Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Савельева Татьяна Алексеевна

Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_znaki_prepinaniya_pri_sravnitelnom_oborote.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Знаки препинания при сравнительном обороте»

Цели урока:

  1.  Учить различать сравнительные обороты и другие обособленные члены предложения, правильно ставить знаки препинания при сравнительном обороте;
  2. развивать пунктуационную зоркость, умение сопоставлять, логически мыслить, анализировать и делать вывод;
  3. воспитывать у учащихся доброжелательность друг к другу, уважение к мнению  одноклассников, умение слушать.
  4. Метапредметные: Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Л: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству.

К.: Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Оборудование: учебник Гольцовой Н.Г., раздаточный материл.

                                                     Содержание урока.

Ход урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к ЕГЭ.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Закрепление материала.

I. Организационный момент.

Определение темы и целей урока учащимися.

  1. Подготовка к ЕГЭ.

По календарно-тематическому планированию мы сегодня повторяем тему «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

Вспомните правило. – Когда пишется приставка ПРЕ-, когда ПРИ-?

 

Вставьте пропущенные буквы или слова.

Пр..клонить голову

Пр..клонить колени

пр..давать значение

пр..давать (совершать предательство)

пр..зреть сироту

пр..зреть предательство

Дети пр..молкли.

пр..браться в комнате

пр..щёлкнуть комара

пр..школьный участок

пр..бывать в город

пр..бывать в городе

пр..терпеться к обстоятельствам

пр..терпеть гонения

пр..весёлый бал

пр..красный пейзаж

пр..старелый учитель

пр..скверное настроение

быстро пр..сыщаться

Всё пр..ходяще в этом мире.

мой пр..следователь

пр..вокзальный буфет

пр..городный поезд

пр..бежать домой

пр..водниться – сесть на воду.

пр..крепить значок

Приклонить голову – преклонить колени.

придавать значение – предавать (совершать предательство).

призреть (позаботиться о ком-нибудь) – презреть (выразить презрение).

прибывать (куда-нибудь приезжать) – пребывать (находиться где-нибудь).

притерпеться (свыкнуться) – претерпеть гонения (перенести гонения).

  1. Обобщение и систематизация материала.

 Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

 Работа по параграфу 90, стр. 310  (мини-исследование по теме урока)

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Составление алгоритма различения оборотов с союзом как.

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя»:

1) Сравните предложения; подчеркните грамматическую основу, расставьте знаки препинания.

А)

1. Кошка как маленький тигренок.

2. Кошка выглядит как маленький тигренок.

3. Кошка зашипела как маленький тигренок.

Б)

1. Дорога как аллея.

2. Дорога выглядит как аллея.

3. Дорога будет обсажена деревьями как аллея.

В)

1. Трава на поляне стала мягкой как ковер.

2. Трава на поляне стала как ковер.

3. Трава на поляне как ковер.

2) Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. В каких из них оборот с как тесно связан по смыслу со сказуемым? (Обведите кружком номера таких предложений.) Расставьте знаки препинания.

1. Высушен_ая солнцем целин_ая земля была тверда как кремень.

2. Теория Эйнштейна не должна пониматься как некая окостеневшая догма.

3. Сеченов ра_матривал сон как один из важнейших вопросов в изучении высшей нервной деятельности человека.

4. И сон привид_лся ему простой и радостный как солнечный шар.

5. Это звук был как звонок будильника.

6. Все дома как пылью покрыты.

7. Как на д_садную разлуку Татьяна ропщ_т на ручей.

Ответ: предложения 2, 3, 5.

3) Обороты с союзом как могут присоединять приложения со значением «причины». Переделайте предложения, как показано в образце.

Образец. Ему, как другу, неловко взять с меня деньги. – Ему неловко взять с меня деньги, потому что он мой друг.

1. Как человек ограниченный, он не понимал, что ему говорили. – …

2. Петр, как добрый человек, быстро завоевал сердце девочки. – …

3. Ей, как человеку ответственному, поручались самые слож-
ные задания. – …

4. Как врач и друг, она не нашла возможным сказать всю правду. – …

4) Выделяются обороты с союзом как, если перед оборотом есть слова так, такой, столь или если союз входит в состав оборота не что иное, как; не кто иной, как. Расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков.

Образец. Есть такие вечные понятия, [как долг и память]. Это не что иное, [как гора].

1. Честолюбие есть не что иное как жажда власти.

2. (Н_) кого мне так (не) жаль как нашу бедную Лизу.

3. (Н_) какие развл_чения не дост_вляли мне такого удовольствия как чтение.

4. Такие города как Помпеи являются уникальными памятниками.

5. Первым царем этого народа был не кто иной как сын бога морей Посейдона Атлант.

5) Не выделяются обороты с союзом как, если они являются фразеологизмами. Составьте предложения с данными оборотами.

1. Видно как на ладони – …

2. Сидеть как на иголках – …

3. Лить как из ведра – …

4. Вскочил как ужаленный – …

5. Знать как свои пять пальцев – …

6) Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков на месте пропусков.

1. Зимой тротуар как каток (_________).

2. Валю вызвали по делу как св_детеля (_________).

3. Эта маленькая повесть есть (н_) что иное как отрывочные воспом_-нания (_________).

4. Бьется в тесной печурке огонь на поленьях смола как слеза (_________).

5. Ветер стих так(же) внезапно как и налетел (_________).

6. На  закат  ты  розовый похожа и как снег лучиста и свежа (_________).

7. Он как огня боялся фамильярности (_________).

8. Каждый  день  предстает  передо  мной как праздник (_________).

9. Они скоро узнали ее как жен_щину рас_четливую (_________).

10. Как снегурочка ночь за окном хороша (_________).

11. Я всё сделаю что(бы) стать такой как она (_________).

12. Это был (н_) кто иной как Сидоров (_________).

13. Юрий Гагарин вошел в историю как первый в мире космонавт (_________).

14. (Н_) где при встрече не раскланивают_ся так благородно как на Невском проспекте (_________).

15. Он удивительно хорошо себя держит осторожен как кошка (_________).

16. Ей как ис_кус_ной прачке поручалось только самое тонкое белье (_________).

17. Я долго любовался ее лицом кротким и ясным как вечернее небо (_________).

18. Он вскочил со стула как ужален_ый (_________).

19. Десять часов пути даже на таком лайнере как ИЛ-95 утомляют (_________).

20. Молодые супруги были счас_ливы и жизнь их текла как по маслу (_________).

21. Володя был как укушен_ый пчелой (_________).

22. Полученный ответ рас_матривался как согласие (________).

23. Дорога была как на ладони (_________).

24. Живопись как некая тайнопись в которой отр_жена жизнь минувших веков (_________).

25. Спят летучие мыши завернувшись в свои крылья как в плащи (_________).

26. Я ухватился с жадностью за такое невин_ое развлечение как обучение грамоте полесовщика Ярмолы (_________).

27. Изучением сна как явления занимает_ся наука называемая сомнологией (_________).

IV. Итоги урока. Рефлексия.

- Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно-обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?

VI. Оценки за урок с пояснением.

VII. Домашнее задание. Параграфы: 90, 92.

        Упр. 443

 Самоанализ урока русского языка

в 11 классе по теме «Знаки препинания при сравнительном обороте» 

Цели урока:

1. Учить различать сравнительные обороты и другие обособленные члены предложения, правильно ставить знаки препинания при сравнительном обороте;

2.развивать пунктуационную зоркость, умение сопоставлять, логически мыслить, анализировать и делать вывод;

3.воспитывать у учащихся доброжелательность друг к другу, уважение к мнению  одноклассников, умение слушать.

4.Метапредметные: Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Л: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству.

К.: Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: учебник Гольцовой Н.Г., раздаточный материл.

Урок соответствует дате его проведения.

Работа сперфокартой способствуют подготовке учащихся к ЕГЭ. Подготовка к экзамену проходит согласно плану работы в календарно-тематическом планировании «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». Использовала перфокарту, что позволяет быстро осуществить контроль материала. В 11 классе повторяем орфографию, морфологию, что изучали в 10 классе

Учащиеся к уроку готовы, быстро включились в деловой режим. Использовала различные методы познавательной деятельности: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. 

При обобщении и систематизации материала в работе с параграфом учебника использовала исследовательский метод работы для успешного восприятия повторяемого материала. Теоретический материал повторения для запоминания несложный, при практической работе доставляет много сомнений при постановке знаков препинания.  

При закреплении материала применила различные приемы: работа с учебником, беседа, самостоятельная работа, что способствует активизации знаний учащихся.

Учащиеся показали умение определять знаки препинания при сравнительном обороте.

Закрепление знаний по теме осуществлялось как через индивидуальную работу, фронтальную, коллективную, так и самостоятельную, что дало возможность осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся.

В ходе урока придерживалась намеченного плана. Все этапы урока соблюдены. Каждый последующий вид работы был логическим продолжением предыдущего. Структура урока соответствует его замыслу и возможностям классного коллектива.

Домашнее задание дано для закрепления материала.

Плотность урока высокая. Оценки выставлены до звонка с пояснением.

Я считаю, что урок целей достиг, так как все поставленные задачи были реализованы.

                                     Учитель русского языка и литературы: ________ Т.А. Савельева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 7 классе. Она отражает все случаи постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"

Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...

Урок русского языка "Обращение. Знаки препинания при обращении" 7 класс

Материал можно использовать на уроке русского языка в 7 классе при реализации АООП О УО вариант  9.1...