"Имена существительные собственные и нарицательные". Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лобанова Надежда Владимировна

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imena_sushchestvitelnye_sobstvennye_i_naritsatelnye.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы.

ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» г. Саранск

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-М КЛАССЕ

 «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ»

Цели урока:

узнать: деление существительных на собственные и нарицательные.

научиться: правильно писать имена существительные собственные, обозначать орфограмму «Большая буква и кавычки в именах собственных».

предметные УУД:

  • формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные;
  • продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки;
  • закреплять знания об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли существительного; 
  • закреплять умения находить и использовать имена существительные в тексте;

развивать творческие способности обучающихся; воспитывать интерес к изучению предмета;

личностные УУД:

  • понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;

метапредметные УУД:

  • связь с литературой, географией, историей, музыкой, живописью.

регулятивные УУД:  

  • формировать умение целеполагания, планирования, поводить рефлексию и саморегуляцию;

познавательные УУД:  

  • формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
  • формировать умение анализировать текст с целью выявления общих законов; умение доказывать;

коммуникативные УУД:

  • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Организационное начало.

II. Мобилизующий этап урока.

– Какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя существительное)

Ребята, нам потребуются сигнальные карточки «Да», «Нет». Если я верно говорю, то вы поднимаете «Да», если я неверно утверждаю, то вы поднимаете карточку «Нет». Итак…

III. Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «ДА» и «НЕТ»):

  1. Имя существительное относятся к служебным частям речи.
  2. Имя существительное - самостоятельная часть речи.
  3. Имя существительное обозначает признак предмета.
  4. Имя существительное обозначает предмет.
  5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?
  6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?
  7. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
  8. Имя существительное изменяется по лицам и числам.
  9. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду.

  1. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
  2. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?

III. Объяснение нового материала.

1) Перед вами слова в двух столбиках. Прочтем их и определим, к какой части речи относятся данные слова.

имя

Степан

отчество

Дмитриевич

фамилия

Эрьзя

собака

Мухтар

река

Мокша

озеро

Инерка

город

Саранск

•        Слова какого столбика обозначают названия отдельных, единичных предметов?

Это имена существительные собственные.

•        Что относится к именам собственным?

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия.

  • С какой буквы пишутся имена собственные?
  • Слова первого столбика обозначают названия однородных предметов, каких много. Это имена существительные нарицательные. Пишутся они со строчной буквы.

ЗАДАНИЕ: соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тетрадь.

2) Определите, слова какой группы будут являться именами собственными, какой -нарицательными:

историческое событие

книга

басня

стихотворение

журнал

газета

картина

кинофильм

фабрика

корабль

Справка: «Стрекоза и Муравей», Бородинское сражение, «Тимур и его команда», «Известия Мордовии», «Мурзилка», «Полосатый рейс», «Опять двойка!», «Аврора», «Ламзурь», «Зимнее утро».

•        Догадайтесь, в чем заключается задание (подобрать к именам нарицательным подходящие по смыслу имена собственные)

Задание выполняется коллективно в тетрадях.

•        Сделаем вывод по этому упражнению:

а)        С какой буквы пишутся названия исторических событий?

б)        Какие имена существительные собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?

3) Обобщим наши рассуждения по плану:

а)        Какие существительные относятся к именам собственным?

б)        Как пишутся имена собственные?

в)        Какие имена собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?

г)        Как будем обозначать новую орфограмму? (форзац учебника)

4) Знакомство с материалом учебника ( стр. 195, 199 )

IV. Закрепление нового материала.

1) ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу.

*■

Имена существительные

Нарицательные

Собственные

Собственные и нарицательные

здание

Саратов

Курган, курган

• • •

• • •

• • •

(К, к)вартира, (М, м)инск, (Л, л)ист, (Е, е)нисей, (Г, г)итара, (Б, б)инокль, (Ю, ю)Питер, (В, в)ера, (О, о)рёл, (А, а)рктика, (К, к)осмонавт, (О, О)гонек, (М, м)осквич, (Т, т)руд, (Г, г)реция, (К, к)абинет.

2) Перед вами текст. Прочитаем его и докажем, что это действительно текст.

(Р, р)оссия - крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом большом материке (Е, е)вразия и занимает значительную часть территории в двух частях света - (Е, е)вропе и (А, а)зии.

(Р, р)оссия омывается водами трех океанов. С запада - (А, атлантического, с севера - Северно-Ледовитого, с востока - (Т, т)ихого.

Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как (Р, р)оссия. Тепло (Ч, ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф, ф)ранца (И, и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова (К, к)амчатка - все это наша (Р, р)одина!

  • Какова основная мысль текста? ( Россия - великая и прекрасная страна )
  • ЗАДАНИЕ: выписать из текста слова на орфограмму «Заглавная буква в именах собственных».
  • Что обозначает каждое из этих имен собственных и все они вместе? (географические названия)

3)        Перед вами портрет известного мордовского художника Ф.В.Сычкова и репродукция одной из известных его картин «Девочка с цветами».

•        ЗАДАНИЕ: составить и записать предложения, используя имя, отчество, фамилию художника и название его картины.

( Ф.В.Сычков -гордость республики Мордовия. Картина «Девочка с цветами» -одно из лучших его полотен )

4)        ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА НА КОМПЬЮТЕРЕ.

Мы читаем журнал ...

Юный техник        «Юный техник»

Моя любимая песня ...
«Улыбка»
        Улыбка

Наша школа находится на улице ...
садовой
        Садовой

Летом я с родителями был в городе
Москве
        москве

Я читал рассказ А.Куприна ...
скворцы
        «Скворцы»

Мы писали сочинение по картине П. П. Кончаловского ...«Сирень»        сирень

В нашем городе есть кинотеатр ...
«Победа»
        Победа

На               море часты бури и штормы.

Черном        «Черном»

В газете          была статья о современном искусстве.

«Труд»        Труд

Талантливый художник Перов родился в ...  .
Сибири
        сибири

Мою любимую собаку зовут ....

полкан        Полкан

Недалеко от Пензы есть станция ...
«Луговая»
        Луговая

В стихотворении «Бородино» Лермонтов описал         

Бородинское сражение        «Бородинское» сражение

Наш класс совершил экскурсию на завод         

«Орбита»        орбита

V.        Итог урока:

  1. Что нового мы узнали на уроке?
  2. Названиями каких предметов являются имена собственные?
  3. Какие имена собственные заключаются в кавычки?

VI.        Домашнее задание.

  1. группа- пар. 79, упр. 468, 472(1. 2)
  2. группа - пар. 79, упр. 468, 472( 1 )
  3. группа - пар. 79, упр. 468.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

" Имена существительные собственные и нарицательные ". Урок русского языка в 5 классе.

Урок изучения нового материала в 5 классе в нетрадиционной форме - игра-путешествие....

Урок русского языка в 5 классе по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»

Разработка данного урока содержит цели урока, словарно-орфографическую работу, материалы для наблюдения и закрепления,физкультминутку с привлечением лингвистического материала,  а также дифференц...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Урок по русскому языку в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по русскому языку с использованием средств субъективизации...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Урок  формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс). Имена существительные собственные и нарицательные.

Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом и 6-ом классе....