Урок развития речи по русскому языку для 7 класса по теме: "Письмо бойцу: от прошлого к современности".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Прохорова Евгения Олеговна

Данный урок развивает навыки у учащихся по составлению поздравительных и дружеских писем. Урок строится на исторической основе: учащиеся получают возможность проследить как развивался эпистолярный жанр в прошлом столетии, во времена Великой Отечественной войны и в наши дни. Также на уроке прививаются навыки заполнения конвертов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Липовецкая средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Приморского края

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ НА КОНКУРС «ЛУЧШИЙ УРОК ПИСЬМА - 2019».

ПИСЬМО БОЙЦУ: ОТ ПРОШЛОГО К СОВРЕМЕННОСТИ.

Составитель: учитель русского языка и

литературы I квалификационной категории

Прохорова Евгения Олеговна.

п. Липовцы 2019 год.

Класс: 7.

Тип урока: урок развития речи по русскому языку, «открытие» нового знания.

Тема урока: «Письмо бойцу: от прошлого к современности».

Оборудование: мультимедийный проектор и мультимедийная презентация к уроку «Письма военных лет», раздаточный материал: тексты фронтовых писем времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., памятка «Правила оформления почтового конверта», костюм почтальона для учащегося, доска, речевые клише, магниты, почтовые конверты.

Цели урока:

- образовательные:

формирование у учащихся навыков написания дружеских и поздравительных писем; 

- развивающие:

развитие навыков заполнения почтового конверта;

 - воспитательные:  

воспитание у учащихся через преемственность исторических событий прошлых лет и современности чувства патриотизма, уважительного отношения к подвигу бойцов Великой Отечественной войны, уважительного отношения к действиям российских миротворцев на территории Сирийской Арабской республики.

Задачи урока:

 - познакомить с письмами фронтовиков Великой Отечественной войны;

 - представить учащимся особенности фронтовых писем и функцию их назначения;

 - повторить термины, связанные с почтовым делом;

 - закрепить навыки составления плана к творческой работе;

 - актуализировать знания учащихся об эпистолярном жанре – поздравительном и дружеском письме.

 

Ход урока:

I. Организационный момент, создание благоприятного психологического  климата в классном коллективе.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, связанный с приятными предпраздничными хлопотами. Скоро День защитника Отечества! Вы знаете, что наша школа участвует в акции «Посылка солдату в далекую Сирию», все суетятся, упаковывая ручки, карандаши, тетради, конфеты, а я предлагаю вам наделить посылку умением говорить. Как это сделать вы определите сейчас сами, прослушав отрывок из стихотворения Марии Сергеевны Лукьяновой.

  1. Формулирование темы и цели урока:

Учитель (читает стихотворный отрывок):

Напишу письмо,

Положу в конверт,

Пусть летит к тебе,

Там, где белый свет…

 Учитель: Ребята, какова тема и цель урока?

(Ученики формулируют тему урока и его цель, учитель записывает на доске число, словосочетание «классная работа», тему и цель урока)

На доске магнитами закреплены клише:

Я узнаю:

Я научусь: 

Учитель: Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? (Цель записывается напротив клише).

Тема урока: Письмо солдату.

Цель: научить писать письма.

  1.  Работа по теме урока:
  1. Беседа с классом.

Учитель: Письма бывают разные. Именно письма в прошлом столетии позволяли поддерживать связь друг с другом, общаться. Эпистолярный жанр был весьма популярен у ваших бабушек и дедушек, мам и пап.

- Какие виды писем вам известны?

- Пишут ли сейчас дружеские письма друг другу люди?

- Чем хороши такие письма?

- Почему люди перестали писать поздравительные и дружеские письма?

- Как вы считаете, в какие годы переписка между людьми была наиболее активной?

Чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой «Письмецо».

Выходит ученица, читает отрывок.  

 Раскудрявилась берёзка

Возле нашего окна.

Прибежала письмоноска,

Принесла письмо она.

Я сидела песни пела

У окна на сундуке...

Вижу, мама побелела,

Письмецо дрожит в руке. Я вскочила, подбежала,

Письмецо отобрала.

