Открытый урок в 6 классе по теме "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок проведен по утвержденной программе, согласно календарному планированию.

Целью урока было обобщить и углубить сведения о самостоятельных и служебных частях речи.

В задачи урока входило : 1) повторение названий частей речи;

2) умение различать  самостоятельные и служебные части речи;

3)закрепление алгоритма определения частей речи;

4)определение частей речи, учитывая морфологические и                                  синтаксические признаки;

5)подготовка к всероссийской проверочной работе (ВПР).

Анализ трудностей: трудности могут возникнуть при отсутствии внимания учащихся

Анализ учебника: данный материал изложен в учебнике в малом объеме, поэтому на уроке использовала презентацию, карточки.

На уроке хотела показать работу учащихся, обогащение словарного запаса, работу в группах, применение ИКТ

В учащихся вижу, прежде всего, детей любознательных, непосредственных. Стараюсь вникнуть во внутренний мир ребенка, пытаюсь развить в детях потребность высказывать свои мысли. Стремлюсь пробовать, совершенствовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок в 6 классе32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

 Слепцова Юлия Александровна, первая квалификационная категория

Открытый урок в 6 классе по теме «Части речи»

Цель:   обобщить и углубить сведения о самостоятельных и служебных  

                    частях речи.

Задачи:

               1) повторение названий частей речи;

2) умение различать  самостоятельные и служебные части речи;

3)закрепление алгоритма определения частей речи;

4)определение частей речи, учитывая морфологические и                                  синтаксические признаки;

5)подготовка к всероссийской проверочной работе (ВПР).

Ход урока.

  1. МОТИВАЦИЯ.

Приветствие:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз!

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы начинаем наш урок!

Присаживайтесь, пожалуйста.

  1. Орфографическая  минутка

Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте орфограммы (слайд):

 Сне..,  к..саются,  поз..ней,   одевает..ся,  заг..раются,  пр..брежных,  п..б..лели,  пуш..стые, здра..ствуй, (разно)цветные.

Взаимопроверка. Ученики оценивают свою работу. Кто может сравнить свой результат с предыдущим?

Один учащийся работает у доски. Карточка с заданием (выполните  синтаксический разбор предложения,  вставьте пропущенные буквы в словах):

Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело…
Какой приём использует автор для описания поздней осени? Назовите лексическое значение слова «чело». (Это слово-архаизм: оно вышло из употребления, но обозначаемое им понятие осталось). Проверяем.

  1. Постановка задач

Учитель: назовите все части речи, встретившиеся в предложении.

Как вы определили, к какой части речи принадлежит то или иное слово?

— Почему нужно уметь определять, какой частью речи является слово? (Не зная, как склоняются существительные и прилагательные, как изменяются глаголы, числительные, местоимения, можно сделать в тексте немало ошибок, когда понадобится выразить мысль сложную, требующую пояснения, грамотно написать без ошибок - вот тогда придется трудно, если человек  не знает законов языка, не изучал грамматику).

- Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь (ЧАСТИ РЕЧИ)

—  Какие задачи поставим перед собой? (задачи на слайде)

Знакомство с грамматической сказкой. Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопросы:

Как морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах настоящая неразбериха – никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём – ка мы на помощь Морфологию!»

- Кто из вас обозначает предмет?- спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

- Становитесь под знамя «Имя существительное!» - приказала Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя «Глагол!» - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология – командир по всем частям речи. Вместе с Синтаксисом входит оно в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой – мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.

- О каком разделе грамматики идет речь в сказке? (О морфологии)

- Что изучает раздел «морфология»? (Слово «морфология» греческого происхождения. В его составе присутствуют два греческих корня : morphe, что значит «форма» + logos, которое переведем как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Понятие «морфология» многозначное. Оно встречается в биологии, например, морфология растений, морфология животных (в том числе и человека).  Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.) 

