План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».
материал по русскому языку (9 класс)

Краев Михаил Николаевич

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planposamoobrazovaniyusolovovoy.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования.

                    Теоретические и практические выводы (примеры) по данной теме.

Учитель: Краев Михаил Николаевич.

Предметы: русский язык и литература, география, ОБЖ.

Методическая тема учителя: «Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».

Срок реализации (работы над темой): 2015-2018 гг.

Цель: Формирование коммуникативной компетенции

(развитие умения воспринимать текст, анализировать и создавать его).

Задачи: 

  • изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля;
  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы по самообразованию;
  • прохождение курсовой подготовки с целью повышения квалификации;
  • знакомство с передовым опытом учителей и работа по апробации полученных знаний на практике;
  • участие в системе школьной и муниципальной методической работы;
  • обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.

Примерный план изучения вопросов самообразования учителя.

  1. Изучение личного творческого плана. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования.   Планировалась  ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература (педагогическая, психологическая, методическая и др.) изучалась.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учеников).
  4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами,  и др.).
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
  6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
  7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретического и методического уровня; какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
  8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.

Предполагаемый результат: абсолютная успеваемость и позитивная динамика качественной успеваемости по предметам на итоговой аттестации учащихся 9  класса; создание на основе ученических работ наглядно-дидактического материала.

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Совершенствовать систему составления технологических карт уроков по ФГОС
  • Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзамену в формате ОГЭ  
  • Использование возможностей Интернет на уроке.

Еженедельно

  • Изучение материалов ФГОС, апробация на уроках
  • Подготовка тематического классного мероприятия
  • Работа Элективного курса  по русскому языку  
  • Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах
  • Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

Ежемесячно

  • Проведение опытно-экспериментальной работы по теме «Технология подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку». Тестирование в сети Интернет.
  • Взаимопосещение уроков
  • Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования

Каждую четверть

  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению
  • Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе.
  • Ведение мониторинга саморазвития школьников

Один раз в полугодие

  • Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и республиканском уровне.
  • Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Представление и утверждение программ элективных курсов, кружков по предмету
  • Школьные олимпиады
  • Муниципальный этап олимпиады
  • Входной контроль во всех классах
  • Промежуточная аттестация
  • Подготовка материалов к промежуточной аттестации
  • Подготовка материалов для итогового контроля во всех классах
  • Участие в ВПР

ПЛАН на 2016-2017 учебный год

Наименование работы

Содержание

Сроки

Фактическое выполнение

С Е Н Т Я Б Р Ь

Нормативная база

  • Изучение положений, приказов, рекомендаций на новый учебный год

1 неделя

Выполнение закона о всеобуче

  • Изучение  списка  детей по группам здоровья.

до 5.09

Взаимопосещение уроков

  • Посетить уроки Толстых Т.А., работающей в 5-ом, 6-ом  классах по ФГОС ООО

        Цель:  изучение структуры урока «Открытие новых знаний»

в течение месяца

Работа с документацией

  • Корректировка планов работы элективных курсов
  • Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.
  • Изучение закона об образовании.
  • Изучение материалов ФГОС ОО.

в течение месяца

Работа над методической темой.

Работа учителей по ФГОС

  •  Проведение и анализ  входных контрольных работ по предметам.
  • Составление списка одаренных учеников по русскому языку и литературе,географии
  • Анализ материально-технического оснащения, информационно – методических ресурсов.

2-4 неделя

Научно - исследовательская работа

  • Выбор конкурсов для организации  исследовательской работы  учащихся разных классов.
  • Формирование списка участников олимпиады по русскому языку и литературе,географии,ОБЖ

2 неделя

О К Т Я Б Р Ь

Взаимопосещение уроков

  • Посетить уроки Толстых Т.А русского языка и литературы, в 8-ом классе , обществознания в 8, 9 классах.

в течение месяца

Работа с документацией

  • Корректировка тематического планирования
  • Составление планов работы со слабоуспевающими и одаренными учениками.
  • Организация подписки на издания по учебным предметам

в течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

 Работа учителей по ФГОС

  • Диагностика учащихся 7 класса по формированию коммуникативных УУД
  • Выступление на заседании ШМО по теме: «образовательные технологии на уроках географии»
  • Планирование  и проведение уроков  с использованием  групповых форм обучения. (сингапурская методика )

до 28 октября

Н О Я Б Р Ь

План взаимопосещений уроков

Посещение уроков марийского языка  в ходе проведения

в течение месяца

Работа с документацией

  • Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.
  • Изучение закона об образовании.

в течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа.

 Работа учителей по ФГОС

  • Диагностика учащихся 9 класс по формированию метапредметных навыков.
  • Методические чтения по теме: «Метод проектов школе».
  • Работа школьной педагогической комиссии
  • Проведение тематической контрольной работы  в  7, 9 кл.

до 28 ноября

Маркетинговая служба

  • Приглашение родителей на открытые уроки.

2 неделя

Научно - исследовательская работа.

  • Проведение консультаций учеников по подбору материала, видам исследовательских  работ, последовательности их выполнения.
  • Организация участия школьников в муниципальном этапе всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе.

в течение месяца

Д Е К А Б Р Ь

План взаимопосещений

 Посетить уроки  «Предметной недели» коллег разных секций.

в течение месяца

Работа с документацией

  • Изучение закона об образовании.
  • Изучение материалов ФГОС ОО

в течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

 Работа учителей по ФГОС

  • Диагностика учащихся 7 класса по формированию личностных УУД
  • Методические чтения по теме: «Комплексный анализ текста»
  • Словарные диктанты в 7,9 классах.
  • Планирование  и проведение уроков  с использованием нестандартных групповых форм обучения.

