Программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской работы"
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской работы" предназначена для учащихся 8-9 классов, которые только начинают заниматься научной исследовательской работой в школе.Что собой представляет такая работа, как ее планировать, организовывать, вести исследование, обрабатывать материал - этим вопросам посвящен данный курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_issl_deyat.docx279.49 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Внеурочная деятельность

РАССМОТРЕНО

на МО учителей  русского языка и литературы

протокол № ____                                                                        

от «__» августа  2016г.                                                                                                                  

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей № 34»

_______________

С.М. Мальцев                                                                                                                                            

приказ № ___

от «___» сентября  2016г.        

Программа внеурочной деятельности

  «Основы исследовательской работы»

8  классы

Составитель программы:

 Медведева Т.А.

Новокузнецкий городской округ,

2016 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности  по русскому языку»Основы исследовательской деятельности»  разработана на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования
  • Положения о рабочей программе учителя
  • Учебного плана МБОУ «Лицей № 34»

Главная цель занятий - обучение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть  использованы в исследовании любой сложности и тематики, приобретение учащимися   навыков исследования как  способа освоения действительности, развитие  способности к исследовательскому типу мышления. 

Задачи:

-Научить учащихся   ставить исследовательские вопросы; 
-формулировать проблемы;  выдвигать гипотезы и проверять их; 
-составлять план работы;  вести наблюдения; 
- выделять существенную информацию из   разных источников и  систематизировать  ее ---представлять результаты работы в разных формах.

Исследовательская деятельность ребёнка - это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.  Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

Занятия исследовательской внеурочной деятельностью способствует становлению личностных характеристик человека, умеющего учиться; способного применять полученные знания на практике; социально активного, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции. Курс дает возможность интегрировать такие предметы общеобразовательного цикла, как  русский язык, литература, история, краеведение, реализовать принцип связи обучения с жизнью. При помощи системы вопросов и  заданий исследовательского и творческого характера учащиеся будут постоянно обращаться к краеведческим и историческим материалам, лингвистическим словарям,  это обогатит знания  учащихся о языке, пробудит стремление к новым открытиям в мире родной речи, сформирует представление о широких возможностях слова и активную, самостоятельную и инициативную жизненную позицию.  Занятия обогатят знания  учащихся о языке, пробудят стремление к новым открытиям в мире родной речи, будут способствовать формированию представления  о широких возможностях слова и активную, самостоятельную и инициативную жизненную позицию.   Занятия направлены  на развитие коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде, формирования навыка ориентирования в информационном пространстве и повышение уровня владения информационными технологиями.

 

    Участие в проекте способствует

1) в сфере личностных универсальных учебных действий формированию:

  • внутренней позиции учащихся; 
  • умения самоопределяться в системе ценностей;
  • потребности в самовыражении и самореализации;
  • ответственного отношения к учебе;

2) в сфере регулятивных универсальных учебных действий формированию:

  • умения ставить цели, составлять план выполнения задач, решать проблемы творческого и поискового характера;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • умения использовать наряду с основными дополнительные средства поиска информации (справочная литература,  средства ИКТ);
  • умения  представлять проект, давать оценку его результатам;

3)  в сфере познавательных универсальных учебных действий научатся:

  • ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний;
  • делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, находить необходимые информационные ресурсы;
  • добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
  • самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, ресурсы сети Интернет;
  • сопоставлять, анализировать и структурировать информацию, полученную из различных источников;
  • перерабатывать информацию (анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать);
  • критически и творчески мыслить, аргументировать свою точку зрения;
  • видеть, формулировать и решать проблему;
  • работать с различными сервисами сети Интернет;

4) в сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего .

Место внеурочного курса в учебном плане

    Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность.

Программа рассчитана на  35 часов.

 

 

                      Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Предметные:

  • развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию);
  • точно и грамотно выражать свои мысли, проводить классификации, логические обоснования;
  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;
  • формирование информационной   культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
  • развитие критического  мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • формирование   умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;
  • умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;
  • умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

 

  Содержание внеурочного курса

 Знакомство с этапами исследовательской работы. Формулировка проблемного вопроса, гипотезы, ознакомление с информацией о способах проверки гипотезы, составление плана работы, ориентация в информационном пространстве. Отличительные особенности  исследования по гуманитарным наукам. Создание литературного портрета Новокузнецка, проведение исследовательской работы «Новокузнецк литературный». Создание в электронном виде материалов для проведения заочной экскурсии с исследовательским наполнением по литературным местам Новокузнецка. Проведение интервью и социологического опроса, подготовка печатно-иллюстративного материала, проведение социально значимой акции для учащихся лицея, создание интерактивного плаката «Новокузнецк литературный»,  на сервисе Wikiwall совместного сборника творческих работ.

 

Тематическое планирование

-  

Тема занятия

 Количество часов

1.

Что такое исследование?    Выбор темы и обоснование ее актуальности. Объект и предмет исследования.  

2

2.

Проблема.  Понятия о целях и задачах научного исследования.

1

3.

Роль цитаты в научной работе. Правила цитирования. Оформление цитат.

1

4.

Гипотеза.  Работа с различными источниками информации  

1

5.

Методы поиска информации. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Интернет.  

1

6.

 Планирование  исследовательской деятельности.  

1

7.

Отличительные особенности исследования по гуманитарным наукам. 

1

8.

Составление плана работы исследования по теме «Новокузнецк литературный»

2

9.

Работа с информацией по теме «Новокузнецк литературный»

2

10.

Посещение дома-музея Достоевского.

2

11.

 Подготовка фотоматериалов для заочной экскурсии.

2

12.

Подготовка вопросов для проведения интервью со старожилами города, имеющими отношение к литературным памятникам Новокузнецка.

1

13.

Проведение интервью

1

Доклад, композиция содержания доклада. Методы изложения материала. Речевые клише.

1

14.

Подготовка материалов  для электронной газеты. 

1

15.

Создание электронной газеты.

2

Использование наглядности. Компьютерная обработка данных исследования. Создание презентации работы.

2

16.

Подготовка  материалов для социально-значимой акции для учащихся лицея. Популяризация добытых знаний о литературных местах Новокузнецка.

2

17.

Проведение социально-значимой акции для учащихся лицея. Популяризация добытых знаний о литературных местах Новокузнецка.

2

18.

Правила оформления исследовательской работы. Заключение. Обобщение результатов исследования, формулирование выводов.

1

19.

Требования к оформлению научных работ. Формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски. Стандарт оформления титульного листа, содержания, списка использованной литературы.

2

20..

Как вести себя на защите учебной работы? Подготовка к защите на научно-практической конференции.

1

Психологический аспект готовности к выступлению. Развитие дикции. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово

1

21.

Формы представления результатов  исследовательской работы.

2

22.

Подведение итогов курса. Рефлексия.

1

Всего

35

 

Литература

  1. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch: учебно-методическое пособие / В. Г. Рындак, В. О. Дженжер, Л. В. Денисова. — Оренбург: Оренб. гос. ин-т. менеджмента, 2009. — 116 с.: ил.
  2. http://www.schoolbase.ru - Школы России;

       http://www.it-n.ru - Сеть творческих учителей.