Комплексное повторение. Синтаксис и пунктуация. 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Тема: Комплексное повторение. Синтаксис и пунктуация. Цель: повторение синтаксиса и пунктуации на конкретном практическом материале. Задачи: а) образовательная: учащиеся должны воспроизвести полученные знания о сложном предложении; б) развивающая: учащиеся должны совершенствовать навыки работы с текстом; в) воспитательная: учащиеся должны придти к осознанию важности взаимопонимания между учителем и учеником, к уважению профессии учителя. Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений с использованием ИКТ. Методические приёмы: повторение изученного материала, реализация межпредметных связей с литературой, выразительное чтение, аналитическая беседа по вопросам, фронтальный опрос, индивидуальная работа (выполнение синтаксического разбора у доски). Программно-методическое обеспечение: текст фрагмента из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», рабочие тетради по русскому языку, слайдовая презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

Тема: Комплексное повторение. Синтаксис и пунктуация.                                                  

Цель: повторение синтаксиса и пунктуации на конкретном практическом материале.

Задачи: а) образовательная: учащиеся должны воспроизвести полученные знания о сложном предложении;  

               б) развивающая: учащиеся должны совершенствовать навыки работы с текстом;

               в) воспитательная: учащиеся должны придти к осознанию важности взаимопонимания между учителем и учеником, к уважению профессии учителя.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений с использованием ИКТ.

Методические приёмы: повторение изученного материала, реализация межпредметных связей с литературой, выразительное чтение, аналитическая беседа по вопросам, фронтальный опрос, индивидуальная работа (выполнение синтаксического разбора у доски).

Программно-методическое обеспечение: текст фрагмента из рассказа             В.Г. Распутина «Уроки французского», рабочие тетради по русскому языку, слайдовая презентация.

        Ход урока        

I. Организационный момент (1 мин.).

II. Вступительное слово учителя (5 мин.).

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда –

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений

И вместе сочиним урок.

– Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя! Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги. Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше. И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского» (слайд 1).

– Вы, конечно же, помните сюжет этого произведения. О чем оно?

 (Ответы учащихся) 

III. Формулировка темы и цели урока (3 мин.).

– Ребята, мы закончили с вами изучение таких разделов русского языка, как синтаксис и пунктуация. Можете предположить, какова будет тема нашего сегодняшнего занятия? (Повторение)   

– Что нам служит материалом к заданиям по русскому языку (Предложения из художественных текстов)  

– Как вы думаете, почему я попросила вас вспомнить сюжет рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»? (Возможно, мы будем работать с отрывками из этого произведения)  

– Правильно. Фрагмент рассказа будет материалом для нашего урока русского языка по теме «Комплексное повторение. Синтаксис и пунктуация».

– Сформулируйте цель нашего урока (Повторить синтаксис и пунктуацию на материале рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»)  

– Совершенно верно. Цель урока – повторение синтаксиса и пунктуации на конкретном практическом материале (слайд 2).

IV. Работа с текстом (20 мин.).

Выразительное чтение текста (учеником).

(1) Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. (2) Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?

(3) Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. (4) Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. (5) Садиться за один стол с Лидией Михайловной! (6) Нет, нет! (7) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. (8) Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. (9) Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, – настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных (слайд 3).

Задания к тексту. 

– Определим тему текста. (Образ учителя)

– Какова основная мысль текста? («Человек необыкновенный, непохожий на всех остальных»)

– К какому стилю языка принадлежит этот фрагмент рассказа? (Художественный)

– Определите тип речи. (Преобладает описание с элементами рассуждения)

– Какие средства связи слов в предложении использует автор? (Союзы, вводные слова, лексический повтор)

– Найдем фразеологический оборот, встретившийся в тексте. (Манна небесная)

– Каково его значение? (По Библии Манна небесная – чудесная пища, которую в продолжение 40 лет Бог посыл израильтянам; блага, полученные ни за что, упавшие с неба, олицетворение божьей благодати)

– Какие предложения по цели высказывания встречаются в этом тексте? (1 вопросительное, остальные – повествовательные)

– А по эмоциональной окраске? (2 восклицательных, остальные  – невосклицательные)

– По структуре? Простых предложений больше или сложных? (3 простых, остальные сложные)

– Ребята, через месяц вам предстоит сдавать экзамен и большая часть заданий ГИА связана с синтаксическим и пунктуационным анализом сложных предложений. Вспомним основные группы сложных предложений. (ССП, СПП, БСП, СП с различными видами связи)

– Охарактеризуйте их.

Работа в тетрадях и у доски. Синтаксический разбор предложения.

– Выпишем  предложения 3, 7 и выполним синтаксический разбор. ((3) «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. (7) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить»).

– Какой вид подчинения придаточных встретился в 3 предложении? (Последовательное подчинение)

– А какой вид подчинения придаточных вы еще знаете? (Параллельное (однородное и неоднородное))

– А какой еще лингвистический термин, синоним параллельному подчинению, существующий в научной и учебной литературе, вам известен (Соподчинение)

– Какие виды придаточных предложений вам встретились в 3 и 7 предложениях? (Изъяснительное, обстоятельственные (времени, цели))

– А какой вид не встретился? (Определительное)

– Найдите предложение, в котором данный вид встречается? (2)

– Выпишем грамматическую основу предложения 5. (Садиться)

– Определим тип односоставного предложения. (Безличное)

– Прочитаем сложные предложения с разными видами связи (1,2,9)   

– Какие виды связи присутствуют в них? (Сочинительная, подчинительная и бессоюзная)

– Ребята, чем может быть осложнены простые предложения, входящие в состав сложных? (Обращениями, вводными словами, вставными конструкциями, обособленными членами предложения, однородными членами предложения)  

– Назовите номера предложений, где есть обособленное определение или обособленное обстоятельство (2,3) 

– Назовите номера предложений, в которых есть вводное слово (1,8,9)

– Запишем три словосочетания: французский язык, признаком учителей, наизусть выучу. Определим способ связи слов в предложении.

– Замените словосочетание «французский язык», построенной на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (язык французов).  Замените словосочетание «признаком учителей», построенной на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование (учительским признаком).

Подведение итогов этапа урока. 

– Молодцы, ребята, мы с вами повторили большой материал, который необходим при выполнении экзаменационных заданий.

V. Выход на написание творческой работы (5 мин.).

Ребята, рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» нашел большой отклик в сердцах читателей: по нему снят художественный фильм, о нем написано много критических статей, существуют даже поэтические интерпретации. Мне очень нравится стихотворение Надежды Мирошниченко «Уроки французского! Темный заснеженный вечер…» (чтение учителем стихотворения).  

Уроки французского! Темный заснеженный вечер.

И русская девушка в дальнем сибирском краю

Голодного мальчика учит изысканной речи,

Французской фонетике вместе со словом «люблю».

Он так одинок, этот мальчик, и так простодушен.

И очень талантлив, но очень, к тому же, строптив.

И как она хочет согреть его чистую душу,

Ее чистоты и доверия не замутив.

А юная девушка, странная, словно из книжки,

С своим «силь ву пле» и совсем простодушным «мерси»

Спустившейся с неба тому представлялась мальчишке.

Таких он не видел еще до сих пор на Руси.

В предисловии к рассказу В.Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни.

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова (слайд 4).

В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским.

В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.

VI. Творческое задание (3 мин.).

– Я думаю, что у вас родились свои мысли по поводу перечитанного на сегодняшнем уроке фрагмента. Текст, с которым мы работали, выполняя комплексный анализ, заканчивается интересным предложением: «Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, – настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных» (слайд 5). Объясните, как вы понимаете смысл высказывания в двух-трех предложениях.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок (2 мин.)

– Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке? 

– Ребята, я вам искренне желаю, чтобы у каждого из вас на всю жизнь остались в памяти образы ваших любимых учителей, чтобы они обязательно были. Совсем недавно я получила эту профессию и после университета вернулась работать в свою школу, где работают мои учителя, которым я бесконечно благодарна (слайд 6).  

– И еще хотелось бы сказать следующее. В нашей жизни мы, к сожалению, порой много негативного слышим, в том числе и об учителях, не стоит верить тому, чего вы не знаете точно. Существует такое высказывание: «Люди часто говорят о том, чего не знают, и тем лишают себя радости». По этому поводу я хотела бы, чтобы вы послушали притчу, которая называется «Следы на песке» (слайд 8-9) (2 мин.). Не судите о том, чего не знаете, не лишайте себя радости, и будете истинно счастливыми.

VIII. Домашнее задание (1 мин.).

– Написать сочинение-рассуждение.

– Из каких частей состоит любое рассуждение? (Тезис, доказательство, вывод)  

– Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения (слайд 10).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валентин Григорьевич Распутин Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой

Слайд 2

Тема урока: Комплексное повторение. Синтаксис и пунктуация Цель: повторение синтаксиса и пунктуации на конкретном практическом материале

Слайд 3

(1) Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. (2) Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? (3) Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. (4) Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. (5) Садиться за один стол с Лидией Михайловной! (6) Нет, нет! (7) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. (8) Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. (9) Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, – настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.

Слайд 4

Лидия Михайловна Молокова

Слайд 5

Объясните, как вы понимаете смысл предложения: «Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, – настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных» .

Слайд 8

Сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения (9): «Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, – настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных» . Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Слайд 9

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения"

Разработка урокаТема урока: повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения (На краеведческом материале «Арзамас-городок – Москвы уголок»). Тип урока: урок комплексного повторения и разви...

ОГЭ Письмо с дырками Тема "Повторение синтаксиса и пунктуации"

Письмо с дырками - удобный методический приём для проверки теоретических знаний учащихся....

Урок по теме "Повторение. Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка в 5 классе. ФГОС....

Маршрутный лист по русскому языку для 10 класса на тему: "Повторение. Синтаксис и пунктуация. Тестирование в форме ЕГЭ".

Цели урока:1. повторить изученные пунктограммы;2. учет знаний и умений при выполнении тестов в форме ЕГЭ....

План открытого мастер-класса по русскому языку в 5 классе "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе" с презентацией

Разработка данного урока  с использованием сингапурской методики позволяет повторить и систематизировать знания учащихся по синтаксису и пунктуации в 5 классе в форме групповой работы....

презентация к мастер-классу по теме "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе"

В презентации отражены  основные этапы урока с названиями обучающих структур и  образец для самопроверки....