Выступления на школьном МО "Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"
материал по русскому языку

Однорог Ольга Евгеньевна

"Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

 «Экзамен - проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету»

В школьной реальности экзамен – это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели начали применять ЕГЭ.

Как качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и получить достойный результат? Наверное, этот вопрос волнует многих учителей – филологов, и я не являюсь исключением. Изучив опыт передовых педагогов, используя в практике различные учебные пособия, я попыталась выбрать для себя наиболее рациональный путь подготовки к ЕГЭ, который бы работал и на ученика, и на учителя.

Подготовка к экзамену осуществляется через:

1. часы, отведённые для изучения русскому языку в учебном плане (1 час в неделю);

2. адаптированный факультативный курс «Правописание и культура речи» (в 10, 11 классе – 1 час в неделю);

3. цикл занятий по написанию сочинения (часть С), т. к. качественную подготовку к экзамену только через урок осуществить нереально.

Трудности, с которыми сталкиваешься в ходе подготовки к экзаменам, следующего характера:

1. Недостаточный уровень мотивации к обучению учащихся

2. Недостаточная  сформированность речи, мышления, низкое общекультурное развитие обучающихся;

3. Незаинтересованность части самих ребят и их родителей в результатах обучения.

Несмотря на трудности, подготовка к экзаменам необходима, поэтому большую роль играет система подготовки, разработанная и опробированная учителем в течение нескольких лет.

1. Что можно сделать в урочной деятельности?

Знания сведений теоретического характера из области фонетики, лексики, словообразования,морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания по всем разделам русского языка, работая по учебникам, дополнительным источникам, интернет – ресурсам, темы занятий известны учащимся. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая тематические ответы по разделу в тетрадь для зачёта (вопросы зачёта и примерные практические задания сообщаются заранее)

Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

Основная проблема, с которой приходится сталкиваться в процессе подготовки к ЕГЭ, - уровень сформированности орфографических навыков, поэтому отрабатывать орфографическую зоркость необходимо регулярно и систематически. Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде «Сетки орфограмм»: например, Сетка орфограмма по теме "Имя существительное", Сетка орфограмм по теме "Глагол". Сетка орфограмм представляет собой набор всех орфограмм по теме: точное название орфограммы, правило-опора, примеры с графическим оформлением. Оформленная сетка орфограмм есть у каждого ученика. Это делается для того, чтобы школьники могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках.

На уроках русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами: "Т-схема", орфографический диктант "Проверь себя".

Распределительный диктант по теме "Глагол"

Наступаешь, тушевать, любишь, не думает, угадывать, умываться, зажигать, верил, гонит, изжарьте, заведовать, не читает, заметишь, соберу, познакомь, клеил, строиться, негодовать, умывается, лаял, собирать, вытирать, исправьте, вытереть, разгуливать, одевается, рассматривать, называется, чувствовать, не смотрел, строил, помогите, гоняет, обеспечь, постукивать, решает, пляшет, унесите, раздумывать, разделит, рисовал бы, прочтите, не страдает, уничтожь, читал, обследовать, читал бы, напишите, спросили бы, любите, не решился бы, верил бы, ночевать.

У учащихся появляется вот такой вариант сетки орфограмм, в неё добавляется графическое обозначение орфограмм.

Не с глаголом

- не думает

- не читает

- негодовать

не страдать

Ь-в гл.2л., ед. ч.

- любишь

- заметишь

- наступаешь

- называешь

- думаешь

- тся - - ться

- умываться

- умывается

- одевается

- называется

- строиться

- корни с чер. - е-и

- собирать

- вытереть

- вытирать

- соберу

- зажигать

Е-и в окончаниях

Ь в гл. пов. накл.

гл. перед суф. - Л

БЫ с глаг.

-ова, - ева

- обследовать

- тушевать

- заведовать

- ночевать

- чувствовать

-ыва, - ива

- угадывать

- рассматривать

- постукивать

- разгуливать

- раздумывать

суф. - И в пов. накл.

