Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)
методическая разработка по русскому языку

Олейник Людмила Владимировна

Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –

ЧУЧКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЗАРОВСКАЯ  ШКОЛА»        

Описание опыта работы

Олейник Людмилы Владимировны,

учителя русского  языка и литературы

МОУ «Назаровская школа»

по теме:

«Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»

2017 г.

Проектная технология на уроках русского языка и литературы

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Понятие проектной деятельности, её цели и задачи
  2. Ведущие идеи организации проектной деятельности
  3. Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности
  4. Классификация проектов
  5. Структура учебного проекта
  6. Организация работы над проектом
  7. Оформление проектной папки
  8. Формы продуктов проектной деятельности
  9. Система оценки проектных работ
  10. Роль учителя в проектной деятельности
  11. Творческие проекты на уроках русского языка  и литературы

  1. Заключение
  2. Библиографический список

  1. Введение

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике. Вот именно эти ключевые компетенции, как показывают результаты международного исследования образовательных достижений российских учащихся, слабо сформированы у наших школьников, а именно: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
  • Эффективно использовать знания реальной жизни
  • Компьютерная грамотность

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

II. Основная часть

1. Понятие проектной деятельности, ее цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
  1. Ведущие идеи организации проектной деятельности учащихся:
  • 1.В центре деятельности -   ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
  • 2. Образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
  • 3. Каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
  • 4. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
  • 5. Проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
  • 6. Проектированию можно научиться.
  1. Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

  1. Классификации проектов

Существуют разные виды проектов на уроках русского языка (классификация В.Соколовой):

  1. по доминирующей деятельности учащихся

- информационный (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории);

- ролевой (учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев);

- практико-ориентированный (нацелен на интересы самих участников проекта; продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы.);

- творческий проект (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подходк оформлению результатов);

- исследовательский проект (по структуре научное исследование: включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т. д.)

  1. по продолжительности

- мини-проекты (укладываются в один урок);

- краткосрочные проекты (занимают 4-6 уроков);

- недельные проекты (работа выполняется в группах, под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40- учебных часов);

- годичные проекты (выполняются как в группах, так и индивидуально, проводится в рамках ученических научных обществ. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на районных, городских, республиканских научно-практических конференциях)

  1. Структура учебного проекта

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

Проектирование (планирование деятельности).

Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

Продукт (изготовление, оформление продукта).

Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

  1. Организация работы над проектом

(по И. В. Кругловой, начальника Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы)

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
  • обсуждение возникших идей;
  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;
  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач;
  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
  • интерпретация данных;
  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
  1. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
  • систематизация полученных данных;
  • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
  1. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

  1. Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;
  • стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
  • судить о личных достижениях и росте каждого участника  проекта на протяжении его выполнения;
  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

  1. паспорт проекта;
  2. планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
  3. промежуточные отчеты группы;
  1. вся собранная информация по теме проекта, в том числе необ
    ходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
  1. результаты исследований и анализа;
  2. записи всех идей, гипотез и решений;
  1. отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
  2. краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
  1. эскизы, чертежи, наброски продукта;
  1. материалы к презентации (сценарий);
  2. другие рабочие материалы и черновики.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

8.  Формы продуктов проектной деятельности
(на уроках русского языка и литературы)

*Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт.

*Выставка, экскурсия.

*Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья

*Игра.

*Праздник, сценарий.

*Учебное пособие.

*Серия иллюстраций.

*Сравнительно-сопоставительный анализ и др.

Виды презентаций проектов
(на уроках русского языка и литературы)

*Защита на заседании научного общества.

*Спектакль.

*Пресс-конференция.

*Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

*Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох.

*Научный доклад.

*Ролевая игра.

*Реклама.

*Диалог литературных персонажей

  1. Система оценки проектных работ

 Критерии оценок проекта:

1) важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

Рейтинговая оценка проекта

                       (для учащихся 5-7 классов)

Оценка этапов

Критерии оценки

Уровни(0;5;10;20)

Оценка работы

1 Актуальность, новизна предлагаемых решений, сложность темы

2 Объем разработок; количество предлагаемых решений

3 Практическая ценность

4 Уровень самостоятельности учащихся

5 Качество оформления записей

Оценка защиты

1 Качество доклада

2 Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

3 Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

4 Ответы на вопросы преподавателей

5 Ответы на вопросы

Рейтинговая оценка проекта

(повышенный уровень - для учащихся 8 - 11 классов)

Этапы

Критерии оценки

Уровни (0;5;10;20)

Выполнение и оформление

  1. Актуальность темы, цели и задачи

  1. Объём и полнота разработок; законченность; самостоятельность; практическая направленность

  1. Уровень творчества; оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений

  1. Аргументированность предлагаемых решений выводов

  1. Качество записи: оформление; соответствие стандартным требованиям

Защита работы

  1.  Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость

  1. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция; наличие межпредметных связей

  1. Представление проекта: культура речи; использование наглядных средств; чувство времени; удержание внимания аудитории

  1. Ответы на вопросы: убеждённость, полнота, аргументированность

  1. Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение; готовность к дискуссии; доброжелательность, контактность

Итоговая оценка (балл):

  1. - 155 — «отлично»; 154 - 100 — «хорошо»;  менее 100 баллов — «удовлетворительно»

  1. Роль учителя в проектной деятельности

Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»

Учитель берет на себя тьютерские функции:

— является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

— инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;

— предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

— помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;

— он координатор всего группового процесса;

— является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?

Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.

Необходимо для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту.

Точно так же важно, что тема проекта не должна задаваться взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из предложенных тем. Еще лучше — совместная выработка темы в группе « учащиеся + учитель » по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми.

  1. Творческие проекты на уроках русского языка и литературы

     В 5-6 классах учащимся предлагаю создать «Энциклопедию одного слова». Это задание с удовольствием выполняют и ученики 7-10 классов.

Тип проекта: творческий.

Проблема: мы плохо знаем историю некоторых слов, их родословную, а ведь это так интересно.

Почему: информации много, но она находится в различных источниках, что затрудняет работу со словом.

Что делать? Составить энциклопедию одного слова, собрав из различных источников информацию о слове.

Как? С использованием квазиисследовательской деятельности

Результат: сборник работ учащихся

    Первый этап - погружение в проект. Учитель должен пробудить у детей интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. Учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

   Второй этап - планирование работы по решению задач проекта. При определении заданий для каждого учащегося используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

Вместе с учащимися составляем примерный план энциклопедии одного слова:

Значение слова

Происхождение слова

Однокоренные слова (близкие и дальние родственники)

Синонимы (если есть)

Антонимы (если есть)

Фразеологизмы и афоризмы с этим словом

Жизнь слова в словарях иностранных слов (это задание интересно старшеклассникам)

Интересные факты из жизни слова

Грамматические разборы слова (фонетический, морфемный, морфологический)

Жизнь слова в предложении (синтаксический разбор предложения, в которое включено данное слово)

Жизнь этого слова в других словарях

Жизнь слова в фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, частушки)

Жизнь слова в литературе (стихи, сказки, рассказы)

Кроссворд с этим словом

Акростих, ассоциации, рифмы

Иллюстрации к слову

План энциклопедии примерный, и ученики могут как убавлять, так и добавлять страницы в своей работе.

    Третий этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

    Четвёртый этап - презентация проекта. Именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

  Для «Энциклопедии одного слова» ученики сами подбирают слова. За последние годы составлены энциклопедии слов: календарь, дружба, любовь, Родина, берёза, котёнок, часы, мушкетёр, зима, мировоззрение, учитель…

    После того, как все индивидуальные проекты сданы, наступает черед группового проекта – оформление сборника «Энциклопедия одного слова».

Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использованных источников.

Рассмотрев подробно работу над одним проектом, назовем темы других творческих проектов по русскому языку:

  1. Исследовательская работа «Фразеологизмы, пришедшие в язык из Библии (Евангелия)»
  1. Создание сборника: «Правила речевого этикета».
  1. Создание сборника творческих работ «Радость жизни»
  1. Создание электронного альбома «Виды словарей»
  1. Создание словаря  фразеологизмов с числовыми категориями.
  1. Исследовательская работа «Особенности школьного жаргона»
  1. Исследовательская работа «Заимствованные слова в нашей жизни»

По литературе возможно выполнение следующих творческих проектов:

  1. Театрализованное представление «Басни И.А.Крылова»
  1. Создание альбома иллюстраций «Герои сказок    А.С. Пушкина»
  1.  Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Хирургия»
  1. Составление электронного фотоальбома «Стихи о родине и родной природе в фотографиях»
  1. Создание коллажа  «Наши иллюстрации к сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
  1. Составление викторины «Путешествие в страну Литературию»
  1. «Музей забытых вещей»

        Проектно-исследовательская работа по творчеству  Сергея Есенина (Создание фотомузея предметов      быта рязанских крестьян первой половины 20 века)

  1. Создание сборника «Календарно-обрядовые песни моего поселения»
  1. Исследовательская работа «Любимые птицы Сергея Есенина»
  1. Исследовательская работа «Говорящие имена и фамилии литературных персонажей Н.В. Гоголя»
  1. Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла „Записки охотника“ и живописным полотнам русских художников)»
  1. Составление толкового словаря по сказу Н.С. Лескова «Левша»
  1. Инсценировка по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
  1. Составление электронного иллюстрированного словаря сибирских диалектизмов, использованных в рассказе «Конь с розовой гривой»
  1.  Исследовательская работа «Красочная палитра стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева»
  1. Использование односоставных предложений в лирических произведениях А.С. Пушкина»
  1. Инсценировка «Немая сцена из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

        Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов  являются  краткосрочные либо мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока.  

Так при изучении  малых жанров фольклора в 5 классе учащиеся  работают над индивидуальным мини-проектом «Книжка - малышка».  Подбирая материал для своих книжек, ребята учатся различать малые фольклорные жанры, лучше запоминая их особенности. Подбираются загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Ребята работают с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал, опрашивая своих бабушек, родителей. Книжки красочно оформляются, продумывается обложка, название сборника, иллюстрации. Приветствуются рукописные работы.  Обязательной является презентация проекта, на которой ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили,  оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет. Все вместе выбирают лучшую книжку малышку с точки зрения содержания, оформления и представления её одноклассникам.

В 6 классе, при изучении календарно-обрядового фольклора, ребята создают сборник «Календарно-обрядовые песни». Это групповой краткосрочный проект. Ребята узнают, что данный вид народной поэзии связан прежде всего с циклом полевых работ, а так же с важными годовыми праздниками, такими как Рождество, Масленица, Троица. Каждая группа работает над определенным видом обрядовых песен

1 группа- «колядки» (зима)

2 группа – «веснянки»,

3 группа – «летние песни»

4 группа – «осенние песни»

Ребята работают с разными источниками, кратко описывая традиции, которые связаны с исполнением обрядовых песен, подбирают материал, при этом обязательно обращаются к представителям старшего поколения, стараясь узнать, известны ли им календарно-обрядовые песни, записывают их.  Все группы вместе обсуждают, каким будет оформление сборника. Свои странички каждая группа «верстает» сама, но при этом соблюдая определенные договоренности (будет ли это машинописный или рукописный вариант,  что будет общего в оформлении, ведь в итоге должен получиться единый сборник). Каждая группа представляет свою работу, рассказывает о своих успехах и трудностях.  Возможна презентация сборника учащимся других классов.

Еще один пример выполнения группового краткосрочного проекта – создание юмористической газеты. При изучении творчества В.М.Шукшина в разделе «Писатели улыбаются» учащимся 6 класса предлагается попробовать себя в роли писателя, создать свои юмористические рассказы. Ребята сами обсуждают написанное, отмечают положительные моменты и то, что не получилось. Делают вывод, что написать так, чтобы читатель улыбнулся – очень сложно, это не всегда получается. Поэтому необходимо знакомство с некоторыми приемами, которые позволяют писателю создавать юмористические ситуации.  Происходит распределение обязанностей между детьми: роли редакторов, художников-оформителей, ответственного за верстку и т.д. Рукописи дорабатываются, рецензируются, проверяются, итог – оформление газеты и ее представление на суд читателям – учащимся школы. В процессе подобной работы формируются коммуникативные учебные действия (умение создавать свое речевое произведение, общаться с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность с целью получения наилучшего результата), познавательные (умения использовать полученные знания о творчестве писателя, литературоведческие знания при создании своих произведений);регулятивные УУД (выполнение работы в срок, самоорганизация и самоконтроль, взаимоконтроль, умение исправлять свои ошибки и др), личностные (осознание своих возможностей, желание участвовать в творческом созидательном процессе, приобретать новые знания и умения).

Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла И.С.Тургенева «Записки охотника»), над которым работала группа учащихся, выполнен в форме компьютерной презентации. Создание  презентации –вид деятельности, отвечающий и требованиям времени, и интересам учащихся. Поэтому часто ребята (индивидуально или в парах) разрабатывают компьютерные презентации о творчестве писателей: «Лицейские годы А.С.Пушкина», «Басни дедушки Крылова», «Жизнь и творчество В.П.Астафьева» и др., которые используются учителем на уроке. Таким образом учащиеся выполняют роль помощника учителя.

Применяя метод проектов, учу детей ставить цели к заданиям, упражнениям, определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.  В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.

  Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Конечно, в освоении технологии неизбежно столкновение с различного рода трудностями.

Во-первых, это загруженность учителя и учащихся.  Работа по организации проектной деятельности требует серьезной подготовительной работы учителя, для которой необходимо много времени.

Не хватает времени и на окончательное оформление проекта, составление проектных папок. Вся организационная работа зачастую проводится в устном виде, цели и задачи выполнения небольших проектов также оговариваются устно. Например, при оформлении газеты результат работы был достигнут, была проведена рефлексия деятельности учащихся, но этапы работы, промежуточные результаты (проектная папка) оформлены не были.

Часто учащиеся не укладываются в оговоренные сроки, выполнение заданий затягивается, падает познавательная активность, не все могут довести начатое до конца.

Во-вторых, есть методические трудности в организации работы над проектом, в разработке подобных уроков.

В-третьих, не всегда получается вовлечь в проектную деятельность всех учащихся. Если проект групповой, в группе обязательно найдутся ученики, которые постараются отсидеться или выполнят работу проще и меньше остальных.

В-четвертых, есть трудности, связанные с материально-техническим обеспечением. Большинство проектов предполагает поиск информации, работу с разными источниками, а на уроке нет необходимого количества компьютеров, доступа к  Интернету.  Некоторые учащиеся не имеют компьютера дома. В сельской местности трудно найти нужную литературу.

В-пятых, часто ученики пользуются Интернетом, чтобы просто скачать готовую работу, например, презентацию или сообщение.

Несмотря на указанные трудности, проект – это интересный вид деятельности, способ взаимодействия учащихся и учителя. Решающее значение в применении этой технологии играет заинтересованность учителя, который сможет передать её своим ученикам, вовлечет их в активный процесс получения и переработки информации, творчества, общения. Это способствует раскрытию возможностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях.

IV. Заключение

Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе.

Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.

Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.

В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.

В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

V. Библиографический список

  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [ Текст]. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.
  3.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
  4.  Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3
  5. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.
  6. Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.
  7.  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,    интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116.
  9. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
  10. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.
  11.  Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998.
  12.  Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.: МПГУ, 1998.
  13.  Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.
  14.  Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] // Журнал "Директор школы". - 2000. - № 7. - 145 с.

Интернет-ресурсы

1.http://metlit.nm.ru

2.http://festival.1september.ru/articles/651091/

3.http://pedagogie.ru 

4.https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

   Опыт может быть использован как начинающими, так и опытными учителями русского языка.    Проектную деятельность можно применять как на уроках, так и на внеклассных меропр...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...