рабочая программа 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Бишадаева Юлия Николаевна

рабочая программа 6 класс русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_6_kl.docx79.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Рабочая программа по предмету «Русский язык» 6 класс составлена составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон  от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""  (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
  • Федеральный перечень учебников;
  • ООП МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 23 »;
  • Учебный план МАОУ «Основная общеобразовательная школа №23 » на 2018 - 2019 учебный год;

Цели и задачи:

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
  • хранения и передачи информации;
  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.

Цели:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения  и получения знаний;
  • развитие речевой  и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных  нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

.

Задачи:

  • осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
  •  формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях еѐ функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
  •  усвоение системы знаний о русском языке; формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
  • формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать еѐ.

Место и роль учебного предмета:

Место предмета

  В соответствии с  видом общеобразовательного учреждения, миссией, целями и задачами, социальным заказом  школы предмет  «Русский язык» изучается расширенно в объеме 210 часов (6 часов в неделю), что обеспечено «приращением» в  содержании изучаемого материала и увеличением на 1 час количества часов по учебному плану в его  вариативной части.

Обоснование выбора и особенности реализации авторской программы М.Т.Баранова,  Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского и др.  в МАОУ ООШ №23 г.Улан-Удэ

Авторская программа М.Т.Баранова,  Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского и др.особое внимание уделяет   подготовке обучающихся в основной школе к профильному изучению предмета. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Авторы настоящей программы предлагают не только базовое содержание предмета, но и свой вариант «расширения материала» за счет включения сведений по стилистике и речеведению, работе по культуре речи, введения системы уроков развития речи. Данная программа прошла тщательную экспертизу на соответствие изучаемого материала возрастным особенностям учеников.

Такой подход в наибольшей степени соответствует особенностям образовательного процесса МАОУ ООШ №23 г.Улан-Удэ, призванного воспитать эрудированного, творчески мыслящего человека, гражданина, патриота своей страны. Овладение  разными знаковыми системами (образными, языковыми и кодовыми) позволит выпускнику гимназии максимально «встроиться» в инновационное информационное общество.

       Привлекает методически выстроенная структура программы, включающая приложения с нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку, требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку; в программе определены вопросы развития связной речи.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения,  на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

        Учитывая то,  что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка,  в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,  воспитание культурного человека, владеющего нормами  литературного языка, способного  свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,   соблюдать этические нормы общения.

         Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений,  как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках,  а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 6 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Школьный курс русского языка в 6 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе в разделе «Повторение пройденного в 5 классе» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.

Программа учитывает возрастные особенности учащихся

Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

  • Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 6-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
  • Возраст учащихся 6-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
  • Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
  • Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
  • Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Требования  к уровню подготовки обучающихся соответствуют требованиям  федерального компонента государственного стандарта общего образования; примерных программ основного общего образования, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений М.Т.Баранова,  Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Результаты обучения.

Личностные: 1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные: 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.

Количество часов ,отводимых на изучение данного курса:

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 210 часов (6 часов в неделю).

Формы контроля знаний и умений обучающихся и их количество:  

Форма контроля

Вид контроля

Количество

Входная диагностика

Тест

1

Текущий контроль

Диктант

Изложение

Тест

Сочинение

6

4

6

6

Промежуточная диагностика

Тест

2

Метапредметная диагностика

Комплексная контрольная работа

1

Учебно-методические материалы , использованные при составление и реализации программы:

Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова,    Т.А. Ладыженской.

Учебник: М.Т. Баранов,  Л.Т. Григорян,   Т.А. Ладыженская «Русский язык 6 кл», Москва,   «Просвещение»,    2012г        

        Национально-региональный компонент:

На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, ценностными ориентирами уроков русского языка являются

                 1 духовно-нравственные ценности:

- пробуждение потенциальных способностей, переживаний, чувств ребенка, таких как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь;

-формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие на уровне принятия решения и его осуществления;

- содействие обретению ребенком спасительного нравственно востребованного духовного опыта христианской позиции (самоотверженности, любви, готовности к подвигу и несению жизненного креста);

- коррекция негативных проявлений и побочных наклонностей ребенка в соответствии с идеальной нормой, нравственным абсолютом, образом Божиим.

                     2 гражданско-патриотические ценности:

-любовь и чувство гордости за своё Отечество;

-чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.

-осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

-служение Отечеству,

3 учебно-познавательные ценности:

-развитие познавательных интересов, потребностей;

-стремление к познанию истины;

-уважительное отношение к труду и творчеству и созиданию одноклассников;

-развитие целеустремлённости, настойчивости.

4 эстетические и этические ценности:

-развитие у обучающихся понимания русского языка как одной из основных национально-
культурных ценностей русского народа: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

-осознание себя носителем языка, языковой личностью, находящейся через язык и созданные на нем тексты в постоянном диалоге с миром и с самой собой; формирование чувства языка;

-формирование представления об эстетической ценности русского языка; воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

-сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

        5 ценности религиозного мировоззрения:

-понятие о традиционных российских религиях;

-представление о вере, духовности, о религиозной жизни человека;

-воспитание терпимости к людям других вероисповеданий;

 -формирование толерантности.

         6 экологические ценности:
-показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней;

-вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей среды, природы;

-показать, как должен вести себя в природе разумный человек;

-приводить примеры бережного, доброго отношения к природе;

-подвергать осуждению поступки варварского, хищнического отношения к природе.

7 семейные ценности:

-формировать уважительное отношение к родителям, заботу о младших;

-формировать  представление о любви и верности;

-показать значимость уважения, сострадания сопереживания в семье;

-формировать правильное понятие о здоровом образе жизни семьи.

Технология обучения, механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

Технологии, используемые в учебном процессе:

1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

4. Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала.

Содержание рабочей программы .

Русский язык - один из развитых языков мира

Повторение пройденного в 5 классе

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности. Ситуации общения. Анализ стихотворений с точки зрения синтаксиса.

Лексика и фразеология. Культура речи

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста. Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально. Способы создания комических ситуаций ( сценка, рассказ, статья)

Словообразование. Орфография. Культура речи.

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

         Правописание чередующихся гласных о и а в  корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-.         Корни с чередованием (-зар-зор-, - клан-клон-, - твар-твор-, - мак-мок-, - плав-плов- и др.).

Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста. (Р) Сочинение рифмованного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик). Суффиксы существительных (-иц-,-ец-,-изн-,-ин-, -еств-, -ет-,-енк-,-тель-)

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи. Очерк о

трагическом   герое.

Имя прилагательное

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск- Суффиксы прилагательных (-ив-, –ев-,-ов-, -оват-, -еват-,чив-, -лив-, -ист-,-чат) Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Особые формы глагола (причастие и деепричастие,  общее понятие).

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла. Рассказ

от лица  животного.

Имя числительное

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Лексика и фразеология.

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

Морфология. Морфологический разбор.

Синтаксис. Синтаксический разбор.Устное выступление

о русском языке. Сочинение-рассуждение в научном стиле.   Этюд.  

 Сочинение на основе фантастической гипотезы

Расширение  основного содержание программы

Расширение основного содержания программы осуществляется  по двум направлениям: за счет «приращения» в материале по сравнению с содержанием программы, предложенной авторами  программы по русскому языку, и за счет дополнительного содержания, реализуемого учителем с учетом особенностей образовательного процесса гимназии.

Говоря об «авторском приращении», стоит отметить, что в большей степени это материал, включенный в рабочую программу для  «опережающего изучения. Дополнительное содержание направлено на работу по развитию речи учащихся.

Ниже приводятся вопросы для расширения программы, предлагаемые для изучения сверх рекомендуемых.

Ситуации общения.

 Анализ стихотворений с точки зрения синтаксиса.

Лексические средства связи (контекстуальные синонимы).

Морфологические средства выразительности текста (существительные, прилагательные, глаголы).

Ключевые слова.

Стили и типы речи.

Стилистическая норма.

Публицистический стиль (понятие).

Лингвистические  словари различных типов (толковый, словарь       синонимов, антонимов, фразеологический, иностранных слов, этимологический).

Авторы словарей.

Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально.

Анализ стихотворения с точки зрения состава и способа образования слов.

 Корни с чередованием (-зар-зор-, - клан-клон-, - твар-твор-, - мак-мок-, - плав-плов- и др.).

Суффиксы существительных (-иц-,-ец-,-изн-,-ин-, -еств-, -ет-,-енк-,-тель-.) .

Суффиксы прилагательных (-ив-, –ев-,-ов-, -оват-, -еват-,чив-, -лив-, -ист-,-чат- ).

Особые формы глагола (причастие и деепричастие,  общее понятие).

Устное выступление о русском языке. Сочинение-рассуждение в научном стиле..

Способы создания комических ситуаций ( сценка, рассказ, статья).

Сочинение рифмованного текста.

Сочинение на основе фантастической гипотезы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 кл

№  п/п

Контроль знаний и умений

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Первый триместр

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1

Тема 1. Повторение изученного в 5 классе. Культура речи  (14ч)      

2

Фонетика. Орфография. Графика

1

3

Морфемы в слове. Морфемный разбор. Орфограммы в корнях и  в приставках

1

4

Части речи. Морфологический разбор

1

5

Орфограммы в окончаниях                                                                              

1

6

Словосочетание

1

7

Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении

1

8

Сложное  предложение. Знаки препинания в  сложном предложении                                                    

1

9

Синтаксический и пунктуационный разбор

1

10

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки

1

11

Обобщённое повторение изученного в 5 классе

1

12

Рр

Развитие речи. Текст

1

13

Рр

Развитие речи. Официально-деловой стиль

1

14

Кр1

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»          

1

15

Анализ диктанта  

1

Тема 2. Лексика и фразеология. Культура речи (17ч)

16

Повторение изученного  в 5 классе                                      

1

17

Повторение изученного  в 5 классе                                      

1

18

Словари

1

19

Общеупотребительные слова

1

20

Диалектные слова

1

21

Рр И1

Развитие речи. Сжатое изложение

1

22

Анализ изложения

1

23

Профессиональные слова. Жаргонизмы

1

24

Эмоционально-окрашенные слова

1

25

Устаревшие слова. Неологизмы                                                                                            

1

26

Исконно русские и заимствованные слова                                                                                    

1

27

Фразеологизмы  

1

28

Фразеологизмы  

1

29

Обобщающий урок по теме «Лексика»

1

30

Тест. Повторение изученного.

31

РрИк2

Развитие речи. Контрольное сжатое изложение

1

32

Анализ контрольного изложения

1

Тема 3. Словообразование и орфография. Культура речи (28ч)

33

Повторение изученного  в 5 классе

1

34

Повторение изученного  в 5 классе

1

35

Рр

Развитие речи. Описание помещения

1

36

Основные способы образования слов                                                                            

1

37

Основные способы образования слов                                                                            

1

38

Этимология слова

1

39

Рр

Развитие речи. Систематизация к сочинению. Сложный план

1

40

Рр И3

Развитие речи. Изложение-описание помещения

1

41

Рр И3

Развитие речи. Изложение-описание помещения

1

42

Анализ изложения

1

43

Буквы О и А в корне –кос- / -кас-                                                                

1

44

Буквы О и А в корне –гор- / -гар-                                                                

1

45

Обобщение по теме «Корни с чередованием»

1

46

Кр2

Контрольный диктант  «Корни с чередованием»

1

47

Анализ диктанта

1

48

Буквы Ы иИ после приставок                                                                      

1

49

Правописание приставок пре- и при-                                                          

50

Правописание приставок пре- и при-                                                          

1

51

Соединительные О и Е в сложных словах                                                  

1

52

Сложносокращенные слова                                                                        

1

53

Тест. Повторение изученного.

