Интегрированный урок русского языка и ОБЖ. "Огонь друг или враг". 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Парфёнова Ирина Юрьевна

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ.  "Огонь друг или враг". 6 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ.

Урок Безопасности в 6 классе.

Тип урока:  закрепление и применение знаний на практике.

Форма урока: урок – путешествие.

Цели урока:

Образовательная –

1.Коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение упражнений.

2. Закрепление знаний, полученных учащимися при изучении темы «Имя числительное».

3.Научить разбираться в понятиях о пожарной безопасности (делать правильное соответствие).

Развивающая – развитие познавательных умений при работе с таблицей, раздаточным материалом; развивать навыки правильного безопасного пожарного поведения. 

  1. Развивать умения работать с дополнительными источниками.
  2. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логической цепи   рассуждений;
  3. Формировать умения  у учащихся  предвидеть и избегать опасные ситуации.
  4. Проводить  рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать результат своей деятельности на уроке.

Воспитательная

1.Воспитывать у школьников ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь и здоровье окружающих.

2.Формировать  познавательный интерес к изучаемому материалу и к предметам русского языка, литературе и ОБЖ  в целом.

3.Развивать умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, обобщать, развивать чувство самоконтроля и  взаимоконтроля.

4.Продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группе.

УУД:        .

Коммуникативные – умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты.

Познавательные – смысловое чтение и осознанная работа с информацией.

        

Оборудование: 

отрывок из м\фильма «Прометей», фильма «Удивительная страна»,  презентация, плакаты о пожарной безопасности (оформление доски), раздаточный материал, маршрутный лист  по стране «Пожарная  безопасность».

 

Организационный момент: включение учащихся в деятельность – отрывок из м\ф «Прометей», фильма «Удивительная страна» - определить тему и цели  урока.

Ход урока

I.Мотивационно-ориентировочный этап.  Создание проблемной ситуации. 

Учитель русского языка и литературы:

  • Ребята, вы знаете, что такое миф? (выслушать ответы учащихся).

( миф-древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; вымысел)

Просмотр фрагмента мультфильма «Прометей»  (приложение I)  

Учитель русского языка и литературы:

  • О каком мифологическом герое вы посмотрели м/фильм?

(О герое греческого мифа – о Прометее.)

Учитель русского языка и литературы:

  • Что сделал Прометей для людей?
  • Почему о нем помнят и слагают мифы?

(Он подарил людям огонь.)

Учитель русского языка и литературы:

Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться, считать, писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов Олимпа искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес людям. Люди покорили огонь,  научились управлять им,  огонь начал служить людям и стал другом.

Люди всегда считали огонь священным. Они думали, что огонь послан великим богом, поэтому люди буквально молились на огонь. И все таинства, связанные с колдовством или магией, всегда совершаются при свечах или при разожжённом костре. С древних времён люди слагали про огонь легенды и сказки. Праздники на Руси сопровождались присутствием костра – Ивана Купала, Масленица.

Учитель русского языка и литературы:

  • Скажите, ребята, а почему Прометей отдал огонь людям?

(Ему стало людей жалко.)

  • Почему?

(Людям нужно было согреваться от холода, готовить пищу, для того, чтобы не испытывать голода и отпугивать диких животных и т.д.)

Учитель русского языка и литературы:

И сегодня огонь рядом с нами - в праздники и в будни. Он даёт нам свет, тепло, радость. Огонь – наш помощник во всём и всегда. Люди склоняют головы перед Вечным огнем у памятника героям. А Олимпийский огонь, который зажигают от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Огонь человека согревает, даёт возможность приготовить пищу. Все это добрый огонь.

Но огонь может быть и злейшим врагом людей, когда он идет бушующим пожаром, сметая все на своем пути. Большой огонь или пожар – это огромное чудовище, пожирающее всё вокруг своим пламенным языком. Этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Еще очень страшны лесные пожары, в которых сгорает много леса, погибают животные. И остановить его бывает невозможно! 

Без огня нет жизни, и от огня может прийти беда. Где же та грань, когда огонь перестает быть другом и становится врагом человека?

Учитель русского языка и литературы:

Сформулируем тему урока
На доске:


http://kzgov.docdat.com/tw_files2/urls_4/82/d-81213/81213_html_m1654542b.png

  • Для этого какой союз и какой знак выбираем? Почему?

Д. Выбираем союз "и".

(ответы учащихся)

запись темы в тетради

(«Огонь - друг или враг человека?»)

Эпиграф нашего урока: Я умею думать, я умею рассуждать,

                                                                 Ведь знают все - огонь наш друг!

     Но стать врагом он может вдруг.

Учитель: Что такое эпиграф?

