Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов  литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"  Проводится с целью  повторить и систематизировать знания обучающихся  о деепричастии; закрепить пунктуационные навыки, связанные с постановкой знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах; показать активное использование Гоголем деепричастных оборотов: формировать умение понимать авторскую позицию по отношению к персонажам в художественном произведении; воспитывать положительные качества личности  на примере героического образа Тараса Бульбы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роль деепричастий в создании художественных образов  литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Цели: повторить и систематизировать знания обучающихся  о деепричастии; закрепить пунктуационные навыки, связанные с постановкой знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах; показать активное использование Гоголем деепричастных оборотов: формировать  умение понимать авторскую позицию по отношению к персонажам в художественном произведении; воспитывать положительные качества личности  на примере героического образа Тараса Бульбы.

Ход урока:

I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока

II. Вступительное слово учителя

На уроках литературы мы познакомились с повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А сегодня мы посмотрим на это произведение с точки зрения предмета « русский язык». Язык повести «Тарас Бульба» – это прежде всего русский язык – носитель тех грамматических норм и категорий, которые мы с вами изучаем. Мы работаем на уроках с различными частями речи. Сегодня задача нашего урока - понаблюдать, насколько активно Н.В.Гоголь использует деепричастия и деепричастные обороты в повести «Тарас Бульба».Какова их роль в создании художественных образов?.

III. Работа с карточками (См. приложение)

IV. Работа с учебником

- Выпишите из упражнения № 169 (стр. 82) деепричастия (д/о, выделите в них суффиксы, определите время и вид.

1. потупив голову и в то же время приподняв очи (пр.в., сов.в.)

2. смотря прямо ему в очи, утупивши в землю очи (н.в., несов.в.)

3. встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой стан свой (пр.в., сов.в.)

4. ударив острыми шпорами коня, не глядя назад, не видя (пр.в., сов.в.)

- Какие из деепричастий сейчас употребляются в другой форме? (утупивши- потупив, опустив)

- Как вы написали деепричастия с частицей НЕ?

V. Работа с текстом

(1)Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным.

(2)И, положив ружьё, полный тоски, садился он на морской берег. (3) Долго сидел он там, понурив голову и всё говоря: «Остап мой, Остап мой!» (4) Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою.

Задания.

В1 - определите стиль текста и тип речи в нем (худ., повеств.)

В2 – сколько грамматических основ в 1 предложении? (2)

В3 – укажите номера предложений с дееприч. оборотами (2, 3)

В4 – выпишите из текста слово с чередованием в корне (расстилалось)

В5 – выпишите из текста любое словосочетание со связью согласование (1 вар.), управление (2 вар.) из предложения 2 (I - морской берег , II - положив ружьё, полный тоски, садился на берег)

В6 – из предложения 4 выпишите имя сущ., в котором не совпадает количество звуков и букв (тростник)

В7 – выпишите слово с двумя приставками (невыстреленным)

В8 - какое художественное средство использовано автором в предложении 4? (метафора)

- Проверьте себя и оцените свою работу. Подчеркните д/о как члены предложения. Определите вид и время деепричастий. Выделите суффиксы каждого из них.

VI. Работа с заданиями

Слово учителя

То время, в которое жил Гоголь, казалось его современникам лишенным героики - ведь после войны с Наполеоном и восстания декабристов ничего значительного не происходило в русской истории 30-х годов XIX века. Гоголь мечтал о сильном героическом характере. И это, конечно же, в первую очередь образ Тараса Бульбы. Вот что говорит сам писатель: "Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, ...когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы..."  Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. Это могучий образ, по выражению Гоголя, "необыкновенное явление русской силы". Гоголь сумел показать, что суровые условия, в которых Бульбе приходилось жить и защищать веру и Отечество, сформировали героический характер Тараса, развили в нем чувство товарищества и патриотизма.

Наша с вами задача доказать, что автор сумел показать в образе Тараса Бульбы героический характер и определить, какую роль в этом играют деепричастия.

Задание 1. Рассмотрим  основные эпизоды, в которых раскрывается героический характер Бульбы.

Сражаясь в бою под Дубно, Тарас проявил себя…

Тарас любил своих сыновей и гордился ими, но, узнав о предательстве Андрия, он …

Желая узнать о судьбе Остапа, Тарас …

Рискуя жизнью, он…

Задание 2. Прочитайте фрагменты из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». Какую роль выполняют деепричастные конструкции? Характеризуют только движение героев или передают их душевное состояние в решающие моменты жизни: Тараса во время казни Остапа, при встрече с изменником Андрием;  Андрия в бою на стороне врагов? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчёркивая деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
1. Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время пр..подняв очи и од..брительно только говорил Добре сынку добре!
2. Ну, что ж теперь мы будем делать? — сказал Тарас смотря прямо ему в очи. Но (не, ни)чего (не)мог на то сказать Андрий и стоял утупивши в землю очи.
3. А что мне отец товарищи отчизна? — сказал Андрий встряхнув быстро головою и выпр..мив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня (не, ни)кого! (не, ни)кого! (не, ни)кого!
4. Ударив острыми шпорами коня во весь дух пол..тел он за козаками (не)глядя назад (не)видя что позади только двадцать человек успело поспевать за ним.

Задание 3. Упражнения по культуре речи. Исправьте речевые ошибки  в данных примерах.

Подсказка. И главное, и добавочное действие должно совершать одно и то же лицо.

Сражаясь за веру, казаков убивают (… казаки погибают)

Потеряв сыновей, на Тараса обрушивается отчаяние (…Тарас погружается в отчаяние)

Работая над повестью, у Гоголя была мечта о героическом характере (…Гоголь мечтал о героическом характере)

VII. Исследовательская работа на уроке

Обратимся к тексту повести «Тарас Бульба»

Работа с эпизодом  №1  (Приезд сыновей из бурсы)

Задание: найти по тексту, как Н.В. Гоголь знакомит нас с Тарасом, говоря о его характере; выписать деепричастные обороты со словами, к которым они относятся.

Н.В. Гоголь – мастер слова. Синтаксис очень труден, предложения насыщены. Обратите внимание на лексику. Найдите слова, которые ассоциируются у вас с чувством свободы. Докажите.

Работа с эпизодом №2(Разговор Тараса с сыновьями)

Посмотрите на рисунок П.Соколова в учебнике (встреча Тараса с сыновьями). С помощью чего художник добивается результата своей работы? Найдите диалог Тараса с сыновьями. Выразительно прочитайте по ролям. Найдите и выпишите деепричастные обороты со словами, к которым они относятся.

Работа с эпизодом №3(Казнь Тараса)

Обратимся к тексту, где автор восхищается последним подвигом Тараса. Он схвачен врагами, пламя лижет его ноги (иллюстрация учебника), а он смотрит на уходящих казаков, думает о родине, людях, о могуществе русской земли, призывает встать на борьбу с врагами. Найдите и выпишите деепричастные обороты со словами, к которым они относятся. Определите роль деепричастий в тексте.

Материал для самостоятельного исследования

Из  данных предложений выписать только те, в которых деепричастия не просто называют действие, а ещё и передают чувства и эмоции героев. Обоснуйте ваш выбор.

1. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю. 
2.  - Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?.. -- сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад. 
3. И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
4.Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. 
5. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов.
6.Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. 
7.Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.
8. - Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, — продолжал он,поворачивая их, — какие же длинные на вас свитки! экие свитки! таких свиток еще и на свете не было.
9.У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст.
10. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать.

11. Они, проехавши, оглянулись назад; хутор их как будто ушел в землю; только видны были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, -- тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо перелетавшую через него с помощию своих свежих, быстрых ног. 
12.Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. 
13.Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. 
14.Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. 
15.Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули - и Андрий, к счастию успевший отхватить руку, шлепнулся на землю, прямо лицом в грязь.
16.Он глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще более замазывался. 
17. Он хотел было узнать от дворни, которая толпою, в богатом убранстве, стояла за воротами, окружив игравшего молодого бандуриста. 
18. Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом. 
19.Прекрасная полячка так испугалась, увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнесть ни одного слова; но когда приметила, что бурсак стоял, потупив глаза и не смея от робости пошевелить рукою, когда узнала в нем того же самого, который хлопнулся перед ее глазами на улице, смех вновь овладел ею. 
20. Он представлял смешную фигуру, раскрывши рот и глядя неподвижно в ее ослепительные очи. 
21.Вот о чем думал Андрий, повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего. 
22.А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.   
23.- Э, э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли? -- сказал наконец Бульба, очнувшись от своей задумчивости.

24. И козаки, принагнувшись к коням, пропали в траве.
25.Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. 

VIII. Рефлексия

- Чем сегодняшний урок отличался от других уроков?

- Что вам понравилось на уроке?

- С каким настроением (мыслями) вы уходите с урока?

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дидактический материал. Карточки  по теме  «Одиночные деепричастия. Деепричастные обороты»  для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Карточка 1

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

           Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих учившихся в киевской бурсе и приехавших уже на дом к отцу.

     У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак носивший оружие.

     Бедная старушка привыкшая уже к таким поступкам своего мужа печально глядела сидя на лавке.

     Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне называя их холопьями польских панов.

     Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих лежавших рядом…

     Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол окружавший двор.

Карточка 2

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Уже кони чуя рассвет все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу.

     Бедная старушка лишённая последней надежды уныло поплелась в хату.

     Мать, слабая как мать, обняла их вынула две небольшие иконы надела им рыдая на шею.

     Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся почувствовав на себе двадцатипудовое бремя потому что Бульба был чрезвычайно тяжел и толст.

     Молодые ккозаки ехали смутно и удерживали слезы боясь отца своего, который, однако же, с своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показать.

Карточка 3

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Он глядел на нее совсем потерявшись рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё более замазывался.

     Но дворня подняла смех увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

     А между тем степь уже давно приняла их в свои зеленые объятия, и высокая трава обступивши скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.

     И козаки прилегши несколько к коням пропали в траве.

     Под тонкими их корнями шныряли куропатки вытянув свои шеи.

     В небе неподвижно стояли ястребы распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.

Карточка 4

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Прекрасная полячка так испугалась увидевши вдруг перед собою  незнакомого человека, что не могла произнесть ни одного слова…

     Вся музыка наполнявшая день утихала и сменялась другою.

     Поужинав козаки ложились спать пустивши по траве спутанных коней своих.

     Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей летевших на север вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось что красные платки летели по темному небу.

     Через три дня после этого они были уже недалеко от места служившего предметом их поездки.

     Молодые сыны его тоже осмотрели себя с ног до головы с каким-то страхом и неопределенным удовольствием, и все вместе въехали в предместье находившееся за полверсты от Сечи.

Карточка 5

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых наполнявших траву весь их треск свист краканье; всё это звучно раздавалось среди ночи…

     Наконец они минули предместье и увидели несколько разбросанных куреней покрытых дерном или, по-татарски, войлоком.

     Несколько дюжих запорожцев лежавших с трубками в зубах на самой дороге посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места.

     Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец заломивши чертом свою шапку и вскинувши руками.

     Надели на себя святые образа оба брата и невольно задумались припомнив старую мать свою.

Карточка 6

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману поднявшемуся из болот.

     Андрий же сам не зная почему чувствовал какую-то духоту на сердце.

     Тяжелые волы лежали подвернувши под себя ноги большими беловатыми массами и казались издали серыми камнями раскиданными по отлогости поля.

     Над огнем вились вдали птицы казавшиеся кучею темных мелких крестиков на огненном поле.

     Заглянувши в них он изумился видя что оба пусты.

     Опустясь в сию лощину они скрылись совершенно из виду всего поля занятого запорожским табором.

Карточка 7

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Он прямо подошёл к отцовскому возу но на возе уже его не было: Остап взял его себе под головы и растянувшись возле на земле храпел на всё поле.  

  И потом, когда поднял глаза и посмотрел на него, увидел, что уже старый Бульба спал положив голову на ладонь.

  Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустились отлогостью в низменную лощину…

   Они перешли через церковь не замеченные никем и вышли потом на площадь бывшую перед нею.

   Андрий уже было хотел идти прямо в широкую дубовую дверь украшенную гербом и множеством резных украшений но татарка дёрнула его за рукав и указала маленькую дверь в боковой стене.

   

Карточка 8

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.     

 Пробираясь меж тростников остановились они перед наваленным хворостом и фашинником.

   Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустился отлогостью в низменную лощину.

   Татарка наклонив голову вошла первая; вслед за нею Андрий нагнувшись сколько можно ниже, чтобы можно было пробраться с своими мешками, и скоро очутились оба в совершенной темноте.

   Андрий едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.

   Бросила прочь она от себя платок, отдёрнула налезавшие на очи длинные волосы косы своей и вся разлилася в жалостных речах выговаривая их тихим-тихим голосом.

Карточка 9

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

   Опустясь в сию лощину они скрылись совершенно из виду всего поля занятого запорожским табором.

   Козаки все стояли понурив головы зная вину; один только незамайновский куренной атаман Кукубенко отозвался.

   Так распоряжал кошевой, и все поклонились ему в пояс и не надевая шапок отправились по своим возам и таборам…

   Уходя к своему полку Тарас думал и не мог придумать, куда девался Андрий, полонили ли его вместе с другими и связали сонного?

   Напереди стоял спесиво в красной шапке убранной золотом буджаковский полковник.

Карточка 10

   Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

    Но Тарас в это время вырвавшись из засады с своим полком с криком бросился навпереймы (наперерез).

  Снарядясь пустили вперёд возы а сами пошапковавшись ещё раз с товарищами тихо пошли вслед за возами.  

   И потом все как будто сговорившись махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами.

   И стали наступать они тесно на козацкие табоы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами.

   Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам сливаясь в беспрерывный гул; дымом затянуло всё поле…

Карточка 11

   Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

   Не по одному козаку взрывается старая мать ударяя себя костистыми руками в дряхлые перси (грудь).

   Погнул он крепко Дегтярёнка, сбил его на землю и уже замахнувшись на него саблей кричал: «Нет из вас, собак-козаков, ни одного, кто бы посмел противустать мне!».

   Упал он, наложил руку на свою рану и сказал обратившись к товарищам: «Прощайте, паны братья, товарищи!..»

   Весь побагровел полковник ухватясь за верёвку обеими руками и силясь разорвать её но уже дюжий размах вогнал ему в самый живот гибельную пику.

   Поникнул он теперь головою почуяв предсмертные муки и тихо сказал: «Сдаётся мне, паны братья, умираю хорошею смертью…»

Карточка 12

   Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

      Сам Тара увидя беду его поспешил на выручку.

   Уже голова другого Пысаренка завертевшись захлопала очами.

   Понял тот знак Остап и ударил сильно вырвавшись из засады в конницу.

   А в это время корсунцы стоявшие последние за возами увидевши что уже достанет ружейная пуля грянули вдруг из самопалов.

   Так школьник неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкой по лбу вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим…

   «Да скажи же мне, где я теперь? – спросил опять Тарас напрягая ум и стараясь припомнить бывшее.

Карточка 13

   Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

   А между тем верный товарищ стоял перед ним бранясь и рассыпая без счёту жестокие укорительные слова и упрёки.

   Наконец схватил он его за ноги и руки, спеленал, как ребёнка, поправил все перевязки, увернул его в воловью кожу, увязал в луки и прикрепивши верёвками к седлу помчался вновь с ним в дорогу.

   Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время гордо приподняв очи и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!».

   Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и приподняв его повыше чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костёр.

   Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели всполашивая подымавшихся птиц и говорили про своего атамана.

Источники:

  1. М.Т. Баранов. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. М «Просвещение 2014»
  2. В.Я. Коровина. Учебник  для общеобразовательных учреждений. Литература. 7 класс. М «Просвещение 2014»
  3. http://www.pravoslavie.ru/
  4. http://www.istrodina.com/
  5. https://www.uchmet.ru/library/material/137608/
  6. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/06/03/didakticheskiy-material-kartochki-po-teme-prichastnye-i
  7. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urokissliedovaniienatiemuispolzovaniiedieieprichastnykhiprichastnykhoborotovvkhudozhiestviennoiprozienvgogoliarusskiiiazyk7klass
  8. https://znanija.com/task/6873713
  9. http://mgk.olimpiada.ru/work/5992/request/9225/
  10. http://www.soloby.ru/588922/прочитайте-выполняют-деепричастные-конструкции-характеризуют

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...

Интегрированный урок литературы "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Запорожское казачество в повестиН.В. Гоголя «Тарас Бульба» Интегрированный урок. (Литература +  история + ИЗО)    Цели:Образовательные:актуализация и интеграция зна...

Художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Пакет материалов к проведению уроков по данной теме...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

Презентация к уроку "История создания и историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Презентация для урока литературы 7 класса. Знакоиство с повестью "Тарас Бульба"...