Конспект урока по русскому языку: "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Марочкина Галина Николаевна

Урок "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными" входит в раздел "Сложноподчинённые предложения".  Основная задача - систематизировать материал по синтаксису сложного предложения и формировать навыки опознавания сложных предложений с придаточным изъяснительным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема урока: «СПП с придаточными изъяснительными».

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Ход урока

1.Организационный момент. 

Слово учителя.

-Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них. Мы узнали, на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению. А сегодня мы подробно остановимся на придаточных изъяснительных.

2.Повторение изученного на прошлом уроке.

Задание 1: Запись предложений под диктовку и их анализ (определение главного и придаточного предложений, постановка вопроса (устно), выделение средств связи, определение синтаксической роли союзных слов), составление схем предложения.

Лес невысокой чертой виднелся на той стороне, откуда мы пришли вчера. (М. Пришвин)

От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. (К. Паустовский)

Место, куда вышли ребята под вечер, пользовалось в округе дурной славой.

Задание 2: Перестроить предложение с придаточным определительным в предложение с причастным оборотом и наоборот.

В воздухе чувствовался травяной запах, который плыл с полей. (В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей).

Горький запах полыни, смешанный с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе. (Горький запах полыни, который смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.)

Тест на повторение:

СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)

Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)

Части СПП соединяются между собой подчинительными

союзами или союзными словами. (ДА)

Части СПП равноправны. (НЕТ)

Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части

СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)

Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)

Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой? (ДА)

3.Подготовка к восприятию нового материала.

-Вспомните второстепенные члены предложения?

-На какой вопрос отвечает каждый из них?

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.

Чтение параграфа 23.

-На какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное?

-При помощи чего соединяется с главной частью?

4.Закрепление изученного.

Задание. Запись предложений у доски. 

Выделите грамматические основы. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.

Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.

[ - = тем ], ( что…)

Творчество предназначается для того, чтобы широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой.

[ - = для того], ( чтобы – и - =)

Работа по учебнику. Выполнение упражнений.

Упражнение 117 

Я узнал, что до отъезда за границу Ася долго жила в деревне.

[ - = ], ( что – =).

Посмотрите же, что вы наделали.

[ = ], ( что – =).

Я понял, почему эта странная девочка меня привлекает.

[ - = ], ( что – =).

Упражнение 118-самостоятельно, с проверкой

3. Проверка изученного материала. 

- Знания о CПП с придаточными изъяснительными сейчас очень пригодятся при выполнении небольшой самостоятельной работы.

Задание (раздаточный материал) 

Выделите грамматические основы. В главном предложении отметьте поясняемое слово. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.

1)    Не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня.

[ = то ], ( что =). 

2) Художник видит то, чего не видят остальные.

[…то…], (чего…).

3) За всё, что человек берёт, он платит собой.

[…, (что…),…].

4.Итоги урока.

- Чему вы сегодня научились на уроке?

Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание: §23, стр. 74-77, упражнение 122


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными"

Урок-закрепление по теме"СПП с придаточными изъяснительными". Закрепление ранее изученного материала, подготовка к ГИА(тестовое задание), работа с лексическим словарём и различные виды разбора....

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)

Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой....

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места"

Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. На уроке приобретённые ранее умения и навыки, а именно: определение главного и придаточного, его местоположения по отношению к...

Технологическая карта урока русского языка «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных резуль...

Конспект урока русского языка "Сложноподчинённые предложения", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчинённые предложения", 9 класс...