до 28 декабря

Маркетинговая служба

Приглашение родителей на открытые уроки в 9 классе

2 неделя

Я Н В АР Ь

План взаимопосещений

 Посетить уроки учителей русского языка и литературы, работающих в 5,6 классе.

Цель: обмен опытом работы

в течение месяца

Работа с документацией

  • Изучение закона об образовании.
  • Анализ промежуточных контрольных работ.
  • Подписка периодических  изданий на второе полугодие.

в течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

 Работа учителей по ФГОС

  • Онлайн-тестирование в формате ОГЭ Словарный диктант в 9 классе.
  • Планирование  и проведение нестандартных уроков в 7 классе

в течение месяца

Научно - исследовательская работа.

  • Проведение консультаций с обучающимися по подбору материала, видам исследовательских  работ, последовательности их выполнения и требованиям к ним.

1-2  неделя

        Ф Е В Р А Л Ь

План взаимопосещений

Взаимопроверка контрольных тетрадей - объективность оценивания контрольных работ.

в течение месяца

Работа с документацией

  • Изучение закона об образовании.
  • Профессиональные публикации в сети  Интернет

в течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

 Работа учителей по ФГОС

  • Методические чтения по теме: «Использование возможностей  глобальной сети Интернет на уроках в старших классах»
  • Определение темы открытого урока для организации и проведения «Предметной недели» учителей русского языка и литературы.
  • Планирование  и проведение уроков  с использованием сингапурских структур критического  обучения.

4 неделя

Научно - исследовательская работа.

Подготовка работы совместно с учащимися к научно - практической конференции.

1-2 неделя

М А Р Т

План взаимопосещений

Взаимопосещение уроков в рамках

 «Предметной недели» учителей русского языка и литературы.

в течение месяца

Работа с документацией

  • Проверка дневников, тетрадей.
  • Публикации методических разработок в различных электронных .

в течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

 Работа учителей по ФГОС

  • Выступление  на ШМО на тему «Нестандартныеуроки русского языка и литературы»
  • Повышение качества обучения русскому языку и

литературе путем использования современных

образовательных технологий и инноваций (из опыта работы учителей региональной инновационной площадки)

  • Совершенствование системы подготовки учащихся к экзаменам в формате ОГЭ.
  • Знакомство с нормативными документами  по подготовке к ОГЭ.

4 неделя

в течение месяца

Научно - исследовательская работа.

Работа с одаренными детьми.

в течение месяца

А П Р Е Л Ь

План взаимопосещений

Совершенствование работы по поиску путей преемственности с начальной школой:

  • Посещение уроков в 4 классах;
  • Открытые уроки для учителей начальной школы

в течение месяца

Работа с документацией

  • Заполнение журнала кружковой работы.
  • Изучение закона об образовании.
  • Проверка дневников, тетрадей..

в течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

 Работа учителей по ФГОС

  • Формирование методической  «копилки» по русскому языку  и литературе.
  • Технология работы с текстовыми и тестовыми заданиями.
  • Проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений. Анализ пробных работ по русскому языку в 9 классах.

в течение месяца

Научно - исследовательская работа.

  • Организация участия учащихся в дистанционных конкурсах и альтернативных олимпиадах по предмету.

в течение месяца

М А Й

Взаимопосещение уроков

  • Самоанализ учителей МО русского языка и литературы.
  • Обмен опытом по результатам взаимного посещения открытых уроков

в течение месяца

Работа с документацией

  • Изучение закона об образовании.
  • Проверка дневников, тетрадей.
  • Подведение итогов за II полугодие.

в течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

 Работа учителей по ФГОС

  • Выступление  на ШМО на тему «Итоги года. Обсуждение и принятие плана работы МО на новый учебный год»
  • Изучение методической литературы по теме самообразования.
  • Использование Открытого банка заданий ОГЭ (ФИПИ)
  • Проведение и анализ итоговых  контрольных работ.
  • Анализ выполнения государственного стандарта образования по русскому языку и литературе.

в течение месяца

Изучение методической литературы по проблеме

Тематический материал

Срок изучения

Предполагаемый результат

Где использован данный материал

Отметка о исполнении

1

 Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9, 10-11 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2014.

в течение 2015 года

Улучшение в целом качества знаний по русскому языку, что подтвер-

ждают результаты экзаменов и их анализ.

При подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9  классе.

+

2

 Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. - 2-е изд., доп., перераб. - Луганск: СПД Резников В. С., 2012 гг.

в течение 2015 года

Повысилась мотивация у учащихся, занятия стали энергоёмкими.

На уроках русского языка и литературы.

 

+

3

ФИПИ. Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по литературе

2016 под редакцией Л.В.Новиковой М.Национальное образование 2016

в течение 2015-2016 уч.гг.

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ОГЭ в 2015-2016 гг.

На уроках русского языка и литературы

+

4

 ФИПИ. Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по русскому языку

2016 под редакцией И.П.Цыбулько М.Национальное образование. 2016

в течение 2015-2016 уч.гг.

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ОГЭ в 2015-2016 гг.

На уроках русского языка и литературы

+

5

 Александров В. Н., Александрова О. И., Соловьёва Т. В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – М.: Издательский центр «Взгляд», 2015г .

в течение 2016 года

На уроках русского языка.

 

 

+

6

 Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка. РЯШ №3 1995, с. 3-

в течение 2016-2017 гг.

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ОГЭ в 2016-2017 гг.

На уроках русского языка и литературы

+

7

 Котельникова С. А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж. РЯШ №5 1995, с. 23-26.

в течение

2016-2017 гг.

На уроках русского языка и литературы

+

8

 Пахнова Т. М. Работа с текстом при изучении и повторении лексики. РЯШ №6 1995, с. 32-39.

в течение

2016-2017 гг.

На уроках русского языка

+

9

ФИПИ. Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по литературе

2017 под редакцией Л.В.Новиковой М.Национальное образование 2017

в течение 2016-2017 уч.гг.

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ОГЭ в 2016-2017 гг.

На уроках русского языка и литературы

+

10

 ФИПИ. Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по русскому языку

2017 под редакцией И.П.Цыбулько М.Национальное образование. 2017

в течение 2016-2017 уч.гг.

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ОГЭ в 2016-2017 гг.

На уроках русского языка и литературы

+

11

 Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка.

РЯШ №1 1996, с. 3-8.

в течение 2017-2018 гг.

На уроках русского языка

+

12

 Ипполитова Н. А. Роль текста при изучении вводных слов и предложений. РЯШ №2 1996, с. 11-16.

На уроках русского языка

+

13

ФИПИ. Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по литературе

2018 под редакцией Л.В.Новиковой М.Национальное образование 2018

в течение 2017-2018 уч.гг.

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ОГЭ в 2017-2018 гг.

На уроках русского языка и литературы

+

14

 ФИПИ. Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по русскому языку

2018 под редакцией И.П.Цыбулько М.Национальное образование. 2018

в течение 2017-2018 уч.гг.

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ОГЭ в 2017-2018 гг.

На уроках русского языка и литературы

+

15

 Бессмольная Е. В. Урок повторения по теме «Имя прилагательное» в 5 классе (На материале повести-сказки Э. Н. Успенского «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»). РЯШ №1 2000, с. 46-48.

январь-

февраль 2018

На уроках русского языка и литературы

+

Анализ учебников русского языка на программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского

январь-

март 2018

+

16

 Никульцева В. В. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел...» РЯШ №3 2000, с. 71-74.

март 2018

На уроках русского языка и литературы

+

17

 Обухова Л. Н. Тексты для решения пунктуационных задач. РЯШ №1 2002, с. 28-32.

апрель 2018

На уроках русского языка

+

18

 Николина Н. А. Драма А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» (Опыт лингвостилистического анализа). РЯШ №4 2002,

май 2018

На уроках и литературы

+

19

Е.С.Антонова Новый подход. Как сблизить уроки русского языка и литературы

РЯШ №1 2004, с. 2-6.

Август 2018

На уроках русского языка и литературы

+

20

Л.В Маногарова Анализ текста. Вслушиваемся и всматриваемся в текст

РЯШ №1 2004, с. 18-23.

На уроках русского языка и литературы

+

21

Учение с увлечением. Современный отзыв о книгах Тамары Крюковой  

РЯШ №1 2004, с. 30-32

На уроках русского языка и литературы

+

22

 Е.И.Иванова Редактура или работа над ошибками

РЯШ №24 2004, с. 26,26

Сентябрь 2018

На уроках русского языка и литературы

+

23

 Л.С.Степанова элементы редактирования при работе над ошибками сочинения

РЯШ №24 2004, с. 26-32

На уроках русского языка и литературы

+

24

ФИПИ. Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по литературе

2018 под редакцией Л.В.Новиковой М.Национальное образование 2019

в течение 2018-2019 уч.гг.

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ОГЭ в 2018-2019 гг.

На уроках русского языка и литературы

+

25

 ФИПИ. Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по русскому языку

2017 под редакцией И.П.Цыбулько М.Национальное образование. 2019

в течение 2018-2019 уч.гг.

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ОГЭ в 2018-2019 гг.

На уроках русского языка и литературы

+

26

Новый подход Е.Е.Вишнякова Не только о технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо »

РЯШ №15 2004, с. 10-18

Октябрь 2018

+

27

Анализ текста. Т.А.Злобина

РЯШ №24 2004, с. 22-24

+

28

Т.М. Пахнова комплексная работа с текстом

РЯШ №24 2004, с. 11-17

Ноябрь 2018

+

29

Н.М.Рухленко Работа с текстом в старших классах

РЯШ №22 2004, с. 2-7

Декабрь 2018

+

30

В.Н.Капленко Анализ односюжетных басенных текстов

Н.М.Рухленко Работа с текстом в старших классах

РЯШ №22 2004, с. 20-25

+

31

Н.М.Рухленко Работа с текстом в старших классах

РЯШ № 2004, с. 15-23

+

2

Курсы.

1)«Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника».

09.01.20-31.03.2016

10.11.2006 г.

Выступление на ШМО: «ИКТ на уроках литературы»,

2016 год.

24.03.2016 г. Урок литературы в 7 классе по теме:

«Сопоставительный анализ стихотворений»

Создание презентаций

+

2) «Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации  общего образования» (лекция Александрова В. Н. по теме «Организация подготовки учащихся по русскому языку к итоговой аттестации»,

лекция и консультация Смородиной В. С. по теме «Нормативное обеспечение филологического образования. ЕГЭ по литературе»).

13.11.2015

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку и литературе в 2015-2016 гг.

На уроках русского языка и литературы.

Выступление на ШМО учителей

+

Курсы повышения квалификации

«»

2019

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ОГЭ в 2018-2019 гг.

На уроках русского языка и литературы.

Выступление на ШМО учителей

+

Практические и теоретические выводы:

  1.Из истории исследования данной темы

   Школы Российской Федерации уже несколько лет проводят экзамен в 9- ых классах форме ОГЭ, и это связано с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.

   Попытки осмыслить имеющееся базовое содержание учебного предмета на новом уровне ведут к необходимости проведения специальной подготовки учащихся к анализу текста как основной дидактической единицы.

      Если проследить историю исследования этой темы, можно отметить следующее. Разработана методика работы по созданию и анализу текста на уровне развития речи. Среди таких авторов можно отметить Сабаткоева Р.Б., подготовившего пособие, способствующее повышению методического и теоретического уровня преподавания русского языка. Учителям- практикам хорошо известны разработки такого типа: «Курс на мастерство» Б.Я.Буяльского, «Уроки развития речи» Н.А.Пленкина.

   Работу уже с готовым текстом, учиться на классических образцах предлагает другая группа авторов. В 2003 году О.М.Безымянная и С.А.Лукьянов выпустили пособие « Диктанты с комплексным анализом текста»; в 2006, 2007, 2008 годах группа авторов (под редакцией Н.А.Сениной) издает пособие «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация».

    Необходимо отметить, что единого подхода к комплексному анализу текста нет. По этому поводу Е.И.Никитина в статье «Раздумья по поводу комплексного анализа текста» («Русский язык в школе».- 2001 г., №4) ставит под сомнение целесообразность использования лингвистически «пестрых» наборов заданий: не подменяем ли мы анализ текста на элементарные упражнения на «узнавание»?

   Это доказывает, что нельзя еще ставить точку в этом вопросе и искать новые пути работы по данной теме. Но при организации комплексного анализа текста можно исходить из широко известного высказывания Л.С.Выготского: «Слово приобретает свой смысл только во фразе, но и сама фраза приобретает свой смысл только в контексте абзаца, абзац - в контексте книги, книга - в контексте всего творчества автора».

2.Практические рекомендации.

   Разработанные единые учебные стандарты для общеобразовательной школы вводят понятие коммуникативной компетенции, которую дети должны обрести на уроках русского языка. Коммуникативная компетенция - это знания по теории речи, сформированность 4-х видов речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо), умение воспринимать текст и создавать его. В современной методике преподавания русского языка текст выступает в качестве центральной дидактической единицы, становится объектом анализа и результатом речевой деятельности школьников не только на специальных уроках развития речи, но и на каждом уроке грамматики, при изучении любой языковой темы.

   Учитывая требования государственной программы по формированию коммуникативной компетенции, я в своей работе особое внимание уделяю таким современным приёмам и методам, которые позволяют активизировать учебную деятельность школьников, сделать её эффективной, результативной. На уроках русского языка я активно использую две методики, развивающие умение воспринимать текст и создавать его: «Тайна текста» Е. С. Антоновой

    (Методические рекомендации к рабочей тетради «Тайна текста» – это книга для учителя, в которой представлены комментарии по выполнению упражнений, развивающих способности к анализу текста и формирующих готовность выполнения письменных работ в соответствии с требованиями Стандартов школ РФ. Стенограммы уроков демонстрируют инновационную методику развития умений устной и письменной речи, поиск способов мышления школьников 5–6 классов в специально организованной речевой ситуации «урока-коммуникации», в которой реализуются цели формирования языковой и коммуникативной компетенции).

     Пособие может сопровождать любой действующий комплект учебников по русскому языку.

 и «Азбучные истины» В. Н. Александрова. Представляю насколько примеров занятий

1 Азбучные истины Подготовка к сочинению по методике В.Н.Александрова. 

Занятие 1 Сочинение-рассуждение как вид речевой задачи на государственном экзамене

Цели:

 1.Дать представление о сочинении- рассуждении как виде речевой задачи.

 2.Познакомить с критериями, которые определяют содержание и форму письменного высказывания. 

Разминка 1.Какие языковые средства используются в этом предложении? «Нежность цвела в ее сердце, будто луговой цветок, который сам по себе растет на поляне и радует взор проходящего мимо человека» 1)антитеза; 2) метафора; 3)синтаксический параллелизм; 4) сравнение; 5) метонимия А)1,4,5; б)2,4; в)1,3 г); 4 

 2.Какое предложение является логическим продолжением следующего текста?

 «Должно быть, не всем женщинам известно, что в далекие времена их прабабушки нежно любили никель. Да-да, не удивляйтесь: еще в начале прошлого века никель считался драгоценным металлом».

 А)Прошло почти полвека, пока немецкому ученому Рихтеру удалось выделить из руды относительно чистый никель.

 Б) «В чем причина неудач?» - ломали голову ученые всего мира.

 В) Не менее важное достоинство никеля – создание разнообразных сплавов с другими металлами.

 Г) Добыча никеля была связана с большими трудностями, и крохотные его запасы попадали в руки ювелиров. 

Занятие 2  Открытая книга

Цель: познакомить с критериями, которые и определяют содержание и форму письменного высказывания.

 1.Необходимо сформулировать проблему исходного текста. Ключевой вопрос действия: «О чем говорится в этом тексте?»

2.Прокомментировать сформулированную проблему. Ключевой вопрос действия: «Что мы знаем об этой проблеме?»

3.Сформулировать авторскую позицию, т.е. определить главную мысль текста. Ключевой вопрос действия: «К какому выводу автор приводит читателя?»

 4.Аргументировать личностную позицию.

Содержание действия: обосновать свою точку зрения двумя аргументами Объем сочинения должен составлять слов. 

Занятие 3. Какую функцию в тексте выполняет пейзажное описание?

а) замедляет развитие событий; б)показывает красоту мира; в) придает изображенной картине грустную тональность: г) создает символический образ холодного и темного мира, в котором угас свет человеческой любви и т.д.

Занятие 4.Проверочная работа. Цель: самостоятельно написать сочинение- рассуждение по исходному тексту, опираясь на модель ответа из предыдущего упражнения.

