Контрольная работа по русскому языку для 11 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Кузьмина Светлана Анатольевна

Контрольная работа для 11 класса в формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_no1.doc75 КБ
Microsoft Office document icon variant_2.doc78.5 КБ
Файл otvety_i_kriterii.docx13.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное тестирование по русскому языку в 11 классе

Вариант 1

ОУ___________________________________________________________________________________

Дата проведения____________________

Фамилия, имя, отчество обучающегося_____________________________________________________

Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и превосходстве стратегии и тактики. (2)Наполеон доказал это современникам своими блестящими победами почти во всех странах Европы. (3)Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершину славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, (...) неприятель успевал собраться с силами: за одиннадцать дней сардинская армия потерпела пять сокрушительных ударов от разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии армии Наполеона.

1.        Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)        Наполеоновская армия, уступающая противникам в вооружении и оснащении, одерживала блестящие победы благодаря продуманной стратегии и тактике быстрых передвижений и разъединения вражеских войск.

2)        Наполеон как полководец поднялся на вершину славы, используя только тактику быстрых передвижений.

3)        Наполеоновская армия была разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии.

4)        Блестящие победы Наполеона как полководца были одержаны благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий.

5)        Наполеон, возглавляя французскую армию в Италии, выиграл сражение благодаря перевесу в живой силе и снаряжении.                                

Ответ:____________________________.

2.        Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Следовательно, / Зато / Прежде чем / Вопреки этому / Наоборот,                  

Ответ:____________________________.

3.        Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УДАР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.                    

УДАР, -а; м.

1)        Короткое и сильное движение, непосредственно направленное на кого-что-н., резкий толчок. Нанести у. У. прикладом, кулаком. Свалить ударом. У. электрического тока (перен.).

2)        Звук (звон, треск, грохот) от такого толчка, а также вообще отрывистый звук, стук. У. грома. У. колокола. Слышны удары топора.

3)        Стремительное нападение, атака. Отступить под ударом противника. Вывести из-под удара. Фланговый у. Штыковой у.

4)        перен. Тяжёлая неприятность, потрясение. Испытать у. судьбы. Семья оправилась от удара.

5)        Кровоизлияние в мозг (устар.). Умереть от удара. У. хватил кого-н.  

Ответ:____________________________.

4.        В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нЕдруг / нАчатый / согнУтый / намЕрение / опОшлить  

Ответ:____________________________.

5.        В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Были взорваны скалы, закипела работа, и вскоре реку ПЕРЕГОРОДИЛИ плотиной.

Политика ДИКТАТА, проводившаяся после Второй мировой войны западными державами в отношении стран Азии и Африки, вызвала в этих странах усиление национально-освободительной борьбы.

При некоторых заболеваниях нервной системы ортопедический массаж особенно полезен, поэтому предписание его зачастую следует понимать не как ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ назначение, а как обязательную процедуру.

Почти половина территории России находится в зоне ВЕКОВОЙ мерзлоты.

Если ты твёрдо решила ОТРАСТИТЬ длинные волосы, одного терпения здесь маловато.

Ответ:____________________________.

6.        В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

речь РУМЫН / более ТИХИЙ / ТРЁМСТАМ бегунам / ПОЛУТОРАСТА деревьев

вкусных МАКАРОНОВ                         Ответ:____________________________.

7.        Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)        нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Печорин уверяет, что у меня врождённая страсть противоречить.

Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

2) То, как ведет себя Печорин во время встречи с Максим Максимычем, обескураживает читателя.

B)        нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

3) Печорин вторгается в чужие дела и жизни, попусту растрачивает свои силы.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью        

4) Став приятелями, Печорин и доктор Вернер так и не сблизились.

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом        

5) Печорин говорит, что в нём два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.

6) Моя сестра работает на фабрике «Красном Октябре».

7) Убив Грушницкого, дуэль состоялась.

8) Печорину необходимо было больше заниматься самовоспитанием, чем нежели осуждать окружающих.

9) Когда Петр впервые влюбился, он радуется жизни.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

8.        Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол..жение / наев..стать / ут..лщение / сотв..рить / в..ранда

Ответ:____________________________.

9.        Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

дез..нфекция, без..нициативно / зав..южить, с..едобный / пр..одолеть, пр..града

бе..конечный, ра..буженный / н..дломить, в..спевать

Ответ:____________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

вздраг..вая / удушл..вый / обла..вать / протяг..вать / ясен..вый

Ответ:____________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

вид..мый / дыш..шь / приготов..в / тревож..шь / отгоня..мый

Ответ:____________________________.