- напишите

- любите

- помогите

- прочтите

- унесите

? сомнения

Диктант-дубль. Данный вид работы предполагает хорошее знание всех орфограмм вразброс: первый ученик называет, записывает и комментирует любое слово с орфограммой, остальные в классе придумывают слова с этой же орфограммой, следующий ученик называет другую орфограмму, и снова повторяется круг. "Четвертое лишнее" - здесь могут быть различные варианты с использованием орфограмм.

прилагательное, предложение, растение, предлагать;

чёрный, поджёг, жёлтый, жёлуди.

Работа с таблицами "Т-схема" - это своего рода распределительный диктант, Т-схема предполагает распределение слов в две колонки, только орфограммы должны быть похожи, например, "Н-НН в суффиксах прилагательных и суффиксах причастий", "О-Ё(е) после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных". Диктант "Проверь себя!" - дает возможность старшеклассникам проверить свои орфографические знания. Для этого можно использовать любые дидактические и справочные материалы по подготовке к ЕГЭ.

Подобные задания помогают отработать навыки грамотной речи и письма.

Система преподавания в старших классах строится на понимании того, что будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности;

усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса;

на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи;

целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную тему, приводить тезис, аргументы, делать вывод;

отрабатываются навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируются на этой основе общеучебные умения работы с книгой, идет целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных текстов.

Работа по заданию В8 носит межпредметный характер, хорошо помогают уроки литературы, есть необходимость в продумывании системы повторения изобразительно - выразительных средств языка, подбор конкретных примеров, пояснений, работы с текстами художественных произведений. По результатам ЕГЭ 2010 и 2013 г. с заданием В8 не справилось по 1 человеку.

2. Адаптированный факультативный курс ««Правописание и культура речи»

Данная программа ориентирована на подготовку учащихся к экзамену в форме ЕГЭ, так как развивает навыки орфографической и пунктуационной зоркости, способствует отработке практических навыков, учит работать с тестами. Обучающимся предоставляется возможность выполнения большого количества заданий части А и В. Можно отметить значимость данной программы именно в практической направленности курса, так как теоретический материал осмысливается через использование обобщающих таблиц, составление словарей, примеров, презентаций. В программе просматривается комплексный подход к формированию навыков правописания и норм культуры речи. Система отработки предполагает умение руководствоваться принципами русской орфографии и пунктуации, опознавательными признаками орфограмм и пунктограмм, условиями выбора.

Вопросы культуры речи систематизируются в целях повышения уровня функциональной грамотности, совершенствования культуры устной и письменной речи через знакомство и отработку лексических, грамматических, синтаксических и стилистических норм языка.

Программа состоит из двух частей: 1 часть – виды орфограмм (в соответствии с морфологическим, фонетическим и традиционным принципом), типы написаний (слитное, раздельное, дефисное), лексические нормы и отступления от них (трудные для использования в речи слова, слова - синонимы, слова - паронимы, фразеологизмы и другие устойчивые словосочетания) Время для изучения - 34 часа.

2 часть - виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков завершения, выделения и разделения, правильность речи (грамматические нормы и их нарушение, речевое мастерство). Время для изучения - 34 часа.

Работа по данной программе предполагает отработку конкретных заданий части А и В на более осмысленном, креативном уровне, с этой целью выполняются такие виды заданий: составление словаря паронимов, редактирование текстов, составление словарных диктантов, выполнение зачётных карточек, презентации по отдельным темам (омонимия, культура речи). По некоторым темам (в разрезе заданий КИМ) составляются обобщающие, сравнительные таблицы и схемы. Составление схем помогает учащимся учиться анализировать изученное, сопоставлять, сравнивать, систематизировать материал, что способствует более качественному усвоению темы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логику и творчество.

