Методическая разработка «Система работы по развитию умения употреблять в речи причастия».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Карпова Ольга Николаевна

Система упражнений по обобщению и развитию умений употреблять в письменной речт причастия. Включает упражнения на грамматику, орфографию, пунктуацию, развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текстовый файл22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Система работы по развитию умения употреблять в речи причастия».

        Актуальность.  Современный подход  к преподаванию  русского языка требует, чтобы на уроках ведущими были задачи, относящиеся к развитию метапредметных умений. Среди этих задач видное место занимает развитие коммуникативных  УУД  - умений и навыков, обеспечивающих продуктивное общение.  Предмет «русский язык», как никакой другой,  открывает широкие возможности для развития этих навыков. Задача развития различных видов речи обучающихся, письменной и устной, монологической и диалогической, является традиционной, но обретает новую актуальность в современной действительности, в условиях, когда обыденная речь подростков насыщена англицизмами, просторечием, узкопрофессиональной компьютерной терминологией, но бедна  по лексическому составу.

        Одним из направлений работы по развитию речи является расширение словарного запаса учеников; другое важное направление - обогащение их речи разнообразными конструкциями – причастными и деепричастными оборотами, сложными предложениями, распространенными определениями. Многолетняя практика показывает, что речь подростков обыкновенно содержит мало причастий, они практически не употребляют эту морфологическую форму, и на это следует обращать особое внимание.

        Чтобы подростки  употребляли причастия в письменной речи, они должны быть уверены в том, что делают это правильно, не допускают грамматических и пунктуационных ошибок.

        Методическая разработка содержит систему заданий, позволяющую обеспечить решение следующих целей и задач:

Цель:  Обогащение  речи подростков  за счет расширения словарного запаса и введения новых речевых конструкций.

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания о грамматических признаках причастия.
  2. Обобщить и закрепить знания о расстановке знаков препинания при причастиях.
  3. Расширять словарный запас и запас синтаксических конструкций в речи обучающихся.
  4. Развивать  письменную монологическую речь обучающихся.

Принципы построения системы заданий:

  1.  Соответствие  УМК по предмету «Русский язык»
  2. Комплексность. Система заданий объединяет грамматику, лексику, орфографию, пунктуацию.
  3. Поступенчатое усложнение.

Типы уроков: задания могут быть использованы на уроках открытия новых знаний как для создания проблемных ситуаций, так и для осуществления первичного контроля; на уроках актуализации знаний; на уроках систематизации и обобщения знаний; для проведения проверочных и контрольных работ.

Задание №1

Выберите нужную форму причастия.

1.причастие, образованное от глагола II спряжения: бегущий, дышащий, несущий

2.причастие настоящего времени: забывший, покрытый², бредущий

3.действительное причастие настоящего времени:

пилящий, брошенный, гонимый,  движимый².

4.действительное причастие прошедшего времени:

заступившийся, испорченный, колотый, ненавидимый.

5. страдательное причастие настоящего времени:

пересмотревший, рассматриваемый, слушающий², реявший².

Задание №2

Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные, по вариантам.

        

Не умолкая, шумел прилив. Набегали гр..хоч..щие волны, бьющ…ся о подножие тороса. Но вот буря стихла. Смолкли успоко..вшиеся волны, пр..давленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля придвинулись к самому берегу. Пошел гул, послышалось бормоч..щее шипение, шорох, треск лома..щихся глыб. Передовые льдины, сжатые нап..равшей массой, полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. Движение ледяной массы, встрет..вшее огромную преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут ломаными очертаниями поднялись новые громады. Вдруг опять обозленным, рассерженным зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..щим воем.

Задание №3

Расставьте и объясните знаки препинания графически.

  1. Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.
  2. Глухой шум доносившийся снизу, говорил о покое.
  3. Над еще не оттаявшей землей заливался жаворонок.
  4. Рощи  защищенные инеем сияли алмазным блеском.

Задание №4

Вставьте причастия.

  1. Я наслаждаюсь дуновением в лицо мне ……………... весны.
  2. Всё в  ………………. дымке: холмы, перелески.
  3. И льется чистая и теплая лазурь на  …………………………. поле.
  4. В огромных лужах отразилось небо с ……………….по небу круглыми белыми облаками.
  5. ………………………….  заря обещает новый жаркий день.

Задание №5

Замените данные словосочетания на словосочетание с причастиями.

  1. Предприятие, которое выполнило годовое задание.
  2. Годовое задание, которое выполнило предприятие.
  3. Слесарь, который отремонтировал трактор.
  4. Трактор, который отремонтировал слесарь.
  5. Завод, который изготовил телевизор.
  6. Телевизор, который изготовил завод.

Задание №6

К данным причастиям подберите антонимы.

бегущий -

падающий -

открывающий -

мокнувший -

высушенный –

белеющий-

чернеющий-

светлевший-

Задание №7

Вставьте пропущенные буквы. Объясните. Составьте и запишите письменный рассказ (8-9 предложений) о космической станции, используя данные словосочетания.

Передава…мая научная информация; аппарат, управля…мый на расстоянии; автоматическая станция, запущ…ая на Луну; посадка станции, произведе…ая автоматически; возвраща…мый аппарат; фотографии, получ…ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установл…нные на аппарате, посыла…мом на Луну; выполне…ая программа исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Вводная контрольная работа.5 класс)

Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС»...

Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс

Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая  контрольная работа.5 класс...

Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс

Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая  контрольная работа.5 класс...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме "Типы речи"

Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение" Урок построен в соответствии с ФГОС в форме технологической карты....

Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...