12.        Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Отнюдь (НЕ)ДОЛГОЙ была жизнь великого российского поэта.

До сих пор (НЕ)У СТАНОВ ЛЕН автор анонимных писем А.С. Пушкину.

(НЕ)МЕНЕЕ ста произведений написал Пушкин в Михайловском.

Пушкину (НЕ)РАЗРЕШАЮТ ехать на Кавказ, отказывают в поездке за границу.

(НЕ)ДОЧИТАННЫЙ роман будоражил моё воображение.

Ответ:____________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих лет физик Дмитрий Рябушинский, выходец из купеческой семьи, служил науке, ПРИ(ЧЁМ) его труды высоко ценились во Франции.

ПРИ(ТОМ) купеческом доме была большая лавка, и дети ТАК(ЖЕ), как и взрослые, стояли за прилавком.

(НИ)ЧТО не могло заставить купца нарушить данное им слово, (ПОТОМУ)ЧТО у купечества, как и у дворянства, существовали собственные представления о чести.

ТАК(ЖЕ), как и вы, я (С)НАЧАЛА обдумаю предложение купца.

В Москве купцы старались (С)МОЛОДУ сколотить своё состояние, чтобы (В)ПОСЛЕДСТВИИ перерасти в крупных промышленников.

Ответ:____________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Дуэли проводились по строго установле(1)ым правилам, которые были зафиксирова(2)ы в так называемых «дуэльных кодексах»; оскорблё(3)ый, как правило, обсуждал с секундантом тяжесть нанесё(4)ого ему оскорбления и характер поединка.

Ответ:____________________________.

15.        Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)        Войдёшь в дом и тебя обдаст родным запахом, знакомым с детства.

2)        Затем Илья Иванович переменил и тембр голоса и интонацию и выражение лица.

3)        Всё остальное время ушло на откапывание избушек на сон да на выжидание погоды.

      4)        Гостиный двор с жилыми и складскими помещениями обносили заборами и запирали на замок ворота.

5)        Говорливая толпа мужиков и баб шла за телегами и повозками.

Ответ:____________________________.

16.         Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Жаркий шум южного дня (1) покрытый тяжёлым вздохом пушки (2) на секунду прижался к нагретым камням мостовых (3) и (4) снова вскинувшись над улицами (5) потёк в море широкой рекой.

Ответ:____________________________.

17.        Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Важные новости (1) наверняка (2) заинтересовали конкурентов Игнатова. Однако (3) они (4) вероятно (5) решили подождать и посмотреть, как будут разворачиваться события.

Ответ:____________________________.

18.        Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Приезжий (1) вид (2) которого (3) напугал детей (4) преспокойно расположился в гостиной на диване, ожидая хозяев.

Ответ:____________________________.

19.        Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тигрица прислушалась (1) и (2) когда услышала тихое повизгивание детёнышей (3) одним прыжком оказалась там (4) откуда доносились эти звуки.

Ответ:____________________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Острова Аль-Ахавейн в Египте, представляющие собой две подводные скалы, уходящие в морскую глубокую бездну, привлекают любителей подводных погружений красотой фауны и флоры.

Ответ:____________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Мне хотелось быть студентом. (2)Хотелось весёлой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.

(3)В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (4)Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлекательную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие существуют жизненные перспективы.

(5)Первым делом я пошёл на день открытых дверей биологического факультета. (6)Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснётся во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. (7)А если ещё мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперименты, и если мне помогут дорисовать образ учёного-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюльверновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения.

(8)Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. (9)В назначенное нам время никто не пришёл. (10)Мы ждали минут двадцать. (11)Мы — это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных во всех смыслах парней выпускного школьного возраста.

(12)Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. (13)Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними губами. (14)Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. (15)Она провела нас по нескольким лабораториям. (16)Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. (17)Были там ещё и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами. (18)Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется. (19)В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель, как заведённый, ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочинения или контрольной работы.

(20)— Вот и всё! — сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. — (21)В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятельно. (22)Вот вам программа для поступающих. (23)Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. (24)Приходите. (25)Мы вас очень ждём, и у нас вам будет очень интересно.

(26)Я был весьма озадачен. (27)Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? (28)Что мне показалось не тем? (29)Чего я ожидал? (30)Что же не то?

