Урок в 6 классе. Тема урока: Собирательные числительные.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Дорохина Нина Васильевна

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Закрепление знаний учащихся о количественных числительных.

Дать понятие о собирательных числительных.

Сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobiratelnye_chislitelnye.docx84.88 КБ

Предварительный просмотр:


Открытый урок в 6 классе.

Тема урока: Собирательные числительные.                                                  

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Закрепление знаний учащихся о количественных числительных.

Дать понятие о собирательных числительных.

Сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные.

Закрепить умения правильно использовать в речи и писать количественные числительные.

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

-Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать словами:

Улыбнись, даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул ясный день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

-Давайте улыбнемся друг другу, ведь добрая улыбка поднимает настроение и располагает к дружескому общению. А общение на сегодняшнем уроке, надеюсь, будет интересным.

II. Актуализация знаний.

Сначала послушайте небольшое стихотворение.

Всегда, везде, во всем;
Без номера
Не встретите
На улице вы дом.
Понятно всем, что без меня
Никто б не мог считать,
И пальму первенства, друзья, вы мне должны отдать.

Какую интересную, необычную часть речи мы сейчас изучаем и сегодня будем о ней говорить?

О важности этой части речи нам расскажет Данил.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.

Давайте и мы с вами будем дружить с именами числительными.

В начале повторим, что мы знаем об этой части речи.

Повторение проведём по рядам. У вас на парте текст и два задания к нему. Первое задание одинаковое для всех: прочитать текст выразительно, а второе задание у каждого ряда своё. Работаете в парах. Прочитайте внимательно задание и приступайте к работе, пометки можно делать в тексте.

1 ряд: прочитать текст выразительно, назвать числительные, дать определение имени числительного как части речи.

Сердце взрослого человека по размерам примерно равняется сжатому кулаку. Но за 24 часа оно вырабатывает энергию, которой хватило бы, чтобы поднять 68000 кг. За 24 часа оно перекачивает около 16360 (шестнадцати тысяч трёхсот шестидесяти) литров крови.

Сердце сжимается и разжимается примерно 100000 раз в сутки. (В этом тексте употребляются числительные:

2 ряд: прочитать текст выразительно, назвать числительные, определить их разряд. (количественное-целое число, количественное-дробное, порядковое).

1. Самая большая в мире гитара, на которой можно играть, имеет длину 11,63 м. и весит 446 кг. 2. Крупнейшая в мире гигантская свинья-копилка имеет 4,7 м. в длину, 2,64 м. в высоту и 6,52 м. в окружности. Она была изготовлена в Канаде в ноябре 1985 года. (тысяча девятьсот восемьдесят пятого года). Надпишите над числительными одной буквой разряд.

3 ряд: прочитать текст выразительно, назвать числительные, определить их синтаксическую роль. (каким членом предложения является? Подчеркните в тексте.)

Екатеринбург –третий по величине город России, территория которого составляет примерно 2 миллиона квадратных километров.  Он был основан в 1723 году и назван в честь императрицы Екатерины Первой. 60 памятников истории и культуры находятся в городе.

1)Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы «сколько?» и «какой?». Имена числительные делятся на количественные и порядковые, изменяются по падежам. В предложении могут быть разными членами предложения.

III. Целеполагание.

(слайд 1). - Сегодня мы продолжим путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи. 

- Что же нам предстоит сегодня узнать, где побывать, вы узнаете после того, как выполните задание 

(слайд 2). Задание: прочитайте словосочетания.

 а) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней. 

 б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

- Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили?

Действительно, числительные пятеро, трое обозначают несколько предметов как одно целое. Что же это за имена числительные?

Какие ассоциации возникают у вас с этими числительными? Что вы можете о них сказать? Что они делают?

Объединяются, группируются, собираются.

Как их можно назвать? – они собирательные. Назовите тему урока.

Слайд 3. Тема сегодняшнего урока: “Собирательные числительные”.

Запишите тему урока «Собирательные числительные››.

4 слайд. Учитель: Сформулируйте цель урока, используя для этого опорные фразы:

Цели:

1) познакомиться с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2) учиться правильно…………. в речи………….  

Ученик: Цель нашего урока: познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.

IV. Работа над темой урока.

1. -Как вы думаете, ребята, много ли в русском языке собирательных числительных? Кто может их перечислить?

К ним относятся числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

 - Что мы уже знаем об этих числительных? (Проблемная ситуация)

5 слайд. (Обозначают несколько предметов как одно целое, группируются, собираются, относятся к количественным числительным, отвечают на вопрос сколько?)

Учитель вывешивает рубрику «Знаю» и определение.

2. 6 слайд. Чего же мы не знаем о них? Вот это мы сейчас с вами и выясним.

Составьте и запишите словосочетания числительного двое с существительными ножницы, дети, ученик, медвежонок, облако, песня.

двое ножниц

двое детей

двое учеников

двое медвежат

Прочитайте получившиеся словосочетания.

С какой трудностью столкнулись при составлении собирательных числительных с существительными? 

7 слайд. Оказывается, не со всеми существительными можно образовать словосочетания (нельзя сказать: двое облаков*, двое песен*). Дело в том, что в отличие от обычных количественных числительных собирательные употребляются не со всеми существительными, а только с некоторыми.

Что бы вы хотели узнать о собирательных числительных?

Учитель вывешивает вопрос в рубрику «Хочу узнать».

Мы хотим узнать, с какими именами существительными сочетаются собирательные числительные.

- Где можно найти эту информацию? (Учебник, справочник)

-Я вам предлагаю, используя учебник, найти ответ на поставленный вопрос, с какими существительными сочетаются собирательные числительные. Откройте учебник на с.56, найдите ответ в п.74.

С какими же существительными сочетаются собирательные числительные?

8 слайд. Собирательные имена числительные употребляются с существительными:

- обозначающими лиц мужского пола и детей;

- обозначающими детёнышей животных;

- имеющими только форму множественного числа.

3. Закрепим полученную информацию.

Попробуйте в паре определить, с какими существительными сочетаются собирательные числительные в записанных примерах?

– Кто справился с работой? Проверим.

двое ножниц– собирательное числит. двое сочетается с сущ. во мн, ч.

двое детей – собират. числит. сочетается с сущ., обозначающим детей.

двое учеников- собират. числит. сочетается с сущ., обозначающим лиц м. р.

двое медвежат - собират. числит. сочетается с сущ., обозначающим детёнышей животных.

IV. 9 слайд. Закрепление.

Мы познакомились с собирательными числительными, вспомнили, что они обозначают, узнали, с какими именами существительными сочетаются, а теперь будем учиться употреблять их в своей речи. С этой целью я предлагаю вам выполнить следующее задание.

1. Задание. Выберите нужную форму числительного и запишите.

(Шесть – шестеро) друзей учатся на курсах.

 (Двое – две) лошади скакали во весь опор.

(Семь – семеро) бед – один ответ.

(Пять – пятеро) актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета.

(Четыре – четверо) суток мы пробирались по глухой тайге.

10 слайд. Физкультминутка. Видеоролик.

Долго с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

2. 11 слайд. Следующее задание на внимательность.    «Будьте внимательны!» 

Запишите числительные словами, согласовывая их с существительными и употребляя, где нужно, собирательные числительные.

 2 (друг), 5 (перо), 3 (сутки), б (весло), 2 (метла), 4 (грабли), 9 (сосна), 4 (девушка).

3. 12 слайд. Задание.  А теперь я предлагаю вам поработать редакторами. Отредактируйте устно предложения.

1) Четверо студенток получают повышенную стипендию. 2) В класс пришли трое новеньких девочек. 3) Семь в одной квартире – вот как мы живем. 4) Трое дней мы были в походе. 5) В библиотеке нас было четыре. 6) Мы ехали пятеро дней.

4. Собирательных числительных немного в русском языке: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Кроме них в русском языке есть еще оба (обе). Как их правильно употреблять, мы сейчас узнаем. Прочитайте новую информацию на стр. 57 и в соответствии с ней выполним задание.

С какими существительными сочетаются числительное обе, оба?

Ученик: Числительное обе сочетается с именами существительными женского рода, оба с мужским и средним родом и имеют основу обо.

5. 13 слайд. Потренируемся! Вместе выполним задание устно: оба или обе?

Обе куклы, обе чашки, оба яблока, оба телефона, обе модели.

14 слайд. Запомни.

6. 15 слайд. 5. Вставьте оба, обе в нужном падеже. Письменно.

Копать  …  руками.

На  ...  стенах висели карты.