(эпиграф - это короткий текст, являющийся изречением или цитатой, который указывает его смысл или отношение к нему автора)

Наш урок  начнем с определения огня, которое дал В. Даль в Толковом словаре русского языка:

«Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».

Огонь-друг – согревает, помогает готовить пищу, плавит сталь, соединяет металл (сварка).
Огонь-враг – уничтожает все живое и неживое.

Сегодня мы проводим необычный урок в виде путешествия в страну “Пожарная безопасность”. На уроке мы повторим материал по фонетике, лексике, морфологии и синтаксису и те знания, которые вы получили на уроках ОБЖ.

Вы только вдумайтесь в название этой удивительной страны. Там нет пепелищ и пожарищ, копоти и сажи, удушливого дыма, слез и горя. Это прекрасная зеленая страна, где чистый и свежий воздух, где много лесов и тенистых аллей, где люди знают, что огонь – это надежный помощник и друг, что электричество несет свет и тепло, а вредные привычки, которые ведут к возникновению пожаров, совсем ушли из этой страны. И все потому, что жители страны “Пожарная безопасность” знают, помнят и выполняют все правила, чтобы огонь из доброго друга не превратился в беспощадного врага. Каждый из вас может стать жителем этой страны. Но чтобы попасть туда, надо выдержать испытания, проявить свою смекалку и отвагу, показать свои знания и умения, не паниковать, не теряться в критических, экстремальных ситуациях.

  • Какие цели мы сегодня поставим на уроке?
  • К чему может привести небрежное обращение с огнем? (К пожару.)

  1. Работа со словарем
  • Что такое пожар? Подберите однокоренные слова, запишите с ними словосочетания или предложения.

(пожар –  это неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни и здоровья людей. Пожар в доме – это большая беда (слайд ).

 (Определение дано в Современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»)

Однокоренные слова: пожарище, пожарный, пожароопасный, пожарить

 

  • Для того, что бы возник пожар, необходима причина его возникновения.
  • Назовите основные причины пожаров в доме и запишите одним словом.

(В центральной части доски располагается слово «Пожар». Учащиеся выходят к доске, называют причины пожаров и записывают слова, обозначающие основные причины пожаров (Приложение II).)

Причины пожаров

Проверь себя!

Причины пожаров

  1. Закончите предложение: 
  • “Пожарная опасность – это ______________________________________”

(Пожарная опасность — возможность возникновения и (или) развития пожара, заключенная в каком-либо веществе, состоянии или процессе.)

Задание: Имея набор слов, правильно запишите  значение слова.

        

Состояние  имущества личности защищённости и государства от пожаров общества

“Пожарная безопасность – это__________________________________________”

 (Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.)

  1. Учитель: Синтаксический разбор предложения

Какое это предложение - простое или сложное?

Чем являются в предложении слова: личности, имущества, общества, государства?

  • Запишите транскрипцию слов опасность/ безопасность. Докажите сколько букв и звуков в данных словах.

(опасность – 9б., 9зв.; безопасность – 12 б., 12 зв.)

  1. Повторение пройденного материала

 задание – Прочитайте текст и выполните следующее задание: из каждого предложения выпишите грамматическую основу.

Наконец-то все экипажи смогли собраться вместе. Но не все так благополучно, как кажется: некоторые из вас получили термические ожоги, к счастью, небольшие. Необходимо правильно оказать первую медицинскую помощь. Пострадавшим дается теплое подсоленное питье, обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая её вокруг, оставляя на месте прилипшую к ожогу. Нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать её жиром, мазью и другими веществами. На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку, а затем отправляют пострадавшего в больницу.

  1. Работа с ключом:

 задание – каждому термину соответствует определение, сделать правильное соответствие, соединить цифру с буквой.

1. Меры пожарной безопасности

А. неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства

2. Противопожарный режим 

Б. состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара

3. Пожар

В. действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности

4. Пожарная безопасность объекта 

Г. правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров

Правильное соответствие:

1. Меры пожарной безопасности

В. действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности

2. Противопожарный режим 

Г. правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров 

3. Пожар

А. неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства

4. Пожарная безопасность объекта 

Б. состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара

 ( проверка: 1-В;  2-Г;  3-А; 4-Б)

  1. Повторение темы «Имя числительное» по кластеру

Звук пожара, слово учителя 

  Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям (слайды-фото «Самые известные пожары в России») 

7.Выборочный  диктант «Зоркий глаз» с последующей проверкой. 
(слайд)

Учитель. А сейчас немного отвлечемся и выполним задание под названием «Зоркий глаз»

задание - прочитать, выписать числительные и записать их правильно

В России часто возникают пожары, и погибает много людей.

Самый страшный пожар случился в 1571 году, когда к Москве подошли войска крымского хана Девлет-Гирея.

В 1837 году в Санкт-Петербурге сгорел Зимний дворец.

Страшный пожар 1812 года практически уничтожил Москву. Погибли тысячи людей. Восстанавливали город более двадцати лет.

Наиболее продолжительный пожар в Астрахани начался 1 августа 1858 г. и длился 6 суток.

Пожар в гостинице «Россия» произошел в феврале 1977 года. По официальной версии, причиной стал оставленный включенным в помещении радиоузла паяльник. Огонь охватил площадь практически в три тысячи квадратных метров. Горели пятый, одиннадцатый и двенадцатый этажи. Страшному пожару присвоена была высшая категория опасности - пятая. Огонь распространялся с неимоверной скоростью, как считают специалисты, из-за обоев и синтетических ковровых покрытий

В ловушках оказалось множество людей, в частности, посетители ресторанов на 22 и 17 этажах, а также все, кто находился выше 22-ого. Было эвакуировано более тысячи человек, но все же 42 спасти не удалось. Еще 52 человека были госпитализированы с травмами и ожогами различной степени тяжести, в их числе и 13 пожарных.

Самым крупным и жутким пожаром в России считается катастрофа под Уфой, где загорелись два пассажирских поезда, идущих навстречу друг другу. Произошла эта трагедия в 1989 году, третьего июня. Погибло 575 человек, из которых 181 - дети. Получив различные травмы и тяжелые ожоги, более 620

пассажиров стали инвалидами. 

Не случайно, до 80% всех пожаров не только в России, но и за рубежом происходит по причине так называемого «человеческого фактора», то есть когда незнание элементарных требований пожарной безопасности, их игнорирование, а также халатность, вызванная мнением о маловероятности наступления события пожара – зачастую, приводит к трагическим последствиям.

Ежегодно в мире происходит (по официальным данным статистического учета) 6 – 6,5 млн. пожаров, при которых погибает около 60 тыс. человек. 

(проверка)

7.1. Морфологический разбор числительного (индивидуально по карточки)

Тринадцать (пожарных) – числит.

  1. Пожарных (сколько?) – тринадцать

Н.ф. – тринадцать

2.Пост.- простое, колич., целое; непост. – Р.п.

3. Пожарных (сколько?) – тринадцать

8.Творческая работа

Учитель. 

  • А теперь воспользуемся приемом  синквейн
  • Что такое синквейн?

задание - со словами огонь, пожар, пламя, искра, пожарный, опасность, огнетушитель составить синквейн

Искра                                                             

Яркая, быстрая.                                   

Зажигает, сверкает, возгорает.
Порождает огонь.
Пламя.
 

Пожар
Живой, беспощадный. 
Горит, освещает, уничтожает
Разрушает дотла.
Страх.

 

Огнеушитель
Газовый, пенный, порошковый, 
Тушит, спасает, предостерегает.
ПОМОГАЕТ СПРАВИТЬСЯ С ПОЖАРОМ.
СПАСЕНИЕ.

9.ФИЗМИНУТКА

Вы, ребята, знаете, что в природе есть вещества, препятствующие горению. Это песок, пена, вода и другие.

 А есть вещества, напротив, усиливающие горение. Это различные горючие вещества, бумага, дерево, ткань и другие. Чтобы научиться лучше различать эти вещества, мы с вами поиграем в игру «Огонь – вода».

- Условия игры: если я буду называть вещество, препятствующее горению, нужно спрятать руки за спину, а если усиливающее горение, нужно поднимать руки вверх, изображая пожар

 (слова для игры: песок, картон, вода, книги, платье, пена, бензин, сухая трава, керосин, спирт, железо)

10. Работа по вариантам (1-2). Найдите пословицу и запишите.

Вода и огонь – хорошие слуги…

…беду отводи от удара

Огонь маслом  заливать…

…большой пожар бывает

Искру туши до пожара…

…охватит – не выплывешь

Кто огня не бережется…

…но и страшные господа

От маленькой искры…

…тот скоро обожжется

Огонь – не вода…

…лишь огня добавлять

Проверь себя!

Вода и огонь – хорошие слуги…

но и страшные господа

Огонь маслом  заливать…

лишь огня добавлять

Искру туши до пожара…

беду отводи от удара

Кто огня не бережется…

тот скоро обожжется

От маленькой искры…

большой пожар бывает

Огонь – не вода…

охватит – не выплывешь

11. Игра «Наборщик»

Учитель: составьте новые слова, используя буквы слова "огнетушитель"

 

(Ель,  гон,  гот, нет,  туш, тушь,  уши,  шут,  енот,  гель,  гнет, гони,  лего,  лето,  нить,  ноги, тело,  тент,  тень(и),  тонет,  туши,  шинель, шить,  шути,  отель,  тушит,  шутит )

12.Конкурс мини - сочинений «Осторожно - огонь!», «Огонь - друг или враг?» (Листовка)

1.Я призываю всех людей быть осторожными при обращении с огнём и помнить о последствиях пожара. Не забывайте простую истину, ставшую заповедью безопасности: «Пожар легче предупредить и избежать, чем ликвидировать и бороться с ним!».

Пожар – это страшная стихия огня, а огонь - судья беспечности людей. И чтобы не случилось беды, чтобы на нашей Земле было как можно меньше пожаров, и огонь всегда оставался другом человека, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.

2. Люди помните, что нельзя баловаться со  спичками и зажигалками;  уходя из комнаты  или из дома, нужно выключать электроприборы, нельзя зажигать  фейерверки, свечи или бенгальские огни дома, а на улице лучше это делать со взрослыми.

Да, огонь бывает разный,

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Огонь добрый, огонь злой.

Было бы лучше, если огонь  всегда был нашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь,  жизнь других людей, дом, в котором вы живёте.

Предотвратим беду вместе!

Легче предупредить пожар, чем его тушить!

С огнем шутить опасно. Если каждый из нас будет соблюдать правила пожарной безопасности, то пожаров будет меньше.

«Огонь - друг или враг?»

1.Огонь может быть другом или врагом. Друг он, если мы правильно с ним обращаемся. Но если мы не соблюдаем правила, огонь может стать врагом. Поэтому соблюдайте правила безопасности с огнём!

2. Огонь – не детская игрушка. Огонь – великий помощник. С его помощью ты можешь согреться в ночном лесу, приготовить себе пищу. Но огонь не терпит несерьезного к нему отношения. В этом случае он перестает быть другом и становится безжалостным врагом. Поэтому с огнем нужно быть осторожным, соблюдать все необходимые меры безопасности.

3. Огонь – явление, с которым шутки плохи. Он требует осторожного обращения и повышенного внимания. Чтобы себя обезопасить, человечество придумало меры предосторожности. Это и простые житейские правила, например, не вешать на кухонное окно длинные шторы – если в открытую форточку подует ветер, штора может угодить на горящую плиту и сама загорится. Это также целый комплекс разработанных правил поведения при пожаре: в каждой организации на каждом этаже должен висеть план эвакуации и огнетушитель. Огонь – друг, пока находится под контролем.

4. Огонь был открыт еще в раннем палеолите. Первоначально древние люди использовали его для того, чтобы отгонять назойливых насекомых. Позже – для приготовления пищи. И в этом, несомненно, огонь для человека являлся помощником и другом. Однако позже огонь стал для человечества, помимо прочего, предметом, направленным на уничтожение друг друга: огонь использовали в войнах для того, чтобы поджечь города противников. И в этом случае он выступает в качестве врага.

5. Огонь – друг. Знают все, человек без огня не живет ни единого дня! При огне, как при солнце светло! При огне и зимою тепло! Человеку – друг огонь, только зря его не тронь! Знайте, в гневе он сердит: никого не пощадит!

Вывод: Огонь наш друг, но с ним надо быть осторожным. 

13. Итог урока

С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.

Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь здоровье и жизнь людей, а зачастую и сотни тысяч рублей. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!

Подарил  Прометей

Красный факел для людей,

Чтобы жаром всех он грел,

Чтоб в светильнике горел,

Мясо жарил и варил,

Страх на зверя наводил,

Обжигал горшки, игрушки,

Правил бронзовые пушки.

Но, к несчастью, этот дар

Вызывал не раз пожар.

Как в костре трещат дрова,

Загорелись лес, дома.

И кидалось то огнище

С адским ревом на жилище.

Легче не пожар тушить,

А его предупредить!

Правила пожарные без запинки знайте!
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем!

IХ. Домашнее задание

  • Составьте высказывания на тему: « Что я расскажу младшему товарищу о пожаре?»

Спасибо всем за урок.

Учащиеся получают медаль  «Я знаю правила пожарной безопасности» за работу на уроке.

                                             E:\урок по безопасности\пб\i.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Урок по ОБЖ на тему "Огонь - друг и враг человека"

Интегрированный урок ОБЖ и развития речи в 5 классе...

Бинарный интегрированный урок по обществознанию и химии «Спирт – друг или враг человека». Калугина С.А., Мокрова И. М. ГБОУ СОШ № 514 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА г. САНКТ ПЕТЕРБУРГА

   Бинарный интегрированный урок это одно из новшеств современной методики обучения в школе. Эта технология связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Использование химии и об...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Конспект интегрированного урока русского языка в разновозрастной группе учащихся 5-6 классов «Правописание корней с чередующимися гласными о-а»

Интегрированный урок проводится в разновозрастной группе учащихся (5-6 классы). Для учащихся 5 класса это урок получения новых знаний. В процессе урока они имеют возможность обратиться за помощью не т...