Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс (136 часов)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс (136 часов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  7 КЛАСС

                                                                                           136 часов (4 часа в неделю)

Учитель: Федулова С.Ю.

 урока

Наименование раздела/ темы

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды деятельности

формы работы, формы контроля

Дата проведения

план

факт

      1

Русский язык как развивающееся явление

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка. Вопросы учителя, самостоятельная работа.

Сочинение-миниатюра

«Живой, как  жизнь»

                                                                 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 6 КЛАССАХ (12 ч, к.д-1, р/р-4)

      2/1

Синтаксис.

Синтаксический разбор

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения синтаксиса.      Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического   разбора).

Самостоятельная работа

       3/2

Пунктуация.

Пунктуационный разбор

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения пунктуации.  

Функции знаков препинания; знаки завершения.

Беседа по вопросам о пунктуации.

Диктант по учебнику – повторение однородных членов и знаков препинания между ними

       4/3

   

Лексика и фразеология

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов). Лексический диктант.

Сочинение-миниатюра (используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своём друге, указав положительные и отрицательные черты его характера)

      5/4

Фонетика и орфография.

Фонетический разбор слова

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Беседа, составление таблицы «Употребление мягкого знака на конце слова»

 (с использованием пословиц), фонетический разбор.

Самостоятельная работа

      6/5

Р. Фонетика. Сжатый пересказ. План текста

1

Урок развития речи

Чтение и разбор текста. Краткий пересказ второй части текста. Составление плана текста.

           План текста.

1.Необычный мёд.

2.Цветы Заполярья.

3.Переселение пчёл.

4.Древний союз природы и человека.

      7/6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения словообразования. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Порядок морфемного и словообразовательного разбора. Практикум, анализ текста. Орфографическая диктовка

   8/7

   

 

   9/8    

Морфология и орфография.

Морфологический разбор слова

Морфология и орфография (практикум).

Р. Открытия Ломоносова в лингвистике

2

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, морфологический и орфографический разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений.

Словарный диктант

  10/9   

Р. Текст. Типы речи

1

Урок развития речи

Беседа по вопросам учебника, работа с текстами: составление плана, выделение смысловых частей

  11/10

Р.Стили литературного языка

1

Урок развития речи

Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы

   12/11

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1

Урок контроля

Проверка знаний, полученных в 5-6 классах.

Диктант с грамматическим заданием

13/12

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

Урок работы над ошибками

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

                                                                     МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.  КУЛЬТУРА РЕЧИ.

                                                                                             ПРИЧАСТИЕ (31 ч, к.д-1, р/р-7)

14/1

Причастие как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его   грамматические    признаки.  Признаки глагола    и    прилагательного    в    причастии.  Синтаксическая роль.

Подбор существительных к прилагательным    и    причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий     в речи

15/2

Р. Публицистический стиль

1

Урок развития речи

Беседа о назначении публицистического стиля, анализ текстов; составление таблицы, работа с учебником.

Свободный диктант. Из газет и журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметив черты, характерные для данного стиля

16/3

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Склонение полных причастий   и  

правописание    

гласных   в   падежных окончаниях    

причастий.

Осложнённое списывание

17/4

18/5

Причастный оборот.

Выделение причастного оборота запятыми

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Причастный    

оборот, выделение запятыми    

причастного оборота.

 Объяснительный,

срезовый словарный диктанты

19/6

     20/7

Р. Описание внешности человека.

2

Урок развития речи

Описание    

 внешности      человека: структура    текста, языковые

особенности    

(«портретные» слова). Описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы». Наблюдение над фрагментами   художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др.

     21/8

Действительные и страдательные причастия

1

Урок сообщения новых знаний

Действительные и страдательные причастия.

Нормы употребления.

Словарный диктант

     22/9

Краткие и полные страдательные причастия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении. Свободный диктант.

   23/10

   24/11  

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Образование

действительных  

причастий   настоящего   времени.  

 Правописание      гласных в суффиксах действительных причастий        

настоящего времени.