1

54

Рр С1

Развитие речи. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

1

55

Анализ  сочинения

1

56

Разбор слова по составу. Словообразовательный разбор                                                                    

1

57

Разбор слова по составу. Словообразовательный разбор                                                                    

1

58

Обобщающий урок по теме «Словообразование»                                    

1

59

Кр3

Контрольный диктант по теме «Словообразование»                          

1

60

Анализ диктанта

1

                МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

  Тема 4. Имя существительное (25ч)

61

Повторение изученного  в 5 классе

1

62

Повторение изученного  в 5 классе

1

Второй триместр

1

Разносклоняемые существительные                                                            

1

2

Разносклоняемые существительные                                                            

1

3

Склонение существительных на –мя

1

4

Несклоняемые имена существительные                                                    

1

5

Род несклоняемых имён существительных                                                

1

6

Существительные общего рода                                                                  

1

7

Морфологический разбор существительного                                            

1

8

Тест.

1

9

Рр

Развитие речи. Текстообразующая роль существительных                                                

1

10

Правописание НЕ с существительными                                                    

1

11

Рр И4

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения

1

12

Рр

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения

1

13

Правописание НЕ с существительными                                                    

1

14

Правописание Ч и Щ в суффиксах –ЧИК-/-ЩИК-

1

15

Правописание гласных в суффиксах –ЕК-/ -ИК-                                        

1

16

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных                                      

1

17

Рр С2

Развитие речи. Сочинение-описание помещения по личным впечатлениям

1

18

Рр

Развитие речи. Сочинение-описание помещения по личным впечатлениям

1

19

Анализ сочинения

1

20

Повторение изученного об имени существительном

1

21

Повторение изученного об имени существительном

1

22

Кр4

Контрольный диктант по  теме «Имя существительное»                          

1

23

Анализ диктанта

1

Тема 5. Имя прилагательное. Культура речи (34ч)

24

Повторение изученного  в 5 классе

1

25

Повторение изученного  в 5 классе

1

26

Степени сравнения имён прилагательных                                                  

1

27

Степени сравнения имён прилагательных                                                  

1

28

Сравнительная степень

1

29

Превосходная степень имён прилагательных                                          

1

30

Разряды прилагательных

1

31

Качественные прилагательные                                                                    

1

32

Относительные прилагательные                                                                

33

Относительные прилагательные                                                                

34

Обобщение по теме «Разряды прилагательных»

35

Обобщение по теме «Разряды прилагательных»

1

36

Тест.

1

37

Рр И5

Развитие речи. Выборочное изложение

1

38

Рр

Развитие речи. Выборочное изложение

1

39

Притяжательные прилагательные                                                              

1

40

Притяжательные прилагательные                                                              

1

41

Морфологический разбор прилагательного                                              

1

42

Не с прилагательными                                                                                  

1

43

Не с прилагательными                                                                                  

44

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных  

1

45

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных  

1

46

Рр С3

Развитие речи. Сочинение по картине  

1

47

Рр

Развитие речи. Сочинение по картине  

1

48

Анализ  сочинения

1

49

Н и НН в суффиксах имён прилагательных                                              

1

50

Н и НН в суффиксах имён прилагательных                                              

1

51

Различие на письме суффиксов -К- и -СК-                                                

1

52

Сложные прилагательные                                                                            

1

53

Дефисные и слитные написания сложных прилагательных

1

54

Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное»          

1

55

Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное»          

1

56

Кр5

Контрольный диктант по  теме «Имя прилагательное»                          

1

57

Анализ диктанта

1

Тема 6. Имя числительное. Культура речи (21ч)

58

Имя числительное как часть речи                                                                                        

1

59

Простые и составные числительные                                                          

1

60

Рр И6

Развитие речи. Сжатое  изложение

1

61

Анализ изложения

1

62

Мягкий знак на конце и в середине числительных  

1

63

Разряды количественных числительных                                                    

1

64

Рр Ск2

Развитие речи. Контрольное сочинение

1

65

Рр

Развитие речи. Контрольное сочинение

1

66

Анализ сочинения

1

67

Склонение числительных                                                                            

1

68

Числительные, обозначающие целые числа

1

Третий триместр

1

Числительные, обозначающие целые числа

1

2

Дробные числительные                                                                                

1

3

Собирательные числительные                                                                    

1

4

Порядковые числительные                                                                              

1

5

Склонение порядковых числительных              

1

6

Морфологический разбор числительного                                                  

1

7

Тест

1

8

Рр

Развитие речи. Устное выступление

1

9

Обобщающее по теме «Имя числительное»                                      