Я его к груди прижала,

Я конверт надорвала. 

Учитель: Почему мать лирической героини испытала сильное душевное волнение? Откуда пришло письмо?

2. Сообщение ученика-историка на тему «Фронтовые письма» и демонстрация иллюстраций фронтовых писем через мультимедийный проектор (Слайд 2).

Фронтовые письма бесценны. Они позволяют увидеть войну изнутри. Ведь из маленьких личных войн каждого солдата складывалась война всего народа: люди воевали ради своих близких, ответственность за семью помогала преодолеть все трудности и невзгоды. 

Переписка с родными была очень важна для солдата на фронте.

Объем почты, поступавшей на фронт, во время войны был колоссальным - 70 миллионов писем каждый месяц только в действующую армию.

В нечеловеческих условиях письма помогали выжить, дарили надежду и веру в Победу.

Родные и близкие с большим нетерпением ждали писем с фронта. Они согревали души родственников, знакомых.

Письма с фронта... Они шли не в конвертах, на них не было марок.

Они были сложены треугольниками. Треугольники, ставшие символом фронтового письма, родились из-за дефицита бумаги.

О чем писали домой солдаты? 

Подавляющее большинство писем бытового характера: где живут, хороша ли еда и одежда. 

Кто-то хвастается новеньким обмундированием, кто-то радуется, что получил, наконец, сапоги подходящего размера, кто-то рад, что получил долгожданную весточку из дома.                                   

Бойцы описывают отношения с товарищами и командирами, дают наставления детям и жене, мечтают о будущей мирной жизни. Пишут и о боях, о фашистах.

Однако главная тема солдатских писем – «я жив, будьте живы и здоровы и вы».

  1. Знакомство с содержанием писем с фронтов Великой Отечественной войны.

Учитель: Письма с фронта и на фронт были единственной ниточкой, связывающей бойца с родными, друзьями, близкими. О чем же писали люди?

Задание 1: Выразительное чтение писем фронтовиков 1941-1945 г.г. и их близких. Распечатки писем лежат на столах учащихся (орфография и пунктуация авторов писем сохранена).

Текст для 1 варианта (письмо с фронта):

Добрый день, мои Родные Мама, Люся, Игорь и Леночка!!! 

Милые простите, что я вам так долго не писал. Письма ваши все получал, за которые большое спасибо. Их, мои родные, очень мало. Как хочется почитать в свободную минутку ваше письмецо, да еще такое, как вы пишите. После такого письма еще становишься злей, еще больше желания сделать больше, бить сильней эту гадину. Спасибо, милые, за такие письма. Я очень доволен, даже не знаю, как передать мою радость, что хотя через письма, но вы вместе со мной. 
Как хорошо, что вы все матери, сестры, братья, родные и близкие вместе с нами куете с нами победу – это еще один их трех залогов нашей победы. Конечно, жаль умереть, но и в тоже время хочется умереть, если твоя смерть приблизит час победы, вы, мои родные, будете жить, замечательно, будете о нас петь замечательные песни и будете с гордо поднятой головой и будете говорить, что ваш родной сын, брат, дядя погиб честно в борьбе за родину, за освобождение. 
Мои милые, мои дела хороши. Только давно не получал писем от Коли, да и сам давно ему не писал. 
Как милые Ваши дела? 
Как, мамочка, твое здоровье? 
Пишите больше и чаще. 

Крепко целую Ваш Жора 

Текст для 2 варианта (письмо на фронт) :

Полевая Почта 77680 р Солилову Василию Ивановичу И.О. Рав. посадский р-он ………………….Петрово-Городец Петровский с/с, дом № 1кв 28 Солиловой Л.