Работа по карточкам. Тест. Составить  словосочетания с причастиями,   которые   можно использовать при   описании внешности человека.

25/12

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Образование

действительных   причастий      прошедшего        времени.

Орфоэпические нормы.

Творческое списывание

 26/13

27/14

Р. Вопросный план. Изложение от 3-го лица с употреблением причастий, которые являются ключевыми словами отрывка

2

Урок развития речи

Развитие речи учеников. Закрепление знаний о причастии. Обсуждение плана. Пересказ.

Письмо изложения.

1.С какими чувствами вспоминает Т.Л.Сухотина своё детство?

2.В какой атмосфере выросла дочь Л.Толстого?

3.Кому она особенно благодарна за своё детство?

4.Какую роль сыграл отец в жизни дочери?

5.За что Т.Сухотина благодарна своей матери?

6.Что дала детям семьи Толстых Ханна, английская воспитательница?

   28/15  

Страдательные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Образование страдательных причастий  

 настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия.

Объяснительный диктант,    

дополнить таблицу «Суффиксы причастия».

29/16

30/17

Страдательные причастия прошедшего времени

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

Тренировочные упражнения, работа с учебником, работа по карточкам.

 Словарный диктант

 31/18

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Словарный диктант.

32/19

 

33/20

 

Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Одна и две буквы Н    в    суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных    от глагола.

Тест.  

Объяснительный диктант

34/21

35/22

Н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора Н и НН в

суффиксах кратких

страдательных  причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие  и полные  

причастия и прилагательные?

36/23

37/24  

Р. Выборочное изложение по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»

2

Урок развития речи

Отбор материала, составление плана изложения. Приемы описания предмета.

Выборочное изложение    повествовательного текста с элементами описания  внешности человека

38/25

Морфологический разбор причастия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Общее    значение причастия,      

морфологические признаки,  

синтаксическая роль.

Комплексный анализ текста

39/26

   

40/27

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора слитного    и    

раздельного написания НЕ с причастиями.

Составление таблицы «НЕ с причастием»

41/28

Буквы  Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора Е, Ё в суффиксах    страдательных    причастий прошедшего времени,    правильно писать орфограмму, обобщать и систематизировать знания о

правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия   выбора   орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих.

Контрольный словарный диктант.    

Выборочный диктант

   42/29

Повторение изученного. Зачёт по теме «Причастие»

1

Урок повторения и закрепления изученного материала

 Обобщение сведений о причастии.

Морфологические признаки причастия, орфография причастия. Применение изученных орфографических правил на практике.

Зачёт

   43/30

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

Урок контроля

Проверка знаний о причастии. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

   44/31

Работа над ошибками. Повторение изученного о причастии

1

Урок работы над ошибками

Работа над ошибками. Повторение изученного о причастии. Значение,

 морфологические      признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий. Работа с текстами разных стилей и жанров

                                                                                          ДЕЕПРИЧАСТИЕ (13 ч, к.д-1, р/р-1)

45/1

Деепричастие как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Вопрос о

деепричастии  в системе частей речи.

Глагольные и  наречные признаки

деепричастия, синтаксическая роль      

деепричастий.

Объяснительный   диктант

46/2

47/3

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Деепричастный оборот; знаки

препинания при деепричастном    обороте.    Выделение одиночного    

деепричастия     запятыми.

Словарный диктант

48/4

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Правило правописания НЕ с деепричастиями. Выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставление написания НЕ с причастиями и глаголами,

составление связного рассказа на

грамматическую тему. Работа по карточкам

49/5

50/6

Деепричастия несовершенного вида

2

Деепричастия  

несовершенного  вида и их

образование.

Диктант «Проверь себя».

51/7

52/8

Деепричастия совершенного вида

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Деепричастия совершенного вида и их образование.

Словарный диктант с обозначением деепричастных оборотов

53/9

Р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

1

Урок развития речи

Особенности текста – описания действий, повествования; главная мысль.

Сочинение

54/10

Морфологический разбор деепричастия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы    образования    деепричастий.    Правописание НЕ с деепричастиями.     Знаки препинания      при деепричастном обороте. Редактирование      текста, осложнённое списывание

55/11

Повторение изученного по теме «Деепричастие»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Закрепление и обобщение знаний и умений о деепричастии. Морфологические признаки, орфография, применение знаний на практике.

Словарный диктант.

Тест

56/12

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

Урок контроля

Систематизация знаний. Контрольный диктант с грамматическим заданием

14.12

57/13

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Тестирование

1

Урок работы над ошибками

Работа над ошибками. Тестирование.

15.12

                                                                                   НАРЕЧИЕ (26 ч, к.д-1, р/р-5)

58/1

59/2

60/3

 Наречие как часть речи

3

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Наречие    как    самостоятельная    неизменяемая    часть    речи: значение,     морфологические       признаки, синтаксическая роль. Выписать

словосочетания     глаголов    с    

наречиями,    проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом

16.12

19.12

21.12

61/4

62/5

63/6

Смысловые группы наречий

3

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Разряды   наречий   по значению.      Употребление наречий. Составить    

таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения

22.12

23.12

26.12

64/7

Р. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег»

1

Урок развития речи

Составление плана, написание сочинения.

Формировать навык построения связного текста, рассказа, умение подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись)

28.12

65/8

66/9

Степени сравнения наречий

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы    образования степеней   сравнения  

(сравнительной, превосходной), критерии   разграничения   простой сравнительной     и     составной превосходной    степеней    

прилагательных и наречий, приемы распознавания     морфологических омонимов. Рассказать     по плану   о  

степенях     сравнения наречия,  

подобрать к глаголам различные    

 наречия, образовать       степени сравнения

29.12

30.12

67/10

Морфологический разбор наречия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Морфологические признаки наречия. Разграничение    наречий и других частей речи.

Диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются?

16.01

68/11

69/12

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е.

Подобрать к наречиям синонимы   с   приставкой НЕ, затем антонимы

18.01

19.01

70/13

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Правописание     отрицательных наречий. Условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, опознавание наречий с орфограммой, различение приставки   НЕ-/НИ-  в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях.

Словарный диктант. Ответить на   вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ - в отрицательных наречиях и

местоимениях?

20.01

71/14

72/15

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е

Р. Описание действий

1

     

   

   1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Урок развития речи

Правило написания н и нн в наречиях на -о и –е.

Значение наречий при описании действий.

Условия выбора написания н и нн в наречиях на –о и –е, совершенствование навыков монологической речи. Анализировать текст, исправлять речевые ошибки.

Словарная работа.

Тренировочные упражнения

23.01

25.01

73/16

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Правило выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий,

опознавание наречий с этой орфограммой, определение общего в написании разных частей речи с

Распределительный       диктант.    Заменить наречия синонимами,

имеющими после шипящих на конце -0/-Е

26.01

74/17

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора букв о и а на конце наречий.

«Четвертое лишнее».  

Определить роль наречий в тексте

27.01

75/18

76/19

Р. Подробное изложение с элементом сочинения.

2

Урок развития речи

Подготовка к подробному изложению. Нахождение слов, которые выражают отношение к персонажам и их действиям. Написание изложения с элементом сочинения.

-Как вы понимаете  последнюю

реплику – гневный ответ женщины? Изложение с творческим заданием.

Нахождение слов, с помощью которых выражается отношение к персонажам и их действиям: яростно (собака), маленький, взъерошенный, жалобно (котёнок), поспешно, сердито, гневно (женщина).

- Почему эпитеты отсутствуют в описании мальчиков?

(Они бездействуют, равнодушно ждут, что произойдёт, поэтому автор не наделил этих героев эпитетами).

30.01

1.02

77/20

Р.Сочинение по картине Е.И.Широкова «Друзья»

1

Урок развития речи

Особенности описания внешности и действий человека; композиция рассказа по картине. Беседа,

сочинение по картине.

2.02

78/21

Дефис между частями слова в наречиях

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Правила дефисного написания наречий.    Распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием.

Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи

3.02

79/22

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

 Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях.

Диктант. Составить таблицу  

 «Слитное   и   раздельное    написание наречий»

6.02

80/23

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Формирование   умений опознавать   наречия с орфограммой, правильно  

писать, определять синтаксическую    функцию    предложения, различать и  безошибочно  писать части речи с шипящей на конце.

Выборочный диктант

8.02

81/24

Повторение изученного по теме «Наречие»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Морфологические признаки,

синтаксическая роль, правописание наречий. Обобщение сведений о наречии как части речи. Повторение орфограмм по теме. Редактирование текста.  

Привести   примеры   на каждый    случай правописания наречий,        

используя    таблицы. Диктант

9.02

82/25

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

Урок контроля

Диктант    с   дополнительными заданиями

10.02

83/26

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

Урок работы над ошибками

Работа над ошибками, работа по карточкам, тестирование

13.02

                                                                   КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (5 ч, к.д -, р/р-2)

84/1

85/2

86/3

Категория состояния как часть речи

Р. Слова категории состояния. Работа с текстами. Пересказ одного из отрывков

Морфологический разбор категории состояния

1

   

 1

 

 

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Урок работы над ошибками

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Знакомство с основными значениями слов категории состояния.

Выделение грамматической основы односоставного предложения

Роль слов категории состояния в художественной речи. Совершенствование умения «видеть» слова категории состояния в тексте. Анализ текста с нахождением слов категории состояния и пересказ одного из отрывков

Морфологический разбор слов категории состояния.

Тренировочные упражнения

15.02

16.02

17.02

87/4

Р.Сжатое изложение по тексту К.Паустовского «Обыкновенная земля»

1

Урок развития речи

Элементы анализа текста.

Сжатое изложение.

Цель текста – привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном

20.02

88/5

Повторение изученного по теме «Слова категории состояния»

    1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знакомство с основными заслугами А.Х.Востокова. Составление плана статьи. Рассуждение на тему: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?»

22.02

                                                               СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (37 ч, к.д-3, р/р -)

89/1

Самостоятельные и служебные части речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Служебные   части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных      частей речи. Основная роль служебных частей речи. Работа с текстом

24.02

                                                                                     ПРЕДЛОГ (9 ч, к.д-1, р/р -)

90/1

Предлог как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Предлог как служебная часть речи.  

Роль  предлогов   в   словосочетании    и предложении.

Определить роль   предлогов в

предложении. Сгруппировать

словосочетания по    значению предлога

27.02

91/2

Употребление предлогов

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Предлоги      

однозначные и многозначные.      

Употребление предлогов   с    существительными, числительными,   местоимениями. Предлог перед прилагательными, порядковыми

числительными   и   причастиями.

Диктант.    

Редактирование текста

1.03

92/3

Непроизводные и производные предлоги

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический способ образования производных предлогов. Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги    производными

2.03

93/4

94/5

Простые и составные предлоги

Морфологический разбор предлога

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Простые и составные предлоги.

Предлог как служебная часть речи и   средство   связи слов в словосочетании и предложении. Употребление предлога с одним или     несколькими падежами.  

Основное     грамматическое         значение предлога. Разряды предлогов по

происхождению и составу.   Правописание    производных предлогов.  

Различение   на   письме производных

предлогов и созвучных словосочетаний. Работа по карточкам.

Из словаря фразеологизмов выписать 4-5    устойчивых    выражений, куда

входили бы производные предлоги,  

записать с ними предложения, разобрать синтаксически

3.03

6.03

95/6

96/7

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Формирование умения отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи.

Осложнённое списывание.

Объяснительный   диктант.    

Составить   таблицу «Различайте предлоги и существительные»

9.03

10.03

97/8

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1

Урок контроля

Диктант    с   дополнительными заданиями

13.03

98/9

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

Урок работы над ошибками

Классификация   и исправление  

 допущенных ошибок. Работа над ошибками.

15.03

                                                                                      СОЮЗ (12 ч, к.д-1, р/р -)

99/1

100/2

Союз как часть речи

Простые и составные союзы

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая    роль союзов в предложениях.       Союзы-синонимы. Простые и составные союзы.

Объяснительный   диктант. Графический диктант.    

Составление предложений по схемам

16.03

17.03

101/3

Сочинительные и подчинительные союзы

1

 Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Союзы сочинительные   и  

подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном   предложении. Употребление   сочинительных        и подчинительных союзов. Разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение; разграничивать сочинительные и подчинительные союзы,   сложносочиненные   и сложноподчиненные   предложения, правильно ставить знаки препинания. Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор

20.03

102/4

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

1

 Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Формирование умений разграничивать

сочинительные     и     подчинительные     союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные    предложения,    правильно ставить   знаки   препинания,   выбирать союз в соответствии с его

 значением и стилистическими особенностями. Конструировать   предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное

22.03

103/5

104/6

Сочинительные союзы

2

Урок формирования  знаний, умений и навыков

 Группы сочинительных

 союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями.

Диктант

 23.03

24.03

 105/7

 

106/8

Подчинительные союзы

2

Урок формирования  знаний, умений и навыков

Группы    

подчинительных     союзов по значению. Конструирование     предложений

3.04

5.04

107/9

Морфологический разбор союза

1

Урок формирования  знаний, умений и навыков

 Порядок морфологического разбора.    Разряды союзов  по  строению и значению. Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их

6.04

108/10

 

109/11

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ

Повторение изученного о союзах

1

1

Урок формирования  знаний, умений и навыков

Урок повторения, обобщения изученных знаний

Слитное написание    союзов.    

Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Союз как средство        связи предложений в тексте.   Употребление союзов. Составить таблицу  

«Отличайте союзы  от других частей речи». Ответы       на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по     группам

7.04

10.04

110/12

Контрольный диктант по теме «Союз»

1

Урок контроля

Диктант с грамматическим   заданием

12.04

                                                                                                       ЧАСТИЦА (15 ч, к.д-1, р/р -)

111/1

Работа над ошибками.

Частица как часть речи.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Работа над ошибками. Частица как

служебная часть речи. Роль частиц в предложении. Определить значение частиц в тексте.

13.04

112/2

113/3

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Разряды    частиц. Формообразующие частицы. Составить связный текст «Мир и дружба», употребить   глаголы в         повелительном     наклонении      с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения.

14.04

17.04

114/4

115/5

116/6

Смысловые частицы.

3

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определённых стилях речи.

Словарная работа.

Тренировочные упражнения.

19.04

20.04

21.04

117/7

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Правила раздельного и дефисного написания частиц. Формирование умения выделять их среди других частей речи;

определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами.

Свободный диктант.    

Работа    с    текстом.

24.04

118/8

Морфологический разбор частиц.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Порядок морфологического разбора частицы. Общее   значение, правописание

частиц. Формирование умения определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать.

Составить тексты (3-4 предложения),  

которые бы заканчивались восклицательными     частицами («Как

чудесно   в   лесу!») или начинались    

вопросительными  частицами («Разве      это лето?»). Составить  и записать    

предложения, включив в них функциональные омонимы ДА   (союз-частица),    ЛИ (частица-союз).

26.04

119/9

120/10

Отрицательные частицы не и ни.

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Отрицательные частицы. Положительный смысл предложения при наличии в нем двойного отрицания.       Предупредительный   диктант.      

Заменить    личные формы глагола  синонимами с частицей НЕ.

27.04

28.04

121/11

122/12

Различение частицы и приставки НЕ-

2

Урок формирования знаний, умений и навыков

Формирование умений применять правила

написания НЕ с различными частями речи, опознавать части  речи, обосновывать   выбор  написания,   используя алгоритм   рассуждения,   различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях, неопределенных местоимениях. Объяснительный    диктант. Записать по 3 слова   разных частей речи с НЕ – приставкой, частью корня и частью приставки.

3.05

4.05

123/13

Частица НИ, приставка НИ-,

союз НИ – НИ.

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Правописание НИ с разными частями речи. Осложнённое списывание. Работа с

перфокартами. Объяснительный   диктант.

5.05

124/14

Обобщение и

систематизация по теме «Частица»

1

Урок повторения и обобщения изученного материала

Использование частиц для  

передачи      различных оттенков значения и для образования форм        глагола. Разряды     частиц по значению и

составу. Смысловые различия    частиц НЕ   -   НИ.  

Употребление частиц с разными   частями речи. Объяснить, как   вы   понимаете   высказывание   лингвиста Т. Николаева о том, что частицы  - «это слова,

 максимально ответственные     за передачу общения».

8.05

125/15

Контрольный диктант по теме «Частица»

1

Урок контроля

Диктант с грамматическим заданием

10.05

                                                                                      МЕЖДОМЕТИЕ (2 ч)

126/1

Анализ контрольного диктанта.

Междометие как  часть речи

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Классификация   и исправление    

допущенных ошибок.

Междометие     как особый       разряд слов.        Разряды междометий.

Составить таблицу «Использование междометий для     выражения      эмоций, некоторых форм     общения, команд, приказов». Конструирование предложений  с междометиями

11.05

127/2

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Правописание дефиса в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Составление диалога с включением в него междометий

12.05

                                                          ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 классах

                                                                                                      (9 ч, к.д-1, р/р-1)

128/1

Разделы науки о языке.

Р. Текст. Стили речи

1

Урок повторения и закрепления изученного

Повторение разделов науки о языке.

Текст.    Стили    и типы   речи.  

 Прямой   и   обратный порядок         слов. Способы   и   средства   связи   предложений в тексте. Анализ     текстов     разных типов   и   стилей

15.05

129/2

Фонетика. Графика

1

Урок повторения и закрепления изученного

Основные виды языковых и речевых норм.  

Орфоэпические нормы.

Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их. Работа с текстом, с    отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражнение: определить цель  

выполнения,    сформулировать задание,     после этого  подобрать материал   из  

словарика

17.05

 130/3

  131/4

Контрольная работа и её анализ

2

 Урок контроля.

Урок работы над ошибками

Закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

Виды разборов. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Работа над ошибками

18.05

19.05

132/5

Лексика и фразеология

1

Урок повторения и закрепления изученного

Повторение лексики и фразеологии.

Лексические    

нормы (повтор слова, неуместное    употребление       слов, употребление слова в несвойственном ему значении). Редакторская правка.  

Объяснить причину появления ошибок.

22.05

133/6

Морфемика. Словообразование.

1

Урок повторения и закрепления изученного

Повторение морфем. Способы     образования слов.   Правописание морфем. Работа с перфокартами, объяснительный   диктант, диктант «Проверь себя».

24.05

134/7

Морфология.

1

Урок повторения и закрепления изученного

Повторение системы      частей речи.     Принципы выделения: общее грамматическое значение,      

морфологические признаки,   синтаксическая    роль. Соблюдение    

 основных   морфологических норм

русского языка.

Работа        по карточкам,    

диктант.

25.05

135/8

Орфография.

1

Урок повторения и закрепления изученного

 Повторение темы «Орфография» по вопросам.

Тренировочные упражнения.

Словарный диктант.

Выразительное чтение стихотворений.

26.05

136/9

Синтаксис и пунктуация.

1

Урок повторения и закрепления изученного

Повторение синтаксиса и     пунктуации.   Отличие словосочетания от предложения.   Виды   предложений. Главные и второстепенные   члены предложений. Синтаксический и   пунктуационный разборы.

Словарно-орфографическая работа.

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам. Тренировочные упражнения.

29.05

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык" для студентов специальности "Ремонтник горного оборудования", рассчитанный на три семестра.Общее количество часов - 154, и...

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" (ОПИ)

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" специальности 21.02.18 "Обогатитель полезных ископаемых" (1 курс)Общее количество часов - 48, из них: 20 ч...