалог и объясните, почему между его участниками появилось раздражение? Какие нормы речевого этикета нарушены?

//– Ванечка! Иди обедать! – слышится голос мамы.//– Иду! – отвечает сын, не в силах оторваться от компьютерной игры.//– Ну, ты идешь?//– Иду! – повторяет Ваня, продолжая интересную игру. Он спешит изо всех сил скорее доиграть, но именно поэтому начинает делать ошибки, игра затягивается.//– Почему не идешь? Все остынет! Ты будешь обедать?//- Иду! Иду!//– Как ты разговариваешь? Не груби!//– А что я такого сказал?! Я же сказал «иду!».

2.Измените диалог так, чтобы тональность общения стала доброжелательной. Запишите составленный вами диалог.

Задание 7: 1.Прочитайте диалоги.

Колина семья. //Бабушка: А, Коля пришёл!//Коля: Добрый день, бабуль!//Мама: Ну что, сынок, сходил в магазин?//Коля: Ну конечно, мама, все купил. Вот сдача и чеки.//Папа: Какие трудности с уроками, Николай Петрович?//Коля: Сегодня – никаких, Пётр Сергеевич, ты мне всё хорошо вчера объяснил.//

Васина семья. //Бабушка: Ну что, явился, троечник?//Вася: Опять, бабка, пристаёшь?//Вася (маме): Принесла чего-нибудь вкусненького, мам?//Мама: Рук не хватило для твоего вкусненького, сыночек. Я же просила сходить за хлебом, а ты не пошёл.//Папа: Вась-Вась, ты уроки сделал?//Вася: Всё равно не поверишь, папуля, бери портфель, проверяй. Меня корить кто-нибудь будет?!//

2. В какой семье нарушены правила речевого общения? 3.Какие правила речевого этикета нарушены в семье Васи? Перечислите. 4.В какой семье вам приятнее было бы находиться в гостях? Почему?

Задание 8: 1. Прочитайте стихотворение.      

Здравствуй!

Я решил желать здоровья //Всем домашним каждый день,//Улыбаться им с любовью//Вовсе даже мне не лень.//Поздороваться несложно//Мне со всеми поутру,//И погладить осторожно//Шерстку милому коту.//Но зато от слова «Здравствуй»//Сразу станет всем теплей,//Мир покажется прекрасней,//И светлее, и добрей.//

2. Как вы думаете, что означает слово «Здравствуй»? 3.Какие формулы приветствия, в каких речевых ситуациях вы будете использовать?

На четвертом этапе опытного обучения осуществлялась работа, направленная на развитие знаний, умений и навыков, необходимых для ориентирования в социальных ролях и межличностных отношениях. Для достижения этой цели учащимся предлагались задания на определение социальных ролей говорящих и составление диалогов с учётом этих ролей.

Задание 1: Определите, людям каких возрастных групп (молодежь, среднее поколение, старшее поколение) свойственно употреблять в речи следующие фразы:

Салют, Ленка!; Приветик!; Чувак и чувиха; Кадр; Гуд байте вам;         Рад приветствовать вас, Игорь Сергеевич!; Доброго здоровьица!; Честь имею откланяться…; Простите за беспокойство…; Вас не затруднит….

Задание 2: Решите ситуативные задачи.

А. Девочка звонит заболевшей подруге, она поднимает трубку. Как построить разговор в данной ситуации? С чего надо начать разговор? Какие варианты приветствия будем использовать в этой ситуации? Надо ли называть себя? О чем девочка должна спросить в первую очередь?

Б. Девочка звонит заболевшей подруге. К телефону подходит ее мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор?
Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою        просьбу?

В. Девочка звонит своей подруге, но ошиблась номером. Как быть в таком случае? Выберите правильный вариант: Извините, пожалуйста, а какой это номер? Это 1-58-17? Извините, это номер 1-58-17?

Задание 3: Как вы думаете, людям каких социальных ролей будут принадлежать следующие фразы:

1.Не будете ли вы так добры подвинуться? 2.Не толкайтесь! Не видите, что тут стоят – глаза что ли на затылке? 3.Здорово, браток.4.Честь имею! 5.До будущего! 6.Мамаша, садись! 7.Извольте откушать.

Таким образом, использование упражнений по речевому этикету на уроках русского языка позволяет учащимся приобрести не только теоретические знания в области речевого поведения, но и практические умения анализировать речевое поведение и в соответствии с ним выбирать необходимые языковые средства, в том числе этикетные формулы, что в свою очередь служит развитию у учащихся личностных УУД.

Библиографический список:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:  от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. - 157 с.

2. Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2011. - 78 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование воспитательного потенциала речевого этикета на уроках иностранного языка.

Наметившаяся в обществе тревожная тенденция к недооценке важности соблюдения культурно-этнических норм общения заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь. Представляется, ...

Обучение речевому этикету на уроках английского языка в начальной школе

Одно из самых больших достояний человечества и удовольствий человека это общаться с людьми. Достичь целей в общении человеку помогает речевой этикет.  Любой изучаемый язык является источником вос...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

Главные задачи:- обогащение словарного запаса;- освоение орфоэпических норм;- развитие орфографической зоркости;- совершенствование навыков обращения со справочной литературой....