Привет и массу наилучших пожеланий в твоей боевой и молодой жизни. Вопервых сообщаю, что твое письмо, писанное тобой 11/ VII -43г. мы получили сегодня т.е. 21/VII 43 За что большое, большое тебе спасибо. Из твоего письма Мы узнали, что ты живешь на старом месте но скоро думаешь перейти в свою часть. Для нас также не менее для тебя была бы большая радость, если бы это тебе удалось. Вася ты вчера пишешь, что давно не получал от папы писем. И мы тоже, Вася давно не получали. Наверное что нибудь случилось с ним или заболел или убили. А может быть к нам едет? Едвали от туда пустят. Вася живём мы тоже ничего. Мама с В(Г)ерой и иногда помогает М…… носят в Марн(к)ове 5ую копну. Очень трава слесткая порой И носится очень трудно. Погода не благоприятствует по синокосу Каждый день идут дожди. Сушить совсем нельзя ХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХ корова доит плохо, да еще поросёнка то кормить На зиму зато будем обеспечены мясом. Вася, вчера у меня Были здесь военные и з тейково 25-года Мы на них жалел ….. …. Мама конечно дело поплакала. Вася вместе с твоим письмом я получила письмо от твоего товарища Круглова И.А. Пишет, что ты ему многое про меня рассказывал и узнал адрес у тебя и хочет со мной вести переписку. Я конечно дело рада иметь переписку с твоим товарищем если что с тобой случится , он может сообщить. Вместе с твоим письмом пишу письмо и ему Теперь ты от нас ничего не скроешь. А то ты наверное много От нас скрываешь не хочешь нас расстраивать. Городе Все описали затем ……. крепко накрепко

Задание 2: сформулируйте основную мысль каждого письма, запишите её в тетрадь.

Задание 3: выпишите из текстов писем обращения.

Как обращаются авторы писем к родным и близким?

Учитель:  Какая основная мысль объединяет эти письма? (Сообщение о том, что бойцы и домочадцы живы и здоровы).

  1. Анализ содержания писем. Беседа с учащимися.

Вопросы для беседы:

 -  О чем данные письма?

 - Каким настроением проникнуто содержание фронтовых посланий?

 - Приведите примеры обращений, использованных в письмах? Какими чувствами проникнуты обращения?

 - Какие эмоции вызвали у вас письма с фронта?

5. Составление плана письма для военнослужащих РФ, проходящих службу на авиабазе «Хмеймим» в Сирийской Арабской республике. (Слайд 3).

  1. Учитель: Давно отгремели последние грозные залпы Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, сегодня на нашей планете много «горячих» точек. Одним из таких мест является Сирийская Арабская республика. Сейчас там, на авиабазе «Хмеймим», находятся военнослужащие Российской Федерации, помогающие осуществлять гуманитарную и миротворческую миссии, помогая сирийскому народу. 
  2. Сообщение ученика-историка о Центре по примирению враждующих сторон в Сирийской Арабской республике.

Центр по примирению враждующих сторон создан в Сирии на базе Хмеймим, на которой размещена российская авиагруппа. Структура образована в соответствии с российско-американскими договоренностями от 22 февраля. Цель ее работы — реализация механизма контроля за соблюдением режима прекращения огня. Название Центра говорит само за себя. Вооруженное противостояние довело некогда процветающую страну до хаоса и разрухи. 

В это трудное время, понимая необходимость сохранения целостности сирийского государства, Российской Федерацией принимаются все возможные меры по восстановлению мира и порядка в стране. Инициатива о создании специального Центра по примирению принадлежит высшему руководству Российской Федерации. Каждый военнослужащий, удостоившийся чести проходить службу в этом, по-настоящему уникальном подразделении, проходит строгий отбор.

Учитель: Конечно же, 23 февраля День защитника Отечества отметят военнослужащие России и в Центре по примирению враждующих сторон. Будут вручены боевые награды, проведены концерты, прозвучат теплые слова и пожелания. Мы тоже можем сделать им подарок: сказать  слова поддержки и передать привет с далекой Родины. Мы сделаем это с помощью писем.  Давайте составим план будущих посланий (Слайд 4). 

План.

  1. Укажите в письме дату написания.
  2. Напишите приветствие.
  3. Основная часть:

А) начните письмо с приятных вещей: поздравьте с праздником;  

Б) поделитесь новостями, которые происходят в школе, в вашей жизни;

В) выберите тему, которая касается непосредственно вашего собеседника.

4. Напишите концовку.  Она должна передавать настроение вашего письма

!Внимание: сложность составления письма заключена в том, что адресат и адресант не знают друг друга. 

6.Словарная работа (работа в парах+самопроверка):

Задание 4.  На доске записаны слова и словосочетания. Соотнесите почтовый термин левого столбика сего значением из правого столбика, поставьте нужную цифру.

Адресат

Адресант  

Штемпель

Абонентский ящик

Конверт

Почтовое уведомление

Индекс

Корреспонденция

Оттиск для гашения знаков почтовой оплаты

место для временного хранения писем

получатель

пакет для писем

последовательность цифр, для облегчения сортировки корреспонденции

документ, который информирует о доставке отправления

отправитель

переписка

Учитель: проведите взаимопроверку и самопроверку. (Слайд 5).

 - Сколько ошибок допустили?

(На экране  открывается слайд с выполненным заданием для проведения самопроверки)

 - Какое слово или слова вызвали затруднения?

(учащиеся делятся результатами анализа проведённой работы).

7.Знакомство с внешним видом конверта, правилами его оформления. Демонстрация изображения пустого и заполненного конвертов через мультимедийный проектор. (Слайд 6).

Сообщение «почтальона». Выходит ученик, переодетый почтальоном.

 Сегодня письма не складывают треугольником, не пишут на небольшом листе бумаги. как во времена Второй Мировой войны. Письма отправляют по почте, в красивых конвертах, иногда с уведомлением о вручении.

Перед вами конверт, которым пользуются люди при отправке корреспонденции. Для конвертов на почте в Российской Федерации разработаны стандарты на уровне государства (ГОСТ Р 51506-99). В зависимости от целей, можно приобретать различные виды упаковок для писем.

Если пересылка осуществляется в пределах страны, то все поля, заполненные на лицевой стороне конверта, отражаются только на русском. Для некоторых республик, которые входят в состав Российской Федерации, разрешены свои языки государственного уровня.

Рекомендуется подписывать конверт печатными буквами разборчивым почерком для снижения ошибок при пересылке/доставке. Чернила разрешены синего и черного цветов.

Марки для почтовых конвертов.

Они служат для оплаты пересылки писем, открыток, бандеролей по территории государства и за его границу. Важно, чтобы суммарный номинал марок покрывал стоимость отправки.

Место для наклеивания марки – верхний угол конверта справа. В крайнем случае, когда этот участок занят, можно наклеить марку чуть ниже.

Учитель: ребята, у вас на столах лежат памятки по заполнению почтового конверта. Заполните конверт для отправки письма в Сирию самостоятельно.

Задание 5. Заполнение конверта учащимися.

! Правила оформления почтового конверта (памятка для учеников лежит у каждого на столе).

  • Наименование улицы, дом – если есть, то номер корпуса – номер офиса или квартиры;
  • Наименование муниципальной единицы (город, село, поселок городского типа);
  • Наименование района, к которому относится населенный пункт;
  • Автономный округ, край, область, т.п.;
  • Название страны;
  • Номер абонентского ящика (если есть);
  • Индекс соответствующего адресу почтового отделения.

Пример: ул. Ленина, дом 5б, кв.37 г. Хабаровск, Россия, 123456

Учитель:  какие поля в конвертах нами не будут заполнены и почему? (не будет индекса, т. к. военный борт доставит все письма в одну точку – авиабазу «Хмеймим»)

  1. Рефлексия «Векторы на полях» (Слайд 7):

Учитель: Вектор — это математический объект, который характеризуется величиной и направлением.

Задание 6: Выразите свое отношение к уроку, создайте векторы на полях со следующими пометами:

Научился

Узнал

Было интересно

Вызывало затруднение

Учитель: какой из векторов оказался длиннее, а какой  - короче? Почему?

Учащиеся выражают свое отношение к уроку.

Д/з: написать письмо военнослужащему.

Учитель:  Пишите письма. Ведь строчки, написанные вами на бумаге, могут сохраниться навсегда. Теплые слова поздравлений, дружеские приветы, задушевные беседы с родными и близкими могут стать семейной реликвией. Письмо – это живой голос из прошлого, который звучит вечно. Спасибо, ребята за урок! Мы с вами плодотворно поработали. До свидания!

Приложения.

Приложение1.

Текст для 1 варианта (письмо с фронта):

Добрый день, мои Родные Мама, Люся, Игорь и Леночка!!! 

Милые простите, что я вам так долго не писал. Письма ваши все получал, за которые большое спасибо. Их, мои родные, очень мало. Как хочется почитать в свободную минутку ваше письмецо, да еще такое, как вы пишите. После такого письма еще становишься злей, еще больше желания сделать больше, бить сильней эту гадину. Спасибо, милые, за такие письма. Я очень доволен, даже не знаю, как передать мою радость, что хотя через письма, но вы вместе со мной. 
Как хорошо, что вы все матери, сестры, братья, родные и близкие вместе с нами куете с нами победу – это еще один их трех залогов нашей победы. Конечно, жаль умереть, но и в тоже время хочется умереть, если твоя смерть приблизит час победы, вы, мои родные, будете жить, замечательно, будете о нас петь замечательные песни и будете с гордо поднятой головой и будете говорить, что ваш родной сын, брат, дядя погиб честно в борьбе за родину, за освобождение. 
Мои милые, мои дела хороши. Только давно не получал писем от Коли, да и сам давно ему не писал. 
Как милые Ваши дела? 
Как, мамочка, твое здоровье? 
Пишите больше и чаще. 

Крепко целую Ваш Жора 

Приложение 2.

Текст для 2 варианта (письмо на фронт) :

Полевая Почта 77680 р Солилову Василию Ивановичу И.О. Рав. посадский р-он ………………….Петрово-Городец Петровский с/с, дом № 1кв 28 Солиловой Л.

Привет и массу наилучших пожеланий в твоей боевой и молодой жизни. Вопервых сообщаю, что твое письмо, писанное тобой 11/ VII -43г. мы получили сегодня т.е. 21/VII 43 За что большое, большое тебе спасибо. Из твоего письма Мы узнали, что ты живешь на старом месте но скоро думаешь перейти в свою часть. Для нас также не менее для тебя была бы большая радость, если бы это тебе удалось. Вася ты вчера пишешь, что давно не получал от папы писем. И мы тоже, Вася давно не получали. Наверное что нибудь случилось с ним или заболел или убили. А может быть к нам едет? Едвали от туда пустят. Вася живём мы тоже ничего. Мама с В(Г)ерой и иногда помогает М…… носят в Марн(к)ове 5ую копну. Очень трава слесткая порой И носится очень трудно. Погода не благоприятствует по синокосу Каждый день идут дожди. Сушить совсем нельзя ХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХ корова доит плохо, да еще поросёнка то кормить На зиму зато будем обеспечены мясом. Вася, вчера у меня Были здесь военные и з тейково 25-года Мы на них жалел ….. …. Мама конечно дело поплакала. Вася вместе с твоим письмом я получила письмо от твоего товарища Круглова И.А. Пишет, что ты ему многое про меня рассказывал и узнал адрес у тебя и хочет со мной вести переписку. Я конечно дело рада иметь переписку с твоим товарищем если что с тобой случится , он может сообщить. Вместе с твоим письмом пишу письмо и ему Теперь ты от нас ничего не скроешь. А то ты наверное много От нас скрываешь не хочешь нас расстраивать. Городе Все описали затем ……. крепко накрепко

Приложение 3.

Правила оформления почтового конверта (памятка для учеников лежит у каждого на столе).

  • Наименование улицы, дом – если есть, то номер корпуса – номер офиса или квартиры;
  • Наименование муниципальной единицы (город, село, поселок городского типа);
  • Наименование района, к которому относится населенный пункт;
  • Автономный округ, край, область, т.п.;
  • Название страны;
  • Номер абонентского ящика (если есть);
  • Индекс соответствующего адресу почтового отделения.

Пример: ул. Ленина, дом 5б, кв.37 г. Хабаровск, Россия, 123456

Список использованных Интернет-ресурсов

  1. https://stihi-pro.p.plea/sid;
  2. www.gosarhro.ru;
  3. www.warletters.ru;
  4. www.stihomaniya.ru – Е. Благинина «Письмецо»;
  5. htpps://военное.рф/2016/Сирия42/.