Методическое описание урока русского языка в рамках ФГОС
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Короткова Маргарита Викторовна

В данной работе представлено методическое описание урока русского языка в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению".Урок является первым в системе уроков по данной теме,но строится с опорой на ранее изученные темы.  По  типу этот урок можно отнести к уроку «открытия нового знания».  Урок сопровождается показом электронной презентации. На уроке использовался частично-поисковый метод - знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы. Также при построении проблемной ситуации использовался  метод проблемного обучения.

На уроке использовался частично-поисковый метод - знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы. Также при построении проблемной ситуации использовался  метод проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_opisanie_uroka.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое описание урока русского языка в 6 классе

«Разряды имен прилагательных по значению»

Данный урок является первым в системе уроков по теме «Разряды имен прилагательных по значению». Но учащиеся уже обладают некоторыми знаниями  об имени прилагательном как части речи, потому этап актуализации знаний в начале урока уместен.

Оборудование:

Проектор, карточки с заданиями, картинки.

Цели урока:

 Предметные:- сформировать представление о разрядах имен прилагательных, о принципах деления прилагательных на разряды.

 Развивающие:  развивать исследовательскую, творческую деятельность и коммуникативные способности  учащихся;

 Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу познания;  интерес к родному языку.

Задачи:

обучающие:

- продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; познакомить с разрядами прилагательных; дать понятие качественных, относительных, притяжательных прилагательных, выяснить, по какому признаку характеризуют предмет качественные имена прилагательные;

развивающие:

- развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы;

воспитательные:

работать над формированием культуры поведения во время ответов учащихся

Этап постановки целей и задач урока был успешно проведен учителем совместно с учениками. Для этого потребовалось создать проблемный вопрос, для ответа на который детям было необходимо получить новые знания.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

-знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;

-уметь различать прилагательные по значению.

  1. Метапредметные:

Познавательные:

-извлекать информацию из различных источников;

-давать определения понятиям;

-строить рассуждение;

-приводить примеры в качестве доказательства;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

-составлять план действий, работать по плану;

-выдвигать версии решений;

-анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

-уметь сотрудничать в группе;

-высказывать и отстаивать свою точку зрения;

-договариваться, задавать вопросы по теме;

  1. Личностные:

-выражать положительное, осознанное отношение к учению;

- оценивать собственную учебную деятельность;

- применять правила сотрудничества в группе

По  типу этот урок можно отнести к уроку «открытия нового знания».  Он включал в себя восемь этапов:

-мотивация к действию,

-актуализация знаний,

-постановка учебной задачи (проблемная ситуация),

- реализация проекта выхода из затруднения (решение проблемной ситуации),  

-первичное закрепление изученного,

- самостоятельная работа с использованием полученных знаний и самопроверка

- оценивание ( взаимооценивание результатов работы одноклассников)

-рефлексия учебной деятельности

Основным этапом был этап решения проблемной ситуации. На данном этапе   у учащихся  формировались все виды УУД, а именно:

  Познавательные:

извлечение информации из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.

Регулятивные : составление плана действий, выдвижение версии решения проблемы.

Коммуникативные: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться.

На этапе первичного закрепления изученного можно выделить следующие УУД:

Познавательные :

уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства

Коммуникативные :

выступление перед аудиторией.

На этапе самостоятельной работы у учащихся формировались:

 Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок.

Личностные УУД :

выражение осознанного отношения к учебной деятельности.

На этапах оценивания и рефлексии можно выделить регулятивные УУД

(анализирование собственной деятельности, оценивание уровня владения материалом) и

личностные УУД (оценивание собственной деятельности и  понимание причин успеха или неудачи)

При проведении урока я ориентировалась на принцип преемственности и последовательности обучения . Он заключается в логической взаимосвязи между этапами обучения ( знания, приобретенные на уроках русского языка в начальной школе являются базой и помогают шестиклассникам овладеть  новыми знаниями).

Чтобы достигнуть  цели урока, я подобрала разноплановые задания для учащихся разного уровня подготовки. Это и стандартные упражнения, и карточки с индивидуальными заданиями разного уровня сложности. На этапе закрепления  это тестовые задания , выведенные с помощью проектора на доску. Кроме того, мною использовался принцип наглядности (картинки с предметами, к которым необходимо было подобрать прилагательные, обозначающие качество, признак или принадлежность лицу).

Материал урока оказался интересным для учащихся.

На этапе актуализации знаний  я использовала приемы «Лови ошибку» (намеренное искажение информации) и  «Верно-неверно» (выбор правдивых и ошибочных ответов). На этапе  первичного закрепления изученного  был уместен  прием комментированного чтения, а также ребята заполняли таблицу ( заранее выданный готовый шаблон ) . На этапе самостоятельной работы учащиеся  составляли кластер по теме «Имя прилагательное», включая в него как  уже имеющиеся знания, так и вновь полученные. В ходе урока на  этапе реализации проекта выхода из затруднения была организована групповая  работа по исследованию проблемной ситуации, а на этапе рефлексии-  самостоятельная  работа учащихся и их дальнейшая самопроверка и самооценка. Задания на этапе самостоятельной работы  были ориентированы, в первую очередь, на развитие у  учащихся регулятивных УУД. Ребята самостоятельно должны были выбрать пути решения поставленной задачи, выработать план действий, реализовать его , а затем проверить свою работу, пользуясь информацией из учебника.

Цель урока можно считать достигнутой:  у учащихся  сформировано понятие  о разрядах имен прилагательных, развиты коммуникативные навыки.  

На уроке использовался частично-поисковый метод - знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы. Также при построении проблемной ситуации использовался  метод проблемного обучения.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы на вопросы учителя), самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.

В целом можно считать ,что урок прошел успешно и поставленные задачи были реализованы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Урок русского языка в рамках реализации ФГОС на тему "Звуки и буквы".

Конспект урока разработан с требованиями ФГОС....

Индивидуализация и дифференциация на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС

laquo;Индивидуализация и дифференциация на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС"....

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...