Урок-исследование "Роль имён прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ширяева Елена Владимировна

Материал содержит технологическую карту урока с приложением, презентацию и самоанализ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie.rar418.72 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

 

 

     Данный  урок  по русскому языку является вторым в системе уроков по теме «Имя прилагательное».

     Тема урока: «Роль имён прилагательных в речи».

Цель урока: создать условия для получения и осознания новой учебной информации об имени прилагательном через проведение исследования с выявлением роли имени прилагательного в речи.

     Особенностью данного урока является то, что одной из важнейших задач была задача актуализировать знания обучающихся о структуре исследования, об основных понятиях (предмет исследования, гипотеза, презентация результатов и др.).

     В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:

предметный – совершенствование умений находить имена прилагательные в тексте, давать характеристику имени прилагательного по значению, определять роль прилагательных в тексте, употреблять их в речи;

метапредметный - совершенствование умений работать индивидуально и в группе, находить общее решение, извлекать информацию из разных источников и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждение;

личностный - формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, способности осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, стремления осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе, способности к самооценке своих действий, поступков.

     Это урок-исследование. 

Он включал в себя 7 этапов:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Создание проблемной ситуации, целеполагание.
  4. Организация и проведение исследовательской деятельности учащихся.
  5. Презентация выполненных заданий, проектов.
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  7. Рефлексия, подведение итога.

     При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: проектная и исследовательская технология с использованием элементов проблемного обучения,  личностно-ориентированного обучения, ИКТ-технологии.

     Чтобы добиться цели урока, я составила памятку «В помощь юному исследователю», где был представлен план исследования, поскольку дети данного класса не обладают умением составлять план исследования самостоятельно, это помогло создать ситуацию успеха. Кроме того, были подобраны тексты  разных стилей (для каждой группы – свой текст), соответствующие возрастным особенностям пятиклассников.

     Материал урока оказался интересным (особенно детям понравилось считать части речи в тексте, читать тексты без имён прилагательных), задания вызвали положительный эмоциональный отклик, оказались посильными.

     В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая работа учащихся. Наиболее эффективной оказалась групповая работа, потому что каждый получил возможность реализовать полученный в ходе подготовки к проведению исследования личный опыт, что соответствует принципам личностно-ориентированного обучения.  

     Соотношение деятельности учитель - ученик было оптимальным: применялись диалоговые формы общения, создавалась  проблемная ситуация, осуществлялась постоянная обратная связь, объем и характер самостоятельной работы соответствовал замыслу урока.

     На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный раздаточный материал (памятка «В помощь юному исследователю», тексты), мультимедийная презентация, словарь литературоведческих терминов.

     Темп урока был средним, исходя из возможностей класса. Распределение времени было рациональное. Нам удалось уложиться по времени.

   Порадовало то, что дети объективно и серьезно подошли к оценке вклада в общий результат каждого члена группы. Некоторые дети  раскрылись с неожиданной стороны, например, презентовать результаты исследования одной из групп вышел ученик, который всегда стеснялся выступать на публике.

   Домашнее задание имеет  оптимальный объем, доступно, предполагает количественный выбор, поэтому  не вызовет затруднения у учащихся.

     Цель урока реализована. Предполагаемые результаты получены. В целом урок можно считать успешным. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи"

В ходе урока пятиклассники не только наблюдают за ролью имён прилагательных в художественном тексте, но и обучаются словесному рисованию при создании собственного текста. Развивается творческое вообра...

Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...

Урок письма и развития речи в 6 классе по теме: «Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам».

План - конспект урока письма и развития речи для учащихся 6 классов, обучающихся по программе Воронковой В.В. (Программа специальных образовательных учреждений VIII вида)....

Презентация к уроку письма и развития речи 7 класс коррекционная школа на тему"Правописание падежных окончаний имён прилагательных"

Презентация помогает повторить учебный материал об имени прилагательном ,подводит к формированию навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных....

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...

Тексты для лабораторной работы по русскому языку "Употребление имён прилагательных в речи" (6 класс)

Урок изучения нового материала.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли прилагательных в речи.Задачи:1. рассмотреть роль имён прилагательных в речи;2. развивать наблюдательность, умение читать ...