На занятиях факультатива осуществляется отработка алгоритма выполнения заданий, представляются наиболее сложные варианты, «узелки» на память. Таким образом, через алгоритмы, схемы, яркие примеры и компрессию правил представлен материал, который поможет учащимся работать с тестами.

3. Цикл дополнительных занятий по написанию сочинения

Учителю необходимо так помочь старшекласснику подойти к ЕГЭ, чтобы он ощутил уверенность в своих силах и способностях при выполнении не только заданий А и В, но и написал сочинение по исходному тексту согласно предъявляемым требованиям и критериям оценивания. Работа с текстом направлена на понимание содержания текста, его проблематики, авторской позиции. Затруднения выпускников вызывает определение основной мысли текста. Комментарий  проблематики  часто заменяется пересказом исходного текста. Учащиеся не могут найти собственные аргументы в пользу той или иной позиции, причины чего кроются в недостаточном жизненном опыте учащихся и в отсутствии читательского навыка. Недостаточная  сформированность мышления и речи, низкое общекультурное развитие не дают возможности учащимся обосновать собственную точку зрения.

На занятиях проводится работа с текстами различных стилей и типов речи. Особое внимание уделяется практической работе по созданию собственного текста, рассуждению на предложенную тему с приведением аргументов. Используются следующие приёмы: коллективное наблюдение и исследование предложенного текста учащимися, редактирование; самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных различного рода задач; рецензирование выполненных работ; анализ написанных сочинений по критериям проверки; в качестве зачётной работы предлагалось написание сочинения по предложенной презентации с использованием своего текста.

Чтобы успешно справиться с заданием, ученик должен чётко знать, что от него требуется. Поэтому вместе, читая задание части «С», прописываем структуру сочинения, это является своеобразным алгоритмом при написании работы.

• вступление;

• формулировка одной из проблем;

• комментарий к выбранной проблеме;

• сформулированная позиция автора;

• выражение своего согласия/несогласия с позицией автора;

• аргумент 1;

• аргумент 2;

• заключение

Затем рассматриваем каждую часть.

Многим потребовалась дополнительная памятка для написания сочинения

Шаг 1. Чтение текста, определение темы и проблем текста. Формулирование одной конкретной проблемы.

Шаг 2. Комментирование текста. Здесь не нужен пересказ. Комментирование текста - это краткое изложение основных моментов текста.  При цитировании - небольшие фрагменты текста. В ходе комментирование выясняется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного случая. Авторская позиция имеет два понятия: "да" или "нет". Нравится ли автору картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о выраженной им проблеме?

Шаг 3. Тезис, доказательства. Формулируя главную идею собственного размышления, необходимо выразить свое отношение к авторской проблеме. В доказательство личной точки зрения приводятся два-три аргумента: при этом учитывается важность (актуальность) вопроса, эмоциональность, богатство языка, средства выразительности.

Шаг 4. Сопоставление мнения автора и личной точки зрения.

Шаг 5. Самостоятельное написание сочинения и проверка на грамотность

Организация написания сочинения выглядит следующим образом

1. Изучение требований

Сочинение желательно писать на отдельных заранее заготовленных листах, поскольку оно может «разрастись» …

Подготовка к выполнению части «С» начинается с изучения требований, предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом» (К1-К12).

 2. Самостоятельная работа

При написании сочинения страницу нужно делить для сочинения (левая сторона) и пошаговой проверки (правая сторона)

Учащиеся пишут сочинение по прочитанному тексту и, прежде чем сдать работу учителю на проверку, сами оценивают свою работу в соответствии с содержанием критериев оценивания, что позволяет им логически выстроить свое рассуждение, увидеть достоинства и недостатки работы.

3. Вторичная проверка

 Обмен работами даёт возможность испытать себя в роли члена комиссии по проверке ч. С. Ученики осмысливают содержание «чужой» работы, анализируя её согласно 12 критериям. « Ищу ошибки у других - учусь сам». Такая учебная деятельность учащихся поднимает их умения по выполнению части С на новый качественный уровень.

4. Контрольная проверка

 И только после этих этапов учащийся, переосмыслив собственное отношение к написанию сочинения, приступает к последнему контрольному варианту своего сочинения.

 5. Проверка работы учителем, работа над ошибками.

Работа по проверке носит своеобразный характер, с указанием параметров и количества баллов и комментарием учителя.

Вариант проверенной работы сочинения по тексту выглядит следующим образом.

Известная русская писательница Фаина Соколова задаёт вопрос: « Почему же воспитатели наши, вообще-то честные люди, предпочитали ничего не замечать?» Именно проблема равнодушия к окружающему миру встречается в данном тексте.

Кроме того, как отмечает автор, что молчание - это даже худшее зло, чем воровство недобросовестного завхоза. Если будешь молчать то зло будет висти себя ещё наглее и никогда его не победить.

Автор убеждён, что безумное и ничем не ограниченное развитие телевидения ведёт к эмоциональному и моральному оскудению человечества.

Я думаю, что автор совершенно прав, полагая, что люди должны меньше молчать и больше делать замечаний окружающим.

Можно привести ряд примеров из телевидения, подтверждающих высказанную точку зрения. Так, например, вспоминается фрагмент из телепередачи

« Пусть говорят», когда двое подростков избивают пенсионера, ветерана, и не задумываются, что может именно этот дедушка спас жизни многим гражданам, а думают только о том, где « хранятся ценности». Это и есть равнодушие к окружающему миру.

Ещё вспоминается случай из жизни когда шёл я из школы домой впереди меня шла женщина, к ней подбежал молодой человек схватил сумку и убежал, потом я узнал, что женщина даже не подала заявление в полицию.

Всё зло в мире от молчания. Именно потому нам следует больше делать замечаний, и ни в коем случае не бояться злодеев.

К1 Основная проблема - нравственная оценка равнодушия - понята и достаточно чётко сформулирована………………………………………….1балл

К2 Комментарий к проблеме очень узок. Отсутствует сюжет текста, его « объект»( кратко: о чём он?)(Требование: до 12 предложений)

Цитата не выделена кавычками : «молчание - это даже худшее зло, чем воровство недобросовестного завхоза» …………………….1балл

К3 Отсутствие логической связи: о телевидении в тексте не говорится. ???

Об этом Ф. Соколова не говорит( не пишет)

…0 баллов

К4 Позиция автора сочинения выявлена и аргументирована ссылками на телевизионную передачу и собственный социальный опыт.

……….2 балла

К5 Допущены нарушения связности высказывания: 2и 3 абзацы никак не связаны.

…………о баллов

К6 По качеству речи сочинение неоднородно:

5-ый абзац достаточно выразителен, а в остальных автор демонстрирует бедность словаря.4, 7 абзацы написаны одинаковыми словами : « следует делать больше замечаний»

……..1 балл

К7 орфографические ошибки: « висти» ( вёл),

К8 пунктуационные ошибки :абзац 2 перед то, 6 абзац перед когда и др…………….0 баллов

К9 грамматические ошибки: 6 абзац слишком длинный, требует членения на простые предложения. ….0 баллов

К10 речевые ошибки: « кроме того, как отмечает автор, что…» ..0 баллов

К11 этические нормы: не нарушены ….1 балл

К12 фактические ошибки: 5 абзац « ряд примеров» « Ряда» нет……………… 0 баллов

6 баллов из 24

Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам можно разделить на несколько групп, Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т. д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т. е. тексту.

После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.

Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные

Система подготовки к Единому государственному экзамену помогает скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

 Самое главное – научить детей не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система непрерывной актуализации знаний при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

Единый государственный экзамен – это современная форма        государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволя...

Подготовка обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

Десять шагов подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Работа над частью С....

«Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»

       Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема н...

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы).

Работа рассказывает о пошаговой подготовке девятиклассников к итоговой аттестации по русскому языку...

Система работы при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку

Система работы при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку...