Методика работы со слабоуспевающими на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему

Одной из главных проблем, которую приходится решать преподавателям русского языка – это работа со слабоуспевающими суворовцами. В педагогической практике слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы со слабоуспевающими на уроках русского языка и литературы.

        При переходе на новые стандарты образования возникает много вопросов, ответы на которые можно найти, изучая внимательно требования стандарта. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный), изменение оценки результатов обучения. Коренным образом меняется структура организации и проведения урока. Заложены ли инструменты в новых стандартах для работы со слабоуспевающими обучающимися?

        Рассмотрим параллели между требованиями ФГОС и организацией работы со слабоуспевающими обучающимися.

Требования ФГОС  

Работа со слабоуспевающими обучающимися

Деятельностный метод

Учёт индивидуальных особенностей развития.

Тексты с заданиями, логическая обработка текстов.

Формирование навыка чтения. Определение целей работы на каждом этапе урока.

Мотивация.

Постоянное вовлечение и привлечение в различные виды деятельности на уроке, ребенок должен быть занят.

Групповая работа.

Стимулирование самостоятельной деятельности, вовлечение в те сферы, где ребёнок может проявить себя; вовлечение в деятельность, в процессе которой имеют место быть объяснения одноклассников.

Постановка проблемы. Открытие новых знаний.

Озадачивание, возможность выдвинуть свою гипотезу, пусть даже самую необычную.

Рефлексия.

Самоконтроль, самооценка.

Гуманистическая парадигма образования.

Психологический микроклимат, каждому «есть место в классе».

Фиксирование и выявление места затруднения.

Алгоритм: сравни, найди, повтори (подготовительно-опережающее обучение).

Составление программы действий.

Вместе с классом.

Самостоятельная работа.

С эталоном.

        Таким образом, требования Федерального государственного образовательного стандарта сводятся к основной цели для преподавателя – научить ребёнка учиться. По силам ли слабоуспевающему научиться самостоятельности? Автор методических рекомендаций считает, что это возможно, если преподаватель сумеет не только показать такому суворовцу, как надо выполнять то или иное учебное действие, но и поможет научиться с помощью различных вспомогательных средств обучения. В данных методических рекомендациях такими средствами обучения являются речевые клеше, алгоритмы действий, образцы выполнения (эталоны) и т.д. Опытный преподаватель таких средств имеет у себя в запасе множество, молодые же специалисты нуждаются в наличии подобных подсказок в обобщённом виде.

        Предложенные в приложениях практические материалы позволяют преподавателю решить следующие образовательные задачи:

•систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала;

•развитие устной монологической речи;  

•активизация познавательных процессов;

•развитие логического мышления;

•развитие внимания и сообразительности;

•развитие понимания;

•развитие мыслительных операций, действий и умений и т.д.

Цель данных методических рекомендаций – обобщить опыт работы по созданию своеобразной копилки-помощницы для организации работы со слабоуспевающими суворовцами для использования в работе молодыми преподавателями русского языка и литературы.

Причины неуспеваемости воспитанников

Одной из главных проблем, которую приходится решать преподавателям русского языка – это работа со слабоуспевающими суворовцами. В педагогической практике слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.

В УСВУ в группу слабоуспевающих воспитанник, как правило, попадает с 5 класса и остаётся таковым порой до выпускного класса. Казалось бы, в условиях военного училища, куда дети поступают на конкурсной основе, не должно быть слабоуспевающих обучающихся. Однако причины слабой успеваемости закладываются ещё в начальной школе, задолго до поступления в суворовское училище. Задача каждого педагога училища – тщательно разобраться в этих причинах и сделать всё возможное, чтобы помочь ребёнку преодолеть трудности в учёбе. Данная категория обучающихся не должна переходить в разряд неуспевающих, а для этого необходима систематизированная работа со слабоуспевающими суворовцами всех служб образовательной организации.

Основные причины неуспеваемости обучающихся:

  1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия.
  2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что обучающийся не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений, навыков.
  3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих воспитаннику проявить самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Как организовать работу с такими детьми?