 І. Разминка

Упражнение 1. Постройте предложения. Вставьте в предлагаемый фрагмент подходящее по смыслу изречение.

Упражнение 2. Конструирование текста. Прочитайте текст. Выполните задания, которые помогут Вам проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

Упражнение 3. Самостоятельная работа по тексту «Человек – первое детище эволюции» 


Занятие 5. Проблема исходного текста

Цели:

1.Объяснить значение термина «проблема».

 2.Научиться определять проблему исходного текста.

 3.Научиться формулировать проблему исходного текста в сочинении

1.Разминка Упражнение 1. Составьте пословицы.

 Упражнение 2. Аргументация высказывания. (Какой пример можно использовать для аргументации)?


Занятие 6. Проверочная работа.

Цель: проверить, насколько глубоко и точно понимаем проблематику исходного текста. Занятие7. Комментирование проблемы.

Цели: 1.Понять, что такое комментарий к проблеме.

2.Познакомиться со способами комментирования проблемы.

3.Определить место этого действия в композиции сочинения рассуждения.

Занятие 7-8. Приемы моделирования высказывания

Цели:

1.Познакомиться с основными приемами моделирования высказывания и научиться использовать эти приемы для создания сочинения-рассуждения.

Занятие 9.Авторская позиция.

 Цели: 1.Научиться выявлять авторскую позицию в тексте и формулировать ее в сочинении-рассуждении.

Занятие 10 Аргументация личностной позиции. Занятие

10. Проверочные работы. 

 Обобщенный опыт работы над сочинением-рассуждением– ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА СТАНДАРТ 

1 Автор текста (проблемного очерка, лирической зарисовки) размышляет над весьма актуальными (наболевшими), (серьёзными), (вечными) проблемами. Он по-своему (по-новому), (весьма оригинально, своеобразно), (очень аргументировано) осмысливает и раскрывает тему –(отцов и детей); –(добра и зла); –(милосердия и жестокости); –(жизни и смерти); –(экологических катастроф); –(западного влияния на современную молодёжь); –(влияния компьютеризации); –(подлинного творчества); –(предназначения человека); –(нравственного выбора); –(истинного художника-творца и истоков его популярности и славы); –(подвига и исторической Памяти); –(войны и поведения человека в экстремальных условиях); –(истинного и ложного гуманизма); –(истинной и мнимой красоты); 

2 Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о… –роли книг (гуманитарных наук) в жизни современного человека; –(о том, в чём непреходящее значение поэзии Сергея Есенина, А. Блока, , творчества А.П.Чехова, неумирающей сатиры Н.В.Гоголя); –(о том, где настоящий мастер черпает вдохновение); –(о национальных традициях) –(о том, является ли народный промысел подлинным искусством и как сохранить культурное достояние талантливых мастеров прошлых столетий и настоящего времени); –(о способности чувствовать прекрасное); –(о связи человека и природы); –(о необходимости заниматься спортом, укреплять не только свои мышцы, но и дух), –(о том, чем так привлекает сильных и выносливых людей альпинизм (экстремальные виды спорта); –(о манере вести дискуссию); –(о нравственном состоянии современного общества); –(о состоянии современного искусства, например, эстрадного); 

3. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА (нестандартное начало) Что такое истинная красота? (подлинное искусство), (истинное милосердие)? Всегда ли мы способны отличить подлинное от мнимого? Одинаково ли мы воспринимаем прекрасное? (искусство), (милосердие)? Можно ли оценить красоту? (милосердие)? Меняются ли со временем представления о красоте? (о милосердии)? Есть красота привычная, соответствующая общепринятым идеалам. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество возвращается вновь и вновь. Именно над этими вопросами и размышляет автор. 

4. (нестандартное начало) А задумываемся ли мы, что такое красота? В чём величие творений музыкантов, живописцев, (зодчих и других народных умельцев)? Умеем ли мы наслаждаться музыкой, оценить великолепие храма? Умеем ли сами созидать красоту? Является ли народный промысел подлинным искусством? Какую ценность он имеет в развитии культуры русского народа? Какова роль национальных традиций и необходимо ли их развивать? Как сохранить культурное достояние талантливых мастеров прошлых столетий? Об этом заставляет задуматься автор очерка (текста, статьи). Для чего живёт человек? В чём смысл жизни? (подлинное счастье?) Как не допустить ошибки в выборе собственного пути? Ответы на эти непростые вопросы ищет автор. Проблема, поднятая автором, носит не абстрактный характер – эту проблему рано или поздно приходится решать каждому из нас… 

5.КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА (ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК…) –помогает читателю разобраться в поднятых вопросах, (в том, что…); –осмыслить проблему … –углубляет наши представления о том, что такое…(истинный патриотизм, любовь, искусство…); - осознать, какое произведение можно считать произведением искусства, истинным творением; - с чем связано ощущение родины у русского человека; - обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям; - необходимо ли современному человеку понятие духовности, что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху; - какого человека можно назвать истинным патриотом, настоящим другом, по-настоящему отзывчивым… - какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев (засилие Запада, Интернета, экологические катастрофы, утрата национальных традиций, безразличие к прошлому нашей страны…); 

6. ПОЗИЦИЯ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА (об этом должно быть написано в тексте) Точка зрения автора весьма определённа (однозначна), (убедительна), (оригинальна). Автор полагает, что… – выбирая тот или иной вид спорта (профессию), необходимо трезво оценивать свои возможности (способности, призвание), готовность к трудностям, к взаимовыручке, (к необходимости служить делу (науке) всю сознательную жизнь); – истинным творением (подлинным произведением искусства) можно считать лишь то, в которое вложена вся душа художника, то, которое действительно отражает интересы читателя, то произведение (искусство), которое поистине духовное и является источником высоких стремлений); – обогащение русского языка вряд ли происходит за счёт наводнения иностранными словами. В нашем языке достаточно выразительных средств, чтобы выразить те или иные понятия и чувства. Его метафоричность, многозначность и богатство. Иностранные слова необходимы лишь в той мере, в какой развивается научно-технический прогресс и культурное общение людей – ощущение родины у русского человека всегда связано с малой родиной, местом, где он родился и рос, природой окружающего края (ромашками и васильками за околицей, птичьими трелями в роще, берёзкой за окном…). В общем, с тем, где человек ощущает себя счастливым. 

7. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ (НЕ ПОВТОРЯТЬ МНЕНИЯ АВТОРА) С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно. Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник), (лирик), (философ). Я полностью разделяю его позицию. Действительно… Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас … Автор как настоящий публицист (художник), (лирик), (философ), (критик) подводит читателя к очень важному выводу… (Земля – наш общий дом…); (Милосердие должно быть бескорыстным...); (Утрата культурного наследия страны может быть невосполнима…); (Сохранение национальных традиций – дело каждого из нас); (Нравственные ценности, такие как: красота, честность, любовь, самопожертвование – вечны); (Засилье телеканалов, убивает в человеке способность сопереживать… ) Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)…Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)… Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определённый отклик. Я считаю, что это ему удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения, это ему удалось)… и многое другое

Критериальная карта

Критерии

Критерии оценивания

Баллы

Критерий №1

Наличие обоснованного  ответа по теме/ проблеме.

В работе дан обоснованный ответ на поставленный вопрос/тему/проблему

Дано верное объяснение содержания фрагмента текста.  Ошибок в интерпретации нет.

2

В работе дано в целом верное объяснение содержания фрагмента текста, но допущена одна ошибка в его интерпретации.

1

В работе дано неверное объяснение содержания фрагмента текста или допущено 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста.

0

Критерий №2.

Смысловая цельность. Речевая связность и последовательность изложения.

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

    2

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка,

и/или в работе имеется нарушение абзацного членения текста

1

В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,

и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

Критерий №3. 

Аргументация собственного мнения.

Чётко сформулирована собственная позиция, приведено не менее двух аргументов

2

Сформулирована собственная позиция, приведён один  аргумент

1

Сформулирована собственная позиция, но не приведён ни один  аргумент

0

Критерий 4. 

Композиционная стройность работы.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

Итого

7

      Методика Александрова направлена на подготовку к сочинению учащихся для выполнения на ОГЭ задания части С. Методическое решение: научить ученика таким исполнительским схемам, которые позволят ему создать письменное высказывание, соответствующее критериям оценки сочинения. Методика Антоновой рассчитана на использование специальных упражнений, которые распределены по трём разделам в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: аналитические, аналитико-синтетические и синтетические. Все вышеуказанные методики направлены на преодоление проблемы понимания текста учениками. Учащимся тяжело разобраться в построении обозначенных проблем в тексте вследствие малого житейского опыта. Как показала моя практика применения данных методик, работа с текстом на уроках русского языка стала разнообразнее, интереснее, продуктивнее. Стал выше уровень преподавания, улучшилось качество знаний учеников, что подтверждают хорошие результаты сдачи экзамена по русскому языку в 9 классах по русскому языку и литературе, положительная динамика роста достижений учащихся в предметных олимпиадах.  

     

  3. Анализ учебников русского языка на программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского

    Современное обучение основывается на компетентностном подходе, предполагающем качественное изменение личности ученика, на интеграции знаний и умений, получаемых школьником. Интегрированностью обладает и комплексный анализ текста, главной целью которого является наблюдение за функциональными возможностями языковых единиц в тексте. В связи с этим большой интерес вызывает содержание обучения комплексному анализу текста в учебных комплексах по русскому языку в современной школе.

    Комплексный анализ текста реализует комплексный подход  в объяснении фактов языка текста, не поддающихся исследованию в рамках одной науки. Это достаточно новый научный подход, в основе которого лежит системное изучение фактов и обеспечение новых ракурсов их видения и объяснения. Посредством комплексного анализа текста исследуется особая текстовая реальность, коммуникативная модель, при этом создаётся и вторичный текст.

   Подобное понимание процесса создания вторичного текста на основе комплексного анализа исходного текста привело нас к вопросу: как совершенствуются коммуникативные умения школьников в процессе обучения комплексному анализу текста, каким образом учащиеся смогут применить лингвистические знания, уточнённые благодаря комплексному анализу текста, в собственной коммуникативной деятельности?

   Известно, что стабильные (традиционные) учебники, ориентированные на программу М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского отражают структурно-семантическое направление в лингвистике. Это означает, что явления и факты языка описываются в трёх аспектах: форма (структура), значение (семантика), употребление в речи. Особенностью учебников является представленность лингвистических единиц в их совокупности (фонетика, лексика, состав слова, словообразование, морфология, синтаксис). Важно отметить и тот факт, что в школьных учебниках описаны не только единицы языка, но и явления речи: текст и его типы, стили речи, особенности построения всех типов текста, нормы русского литературного языка и возможности их реализации в речевой практике учащихся.

    В учебниках значительное место занимает материал, с помощью которого происходит обучение школьников способам деятельности (образцы разборов, рассуждений, способы применения правил). Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки.

    Проанализируем учебники с точки зрения совершенствования коммуникативных умений в процессе обучения комплексному анализу текста, какие виды заданий являются типичными, как регулярно представлены. Основные теоретические знания школьники получают в пятом классе, они знакомятся с типами текста, учатся определять тему, основную мысль, в последующие годы учащиеся повторяют, закрепляют полученные знания на практике. В учебнике для пятого класса в первом разделе, посвящённом вопросам языка как системы, рассматриваются темы: «Язык и человек», «Язык и его единицы», «Стили речи». В данном разделе нет ни одного упражнения, связанного с комплексным анализом текста, ни одного задания, представляющего язык как зависимость языковых уровней друг от друга.

     С помощью новых сведений о языке расширяются познания учащихся в области строения собственных высказываний (текстов), формируются ключевые компетенции, но для выработки коммуникативной компетенции таких упражнений недостаточно. В текстах учебников представлены задания такого типа: «Озаглавьте текст», «Определите тип речи», «Определите стиль текста». Но к сожалению, упражнений на определение темы, основной мысли, ключевых слов представлено небольшое количество. Например, на выявление умений определять средства связи в тексте представлено всего лишь 7 упражнений, на определение композиционной целостности - 10.

    В учебниках для 5 класса при изучении темы «Строение слова» функциональность морфем рассматривается в 7 упражнениях, а в теме «Как образуются формы слова с помощью окончаний» исследуются только функциональные особенности окончания в тексте (5 упражнений). Иными словами, при изучении определённых лингвистических единиц, их функций в тексте повторения предыдущих текстовых умений не происходит. Это не касается таких умений, как определение темы, основной мысли, стиля речи, типа речи, выразительного чтения.

     Определение функциональности языковых единиц близко коммуникативному подходу, в аспекте которого представлено изучение синтаксиса в пятом и последующих классах. Описаны функции знаков препинания (знаки завершения, разделения, выделения). В целях сознательного усвоения учениками синтаксиса и развития их устной речи, умений и навыков говорения и слушания усилено внимание к интонации как средству смысловой характеристики высказывания, кроме этого, коммуникативная направленность проявляется при изучении предложения как основы создания текста. В систематизированном виде представлено простое предложение: выделены осложнённые предложения как особый класс простых предложений, при изучении темы «Прямая речь» рассматриваются различные способы передачи чужой речи. Предложение предстаёт как структурный элемент при создании текста, поскольку в нём заключены грамматический и смысловой аспекты высказывания.В учебнике есть разные виды текстов, но комплексно анализируются только 23 из 453, что никак не может качественно отразиться на формировании коммуникативной компетенции у учащихся. Большее количество заданий к текстам учебников формулируется следующим образом: «Прочитайте.Спишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Объясните условия постановки знаков препинания, вставьте пропущенные буквы. Объясните условия постановки знаков препинания и выбора орфограмм».

    На восприятие текста направлены следующие задания: разделить текст на части, выделить основную мысль каждой из частей, составить план данного лингвистического текста, выделить основную мысль каждой из частей и сжато изложить его. Много упражнений связано с определением темы, в том числе упражнений, когда учащиеся наблюдают текстообразующую роль названия и его соотнесённость с темой: озаглавить текст, определить, какой из заголовков больше подходит к тексту, объяснить название текста [2].

     В учебниках для шестого и седьмого классов продолжается изучение морфологии, углубляются знания по лексике и словообразованию. Ведётся работа по развитию речи учащихся. Начиная с шестого класса, сквозной темой проходят стили речи, однако данное положение не даёт право говорить о том, что учащиеся в полной мере овладевают умениями составления текста определённого стиля адекватного конкретной коммуникативной ситуации, не говоря уже о составлении вторичного текста на основе анализируемого.

Мы также не можем категорично утверждать, что в стабильных учебниках нет упражнений, которые не были бы направлены на совершенствование коммуникативных умений. Такие упражнения, конечно же, есть, но их недостаточно. В заданиях к этим упражнениям нет чёткого указания на то, чтобы рассмотреть языковые единицы, представленные в тексте упражнения, комплексно. Например, в учебнике для шестого класса в задании к одному из упражнений находим следующую формулировку к тексту:

Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Что именно описывает автор, чтобы раскрыть эту мысль, какие слова подчёркивают её? Как обстановка каморки характеризует её хозяина? Спишите, назовите орфограммы на месте пропущенных букв и скобок.

Герасиму отв...ли над кухней каморку; он устроил её себе сам, по св... ему вкусу: со.рудил в ней кр.вать из дубовых д. сок на ч.тырёх ч.рбанах, истинно б... гатырскую2 кр... вать; сто пудов можно было пол... жить на неё1 -(не) п. гнулась бы; под кр...ват...ю (на)ходился дюжий сунду...; в уг.лк уст.ял столик2 такого же кре.кого свойства, а возле столика - стул на трёх ножках, да т... кой проч(?)ный и приземистый, что сам Герасим, бывало, подним.т его, урон...т3ухмыл(?)нё(т, ть)ся. (И. Тургенев)

Кроме этого, слова, отмеченные цифрами 1, 2, 3, никак не комментируются, хотя для учащихся было бы интересно определить, как соотносятся между собой «богатырскую кровать» и «столик такого же крепкого свойства», почему слово «столик» И. С. Тургенев употребляет рядом со словами, обозначающими нечто большое) [1].

     Более полно коммуникативный подход реализуется в учебниках для 8-9 классов, поскольку в них включено большое количество текстов, направленных на формирование коммуникативной компетенции, с помощью которой авторы стремятся совершенствовать и реализовывать у учащихся не только коммуникативные умения, но и умения общепредметные, обеспечивающие адекватное, объективное понимание текста с последующей его интерпретацией. Предполагается, что в 5-7 классах уже были сформированы основные текстовые умения: умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение собирать и систематизировать материал к высказыванию, умение описывать предмет, животное, природу, помещение, умение строить элементарное рассуждение, рассказ о себе и услышанный рассказ, наконец, умение совершенствовать написанное. Как показывает практика работы в школе, перечисленные выше умения сформированы у школьников недостаточно.

    Но предлагаемое авторами учебника для восьмого класса количество текстов не всегда достаточно для того, чтобы провести комплексный анализ. Ко всему прочему, задания к текстам не представляют собой комплекс, который должен включать в себя вопросы, направленные на исследование языка, осознании литературных фактов и жизненного опыта учащегося. Для закрепления достигнутых умений в учебник для восьмого класса вводятся специальные задания: определить, в какой мере соответствует данный текст заявленной автором теме и основной мысли, жанру высказывания и т.д., кроме того, продолжается работа над заложенными ранее текстовыми и коммуникативными умениями и начинается специальная работа по программе «Связная речь». Я считаю, что совершенствование коммуникативных умений в процессе обучения комплексному анализу текста возможно в том случае, если компоненты содержания обучения русскому языку представлены в комплексе.

    Приведём пример. В учебнике для девятого класса в разделе «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными» очень много упражнений посвящено средствам связи (союзам) простых частей в составе сложного - 16 упражнений, но роли союзов в процессе коммуникации речь идёт лишь в двух упражнениях, изобразительно-выразительные средства рассматриваются только в одном упражнении, функции синонимии в тексте -11 упражнений, при этом синонимы не связываются с целью коммуникации, её эффективностью, необходимо отметить и тот факт, что данные текстовые задания представлены разрозненно.

     Большинство упражнений, приведённых в параграфе «Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи», включают в себя не создание вторичного текста, а написание по какому-либо заданию сочинения, изложения, ответа на вопрос обычно вне коммуникативной ситуации. Очень важен для учителя такой аспект в совершенствовании коммуникативных умений учащихся, а именно - создание вторичного (собственного текста на основе прочитанного, анализируемого) с учётом коммуникативной задачи - сообщить адресату о позиции автора первичного текста, своей позиции, используя для решения этой задачи языковые средства. Именно такая работа позволяет совершенствовать и в дальнейшем развивать способность к коммуникации у школьников.

    Теоретические сведения в учебниках связаны с практической деятельностью учащихся, которая заключается в анализе, сопоставлении и группировке фактов языка при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разборов.

     Как и учебник по синтаксису для восьмого класса, учебник для девятого класса является учебником коммуникативно-системного и представляет органичную часть целостного учебного комплекса, в котором аккумулируются гуманистическая отечественная традиция преподавания родного языка в основной школе. Между двумя учебниками явно прослеживается концептуальная преемственность: авторы поставили перед собой цель-

обеспечить формирование у школьников языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций, что можно считать основным направлением. Нельзя не согласиться , что эти задачи решаются комплексно именно в учебниках для 8-9 классов.

 Несмотря на то, что авторы  учебников стараются обеспечить совершенствование коммуникативных умений через упражнения, этого явно недостаточно, поскольку комплексная работа над текстом в этих упражнениях реализуется неполно. Рассматриваются отдельно вопросы по определению темы, основной мысли, типа речи, стиля речи, иногда изобразительно выразительных средств языка, но не определяется функция языковых единиц в тексте, их значение, цель использования автором. Кроме того, в представленных текстах отдельно ведётся отработка орфографических, пунктуационных и речевых умений, не представлены упражнения по созданию вторичного текста на основе анализируемого. Мало заданий, связанных с созданием текста с учётом коммуникативной задачи, коммуникативной ситуации, функционально-стилистический анализ не всегда помогает увидеть роль тех или иных единиц в тексте.

     Проанализировав стабильные учебники, используемые при обучении русскому языку в современной школе, мы пришли к выводу о том, что в них значительное место занимает материал, с помощью которого происходит обучение способам деятельности по заданному алгоритму разбора или способу применения правила. Совершенствованию коммуникативных умений уделяется недостаточное количество времени, а также не существует чёткой организации, заключающейся в функциональном анализе языковых уровней и создании вторичного текста. Таким образом, необходимы дополнительные материалы для проведения работы по комплексному анализу текста. Это доказывает актуальность выбранной мной темы самообразования.

В ходе работы по теме самообразования выявились и определённые проблемы:

  1. недостаточное количество текстов разных типов и стилей как в учебниках по русскому языку, так и в специальных пособиях;
  2.  общая низкая культура, бедное воображение, скудное мышление, плохо развитая речь учеников сельской школы по всем учебным дисциплинам.

    Если первую проблему ещё можно решить в течение нескольких лет путём создания дидактического материала, то вторая проблема намного сложнее, она требует от учителей-предметников, совместных усилий для комплексного решения вопросов общего умственного развития школьников.  

Приоритеты моего самообразования

  • продолжить работу по составлению дидактического материала;
  • опубликовать свои поурочные разработки в методических в Интернете;
  • регулярно знакомиться с материалами образовательных Интернет-сайтов, научных статей.

Библиографический список:

1. Ладыженская, Т. А., Баранов, М.Т., Тростенцова, Л. А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных школ / под ред. Н.М Шанского [Текст] /Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - М.: «Просвещение», 2017.

2. Кусова, М.Л. Комплексный анализ текста при изучении русского языка в школе // Филологически класс. - 2005. - № 3. - с. 13.

3.КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-kompleksnomu-analizu-teksta-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-na-osnove-metodicheskogo-apparata-stabilnyh-uchebnikov

4.Журналы: Русский язык в школе. Издательский дом «Первое сентября» 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся

В этой статье раскрывается  небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...