Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Пронина Надежда Романовна

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия". Презентация к данному уроку. Учебник Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

Цели:

- уяснить, что сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности;

- познакомить учащихся с признаками придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия;

- научить распознавать значение указанных придаточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, определять изученные виды придаточных, отличать данные виды придаточных от других видов, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений  с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

I. Работа над пройденным материалом.

1. Беседа:

- Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.

- Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

- Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными времени.

- Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточным места.

2.Проверка домашнего упражнения.

3. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточного. (Слайд 2.)

Петя с Долоховым пр..ехали ч..сового который мрач?но ходил по мосту и выехали в лощину где дожидались казаки. Петрова с удивлением спросила где же ее любимое р..стение.  Пров..жающие стали прощат?ся когда ра..дался с..гнал к отпр..влению поезда.  Мой дом вез?де где есть небесный свод где только слышны звуки песен.

- Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.

- Замените словосочетание «с удивлением спросила» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкания.

II. Объяснение нового материала.

1. Чтение §26 – стр.84.

2.  Рассмотрим схему сложноподчиненных предложений со значением обусловленности – стр. 85.

3. Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы  потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др. (Слайд 3.)

4. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 4.)

Яблони  пропали оттого что мыши объели всю кору кругом. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

5. Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания главного предложения. Отвечают на вопрос  что произошло вследствие этого? Средство связи: союз так что. (Слайд 5.)

6. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 6 .)

Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё.

7. Придаточные условные  служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном. Отвечают на вопрос при каком условии? Средство связи: союзы если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др. (Слайд 7.)

8. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 8 .)

Раз начался морозобой в лесу это значит уже градусов под сорок. Ехать  по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки быстро орудующие лопатами.

9.  Уступительные придаточные  сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Средство связи: союзы хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетание местоименных слов как, сколько с частицей ни. (Слайд 9.)

10. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 10 .)

Мы прекрасно провели время несмотря на то что лето выдалось дождливое. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

11. Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью? Средство связи: союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, частицы, выступающие в роли союзов только бы, лишь бы. (Слайд 11.)

12. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 12.)

Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. Медведица напала на охотника не со зла а для того чтобы защитить своих медвежат.

III. Закрепление нового материала.

1. Упражнение 155.

2. Самостоятельная работа. Выполнение теста.

IY.  Подведение итого урока.

Y. Домашнее задание: §26,  составить по 3 предложения с различными придаточными обусловленности.

ТЕСТ

  1. Отметь правильные утверждения.

А) Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью?

Б) Уступительные придаточные  отвечают на вопросы: почему? отчего?

В) Придаточные условные  служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном.

  1. Укажите, в каких сложноподчиненных предложениях имеется придаточное причины.

А) Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

Б) Лесу истощение не грозит, ибо он есть источник постоянно возобновляющийся.

В) Смола эта называется «живица», потому что она рану на стволах деревьев заживляет.

    3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.  

А) Молнии в потемках казались ослепительными, так что глазам было больно.

Б) Сердце мое стучало так сильно, что перо дрожало в руке.

В) Медведь с ревом бросался на бочку, покамест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости.

   4. Найдите сложноподчиненное предложение, где знаки препинания поставлены правильно.

А) Все замечания пришли мне на ум, может быть, потому что я знал некоторые подробности его жизни.

Б) Оттого, что земля размокла после дождя, идти по тропе было трудно.

В) Из-за того, что ты боялся все беды твои и случились.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

Слайд 2

З адание: списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточного. Петя с Долоховым пр..ехали ч.. сового который мрач?но ходил по мосту и выехали в лощину где дожидались казаки. Петрова с удивлением спросила где же ее любимое р.. стение . Пров .. жающие стали прощат?ся когда ра ..дался с..гнал к отпр .. влению поезда. Мой дом вез?де где есть небесный свод где только слышны звуки песен. - Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова. - Замените словосочетание « с удивлением спросила » , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкания.

Слайд 3

Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др.

Слайд 4

З адание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору кругом. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

Слайд 5

Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания главного предложения. Отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? Средство связи: союз так что .

Слайд 6

З адание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё.

Слайд 7

Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном. Отвечают на вопрос при каком условии? Средство связи: союзы если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др.

Слайд 8

З адание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Раз начался морозобой в лесу это значит уже градусов под сорок. Ехать по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки быстро орудующие лопатами.

Слайд 9

Уступительные придаточные сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Средство связи: союзы хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетание местоименных слов как, сколько с частицей ни.

Слайд 10

З адание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Мы прекрасно провели время несмотря на то что лето выдалось дождливое. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

Слайд 11

Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью? Средство связи: союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, частицы, выступающие в роли союзов только бы, лишь бы.

Слайд 12

З адание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. Медведица напала на охотника не со зла а для того чтобы защитить своих медвежат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка на тему: "СПП с придаточным определительным"

урок для уч-ся 9 класса с использованием регионального и религиоведческого компонента...

Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                      Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

Презентация. Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                      Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

открытый урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия."

Познакомиться с новыми видами придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия.Определить средства их связи с главным предложением.Формировать умение различать оттенки значения придаточных.Форми...

Презентация к уроку русского языка на тему: "СПП с придаточными условия"

Материал содержит презентацию на тему: "СПП с придаточными условия"....