Для обучающихся по причинам 1 и 2, прежде всего, это снижение учебной нагрузки: рациональная организация деятельности таких детей на уроках и при выполнении самоподготовки. Минуты работы чередовать с минутами отдыха, не требовать от такого ребёнка выполнения задания «в один присест». В течение урока требуется чаще менять виды учебной деятельности, предоставлять кратковременный отдых в виде эмоциональных разрядок. Для таких обучающихся на каждом уроке должны быть подготовлены индивидуальные задания. Письменные работы у них должны проверяться все. Задание на самоподготовку должно носить дифференцированный характер. Сидеть за последними партами такие дети не должны.

Многие неудачи в учении слабоуспевающих обучающихся связаны с их неумением запоминать и сохранять в сознании большое количество информации. С переходом с одного курса на другой количество материала увеличивается, а способам заучивания не учат. Слабоуспевающим воспитанникам необходим более длительный период времени для приёма и переработки воспринимаемой информации. Если промежуток между уроками небольшой (в 1-2 дня), то требовать выучить, к примеру, стихотворение к следующему уроку от таких детей не следует. Им необходимо дать больше времени для заучивания. При задании на самоподготовку следует отметить, что нужно запомнить, а что просто понять. Большую помощь могут оказать и подготовленные памятки, которыми обучающиеся могут пользоваться и на уроках при выполнении заданий, и на самоподготовке.

На уроках повторения следует добавлять новые, интересные данные по теме, поощрять смысловое припоминание, разнообразить способы повторения следующими заданиями: изобразить материал в наглядном виде; придумывание собственных примеров; иллюстрирование материала; сравнение различных разделов темы; классификация и обобщение пройденного материала; включение старого материала в решение новых задач, упражнений.

При изложении нового материала обязательно проверять степень понимания основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучающимся активно усваивать материал.

На первом уроке новой темы вывешивать «Базовый лист контроля». В нём перечислены основные правила, понятия, которые обязан знать каждый. Перед обучающимися ставится простая, понятная и увлекательная для них цель, выполняя которую они волей-неволей выполняют и то учебное задание, которое планирует преподаватель.

При изложении нового материала находить такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным и увлекательным.

Для повышения интереса при изучении нового материала можно использовать такие приёмы:

Отсроченная отгадка. В начале урока преподаватель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Либо загадку дать в конце урока, чтобы с неё начать следующий урок.

Лови ошибку. Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибку. Искать её можно индивидуально или парно.

Пресс-конференция. Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив обучающимся задать дораскрывающие её вопросы.

В ходе самостоятельной работы подбирать задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определённой системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнение по устранению ранее допущенных ошибок. Инструктировать о порядке выполнения работы. Умело оказывать помощь, стимулируя при этом самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном темпе и осуществлять самоконтроль. Напоминать приёмы и способы выполнения задания. Делать ссылки на аналогичное задание, выполненное ранее. Разбивать задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

При организации контроля со слабоуспевающими могут быть использованы следующие приёмы:

Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими суворовцами ведётся полушёпотом, в то время как класс занят другим делом.

Программируемый опрос. Обучающийся выбирает верный ответ из нескольких предложенных.

Выборочный контроль. Проверить письменные работы на уроке выборочно.

Тренировочная контрольная работа. Проводится контрольная работа до основной контрольной, но оценки в журнал ставятся по желанию суворовца.

Блиц-контрольная. Проверка в высоком темпе степени усвоения базовых навыков, которые нужны для дальнейшей работы.

Релейная контрольная работа. Контрольная проводится по текстам ранее выполненных упражнений.

При организации самоподготовки обеспечить повторение пройденного материала, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Чётко инструктировать воспитанника о порядке выполнения самоподготовки, проверять степень понимания этих инструкций. Развивать умение суворовцев обращаться со вспомогательными учебными материалами. Согласовывать объём задания на самоподготовку с другими преподавателями, исключая перегрузку для слабоуспевающих обучающихся. Задание по самоподготовке у каждого слабоуспевающего суворовца должно быть проверено и оценено преподавателем. Только в случае постоянного контроля у воспитанников не возникнут сомнения в обязательности выполнения самоподготовки.

Рекомендуется использовать различные формы контроля выполнения самоподготовки:

Выборочный диктант. Например, запись под диктовку преподавателя сгруппированных слов из текста упражнения с изученными орфограммами.

Мини-сочинение. Составление текста по картине с использованием словосочетаний из упражнения для самоподготовки.

Составление словарного диктанта из слов и словосочетаний текста упражнения по самоподготовке.

Письмо по памяти. Запись по памяти составленных самостоятельно предложений и словосочетаний.

