Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Изложение “Характеристика человека”» (учебник Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Арамян Нунэ Генриховна

Данный урок знакомит учащихся с биографией известного лингвиста А.М. Пешковского, готовит восьмиклассников к написанию экзаменационного изложения в следующем году, помогает им учиться работать с текстом,  развивает умение находить опорные слова,  создавать текст-описание, грамотно применять описательные обороты речи, использовать при описании лингвистические термины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ii.4.konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

по теме «Изложение “Характеристика человека”»

(учебник Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской,

А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой)

Цели:

Образовательная: обогащать словарный запас обучающихся, познакомить с биографией известного лингвиста А.М. Пешковского, развивать умение находить опорные слова в тексте, отработать умение создавать текст-описание, грамотно применять описательные обороты речи, использовать при описании лингвистические термины.

Развивающая: развивать устную и письменную связную речь учащихся.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, прививать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа.

- Какие виды текста вы знаете?

- Что определяет тема текста?

- Что определяет основная мысль текста?

- Какие используются части речи более активно при описании внешних и внутренних качеств человека?

  1. Работа с учебником.
  1. Чтение текста упражнения №162 учителем.
  2. Подготовка к изложению текста.

Предварительные вопросы:

- Как вы понимаете значение слова «биография»? (Описание жизни человека, важных этапов его жизненного пути.)

- Что вы знаете о М.В. Ломоносове? (Первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения.)

- Что такое синтаксис?

- Что изучает языковедение? (Особенности, структуру языка, новообразования и изменения в языке.)

  1. Чтение текста по абзацам учениками с поиском опорных слов и словосочетаний. Составление опорной схемы текста на доске.

I абзац

   М. Ломоносов

Отечественная синтаксическая традиция

                        

 

Ф. Фортунатов       А. Шахматов                     А. Востоков

                

                                                      А.М. Пешковский

II абзац

Пешковский-педагог

представил

      структуру языка      

языковедение как науку                                      язык как одно целое

III абзац

«Русский синтаксис в научном изложении»

новое

      нулевая связка            нулевой бытийный глагол

          выражение категории времени и наклонения

  1. Лексическая работа.

- Подобрать синонимы к слову лингвист. (Языковед, ученый, филолог.)

  1. Написание изложения.
  1. Подведение итогов урока.

Учитель выясняет, с какими трудностями столкнулись обучающиеся при написании изложения и как можно было этого избежать.

  1. Домашнее задание.

- Составить текст, описывающий внешние и внутренние качества самого учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...