Индивидуальный подход при самостоятельной работе на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Практические приёмы при самостоятельной работе на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                          Л.М.Перкова,

                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                              МБОУ «СОШ № 23» г. Северодвинска

Индивидуальный подход при выполнении самостоятельной работы на уроках русского языка.

     Самостоятельная работа учащихся может проводиться на разных этапах урока: в начале, на этапе закрепления материала, на этапах проверки результативности обучения. Самостоятельная работа может носить характер репродуктивной (воспроизведение известного для тренировки) и продуктивной (творческой) деятельности.

      Приведу несколько примеров.

1). Память у детей оперативная (то есть ученики помнят материал, который сейчас изучается на уроке). Для закрепления материала используются индивидуальные карточки. Можно проверить, как учащиеся уяснили  правило, как научились выполнять разборы.

      Карточки можно выдавать по вариантам. В течение недели все поработают по карточкам.

    Осуществляется индивидуальный подход:  выдаются карточки по степени сложности

Так, например, при изучении темы «Сложные предложения» предлагается выполнить следующие карточки:

На «5» - составь сложные предложения по схемам: ССП, СПП, БСП, ССК (сложная синтаксическая конструкция ). На «4» - расставь знаки препинания и графически объясни их постановку. На «3» - объясни постановку знаков препинания.

     Упражнение для самостоятельной работы может сопровождаться опорной карточкой (ОК). Её назначение – помочь ученику вспомнить нужное правило (иногда это отсылка к параграфу учебника), установить необходимую последовательность работы.

     Можно к некоторым упражнениям подготовить проверочные карточки (ПК), которые позволяют организовать самоконтроль учащегося над правильностью выполнения задания.

Пример карточки.

Прочитайте слова: молодёжь, стеречь, стережёшь, намажь, настежь. На основании каких грамматических признаков на конце каждого слова после шипящих пишется «ь»? Объясните устно и составьте таблицу «Употребление «ь» после шипящих на конце слов». Запишите в неё свои примеры.

ОК. Таблица обычно состоит из двух граф: в первой графе перечисляются все случаи данного правила, во второй – приводятся примеры.

ПК. Таблица может иметь следующий вид.

Употребление «ь» после шипящих на конце слов.

«ь» пишется.

Примеры.

  1. В существительных 3-го склонения.
  2. В глаголах:

        А). неопределённой формы;

        Б). в форме 2-го лица ед. числа;

        В). в глаголах повелительного наклонения.

       3. В наречиях после «ш» и «ч», в наречии «настежь».

       

2).  Самостоятельная работа на этапе закрепления материала.

Например.

 Запишите диалог графически.

- Тут был шоколад. Ты не съел его?

- Я дал его маленькому мальчику.

- А кто этот мальчик?

- Я.

Или, например, можно быстро проверить усвоение орфограммы «Употребление «ь» на конце существительных после шипящих».

Диктуются слова:

Брошь, ложь, ночь, вещь,

Мощь, из-за туч, шалаш, глушь,

Молодёжь, мышь, дичь, дочь.

У детей в тетради должна появиться следующая запись:

Ь Ь Ь Ь

Ь   -  - Ь

Ь Ь Ь Ь

После записи осуществляется самопроверка или взаимопроверка.

3). Хорошо активизируют учеников различные творческие диктанты.

1. Составить предложения по данному началу.

2. Требуется закончить диктуемое предложение по памяти.

При закреплении тем: «Обращение», «Прямая речь» можно дать следующие задания.

Мы знаем басни И.А.Крылова.

  1. «Не оставь меня … «(кум милый). «Стрекоза и муравей».
  2. 2. «Чем кумушек считать трудиться …» (не лучше ль на себя, кума, оборотиться).   «Зеркало и обезьяна».

Мы знаем сказки А.С.Пушкина.

Ей старик с поклоном отвечает:

(«Смилуйся, государыня- рыбка».)

4). Следующий вид работы можно использовать при обобщении и систематизации знаний. 

Взять плакат, разрезать его на 9 частей, с обратной стороны каждой части написать цифру и один из терминов: лексика, лексическое значение, многозначные слова, метафора, омонимы, синоним, антонимы, омофоны, омографы.

На школьной доске начертить прямоугольник размером с плакат и написать цифры.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9 учеников на уроке получают одну часть разрезанного плаката, учитель называет определения терминов:

  1. Словарный состав языка (лексика).
  2. То, что обозначает слово (лексическое значение).
  3. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).
  4. Оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения (метафора).
  5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы).
  6. Слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением (синоним).
  7. Это слова одной части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).
  8. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение (омофоны).
  9. Слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении, в русском языке чаще всего из-за различий в ударении

(омографы).

Каждый ребёнок, получивший часть плаката, услышав определение своего термина, поднимает руку, называет термин и прикрепляет на свой номер на доске. Из частей собирается рисунок, если все ученики ответили правильно.

5). Проводятся зачёты. После каждого раздела в учебнике даются контрольные вопросы. Дети дома самостоятельно готовятся, а на уроке, вытягивая номер вопроса, отвечают.

6). Совместная работа родителей и детей над повышением грамотности. В субботу или в воскресенье ребёнок под диктовку взрослого пишет текст, родитель проверяет его, выделяя ошибки. Ученик выполняет работу над ошибками.

     В заключение приведу слова Кристофа Лихтенберга: «Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков индивидуальной познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы: методические аспекты и школьный опыт работы.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особен...

Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»

Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения.  Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты...

Работа на уроках русского языка с индивидуальными листами

Формирование умения целеполагания и рефлексии на уроках русского языка в 5 классе по ФГОС. Программа В.В.Бабайцевой (углубленное изучение)...

Статья: Индивидуальная работа на уроках русского языка – необходимое условие для развития самоорганизации школьников

Статья: Индивидуальная работа на уроках русского языка – необходимое условие для развития самоорганизации школьников...

Обобщение опыта работы "Индивидуальная работа на уроках русского языка"

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы» сказано: «Совершенство­вать формы, методы и средства обу­чения... Шире практиковать активные формы занятий, придавать им...

Индивидуальный подход к учащимся на уроках осетинского языка.

Индивидуальный подход к школьникам - важнейший принцип воспитания, обучения и  умственного развития школьников, означающий действительное внимание к каждому ученику,  его творческой ин...

Статья "Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка"

В статье говорится о необходимости индивидуального подхода к учащимся на уроках, раскрывается понятие "успеваемость", рассматриваются типы неуспевающих учеников, связь проблемы индивидуально...