Что касается третьей группы обучающихся, не успевающих по причине недостаточного уровня развития и воспитанности личных качеств, необходимых для успешного обучения, то их обучение необходимо выстраивать посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические):

- показ достижений и в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям обучающихся;

- проявление преподавателем (воспитателем) собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение воспитанников к подобным направлениям;

- организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, взаимопомощь, обмен мнениями).

Как повысить работоспособность учащихся?

- разнообразить виды деятельности;

- проветривать кабинет;

- проводить физминутки;

- всегда помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими:

- карточки для индивидуальной работы;

- задания с выбором ответа;

- деформированные задания;

- “разрезные” правила, определения;

- перфокарты;

- карточки – тренажеры;

- творческие задания;

- карточки-информаторы;

- карточки с образцами выполнения;

- карточки-конспекты.

Преподаватель должен:

•        знать психическое развитие ребёнка:

- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);

- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);

- память (вербальная, невербальная);

•        стремиться понять и принять каждого ребёнка;

•        создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;

•        проявлять 

- разумную требовательность;

- неиссякаемое терпение;

- справедливую строгость;

- веру в возможности ребенка;

•        уметь встать на позиции воспитанника;

•        НЕТ насмешливому тону!

•        Уметь вести непринуждённый диалог;

•        стремиться к внешней занимательности;

•        использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);

•        учить работать со словарями и другим справочным материалом.

•        В обучении применять 

- опережающее обучение;

- различные формы групповой работы;

- взаимоопрос, самоконтроль;

- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения.

•        при формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов);

•        рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!);

•        применять частую смену видов деятельности на уроке;

•        многократно проговаривать и закреплять материал урока;

•        стремиться к алгоритмизации деятельности.

В работе со слабыми воспитанниками преподаватель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

1.        Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ребенку достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2.        Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3.        Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4.        Не следует заставлять таких обучающихся отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность  позаниматься на самоподготовке.

5.        Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких обучающихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ребенку в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

6.        Следует осторожнее оценивать неудачи, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7.        Во время подготовки ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8.        Следует в минимальной степени отвлекать воспитанника, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

        Подростки любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Им приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, преподавателей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что педагог рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока: при закреплении; при проверке самоподготовки; при самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания;

- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, схемами;

- карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;

- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу при выполнении заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

1.        Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся).

2.        Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий всё возрастающей степени трудности.

3.        Индивидуальные дифференцированные задания.

4.        Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся.

5.        Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий всё возрастающей сложности.

6.        Общие практические задания с указанием минимального количества упражнений для обязательного выполнения.

7.        Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже выполненным упражнениям.

8.        Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Для разнообразия учебных будней можно использовать разнообразные формы и жанры урока. Например: урок-игра; урок-спектакль; урок-путешествие; урок-детектив; урок-сказка; урок-силовое многоборье; урок-концерт; урок-картина.

В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и обучающиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте.

Чтобы помочь ребёнку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения, обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребёнок может оказаться успешным, реализовать себя. Очень важно создать на уроке доброжелательную обстановку, атмосферу творчества и сотрудничества, где многие страхи исчезнут, вырастет самооценка, сформируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя.

Таким образом, создание ситуации успеха на уроке включает в себя:

• атмосферу доброжелательности на протяжении всего урока;

• снятие страха – авансирование обучающегося перед тем, как он приступит к реализации поставленной задачи (то есть объявление о положительных результатах до того, как они получены);

• ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий (во имя чего?);

• реальную помощь в продвижении к успеху;

• педагогическую поддержку в процессе выполнения работы;

• оценивание – акцент на деталях выполненной работы;

• оформление урока;

• опережающие задания;

• использование на уроке интересного дополнительного материала по теме;

• смену деятельности учащихся;

• организацию такой учебной деятельности, которая соответствует по степени трудности способностям обучающихся;

• предъявление максимальных требований к обучающимся, но не превышающих их возможности;

• разрешение пользоваться наглядными пособиями, памятками, алгоритмами, помогающими излагать суть явления или выполнять практические действия;

• инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

• использование разнообразных форм проведения уроков;

• тактичное исправление недочётов и ошибок обучающихся.

       Современному педагогу в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися.

При работе над проектом у суворовцев не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет на практике применить знания, полученные на уроках.

Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»

Ответьте на него, предложив поработать над проектом.

Все наши воспитанники очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И в этом, прежде всего, должен помочь преподаватель.

Система мер на отдельной дисциплине по совершенствованию учебного процесса с целью предупреждения неуспеваемости суворовцев:

  1. Включение в тематику заседаний отдельной дисциплины вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости.
  2. Выявление и учет специфических для училища, для роты, для взвода причин отставания.
  3. Обеспечение единства действий по предупреждению неуспеваемости суворовцев, установление межпредметных связей в обучении, координация действий с воспитателями и педагогом-психологом роты.
  4. Тщательное ознакомление с учебными возможностями первокурсников (пятиклассников) и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
  5. Улучшение практики самоанализа преподавателями своей деятельности и их последующее самообразование.
  6. Изучение передового опыта по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

Преподаватель может считать, что сделал всё возможное в работе со слабоуспевающим, если:

  1. Проводится своевременное и грамотное психолого-педагогическое  изучение обучающегося.
  2. Разработана программа индивидуально-педагогического движения слабоуспевающего. Систематически поддерживается связь с воспитателем взвода, в котором обучается суворовец.
  3. Ребёнок получает индивидуальные задания, своевременную помощь и консультацию
  4. Пересажен с последних парт к более сильному обучающемуся.
  5. У ребёнка проверяются все письменные работы.
  6. Ему рассказали и показали, как надо учить уроки.
  7. Спросили за четверть 5-6 раз.
  8. Имеется классификация ошибок, допущенных каждым обучающимся в разных видах работ.
  9.  Тщательно планируется повторение ранее изученного материала.
  10.  Проводятся дополнительные занятия во внеурочное время.
  11.  Организована взаимная помощь среди воспитанников взвода.
  12.  Используются рациональные методы планирования и организации работы обучающихся на уроках.
  13.  Организована тематическая проверка знаний по пропущенным темам.
  14.  Формируется у обучающихся механизм самосознания, самооценки и самоконтроля.
  15.  Корректируется содержание учебного материала уроков с целью организации повторения изученного материала.
  16.  Наблюдается усиление индивидуализации обучения на уроках.
  17.  Обучающиеся получают дифференцированные задания на самоподготовку.
  18.  Повышается самооценка обучающихся путём применения методов стимулирования деятельности.
  19. При проведении учебного занятия используются различные виды памяти обучающихся (образная, эмоциональная, зрительная). Учитываются психологические и гигиенические требования к уроку.

В случае неэффективности всех принятых мер, преподаватель предоставляет рапорт заместителю начальника училища по учебной работе, на основании которого администрация образовательной организации организует работу педагогического консилиума, на который приглашается обучающийся и его родители для решения дальнейшего вопроса об обучении.

Заключение

Статистика последних лет свидетельствует, что число «слабоуспевающих», «педагогических запущенных» детей растёт. Работа преподавателя с такими детьми должна быть направлена на оптимизацию личностно-ориентированного подхода, на решение проблемы неуспеваемости, на исправление дефектов познавательной сферы, связанных с последствиями педагогической запущенности. Действенная помощь обучающимся может быть оказана только на путях психолого-педагогического подхода к анализу и устранению возникших в процессе обучения трудностей. Предлагаемые методические рекомендации актуальны, так как работа со слабоуспевающими, организованная в системе, ведёт к решению проблемы неуспеваемости, педагогической запущенности и способствует принципиальному изменению содержания работы преподавателя.

Методические рекомендации имеют большую практическую значимость, так как могут быть использованы преподавателями русского языка в работе не только с обучающимися, испытывающими трудности в обучении, но и при организации индивидуальной работы на уроке. Материалы приложений могут быть полезны и воспитателям суворовцев при организации самостоятельной подготовки по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Организация КСО на уроках русского языка и литературы.

В статье раскрывается опыт работы по организации Коллективного способа обучения на уроках. Рассматриваются этапы работы в группах, учебные задания, виды контроля. Излагаются преимущества КСО....

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

Работа в парах на уроках русского языка и литературы.

Мне хотелось бы поделиться  некоторыми наработками  использования системы А. Г. Ривина, известной как  «талгенизм», при которой  ученик усваивает быстро и качественно лишь то...

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

Методический материал "Методика работы над сочинением на уроках русского языка"

Методический материал опубликован на сайте www.proshkolu.ru...