Тест по теме «Лексика. Фразеология».
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Игнатьева Татьяна Викторовна

Проверочная работа по усвоению знаний по теме "Лексика и фразеология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_po_teme.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Лексика. Фразеология». 1 вариант.

1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.

1) ГОРЯЧИЙ пирожок — ЖАРКИЙ день

2) ТЁПЛЫЙ чай — ХОЛОДНЫЙ вечер

3) ИГОЛКА ели — ИГОЛКА для шитья

2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.

1) ГРОМАДНЫЙ дом — БОЛЬШОЙ зверь

2) зелёный ЛУК — ЛУК для стрельбы

3) ТРУД к радости — БЕЗДЕЛЬЕ к несчастью

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) родниковый КЛЮЧ — КЛЮЧ от замка

2) РАЗГОВОРЧИВЫЙ человек — МОЛЧАЛИВЫЙ юноша

3) давай СМЕЯТЬСЯ — стали ХОХОТАТЬ

4. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.

1) железный гвоздь

2) железная воля

3) железная труба

5. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.

1)Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.

2) Пожухла трава на полях.

3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге

6. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

1) Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли с неё пыль.

2) В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

3)  Эспланада — это широкая улица с аллеями.

7. Укажите верное утверждение.

1) Диалектизмы — слова, одинаковые по звучанию.

2) Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.

3) Диалектизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

8. Укажите предложение, в котором есть историзм.

1) Русские толковые словари имеют многовековую историю.

2) На юноше был надет праздничный кафтан.

3) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

9. Укажите предложение, в котором есть архаизм.

1) Леса стоят в жемчужном инее.

2) Шуми, шуми, послушное ветрило.

3) Принцесса отвернулась и заплакала.

10. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

1) рукой подать – быстро, хорошо                                                                                                 2) язык проглотить – вредно, тихо                                                                                                   3) под шумок – громко, открыто                                                                                                    4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок

11. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

1) между двух огней                                                                                                                             2) ни два ни полтора                                                                                                                        3) как звёзд на небе                                                                                                                         4) лежать мёртвым грузом

12. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.     2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.                                                                                                              3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.                                                                          4) Подруги перемывали косточки  знакомым. За это я намылил голову кому следует

     

13. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?

     1) мягкий свет

     2) мягкий знак

     3) мягкий мох

     4) мягкий климат

14. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

     1) кот наплакал – вредно, глупо

2) с горем пополам – еле-еле, кое-как

3) поставить крест – креститься, унижать

4) водить за нос – заглушить, мешать

15. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный

2) обводить вокруг пальца – обманывать

3) с гулькин нос – много

4) яблоку негде упасть – тесно

Тест по теме «Лексика. Фразеология». 2 вариант

1. Укажите предложение, в котором есть неологизм.

1) По радио передали штормовое предупреждение.

2) Наш класс оснащён компьютерами последнего поколения.

3) Лодка всплыла у самого берега.

2. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) Во поле берёзонька стояла.

2) Туристы зашли в дремучий бор.

3) Бригада работала засучив рукава.

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.

1) резвый КОНЬ — ломовая ЛОШАДЬ

2) БЛИЗКИЙ человек — ДАЛЁКИЙ звук

3) КЛЮЧ от замка — родниковый КЛЮЧ

4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.

1) пришло ТЕПЛО — сильный ХОЛОД

2) ГРУША (плод) — ГРУША (боксёрская)

3) добрый БЕГЕМОТ — огромный ГИППОПОТАМ

5. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) сосновый БОР — зубоврачебный БОР

2) УГРЮМЫЙ человек — РАДОСТНЫЙ день

3) КРАСНЫЙ платок — АЛЫЙ стяг

6. Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении.

1) твёрдое решение

2) твёрдое яблоко

3) твёрдая земля

7. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.

1) Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

2) Валяную обувь в Сибири называют пимами.

3) Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной.

8. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

1) Старый шкаф стоял на своём месте — в углу террасы.

2) Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

3) Дом был деревянный.

9. Укажите верное утверждение.

1) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

2) Жаргонизмы — слова, употребляемые жителями той или местности.

3) Жаргонизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности,

10. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

                                                                                                                                                 

11.  Какие пары слов не являются антонимами?

1) угрюмый – весёлый

2) гигант – карлик

3) робкий – смелый

4) скромный – хитрый

12.  В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

1) рукой подать – быстро, хорошо

2) язык проглотить – вредно, тихо

3) повесить нос – громко, открыто

4) мутить воду – суета, беспорядок

13.  В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

4) Подруги перемывали косточки  знакомым. За это я намылил голову кому следует.

14. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро:

1) как с гуся вода;

2) хоть пруд пруди;

3) пуд соли съесть;

4) сломя голову;

5) вытягиваться в струнку;

6) во весь дух.

15. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

1. Молчать

2. Хвалить

3. Обманывать

4. Бить

5. Исчезать

 

А. Как снег на голову

Б. Держать язык за зубами

В. Намять бока

Г. Хоть глаз выколи

Д. Не в бровь, а в глаз

Е. Яблоку негде упасть

Ж. Возносить до небес

З. Стреляный воробей

И. Водить вокруг пальца

К. Рассеиваться как дым

 Контрольный диктант с грамматическими заданиями

      На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
      
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
      Вот и лес. Я
предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики. 1
      Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки
загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)

                                                                      (На основе книги Д. Зуева «Времена года)

Задания:

  1. Подберите антонимы к словам тяжелые (I вариант), полную (II вариант)
  2. Выполнить разбор предложений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Лексика и фразеология" 6 класс

Данный тест может быть использован как контрольная или проверочная работа по русскому языку в 6 классе...

Тест по теме "Лексика и фразеология" в 10 классе

Тестовая работа предназначена как для проверки знаний после изучения темы, так и для подготовки учащихся к ЕГЭ...

Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс

Тест - самостоятельная работа после изучения темы. 2 варианта....

Тест по теме "Лексика и фразеология" 10 класс

3 варианта (разной степени сложности) с ответами. Затронуты темы "Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы", "Фразеология"....

Контрольный тест по теме "Лексика. Фразеология" (ФГОС)

Цель контрольной работы: оценить способность школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по темам "Лексика" и "Фразеология" на основе сформированности предметных знаний и умен...

Русский язык. 6 класс. Тест по теме "Лексика. Фразеология".

Тест по теме "Лексика и фразеология"....