Конспект урока в 5 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Куликова Юлия Александровна

Конспект урока в 5 классе по русскому языку с использованием эор на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse_-_kopiya.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Правописание –тся и –ться в глаголах»

ФИО (полностью):

Куликова Юлия Александровна

Место работы :

МБОУ «Приреченская СОШ»

Должность:  учитель русского языка и литературы

Предмет : русский язык

Класс: 5

   Тема и номер урока в теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах»

   Первый урок в теме.

Базовый учебник: Т.А.Ладыженская, учебник для 5 класса. Москва,

 «Просвещение» 2010 г.

  1. Цель и задачи урока:

Цель: развивать умение распознавать глагол, способствовать формированию у учащихся  языковой компетенции (через правильное написание –тся и –ться в глаголах) как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Задачи урока:

         

- обучающие: отработать способ действия при выборе написания –тся и –ться, провести работу по предупреждению наиболее распространённых ошибок в написании данной орфограммы, способствовать формированию умения применять полученные знания на практике.

-развивающие: способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и активности учащихся, развивать умение анализировать предложенный материал, способствовать совершенствованию речевой деятельности учащихся.

-воспитательные: формировать интерес и уважение к русскому языку на основе работы с текстами Э.Н.Успенского и  Д.Н.Мамина-Сибиряка.

  1. Тип урока: урок освоения новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор, экран, индивидуальные компьютеры.

Структура и ход  урока: представлены в таблице №1

Перечень используемых на данном уроке ЭОР: представлены в таблице №2

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на совместную деятельность и сотрудничество, ставит цель урока и его задачи.

Приветствуют учителя, слушают цель и задачи.

Запись темы урока в тетради.

1мин

2

3

Мотивация учащихся. Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

1.Таблица с интерактивными блоками. Правило "Правописание

-ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) (№ 1)

2.  Электронный учебный модуль информацион-

ного типа по теме "Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ" (№2)

Постановка учебной проблемы  и познавательной задачи.

Учитель читает предложения:

Голубым хрусталём загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой. Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

Слово учителя:

-Что общего в предложениях?

В чём разница?

Учитель читает из предложений словосочетания с глаголами:

Венера загорается, начинает клубиться, солнце поднимается.

Слово учителя:

-От чего зависит написание –тся, -ться в глаголах?

- Прочитаем отрывок из стихотворения Э.Н. Успенского «Окончания глаголов»  в упражнении 636  стр. 251 учебника. Как вы понимаете его слова о том, что  сами глаголы должны дать ответ, когда в них следует писать  -тся, а когда –ться?

Учитель корректирует работу учащихся, организует диалог.

- Какой вопрос вы можете задать, глядя на таблицу?

Используя материалы ЭУМ, предлагает детям самостоятельно объяснить изученную орфограмму.

Учитель:

-Объясните, пожалуйста, опираясь на примеры в таблице, когда надо писать

-ться и -тся в глаголах?

-Какие глаголы называются возвратными? Вводится понятие возвратности – невозвратности глагола.

-Почему в одном глаголе перед -ся пишется Ь, а в других нет?

Выполните задание: вставьте пропущенный Ь, если это нужно.

Проверьте себя!

Работа в тетрадях: чертят схемы.

Устно отвечают на вопросы учителя.

Записывают словосочетания в тетради.

Работа с учебником:

читают отрывок из стихотворения,

отвечают на вопросы.

Самостоятельно делают вывод о том, что выбор написания -тся и

 -ться зависит от формы глагола.

Выдвигают гипотезу,

рассматривая таблицу, задают вопросы.

Проводят работу в парах.

Дают определение возвратности глагола. (Сцена 3. Определение 2)        Проверяют с помощью ЭУМ

Читают текст и находят возвратные глаголы, выделяя синим цветом глагол, в котором перед -ся пишется Ь, а два других – коричневым цветом .(Сцена2 –Правило Мойдодыра и трубочиста)

Выполняют задание по таблице .(Сцена 3. Таблица)

Завершают работу и получают результаты ее выполнения.

5 мин

8 мин

4

Практический этап.

Электронный учебный модуль практического типа (№ 3)

Организует закрепление изученного материала, контролирует, помогает учащимся при возникновении затруднений.

Учитель:

-Выполните задание к сцене 1: выберите транскрипцию из выпадающего списка Подтвердите ответ.

-Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца!

-Познакомьтесь с заданием к сцене 2 и выполните его (распределите примеры по таблице). Подтвердите ответ.

-Всегда ли легко поставить вопрос к возвратному глаголу?

Попробуйте это сделать. Покажите, что у вас получилось с помощью стрелок (сцена 3). Подтвердите ответ.

-Вставьте,где нужно,мягкий знак задание к сцене 4 и выберите из списка объяснение вашим действиям. Подтвердите ответ

-Выполните самостоятельно упражнение 639 на стр.252 учебника.

Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям.

Выполняют задания на компьютерах и получают результаты.

Работают над упражнением учебника.

15 мин

5

Физминутка

Учитель проводит гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение и усталость глаз на начальном этапе утомления. Это способствует положительному эмоциональному фону на уроке

Выполняют гимнастику для глаз под руководством учителя.

1мин

6

Самостоятельная работа.

(Подведение итогов урока. Рефлексия по достижении цели).

Электронное задание "Мягкий знак перед -ся"(№4)

Учитель:

-Перед вами предложения из произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, в которых вы найдете возвратные глаголы.

Задание: там, где надо, впечатайте Ь вместо *, если в слове Ь не нужен, то оставьте *.

Подтвердите ответ.

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.

Подводит учащихся к самостоятельным выводам, помогает сформулировать их.                    

 Самостоятельно выполняют задания на компьютерах  и получают результаты.

Обобщают и делают собственные выводы.      

8 мин

7

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Информирует о  домашнем задании (упр. 642), комментирует, проводит инструктаж по его выполнению.

Записывают домашнее задание в дневниках.

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

«Правописание –тся и –ться в глаголах».

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

  1. Правило "Правописание -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244)

2. Правописание возвратных глаголов. -тся и -ться.

3. Правописание возвратных глаголов. -ТСЯ и -ТЬСЯ.

4. Электронное задание "Мягкий знак перед -ся"  (№ 3)

  Локальный автономный ресурс.      Мульти-

медиа.

  Локальный автономный ресурс.    

  Интер-

активный

Локальный автономный ресурс.      

Интер-

активный

Локальный автономный ресурс.      

Интер-

активный

1. Таблица с интерактивными блоками

Электронный учебный модуль информационного типа.

Электронный учебный модуль информационного типа.

Электронный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea2ea-0a01-00ee-008b-e9ef499c32bf/%5BRUS5_006%5D_%5BIM_207%5D.swf 

http://fcior.edu.ru/card/23567/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html

http://fcior.edu.ru/card/23709/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5d27-0a01-00ee-007f-56f89cafe475/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_213%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 9 классе по теме: "Обращение"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....