«Буквы -о- , -е- после шипящих и -ц- в суффиксах прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Паршина Татьяна Анатольевна
  • Познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих.
  • Научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи. 
  • Сформировать и закрепить навык выбора букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_bukvy_o_yo.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

Учитель: Паршина Татьяна Анатольевна

 Тема: «Буквы -о- , -е- после шипящих и -ц- в суффиксах прилагательных»

Цель урока: 

  • познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих;
  • научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв;
  • вырабатывать у учащихся навык работы с интерактивной доской.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение предыдущего материала.

Запись под диктовку. Взаимопроверка

(Не)извес(?)ная величина; (не)нас(?)ный день; (не)широкая, но красивая река; (не)правда; врач..м; грач..нок; полотенц..м, совсем (не)весёлое настроение; этаж..м; беч..вка; (не)большая, а интересная книга;

Учитель. Какие правила использованы при написании этих слов?
Ученики. Правило о правописании «не» с именами прилагательными, правило о правописании гласных букв о, ё и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и суффиксах прилагательных.

III. Изучение нового материала.

Вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы. 

Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.


Учитель. Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков?

(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному.)

Учитель. Правило о написании гласных о  е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня.

Тема урока:
Буквы
о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Учитель. Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных?  (Заполняется на интерактивной доске.)

Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.

Ученики. Ставим ударение и выделяем морфемы.
Учитель. Давайте применим данные требования к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?
Ученики. Они падают на разные морфемы.
Учитель. Попробуем сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах имён прилагательных.

(Дети формулируют.)

IV. Работа с учебником.

V. Закрепление материала.

1. Выборочный диктант.

Распределите слова в колонки таблицы. По одному ученику у доски с объяснением, остальные в тетрадях.

Гласные о и е после шипящих и ц

корень

суффикс

окончание

 

 

 

Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, жёлтый.

2. Работа с текстом.

На партах листы  с текстом упражнения. Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу на доске.

В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Учитель. Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали.

VI. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке.

Учитель. Чему сегодня научились на уроке? Что помогало?

VII. Домашнее задание. § 55; составить орфографический диктант из 15 слов с повторенными и изученными на уроке орфограммами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Урок русского языка в 6 классе. Идея урока-путешествия дает возможность связать русский язык и литературу, включить элементы краеведения, а так же помогает формировать у учащихся бережное отношение к ...

"Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах прилагательных".

Урок сообщения новых знаний. Использование технологии РКМЧП....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Буквы -О, -Е после шипящих и -Ц в суффиксах прилагательных"

Открытый урок подготовлен по программе Т.Ладыженской для учащихся 6 класса...