1

10

Обобщающее по теме «Имя числительное»                                      

1

11

Практическая  работа по теме «Имя числительное»                                

1

Тема 7. Местоимение. Культура речи (22ч)

12

Местоимение как часть речи                                                                        

1

13

Разряды местоимений.  Личные местоимения                                                                                    

1

14

Возвратное местоимение «себя»                                                                  

1

15

Рр С4

Развитие речи. Рассказ по сюжетным рисункам

1

16

Анализ сочинения

1

17

Вопросительные местоимения                                                                      

1

18

Относительные местоимения                                                                      

1

19

Неопределённые местоимения                                                                    

1

20

Дефис в неопределённых местоимениях                                                    

1

21

Отрицательные местоимения                                                                      

1

22

Слитное и раздельное написание не и  ни в отрицательных местоимениях

1

23

Притяжательные местоимения                                                                    

1

24

РрИк7

Развитие речи. Контрольное изложение с элементами сочинения

1

25

Рр

Развитие речи. Контрольное изложение с элементами сочинения

1

26

Анализ изложения

1

27

Указательные местоимения                                                                        

1

28

Определительные местоимения                                                                  

1

29

Морфологический разбор местоимения                                                      

1

30

Анализ сочинения

1

31

Обобщающее повторение по теме «Местоимение»                        

1

32

Кр6

Контрольная работа по теме « Местоимение»                                

1

33

 Анализ контрольной работы

1

Тема 8. Глагол. Культура речи (30ч)

34

Повторение изученного  в 5 классе

1

35

Повторение изученного  в 5 классе

1

36

Рр С6

Развитие речи. Сочинение-рассказ

1

37

Рр

Развитие речи. Сочинение-рассказ

1

38

Анализ сочинения

1

39

Не с глаголом                                                                                                

1

40

Личные окончания глаголов                                                                        

1

41

Разносклоняемые глаголы                                                                            

1

42

Непереходные и переходные глаголы                                                        

1

43

Непереходные и переходные глаголы                                                        

1

44

Наклонения глагола

1

45

Изъявительное наклонение                                                                          

1

46

Условное наклонение                                                                                  

1

47

Раздельное написание частицы бы                                                              

1

48

Повелительное наклонение                                                                        

1

49

Различение форм повелительного наклонения и будущего времени

1

50

Различение форм повелительного наклонения и будущего времени

1

51

Употребление наклонений                                                                          

1

52

Безличные глаголы

1

53

Безличные глаголы                                                                                      

1

54

Морфологический разбор глагола                                                              

1

55

Тест

1

56

Рр С к7

Развитие речи. Контрольное сочинение-рассказ на основе услышанного

57

Рр

Развитие речи. Контрольное сочинение-рассказ на основе услышанного

1

58

Анализ сочинения

1

59

Правописание гласных в суффиксах глаголов                                          

1

60

Правописание гласных в суффиксах глаголов                                          

1

61

Обобщающее повторение  по теме «Глагол»                                                              

1

62

Обобщающее повторение  по теме «Глагол»                                                              

1

63

Кр7

Контрольный диктант по теме «Глагол»                                                                                            

1

64

Анализ диктанта

1

Тема 9. Повторение изученного в  6 классе (18 ч)

65

Разделы науки о языке                                                                                  

1

66

Орфография

1

67

Орфографический разбор

1

68

Пунктуация

1

69

Пунктуационный разбор

1

70

Лексика и фразеология

1

71

Словообразование. Морфемный разбор

1

72

Морфология. Морфологический разбор    

1

73

Синтаксис

1

74

Синтаксический разбор

1

75

Обобщающее повторение изученного в 6 классе

1

76

Кр 8

Итоговый контрольный диктант

1

77

Анализ итогового диктанта

1

78

Рр

Развитие речи. Работа с текстом

1

79

Рр

Развитие речи. Работа с текстом

1

80

Итоговое занятие

1

81-82

Резервные уроки

2

Итого: 210 ч.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект для учителя.

1.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5-9 классы./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.-М.:Просвещение,2010.

2.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.-12-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 2011.

3.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе -  М.: «Просвещение», 2000.