(31)И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть учёный. (32)Там не было никого, похожего на Паганеля. (33)Всё было нормально, тихо и деловито. (34)И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак. (По Е. Гришковцу*)

*Евгений Валерьевич Гришковец — российский драматург, театральный режиссёр, киноактёр, музыкант, писатель.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)        В университете рассказчик почувствовал, что увлечение биологией проснулось в нём с прежней силой.

2)        Ученикам в университете увлекательно и интересно рассказали о профессии биолога.

3)        Рассказчик после интереснейшей экскурсии по лабораториям биологического факультета твёрдо решил стать учёным-биологом.

4)        Рассказчик не встретил в университете ни одного человека, который совпадал бы с его представлением о том, как должен выглядеть учёный-биолог.

5)        Рассказчик передумал поступать на биологический факультет.

Ответ:____________________________.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1)        В предложении 21 содержится оценочное суждение.

2)        В предложениях 16-17 представлено описание.

3)        В предложениях 26-34 представлено рассуждение.

4)        Предложения 31-33 поясняют суждение, высказанное в предложении 27.

5)        В предложениях 1-4 содержится повествование.

Ответ:____________________________.

23. Из предложений 15-17 выпишите слово со значением «ёмкость, в которой созданы необходимые условия для содержания некоторых животных».

Ответ:____________________________.

24. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союзов и наречия. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

25.        «Недоброжелательное отношение сотрудницы института к будущим абитуриентам передаёт такое синтаксическое средство, как (А)___(предложение 13), а троп (Б)___(«беглый показ») усиливает это впечатление. Может быть, именно поэтому рассказчик не увидел ничего интересного во время экскурсии, и (В)___(предложение 19) подчёркивает обыденность происходящего. Его попытку разобраться в своих впечатлениях от увиденного отражает речевой приём (Г)___(предложения 27-33)».

Список терминов:

1)        гипербола

2)        метафора

3)        фразеологизм

4)        вопросно-ответная форма изложения

5)        сравнение

6)        эпитет

7)        анафора

8)        парцелляция

9)        ряд однородных членов

А

Б

В

Г



Предварительный просмотр:

Муниципальное тестирование по русскому языку в 11 классе

Вариант 2

ОУ___________________________________________________________________________________

Дата проведения____________________

Фамилия, имя, отчество обучающегося_____________________________________________________

Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)В последние десятилетия XIX века в жизнь многих европейских городов вошло электрическое освещение, и, появившись сначала на улицах и площадях, оно очень скоро проникло в каждый дом, сделалось неотъемлемой частью жизни каждого цивилизованного человека, и это было одно из важнейших событий в истории техники, имевшее огромные и многообразные последствия. (2)Бурное развитие электрического освещения привело к массовой электрификации, перевороту в энергетике и крупным сдвигам в промышленности, однако всего этого могло и не случиться, если бы усилиями многих изобретателей не было создано такое обычное и привычное для нас устройство, как электрическая лампочка. (3)(...) в числе величайших открытий че- ловеческой истории ей, несомненно, принадлежит одно из самых почетных мест.

1.        Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)        В конце XIX века в домах европейских городов появилось электрическое освещение, и это событие имело огромные последствия.

2)        Электрическое освещение не только стало привычной частью жизни человека, но и привело к развитию промышленности й энергетики.

3)        Создание электрической лампочки — величайшее открытие человеческой истории, которое привело к перевороту в энергетике, успехам в промышленности и повсеместной электрификации.

4)        Электрическая лампочка была создана усилиями многих изобретателей в конце XIX века.

5)        Настоящий переворот в истории техники совершили изобретатели в последние десятилетия XIX века, создав электрическую лампочку, занимающую в истории открытий одно из самых почётных мест.

Ответ: ________________________________.

2.        Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому / Именно так / И хотя / Как раз / Потому что

Ответ: ________________________________.

3.        Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТЬ. Определите значение, в котором это слово использовано в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ЧАСТЬ, -и; ж.

1)        Доля целого. Ч. долга. Ч. здания. Ч. суток.

     2)        Предмет, являющийся составным элементом какого-л. единого целого, системы (организма, механизма и т.п.). Запасная ч. Ч. часов. Сборка частей машины.

     3)        Композиционный отрезок, раздел литературного, музыкального и т.п. произведения. Роман в семи частях. Играть вторую ч. сонаты.

