Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе на тему "Устаревшие слова".
Цель: дать учащимся представление об устаревших словах, их разновидностях, объяснить причины их появления и способствовать расширению словарного запаса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
НА ТЕМУ:
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА
Тема: «Устаревшие слова»
Тип урока: объяснение нового материала
Аудитория: 6 класс
Время: 45 минут
УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2011. – 254 с.
Цели урока:
1. Образовательная:
Дать учащимся представление об устаревших словах, их разновидностях, объяснить причины их появления.
Расширение словарного запаса учащихся.
2.Развивающая:
Развить умения различать историзмы и архаизмы, находить устаревшие слова в тексте.
3. Воспитательная:
Воспитывать интерес к истории русского языка.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Этапы:
1. Организационный (приветствие, перекличка, запись числа в тетради) (1-2 минуты)
2. Проверка домашнего задания (5 минут)
Что такое эмоционально-окрашенные слова?
Какой может быть эмоциональная окраска? Как она отражается в толковых словарях?
Выборочная проверка упражнения №83.
3. Объяснение нового материала (в итоге - 20 минут)
Подготовка к восприятию нового.
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие назад в прошлое. Для начала, давайте вместе посмотрим на эту картинку (Слайд №1) и прочитаем названия предметов, которые на ней изображены.
Вам знакомы эти слова? Употребляем ли мы их в повседневной речи? Нет, мы ими не пользуемся, потому что ушли в прошлое предметы, которые они обозначают.
Как вы думаете, как же называются слова, которые мы больше не используем в нашей речи?
Такие слова называются устаревшими.
Сообщение темы и цели урока.
А теперь попробуйте назвать мне тему нашего урока («Устаревшие слова»). Давайте запишем её все вместе (Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях).
Сегодня, мы с вами познакомимся с этими словами и их разновидностями.
Объяснение нового материала.
Также как и жизнь людей, лексика нашего языка постоянно меняется: появляются новые слова, а некоторые слова забываются нами и перестают использоваться.
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими. Давайте запишем это определение в тетрадь.
Устаревшие слова бывают двух видов. Давайте посмотрим с вами на две колонки слов (Слайд №2):
Треуголка Лапти Алтын Кафтан Кольчуга Веретено | Ветрило (парус) Чело (лоб) Глас (голос) Зерцало (зеркало) Перст (палец) Психея (душа) |
Как вы думаете, почему мы не употребляем больше слова из левой колонки? Правильно, потому что исчезли называемые ими предметы и явления. Такие слова называются историзмами.
А теперь посмотрим на правую колонку. Почему же эти слова больше нами не используются в речи? Совершенно верно, потому что появились им на замену другие, новые слова. Такие устаревшие слова называются архаизмами. Вы заметили, что в отличие от историзмов они всегда имеют современные синонимы?
Давайте запишем в тетради следующую схему (Слайд №3):
Устаревшие слова
Историзмы Ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались. Нет современного синонима. | Архаизмы Слова устарели, предметы остались. Есть современный синоним. |
В нашей повседневной речи мы очень редко можем встретить устаревшие слова. А где чаще всего мы можем их услышать?
(В пословицах, поговорках, сказках)
Давайте посмотрим на примеры (Слайд №4) и найдем в них устаревшие слова. Определите какие устаревшие слова являются архаизмами, а какие историзмами:
(Учитель комментирует значения незнакомых слов)
- Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря
(А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане»)
- И дабы впредь не смел чудесить,
Поймавши, истинно повесить
И живота весьма лишить.
(А.С. Пушкин «Короче дни, а ночи доле…»)
- Аршинными буквами писать (крупно).
- Кто старое помянет, тому глаз – вон!
4. Закрепление нового материала. (11 минут)
Упражнение №1 (5 минут)
(Слайд №5)
А теперь давайте проверим, как вы поняли разницу между историзмами и архаизмами:
Выпишите слова в два столбика: архаизмы и историзмы. Объясните свой выбор.
Колчан, лобзать, острог, пиит, зипун, ветрило, салоп, иноземец, брадобрей, кичка, капот, опашень, орало, опочить,.
Справка:
Брадобрей – парикмахер;
Ветрило — парус;
Зипун — крестьянская одежда и грубого, толстого сукна, обычно без ворота;
Иноземец — иностранец;
Капот — женская домашняя одежда свободного покроя, вид халата;
Кичка — старинный головной убор замужней женщины;
Колчан — сумка (футляр) для стрел;
Лобзать – целовать;
Опашень — долгополый кафтан с короткими широкими рукавами;
Опочить — заснуть;
Орало — орудие для пахоты;
Острог — тюрьма;
Пиит — поэт;
Салоп – широкое дамское пальто;
Упражнение №2 (3 минуты)
Ребята, посмотрите на эту картинку (Слайд №6). Архаизмы, которые обозначают части тела, позабыли свое значение. Давайте поможем им вспомнить, что они обозначают.
Слова: рамена, чело, шуйца, перст, длань, вежды, око, десница, ланита, выя, уста.
А теперь, давайте проверим, правильно ли мы все выполнили (Слайд №7):
Упражнение №3(3 минуты)
(Слайд №8)
Посмотрите на предложения. Давайте найдем в них архаизмы и историзмы и объясним наш выбор.
(Учитель объясняет значение устаревших слов)
Беречь, как зеницу ока.
Писание — не легкое дело: пишут два перста, а болит все тело.
На юноше был надет праздничный кафтан.
Шуми, шуми, послушное ветрило.
Няней его была крепостная крестьянка.
Рыцари были в кольчуге.
5. Объяснение домашнего задания (2 минуты)
Выполнить дома упражнение №86 на стр. 40 в учебнике. Выписать устаревшие слова, определить историзм или архаизм выбранное слово. К архаизмам подобрать современный синоним, к историзмам найти лексическое значение.
Выписать слова с выделенными орфограммами, объяснить.
6. Итоги урока (2 минуты)
Вот и подошел наш урок к концу. С какими словами мы сегодня познакомились?
Почему в нашем языке появляются устаревшие слова?
В чем разница между архаизмами и историзмами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"
Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....
конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)
Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи: 1. сформировать общее поня...
конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс
Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...
Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах
Разработки уроков с применением технологии проблемного обучения и ЭОР...
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».
Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...
Конспект урока по русскому языку "Морфемная модель слова"
Цели урока: - формировать представления о морфемной модели слова;- обозначить логическую необходимость изучения данной темы;- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляе...
Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса на тему "Порядок слов в предложении"
Данный конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...