Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Иванова Анна Александровна

Урок русского языка в 6 классе на тему "Устаревшие слова". 

Цель: дать учащимся представление об устаревших словах, их разновидностях, объяснить причины их появления и способствовать расширению словарного запаса учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

НА ТЕМУ:

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА


Тема: «Устаревшие слова»

Тип урока: объяснение нового материала

Аудитория: 6 класс

Время: 45 минут 

УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2011. – 254 с.

Цели урока:

1. Образовательная:

Дать учащимся представление об устаревших словах, их разновидностях, объяснить причины их появления.

Расширение словарного запаса учащихся.

2.Развивающая:

Развить умения различать историзмы и архаизмы, находить устаревшие слова в тексте.

3. Воспитательная:

Воспитывать интерес к истории русского языка.

Оборудование: презентация.

 

                                                                   Ход урока

Этапы:

1. Организационный (приветствие, перекличка, запись числа в тетради) (1-2 минуты)

2. Проверка домашнего задания (5 минут)

Что такое эмоционально-окрашенные слова?

Какой может быть эмоциональная окраска? Как она отражается в толковых словарях?

Выборочная проверка упражнения №83.

3. Объяснение нового материала (в итоге - 20 минут)

Подготовка к восприятию нового.

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие назад в прошлое. Для начала,  давайте вместе посмотрим на эту картинку (Слайд №1) и прочитаем названия предметов, которые на ней изображены.

Вам знакомы эти слова? Употребляем ли мы их в повседневной речи? Нет, мы ими не пользуемся, потому что ушли в прошлое предметы, которые они обозначают.

Как вы думаете, как же называются слова, которые мы больше не используем в нашей речи?

Такие слова называются устаревшими.

Сообщение темы и цели урока.

А теперь попробуйте назвать мне тему нашего урока («Устаревшие слова»). Давайте запишем её все вместе (Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях).

Сегодня, мы с вами познакомимся с этими словами и их разновидностями.

Объяснение нового материала.

Также как и жизнь людей, лексика нашего языка постоянно меняется: появляются новые слова, а некоторые слова забываются нами и перестают использоваться.

Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими. Давайте запишем это определение в тетрадь.

Устаревшие слова бывают двух видов. Давайте посмотрим с вами на две колонки слов (Слайд №2):

Треуголка

Лапти

Алтын

Кафтан

Кольчуга

Веретено

Ветрило (парус)

Чело (лоб)

Глас (голос)

Зерцало (зеркало)

Перст (палец)

Психея (душа)

Как вы думаете, почему мы не употребляем больше слова из левой колонки? Правильно, потому что исчезли называемые ими предметы и явления. Такие слова называются историзмами.

А теперь посмотрим на правую колонку. Почему же эти слова больше нами не используются в речи? Совершенно верно, потому что появились им на замену другие, новые слова. Такие устаревшие слова называются архаизмами. Вы заметили, что в отличие от историзмов они всегда имеют современные синонимы?

Давайте запишем в тетради следующую схему (Слайд №3):

Устаревшие слова

Историзмы

Ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались.

Нет современного синонима.

Архаизмы

Слова устарели, предметы остались.

Есть современный синоним.

                                                                         

В нашей повседневной речи мы очень редко можем встретить устаревшие слова. А где чаще всего мы можем их услышать?

(В пословицах, поговорках, сказках)

Давайте посмотрим на примеры (Слайд №4) и найдем в них устаревшие слова. Определите какие устаревшие слова являются архаизмами, а какие историзмами:

(Учитель комментирует значения незнакомых слов)

  1. Все теперь идут в палаты:

У ворот блистают латы,

И стоят в глазах царя

Тридцать три богатыря

(А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане»)

  1. И дабы впредь не смел чудесить,

Поймавши, истинно повесить

И живота весьма лишить.

(А.С. Пушкин «Короче дни, а ночи доле…»)

  1. Аршинными буквами писать (крупно).

  1. Кто старое помянет, тому глаз – вон!

4. Закрепление нового материала. (11 минут)

Упражнение №1 (5 минут)

(Слайд №5)

А теперь давайте проверим, как вы поняли разницу между историзмами и архаизмами:

Выпишите слова в два столбика: архаизмы и историзмы. Объясните свой выбор.

Колчан, лобзать, острог, пиит, зипун, ветрило, салоп, иноземец, брадобрей, кичка, капот, опашень, орало, опочить,.

Справка:

Брадобрей – парикмахер;

Ветрило — парус;

Зипун — крестьянская одежда и грубого, толстого сукна, обычно без ворота;

Иноземец — иностранец;

Капот — женская домашняя одежда свободного покроя, вид халата;

Кичка — старинный головной убор замужней женщины;

Колчан — сумка (футляр) для стрел;

Лобзать – целовать;

Опашень — долгополый кафтан с короткими широкими рукавами;

Опочить — заснуть;

Орало — орудие для пахоты;

Острог — тюрьма;

Пиит — поэт;

Салоп – широкое дамское пальто;

Упражнение №2 (3 минуты)

 

Ребята, посмотрите на эту картинку (Слайд №6). Архаизмы, которые обозначают части тела, позабыли свое значение. Давайте поможем им вспомнить, что они обозначают.

Слова: рамена, чело, шуйца, перст, длань, вежды, око, десница, ланита, выя, уста.

А теперь, давайте проверим, правильно ли мы все выполнили (Слайд №7):

Упражнение №3(3 минуты)

(Слайд №8)

Посмотрите на предложения. Давайте найдем в них архаизмы и историзмы и объясним наш выбор.

(Учитель объясняет значение устаревших слов)

Беречь, как зеницу ока.

Писание — не легкое дело: пишут два перста, а болит все тело.

На юноше был надет праздничный кафтан.

Шуми, шуми, послушное ветрило.

Няней его была крепостная крестьянка.

Рыцари были в кольчуге.

5. Объяснение домашнего задания (2 минуты)

Выполнить дома упражнение №86 на стр. 40 в учебнике. Выписать  устаревшие слова, определить историзм или архаизм выбранное слово. К архаизмам подобрать современный синоним, к историзмам найти лексическое значение.

Выписать слова с выделенными орфограммами, объяснить.

6. Итоги урока (2 минуты)

Вот и подошел наш урок к концу. С какими словами мы сегодня познакомились?

Почему в нашем языке появляются устаревшие слова?

В чем разница между архаизмами и историзмами?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...

Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах

Разработки уроков с применением  технологии проблемного обучения и ЭОР...

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...

Конспект урока по русскому языку "Морфемная модель слова"

Цели урока: - формировать представления о морфемной модели слова;- обозначить логическую необходимость изучения данной темы;- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляе...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса на тему "Порядок слов в предложении"

Данный конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...