     4)        Чего или какая. Отдел какого-л. учреждения; отдельная часть управления. Санитарная ч. Учебная ч.

5)        Отдельная войсковая единица. Авиационная ч. Пехотные части.

Ответ: ________________________________.

4.        В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

закУпорив / надОлго / бАлуясь / свЁкла / плодоносИть

Ответ: ________________________________.

5.        В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

За последние два года этот актёр стал очень ПОПУЛЯРНЫМ.

Одна из причин ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО травматизма — несоблюдение правил техники безопасности.

Черты ПРОСВЕЩЁННОГО абсолютизма в нашей стране воплотились в политике Екатерины II.

ПАМЯТЛИВЫЕ старейшины рода знали много сказаний о старинных временах.

Самба — это подвижный и РИТМИЧНЫЙ танец, который пришёл к нам из Бразилии.

Ответ: ________________________________.

6.        В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ИХ просьбам / СЕМЬСОТЫЙ пассажир / новых САПОГ / НЕЖНЕЙШИЙ взгляд

русские ОФИЦЕРЫ

Ответ: ________________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)        нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Отдельные выражения крыловских басен быстро подхватывались, включались в разговорную речь, становились пословицами, поговорками.

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

2) Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

B)        ошибка в построении предложения с однородными членами

3) М.Ю. Лермонтов написал в одном из стихотворений, что «я жить хочу».

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) С детских лет зародилась в Гоголе любовь не только к поэзии, но и к искусству.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Талант и гениальность может передаваться на генном уровне.

6)Раскольников после убийства старухи-процент-щицы приходит в свою каморку и спрятал награбленные вещи за обои.

7) На очень высоком уровне стояли в журнале «Современнике» литературная критика и библиография, и этим он был обязан Белинскому.

8) М.Ю. Лермонтов был не только прекрасным поэтом, так и талантливым художником.

9) Литературная общественность и критика по-разному восприняли и оценили рассказ «Муму».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вин..грет / постро..ние / фил..софский / г..ризонт / несг..раемый

Ответ: ________________________________.

9.        Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

н..вертеть, подв..нтить / от..бражать, н..дорвать / з..черствевший, пр..думал        

пр..восходить, пр..чинить / бе..сонный, ..глазить

Ответ: ________________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

миндал..вый / залив..стый / гел..вый / щавел..вый / овлад..вать

Ответ: ________________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выскоч..вший / отслуж..шь / отмет..вший / изуч..шь / расстро..нные

Ответ: ________________________________.

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Никому уже (НЕ)НУЖНЫЙ поселок продолжал жить среди чахлых остатков некогда звонкого краснолесья.

Учитель НЕ(МОГ) нахвалиться учеником, прочил ему блестящее будущее.

Старик далеко (НЕ)ВСЕГДА был справедлив к сыну.

Постепенно композитор овладевает искусством сочетания двух или (НЕ)СКОЛЬКИХ голосов, звучащих одновременно.

Работы были выполнены учеником, но (НЕ)ПРОСМОТРЕНЫ учителем.

Ответ: ________________________________.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Колдунья пошла на ТО(ЖЕ) место и сделала всё ТАК(ЖЕ), как и в прошлый раз.

Егерь (С)МОЛОДУ любил Байкал ЗА(ТО), что не видел ничего красивее этого озера. (В)СЛЕДСТВИЕ длительного перехода люди очень устали, лошади ТАК(ЖЕ) нуждались в отдыхе.

Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА)ТЕМ пропал (ТАК)ЖЕ неожиданно, как и появился.

(ПО)УТРУ писатель шёл на прогулку по Москве и наблюдал (ЗА)ТЕМ, что происходит в городе.

Ответ: ________________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Спустя несколько минут его напряжё(1)ый слух, однако, начинает различать посторо(2)ие звуки, чьё-то присутствие неподалёку и размере(3)ый перестук водя(4)ых капель, словно в мартовскую капель под крышей.

Ответ: ________________________________.

15.        Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)        Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.

2)        От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.

3)        В отсутствие Риты Басков все соседние и дальние каменья на животе излазал и высмотрел.

4)        Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт.

5)        Поначалу болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.

Ответ: ________________________________.

16.        Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дед зажёг серную спичку (1) осветив синим огнём своё лицо хорька (2) измазанное сажей (3) и (4) высмотрев свечу на столе (5) присел рядом с бабушкой.

Ответ:          .