4. Творческая работа на уроках русского языка.5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации, уроки/автор-составитель Н.М. Сулицкая и др.-Волгоград:Учитель,2012.

5. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку:5-7 классы.-М.: ВАКО, 2010.

6.Рик Т.А.   Здравствуйте, имя Существительное. -М.: Самовар. 1994.

7. Рик Т.А.  Доброе утро, имя  Прилагательное. -М.: Самовар. 1996.

8. Рик Т.А.   Здравствуй. дядюшка Глагол. -М.: Самовар. 1995.

9. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы-М.: ВАКО, 2012.

10.Канакина Г.И. Уроки развития речи.6 класс. Методическое пособие для учителей-словесников . -М: Владос,2000.

Учебно-методический комплект  для учащихся.

1.Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. –М.: Просвещение, 2011.

2.Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углубленное  изучение: учебник для общеобразовательных учреждений./  В.В. Бабайцева-М.: Дрофа, 2013  (дополнительно).

3.Русский язык. Русская речь. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Е.И.Никитина. –22-е издание, стереотипное.- М.: Дрофа, 2013 (дополнительно).

4.Ерохина Е.Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. -М.: Экзамен, 2013.

5.Никулина М.Ю. Экспресс-диагностика. Русский язык. 6 класс/ М.: «Экзамен»,2013.

6.В.Н.Афанасьева. Зачет на основе текста. Русский язык. 6 класс./ В.Н.Афанасьева, А.Ф.Гранатская.- М.: «Экзамен»,2014.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Наглядные пособия.

Экранно-звуковые пособия (фильмы на DVD).

  1. Русский язык. Часть 1 (Орфография-1)
  2. Русский язык. Часть 2 (Орфография-2)
  3. Русский язык. Часть 3 (Синтаксис и пунктуация)
  4. Русский язык. Часть 4 (Синтаксис и пунктуация)

Электронно-образовательные ресурсы.

  1. Уроки русского языка. Издательство Кирилла и Мефодия. 5 – 6 класс
  2.  «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  3. 1-С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация).
  4. 1-С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
  5. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

2. Печатно-полиграфическая продукция.

  1. Толковый словарь русского языка.
  2. Словарь фразеологизмов русского языка.
  3. Словарь иностранных слов.
  4. Этимологический словарь.
  5. Словообразовательный словарь.
  6. Словарь антонимов русского языка.
  7. Словарь лингвистических терминов.
  8. Орфоэпический словарь русского языка.
  9. Словарь устаревших слов.
  10. Словарь литературоведческих терминов и понятий.
  11. Комплект портретов. Писатели 18-19 века.
  12. Комплект таблиц «Морфология»
  13. Комплект таблиц «Грамматика русского языка»
  14. Комплект таблиц литературного языка.
  15. Страницы истории русского языка.

3. Образовательные Интернет-ресурсы.

  1. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ): http://www.mapryal.org
  2. Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова.-Режим доступа:http:/prosv.ru/ladizenskaya_russkii_7/02.htm
  3. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»: http://rus.1september.ru
  4. Национальный корпус русского языка: http://www.ruscorpora.ru
  5. «Филологу». Русский филологический портал:  http://www.philology.ru/
  6. Справочно-информационный портал «Русский язык»: http://www.gramota.ru,
  7. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» Бесплатная справочная служба русского языка: http://spravka.gramota.ru
  8. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО:
    http://ruslit.ioso.ru
  9. Культура письменной речи [имеются разделы: литература, в помощь учителю, справочный и раздел словарей (толковый словарь неологизмов, словарь сочетаемости, словарь паронимов, орфоэпический и др.)]: http://www.gramma.ru/
  10. «Толковый словарь» Даля: http://vidahl.agava.ru/
  11. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник: www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920
  12. Крылатые слова и выражения: http://slova.ndo.ru
  13. Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка: http://it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
  14. Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала: http://language.edu.ru
  15. Тесты по русскому языку: http://likbez.spb.ru
  16. Диктанты, конспекты и другое: www.zanimatika.narod.ru
  17. Конкурс "Русский Медвежонок -языкознание для всех": http://www.rm.kirov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...