…  девочек не было в музее.

Вязать  … спицами.

… пятиклассников приняли в команду.

7. Теперь я хочу предложить вам разобраться в одной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас.

 Антону уже давно нравилась девочка Настя из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалёку от неё. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?» Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: «Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг». Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и чётко произнесла: «Грамотей!» После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.

-Почему Настя назвала Антона грамотеем? Назвав Антона грамотеем, Настя хотела подчеркнуть безграмотность Антона.

-Исправьте ошибку Антона. Пять подруг.

- Важно ли уметь правильно употреблять в речи собирательные числительные?

 -Чтобы грамотно разговаривать.

-При устройстве на работу, при знакомстве с новыми людьми…

16 слайд. Дополнительное творческое задание.

Используя числительные, составьте задачи на сказочные темы, которые начинались бы так:

1. Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…

17. Решаем тест.

Найди ошибку:

двое подруг

двое котят

двое учеников

нас двое

Найди ошибку:

на обоих журналах

на обеих берегах

обе подруги

оба друга

Найди ошибку:

семеро козлят

четверо женщин

четверо друзей

пятеро котят

Найди ошибку:

трое ножниц

семеро кошек

семеро парней

две женщины

5. Итог урока.

-Какую цель ставили? Достигли её?

 Мы познакомились с собирательными числительными и учились правильно использовать их в речи и на письме.

 - Что такое собирательные числительные? (числительные, которые обозначают определенное количество предметов как одно целое)

Выразите своё мнение об уроке с помощью синквейна.

- А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

На следующем уроке мы продолжим знакомство с этими удивительными числительными.

18. Домашнее задание. П.74, упр.420

Резерв.

- Вспомните как можно больше пословиц и поговорок, в которых употребляются собирательные числительные.

СЕМЕРО одного не ждут. СЕМЕРО по лавкам, один пашет, СЕМЕРО руками машут, ДВОЕ дерутся - третий не суйся, Один с сошкой, а СЕМЕРО с ложкой, СЕМЕРО не один, в обиду не дадим, За ДВОИХ попотеешь - за ТРОИХ поешь.

А теперь попробуйте решить такую задачу. Представим себе, что вы пробыли в санатории 20 суток, а потом ваше пребывание продлили ещё на двое суток. Но как прочесть сочетание «22 суток»   Нельзя сказать «двадцать две сутки», не подходит «двадцать два сутки», так, может быть, «двадцать двое суток»? Но это тоже неправильный вариант: количественное числительное 20 и собирательное числительное двое не могут вступать в сочетание. Что же делать? Можно перестроить конструкцию или заменить слово сутки словом дня.

 Творческое задание.

Под столами приклеены роли участников сценки (об этом никто не знает). По команде учителя они находят стикеры с ролями, объединяются в одну группу и показывают сценку.

Действующие лица: двое охотников, трое зайчат, собака и автор.
Охота

Отправились как-то на охоту за зайцами двое мужчин. Через час их собака нашла в лесу трех зайчат и погнала.

Гоняет зайчат собака по лесной вырубке, а зайчата всё не выбегают. Куда же они девались? Подождали, подождали и пошли на полянку посмотреть, в чём дело. Глядят: носится собака по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберется. Куда зайчатам на поляне спрятаться?

Вышли на середину полянки и сами ничего не поймут. Потом случайно глянули в сторону, да так и замерли. В пяти шагах от них, на верхушке высокого пня, притаились трое зайчат, глазёнки так и впились в охотников, будто просят: «Не выдавайте нас собаке!»

Стыдно им стало убивать зверьков. Опустили они ружья, отозвали гончую и решили, что больше никогда не поднимут ружья на беззащитных животных.

Числительное.

Самостоятельное, важное.

Склоняется, уточняет, обозначает.

Служит для обозначения числа, количества и порядка предметов.

Часть речи.

Существительное. Название

Два прилагательных. Описание

Три глагола. Действия

Фраза из 4 слов показывает отношение к теме

Существительное. Синоним повторение сути темы

Имя числительное

порядковое, количественное

склонять, употреблять, уточнять

Без числительных не разобраться в мире!

выражение точности.

Имя числительное

Количественное, собирательное

Урок

Интересный, познавательный

Повторяли, узнавали, закрепляли

С интересом изучали тему

Понравился

http://900igr.net/up/datas/203209/012.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....