17.        Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте кото- рой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

— Налей еще мне полстакана...

Довольно (1) милый... Вся семья

Здорова; кланяться велели.

Ах (2) милый (3) как похорошели

У Ольги плечи, что за грудь!

Что за душа!... Когда-нибудь (4)

Заедем к ним; ты их обяжешь;

А то (5) мой друг (6) суди ты сам:

Два раза загляцул, а там

Уж к ним и носу не покажешь.

Да вот... какой же я (7) болван!

Ты к ним на той неделе зван.

                          (А. Пушкин)

18.        Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Огромное значение для развития древнерусского государства имели походы на Константинополь (1) результатом которых (2) явилось установление равноправных экономических (3) и культурных связей с Византией (4) и принятие христианства.

Ответ: ________________________________.

19.        Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне так было весело на сенокосе (1) что (2) хотя отец уже звал меня (3) мне не хотелось даже ехать домой (4) так что ему пришлось взять меня на руки и усадить в телегу.

Ответ: ________________________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Центральные районы огромного мегаполиса — Стамбула сконцентрированы как раз там, где появились первые поселения: ближе всего к побережью Босфора, Мраморного моря и прекрасного залива Золотой Рог.

Ответ: ________________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Чужую боль невозможно понять, не испытав боль самому, — давно известно; так же, как трудно осмыслить большое и важное, не отстраняясь от него.

(2)Впервые русским я почувствовал себя лишь на чужбине, в Чехии, на пятый день тамошней жизни, когда поднялся на холм и коснулся замшелой коры гудящего на ветру дуба; под дубом, вот тут, на этом месте, сидел когда-то сам Наполеон Бонапарт...

(3)Я жил тогда у друга, в местечке неподалёку от знаменитого Аустерлица.

(4)Я лежал навзничь на каменистой, нерусской земле под чужим солнцем, тело колола неизвестная чужая трава, и только облака, что плыли надо мной, не чужие были. (5)Они плыли с востока, они несли мне (да простится высокий штиль) привет с родины. (6)Они ещё вчера, может быть, или даже сегодня утром видели моих детей, моих родных, моих друзей; и ещё вчера, быть может, были они и не облаками вовсе, а медвяными луговыми туманами, соловьиными трелями, молочными разливами вишнёвых садов — дыханием моей земли...

(7)Вот облако плывёт, похожее на старинный корабль. (8)Трепещут снасти, раздуваются паруса, команда по местам стоит. (9)Пушки палят, белыми клубами пыхают... (10)Такие красавцы строились когда-то в нашем городе, потом спускались по Дону до самого Азова-крепости. (11)Строил и водил их к Азову юный Пётр...

(12)А вот облако, на всадника похожее. (13)Всадник несётся с копьём наперевес. (14)Конь гриваст под ним, поджар и сухоног; всадник в шлеме с шишаком, он скуласт, курнос и светловолос, с рыжей бородой; он из нашего племени северян, севрюков. (15)Это про нас сказано: «...под трубами пелёнаты, под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены».

 (16)А вот на башню, на колокольню похоже облако, сияющее, будто в позолоченной шапке. (17)А от колокольни той плывёт переливчатый, малиновый звон...

(18)Ах, русские колокола! (19)И кто только выдумал вас! (20)Какой такой мученик вылепил вас из звонкопевчей своей души? (21)Что за сладкая музыка, что за возносящая боль, что за очищающее томление — стоять на площади, у собора, и внимать вам, среброголосым, и плыть, плыть в распирающих душу тёплых звуках... (22)А внизу, по склону крутому, притихли, затаив дыхание, деревянные домики... (23)Сколько помнят такие домики, сколько разного люду обитало под их кровлями, сколько душ они согрели! (24)А крутые спуски из старых камней — сколько человечьих ног ступало по ним, сколько радости людской они помнят и горя, сколько бы они могли поведать... (25)И от таких мыслей что-то мягкое касается сердца, и только тут вспоминаешь, кто ты, что ты и откуда ты...

(26)Странно, почему я понял всё это по-настоящему лишь на чужбине?

(27)Плывут облака. (28)Плывёт загустевшее дыхание моей родины, моего народа. (29)Великий народ живёт на великой земле. (30)На этой земле, на этих лоскутных полях, на берегах этих сонных извилистых речек, в этих сёлах, вытянувшихся по балкам, и хуторах, покрытых маревом, пролетели-промелькнули безвестные жизни моих предков; тут они любили и ненавидели, страдали и радовались; тут они обрели вечный покой; теперь в этих речках мои сыновья ловят рыбу, а с покатых холмов катаются зимой на санках. (31)В ней, в её толще, лежат мои пращуры; они восстали к жизни из этой чёрной земли, в неё они и сошли, совершив свой круг; с ними рядом лежать и мне; и, придёт время, лежать моим сыновьям, которые пока что об этом ещё и не задумывались...

(32)Плывут облака, плывут из России. (33)А я лежу на поле Аустерлица, на земле, обильно политой солдатской кровью и щедро сдобренной русскими костями, и стоглазо смотрят на меня с облаков мои предки, мои близкие, мои родные...

(34)И сейчас вся моя родина здесь, со мной, на Аустерлице... (По В. Дёгтеву*)

*Вячеслав Иванович Дёгтев — российский писатель-прозаик.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)        На чужой земле и облака кажутся чужими.

2)        Пётр I строил суда и водил их к Азову.

3)        Осознанная любовь к истории страны рождается вдали от неё.

4)        Рассказчик считает своей родиной Аустерлиц.

5)        Рассказчик впервые ощутил себя русским на чужбине.

Ответ: ________________________________.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)        Предложения 8-9 поясняют содержание предложения 7.

2)        В предложениях 24-25 представлено описание.

3)        В предложениях 18—21 представлено рассуждение.

4)        В предложениях 27-31 содержится ответ на вопрос предложения 26.

5)        В предложении 33 указана причина того, о чём говорится в предложении 32.

Ответ: ________________________________.

23.        Из предложений 27-31 выпишите слово со значением: «Отдалённый предок, родоначальник».

Ответ:

24.        Среди предложений 18-30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: ________________________________.         

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

25. «Глубину философских рассуждений автора передают такие лексические средства, как (А)___(«пра- щуры», «восстали» в предложении 31) и (Б)___(«звонкопевчей» (предложение 20), «среброголосые» (предложение 21)). В синтаксисе текста обращает на себя внимание обилие (В)___(предложения 6, 14, 30), а также (Г)___(предложения 7, 12, 16)».

Список терминов:

1)        разговорные конструкции

2)        вводные слова

3)        ряды однородных членов

4)        старославянизмы

5)        сравнительные обороты

6)        индивидуально-авторские неологизмы

7)        фразеологизмы

8)        диалектные слова

9)        гипербола

А

Б

В

Г



Предварительный просмотр:

Ответы

1 вариант

2 вариант

1

14

35

2

преждечем

поэтому

3

3

1

4

согнутый

балуясь

5

вечной

производственного

6

макарон

семисотый

7

68917

73856

8

веранда

несгораемый

9

Преодолетьпреграда

бессонныйсглазить

10

ясеневый

заливистый

11

Отгоняемый

расстроенные

12

недочитанный

нескольких

13

Смолодувпоследствии

вследствиетакже

14

2

123

15

13 или 31

15

16

1245

12345

17

45 или  54

12356

18

14 или 41

1

19

234

1234

20

глубокую

огромного

21

45 или 54

235

22

15 или 51

134

23

террариум

пращур

24

7

2330

25

9654

4635

Критерии оценивания работы

За верное выполнение всех заданий можно получить максимально 34 балла.

За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 7, 15 и 25) выпускник получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнения задания 1 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла.

За выполнение задания 25 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е., неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Время выполнения работы - 90 минут.

Перевод баллов в оценку:

0-16 баллов (до 50%) – «2»

17- 25 баллов – «3»

26 - 32 баллов – «4»

33- 34 баллов – «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольные работы по русскому языку 2 класс УМК ПНШ

конрольные диктанты , списывание, словарные диктанты 2 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 3 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты (усложнённый вариант для сильного класса), списывание, словарные диктанты 3 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты, словарные диктанты 4 класс УМК ПНШ русский язык...

Анализ контрольной работы по русскому языку (5 класс, 1 полугодие)

Анализ административной контрольной работы по русскому языку в 5 классе за 1 полугодие 2008-2009 учебного года по темам «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Культура речи»...

Контрольная работа по русскому языку. 8 класс.

Контрольная работа с тестом проводится в конце учебного года. ...

Контрольная работа по русскому языку. 6 класс. Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс

Контрольный диктант (списывание) с грамматическим заданием.  Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс. Гл. 2...