- Что позволило Морфологии навести порядок в своём королевстве? Какие критерии? (общее грамматическое значение)

- Какие части речи встретились в сказке? Назовите и запишите их в тетрадь (в столбик). Прикрепляем лучики к солнцу (короткие – это служебные части речи, длинные – это самостоятельные).

- Молодцы!

С первой задачей мы справились!(повторили названия частей речи)

4.Актуализация знаний.

 Сколько частей речи в русском языке?

Сообщение учителя («Это интересно») Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

Учитель: ребята, как вы думаете, почему у солнышка одни лучики длиннее, а другие короче? (Все части речи делятся на самостоятельные и служебные. А также есть отдельная группа слов – это междометия и звукоподражательные слова).

Междометия служат для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их. Междометия выражают удивление, восторг, боль и другие чувства. Звукоподражательные слова-это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Задача 2.  Умение различать  самостоятельные и служебные части речи.

- Как же мы можем узнать, в каком случае слово является служебной частью речи, а в каком – самостоятельной? (Предположения детей)

 (Поисковая деятельность. Самостоятельная работа в группах и работа под руководством учителя).

- Найти ответ на этот вопрос мы и должны в результате нашей работы. Работать будем группами. В ходе работы заполните таблицу, сделайте вывод.

Я вам предлагаю посмотреть на порядок рассуждения:

  1. Можно ли задать вопрос к слову служебной//самостоятельной части речи?
  2. Являются ли членами предложения  слова самостоятельных// служебных частей речи?  
  3. Обладают ли лексическим значением слова служебных// самостоятельных частей речи?

Итак, вернёмся к нашей проблеме. Можем ли мы сейчас ответить на вопрос:

Как определить, когда слово является самостоятельной частью речи, а когда

служебной? Объясните, приведите свои примеры.

На доску проецируется слайд с правильными ответами в таблице. Оцените свою работу в группе.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Можно задать вопрос

Нельзя задать вопрос

Являются членами предложения

Не являются членами предложения

Имеют лексическое значение

Не имеют лексического значения

Вывод:

- Мы справились со второй задачей? Да.

Существительное «парта».

Мы встаем, «встаем» - глагол.

Руки дружно поднимаем

И на плечи их кладем.

Снова руки поднимаем

И тихонько опускаем.

Поворот направо – зелёная стена.

Прилагательное «зелёная» она.

Поворот налево – белое окно.

Снова прилагательное «белое» оно.

Части речи все мы знаем

И урок наш продолжаем.

                                                Молодцы!

Задача 3. Закрепление алгоритма определения частей речи.

Каким же алгоритмом  мы должны руководствоваться, чтобы определить часть речи? Работа с учебником (стр. 169). Читаем правило.

Задача 4. Умение определять части речи, учитывая морфологические и                 синтаксические признаки.

Ребята, я вам предлагаю продолжить работу со стихотворением А.Фета и выписать в тетрадь  известные вам части речи.  Работа в группах.

        

Проверка.

Самооценивание работы группы. Выставление оценок за работу (на доске критерии): нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

Творческая работа. Контроль над темой.

ВПР (задание 5)

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Здравствуй, зима!

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.

(….), зима!

(….) осенью выпадает первый (….). Он преображает все кругом. (….) снежинки осторожно (….) земли, и она (….) в ослепительный наряд. (….) дорожки и крыши домов. (….), блестят (….) искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых (….) зарослей.

Работы сдаём на проверку.

Домашнее задание

§26, отв. на вопросы;

упр.206 или207

Рефлексия

Подходит к концу наш урок. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке?

Какие задачи перед собой ставили?

Достигли ли их и как?

Какие задания были трудными, и в чём состояла трудность?

Получили ли удовольствие, работая на уроке?

ОЦЕНКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по письму и развитию речи в 8 классе по теме: «Дифференциация приставок и предлогов».

Этот урок - урок закрепления изученного материала по дифференциации приставок и предлогов в 8 классе коррекционной школы VIII вида....

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 1 классе Звук и буква Г

    Цель данного урока: познакомить учащихся со звуком и буквой [г];научить выделять звук [г] в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова....