Тема «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Чаюн Марина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_zvonkie_i_gluhie_soglasnye.docx455.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

  1. Познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и составить алгоритм проверки написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов.
  2. Развивать логическое мышление, зрительную память, речь.
  3. Воспитывать умение преодолевать трудности и умение договариваться, работая в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Русский язык. 1 класс», презентация, карточки с буквами и словами, светофор, смайлики

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова и составлять алгоритм проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.

Учитель: Прозвенел уже звонок,

          Начинается урок.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел Яша погулять.

Тут ему навстречу буквы

И давай ему читать:

«Ты уж, Яша, не спеши,

Нас ты, Яша, заучи,

И тогда ты уже точно

Знания усвоишь прочно»

Учитель: К нашему Яше сегодня пришли звонкие и глухие согласные. Но они пришли не все. А вот какие буквы пришли  к Яше вы хотите узнать?

Дети: Да.

Учитель: Тогда отправляемся в путь

  1. Актуализация знаний.

Цели: повторить знания о звонких и глухих согласных, необходимые для открытия нового, выявить затруднение в индивидуальной деятельности.

Учитель: Посмотрите, какие буквы пришли к Яше. Знаете ли вы эти буквы и что оних вы можете сказать. (Слайд 2)

Дети: П, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш. Буква п обозначает  глухие согласные звуки [п], [п‘], буква б, обозначает  звонкие согласные звуки [б], [б‘] и т.д. А еще они образуют пары по звонкости и глухости.

Учитель: Сейчас посмотрим, как вы хорошо знаете эти пары. Мы с вами будем работать в парах. Перед вами на партах карточки с буквами. Один из вас берет карточку со звонким согласным, а второй находит ему пару – карточку с глухим согласным. Пара, первой выполнившая работу поднимает руки.

(Карточки с буквами п, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш  разложены на парты до начала урока. )

Учитель: Мы с вами, сейчас проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд 3). Та пара, которая правильно справилась с заданием, поднимает зеленый светофор.

(За выполнение задания дети получают смайлики.)

Учитель: А теперь обратите внимание на ленту букв. Что вы можете о ней сказать.

Дети: Лента букв разделена на три поля разного цвета. На красном поле расположены буквы обозначающие гласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие один звук, а в нижнем ряду  - буквы, которые обозначают два звука. На поле синего цвета расположены буквы, которые обозначают согласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие звонкий согласный, в нижнем – глухой согласный звук. Две буквы звука не имеют, это ъ и ь знаки.  Минутка чистописания.

Учитель: А теперь я закрою ленту букв, а вы  выполните следующее задание. В своих тетрадях на одной строчке вы напишите звонкие согласные, на другой – глухие согласные.  Сейчас мы увидим, как каждый из вас красиво может писать буквы. Приступаем к работе.

( На работу отводится 1 – 2 минуты вместе с проверкой задания)

Учитель: Все уже написали. Взяли в руки простой карандаш и проверяем. Если вы написали лишнюю букву на сточке, зачеркните её, если буквы нет, запишите её карандашом.  Кто правильно справился с заданием, поднимите зелёный светофор, кто не справился – красный.  

(Учащиеся получают смайлики)

Учитель: Вы такие у меня умные. Поэтому я считаю, что поможете Яше выполнить еще одно задание. Посмотрите на карточки со словами. Вам нужно составить пары слов и объяснить по какому признаку вы их соединили. Какая пара сделает работу, поднимает руки.

(Карточки со словами: зайка, сайка, Дима, Тима, жили, шили, вата, фата, гости, кости, бочка, почка, луг, лук  разложены на парты до начала урока.)

Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы помогли Яше. (Слайд 4)

( Учащиеся о правильности задания сигнализируют светофором.)

Учитель: По какому признаку вы объединили слова в пары?

Дети: В парах слов есть пара звонких и глухих согласных звуков.

Учитель:  Где они стоят?

Дети: Они стоят в начале слова.

Учитель: Что же еще вы заметили?

Дети: Одна пара луг-лук не  совсем похожа на остальные. В ней также есть пара согласных звуков, но они стоят на конце слова.

Учитель: Молодцы! Вы все правильно заметили. И именно эти слова я предлагаю вам запомнить. Они помогут нам познакомиться с темой урока и со своими друзьями словами. А вы хотите с ними познакомиться?

Дети: Да.

  1. Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)

Цели: Создать ситуацию, когда дети осознают, что их знаний недостаточно для того чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Наши слова принесли нам сказку о своих братьях. Послушайте.

Image0321

Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Дети: Написание парных звонких и глухих согласных в конце слов.

Учитель: Перед вами наши слова лу.. – лу… Как же их правильно написать? Вы знаете? (Слайд 5,)

Дети: Нет.

IV.Открытие новых знаний.

Цель: составить алгоритм написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.

Учитель:  Для того, чтобы определить какой парный звонкий или глухой согласный надо написать на конце слов, нам с вами надо правило. Вы его знаете?

Дети: Нет.

Учитель:  Тогда нам надо провести исследование. А помогут нам в этом слова «много» и «один».  (Слайд 5)

Учитель:  Один луг. Какой звук вы слышите на конце слова лук?

Дети: Мы слышим на конце слова звук [г].

Учитель: Какую букву мне слове написать к или г?

Дети: Надо изменить слово, а это поможет сделать слово «много»

Учитель: Давайте попробуем изменить слово. Какое слово мы получим?

Дети: Много лука. Получили слово «лука».

Учитель: Что вы увидели, когда мы изменили слова?

Дети: Перед гласной а  в слове мы слышим звук [к] и пишется буква к, потому что  в слове лук нужно писать букву к.

Учитель: Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву к.

Учитель: Ребята, а зачем мы с вами проводили исследование?

Дети: Мы выполняли исследование для того, чтобы знать, как писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Можете ли вы сделать вывод о том, как надо писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце?

Дети: Изменить слово  так, чтобы наш звук слышался отчетливо, а затем записать само слово.

Учитель: А как мы можем назвать эти два слова?

Дети: Слово,   при написании  которого мы сомневаемся, называются проверяемыми, а слова, которые мы находим, чтобы проверить эти слова называются проверочными.

Учитель: А сейчас мы с вами узнаем, какие слова считают проверочными и проверяемыми, авторы учебника. Давайте обратим внимание на страницу 98.

(Дети читают текст про себя, затем вслух)  (Слайд 6)

Учитель: Какие слова называются проверяемыми и где на картинке проверяемое слово?

Дети: Слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова. Луг

Учитель: Какие слова называются проверочными и где он на картинке?

Дети: Слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком. Луга

Учитель: А вот перед вами алгоритм правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. (Слайд 7)

V.Первичное закрепление.

         Цели: Проговаривание нового знания, и  упражнение в работе по алгоритму.

Учитель: А сейчас мы будем работать над данным правилом. Откройте учебник на странице 96 , упражнение 8.

    - Прочитайте пары слов.

    - Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково)

    - Можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначать парный согласный? (Нет)

    - Почему? ( Потому что мы не точно слышим конец слова.)

    - Как можно обозначить парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова? ( Разными буквами.)

   - Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)

Учитель: Переходим к упражнению 9.

     - Найдите пары слов и прочитайте. Сравните.

     - Когда написание расходится с произношением? (На конце слова.)

     - В каких словах нужно проверять написание? (Гриб, глаз, рог, чиж, сад, лев)

     - А какие слова будут проверочными? (Грибы, глаза, рога, чижи, сады, львы.)

     - Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить написание слова с парным звонким или глухим согласным на конце слова, надо изменить слов, чтобы парный звук слышался отчетливо)

    - Прочитайте последнее задание в упражнении. Выполните упражнение по образцу. Кто закончит первым поднимет руку. К доске  вы будете выходить по цепочке.

(После проверки упражнения, учащиеся получают смайлики)

Учитель: Прочитаем правило в учебнике про себя. (Один учащийся читает вслух)

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

Дети: Изменить слово так, чтобы после согласного стол гласный.

VI. Физкультминутка

               В понедельник я купался,

               А во вторник рисовал,

               В среду долго умывался,

               А в четверг в футбол играл,

               В пятницу я бегал, прыгал

               И немножко танцевал,

               А в субботу, в воскресенье

               Целый день я отдыхал.

VII. Самостоятельная работа.

     Цель: проверить применение правила и алгоритма записи.

Учитель: Вы немного отдохнули и вспомнили дни недели.  (Слайд 8)

Учитель: В каких  названиях дней недели  встречается наше правило.

Дети: Понедельник, вторник, четверг.

Учитель: А кто из вас может подобрать проверочные слова к этим словам?

(Дети говорят несколько вариантов слов, каждый вариант проговаривается, например: понедельники, понедельника, понедельников и т.д.)

Учитель: А в каких случаях мы можем сказать слово «понедельники», «понедельника», «понедельников»?

Дети: Много понедельников прошло после каникул. После понедельника идет вторник.  В понедельники  трудно вставать в школу.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Что каждое из этих слов может быть проверочным, потому что в них после парного согласного стоит гласный.

Учитель: Давайте запишем эти слова вместе с проверочными словами.

(Задание учитель проверяет и  дает ребенку смайлик.)

Учитель: мы работаем с учебниками на странице 98, упражнение 10. Прочитайте задание про себя. Читаем вслух.

   - Прочитайте слова.

   - Разделите слова на две группы.

   - Назовите проверочные слова.

   - Назовите проверяемые слова.

   - Написание каких букв надо проверить в этих словах?

   - Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

(Учащиеся, после проверки задания, получают смайлик.)

Дополнительные задания для сильных учащихся. Они выполняют работу на карточках.

Учитель:  Как проверить парный звонкий или глухой согласный на конце слова.

Учитель: К нам в гости пришло еще одно слово. Посмотрите.  Словарная работа

(Отрывок из электронного пособия «Русский язык. 1 класс» словарное слово тетрадь)

Учитель: Какую букву надо запомнить в слове тетрадь. Запишите слово и подчеркните эту букву.

Учитель: Давайте выполним задание с данным словом. (Задание из электронного пособия выполняется устно.

Учитель: А какое еще правило есть в этом слове?

Дети: Правило о парной звонкой и глухой согласной.

Учитель: В этом слове, ребята, два правила. Первое о непроверяемой гласной, а второе о парной звонкой и глухой согласной.

VII. Включение нового правила в систему знаний.

Цель: дифференцировать задания от типа полученных знаний.

Учитель: У вас на партах слова. Работая в парах, вам необходимо разложить эти слова на группы и объяснить по какому признаку вы их объединили.

(Слова: рыбак, камыш, ёрш, учитель, класс, дежурный, коза, овца, цветы)

Учитель: Давайте проверим, что же у вас получилось?

(Учащиеся читают группы слов и объясняют, почему именно так они подели на группы данные слова.)

Учитель: А посмотрите, как наш знакомый Яша записал эти слова (Слайд 9)

                Как вы думаете, а он, по какому признаку разделил эти слова?

Дети: В первом столбике словарные слова, во втором слова с безударной гласной в корне, в третьем – слова с парными звонкими и глухими согласными.

Учитель: А как вы думаете, есть ли слова, в которых мы можем встретить сразу два правила?

Дети: Да

Учитель: Назовите хотя бы одно такое слово.

(Если дети внимательны, то они назовут слово тетрадь.)

Учитель: Таких слов много. И я предлагаю сейчас вам записать три слова и вставить буквы, а вот какие вам надо подумать.

(Слова: ленив, старик, лежит.) Учащиеся работают самостоятельно, а затем проверяют слова. Для проверки учащимся раздаются листочки со словами.

Учитель: Эти слова отвечают на разные вопросы, обозначают и предмет, и действие, и признак, а правила имеют одинаковые.

IX. Рефлексия

Цели: осознание нового знания и самооценка своей деятельности.

Учитель: Чему новому научились сегодня на уроке?

Дети: правильно писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Как проверить  парный звонкий и глухой согласный на конце слова?

Дети: Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Учитель: Про наше правило есть стихотворение.

                                Если слышишь парный звук,

                                Будь внимателен, мой друг.

                                Звук согласный проверяй,

                                Рядом гласный подставляй.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей  парный по звонкости и глухости согласный звук.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова.

Учитель: Какие слова называются проверочными?

Дети:  Это такие слова, в которых проверяемая буква находится перед гласным звуком.

Учитель: А теперь посмотрите на смайлики и   оцените свою работу.

(Дети, поднимают над головой те смайлики, которых у них больше)

Учитель: Яша просит вас помочь ему выполнить домашнее задание

 С данными словами составить три предложения, но так чтобы в одном предложении было по три слова. Слова: рыбак, камыш, ёрш, учитель, класс, дежурный, коза, овца, цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....

План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)

План – конспект урока письма  на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)...

Методическая разработка урока альтернативная коммуникация "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (9 класс)

Методическая разработка содержит полное описание цели, задач и структуры урока. Конспект отражает приемы обучения детей с  умеренной и тяжелой умственной отсталостью....

Тема: Написание парных звонких и глухих согласных на конце слова (закрепление)

Урок русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (4 класс)...

Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...