Мониторинг - помощник
учебно-методическое пособие по русскому языку

Фомина Екатерина Георгиевна

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

5 класс

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

(Г.И. Снегирёв)

Задания.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Составьте план.
  4. Перескажите текст подробно.
  5. Выразите мысли и чувства по поводу прочитанного.

***

6 класс

Зимний парк.

Скрипит по ногами ослепительный снег. Идёшь по огромному парку и наслаждаешься красотой морозного зимнего дня.

На снегу видишь следы каких-то птичек. На красноватом стволе сосны мелькает чей-то хвост. Конечно, это белка. а говорят, что зимой жизнь в парке замирает. Клевета!

Вот синичка. Такая привычная городская жительница... Здесь, на этом сверкающем снегу, она кажется удивительной, сказочной птицей! А если уж прилетит стая снегирей и сядет на ветви деревьев, то парк превратится в волшебный сад, где на белых деревьях растут розовые яблоки.

(Из интернета)

Задания.

  1. Напишите подробное изложение, сохраняя стиль описания.
  2. Дополните авторское описание собственным, то есть добавьте элементы сочинения-описания.

***

7 класс

Они были идеальными.

Мне дали три письма. Просили узнать, где эти ребята и почему не заходят.

Я протянул Екатерине Ильиничне поблекшие, морщинистые конверты. Она надела очки, стала осторожно вынимать письма и одно за другим читать.

— Не заходят, говоришь? Как же могут они зайти, если обещали жизнью пожертвовать?

— Они все… погибли? — недоверчиво спросил я. — Все трое?

— Не трое! Их миллионы погибли… А буквы все те же!

Она помолчала.

— «С. Н.» Это Сережа Нефедов. Он! Не сомневаюсь… Художественная была натура! Цветы на подоконниках разводил. Он и рисовал хорошо! У меня есть его картина: «Неизвестная с портфелем». бывало, после уроков по шесть портфелей тащил: освобождал девчонок от физических напряжений. Он им и каблуки приколачивал, если отрывались во время танцев. А как эти мальчики танцевали! Лучше, чем они были в жизни, вообще быть невозможно. Они были идеальными...

— В жизни она лучше была, по-моему.

На ее серовато-увядшие щеки пробился румянец. Письма в руках дрожали, как от озноба.

— «В.Б.» Это Володя Бугров… У меня сохранилась его тетрадка. Он решал в ней задачки, которых я лично решить не могла. Говорил правду… Считал, что если производственные и спортивные нормы надо выполнять, то уж человеческие тем более! Всегда в очередь становился, никого не расталкивал, а оказывался все равно впереди. Академиком был бы… Сколько будущих академиков не дожили даже до института!

Нет идеальных? А мои мальчики? А мои ребята?! Вот написано: «С». Это Саша Лепешкин. Стеснялся своей фамилии: одной буквой отметился. Маленьких обожал! И этого тоже стеснялся: украдкой, за школой, первоклассников на санках катал. Мама его уборщицей в школе работала. Так он, бывало, за нее после уроков полы мыл. Этого не стеснялся! Девчонки идут, а он моет, трет. Ведра таскает… Нет идеальных? А Саша Лепешкин! И все трое погибли.

(по А.Г. Алексину)

Задания.

  1. Напишите выборочное изложение (например, об авторе одного из писем).
  2. Дополните изложение сочинением на тему «Такой народ не мог не победить».

***

8 класс

1.        Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного, и оно случается. Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи. В ночном поле охотились совы.

В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не станет присматриваться. Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук, падает сова, вытянув вперед растопыренные лапы, и тут же взлетает с добычей.

Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. Но ушастой ее назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. По этим ушам ее ни с кем не спутаешь.

Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки, порхают совы над травой, падают в нее и взлетают снова. Залюбуешься!

2.        Однажды (это было в конце сороковых годов), исследуя низовья реки Имана в Уссурийском крае, я нашёл гнездо болотной совы. Это гнездо, к моему искреннему удивлению, помещалось на маленькой, ничем не защищённой кочке. Никто, за исключением лишь нескольких исследователей природы, не видел гнезда совы в таком странном месте. Да, редкостное это было зрелище! Насколько я помню, в гнезде лежали шесть беспомощных совят, по-видимому, таких же обжор, как и птенцы горихвосток. «Как это вас, бедолаги, угораздило, - сказал я, обращаясь к совятам, появиться на свет у такой нерадивой мамаши?» К предположению насчёт обжорства совят я пришёл, конечно, не случайно. Известно, что большинство сов ведут ночной образ жизни. Родители найденных мною совят, однако, вынуждены были нарушить свойственный совам образ жизни. Они охотились за мелкими грызунами: мышами-полёвками, землеройками – не только в ночное время, но, как мне удалось убедиться позднее, и большую часть дня. Очевидно, сильно подросшие совята – будущие хищники – нуждались в обильной пище, и бедным родителям не хватало короткой летней ночи, чтобы поймать нужное количество грызунов. Однако при достаточном количестве пище совы редко покидают гнёзда.

(Из интернета)

Задания.

  1. Из двух прочитанных текстов выберите один, необходимый для заметки о совах в школьную газету.
  2. Напишите текст публицистического стиля «О совах».

***

9 класс

О хороших манерах.

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее. В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши - вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол - опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим - к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна».

И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

(Д.С. Лихачёв)

Задания.

  1. Напишите сжатое изложение, применяя полученные приёмы компрессии текста.
  2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого я считаю воспитанным человеком».

***

10 класс

Впервые слово биосфера ввёл в науку термин австрийский учёный Эдуард Зюсс в 1875 году. Однако учение о биосфере появилось только в начале XX века. Создал его русский учёный В.И. Вернадский. Он рассматривал биосферу как активную оболочку Земли, в которой обитают живые организмы. Деятельность всех живых существ вместе с человеком преобразует планету. Сам В.И. Вернадский считал своим предшественником в учении о биосфере французского натуралиста Жана Батиста Ламарка.

Биосфера включает три оболочки: воздушную - атмосферу, водную - гидросферу, твёрдую - литосферу. Область распространения основной массы живых организмов в литосфере не выходит за 10 метров от поверхности. Атмосфера заселена до 6 тыс. метров над уровнем моря. В воде жизнь распространена повсюду, вплоть до самых больших океанских глубин, то есть свыше 11 тыс. метров. По сравнению с размерами самой Земли биосфера представляет собой тончайшую плёнку.

Для существования биосферы необходимо непрерывное поступление энергии. её главным источником является световое и тепловое излучение Солнца. Энергия солнечного света накапливается в органическом веществе зелёных растений в виде энергии химических связей и может передаваться от одних организмов к другим.

(Из интернета)

Задания.

  1. Прочитайте текст, выделите в нём главное.
  2. Кратко сформулируйте основные положения текста в виде тезисов.
  3. Создайте текст публицистического стиля о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

***

11 класс

Наедине с толпой.

Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени. Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. Наедине с толпой.

Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в сегодняшнем городе.

Редкая поездка по столице обходится без метро. Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. Плотный паренёк, видимо, распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. Богатырское движение! Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. Известно, что стоять надо справа, проходить слева. Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

Вышли на платформу. Приближается поезд. Нам предстоит сесть в вагон. Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину...

Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По З.С. Паперному)

Задания.

  1. Сформулируйте одну из проблем исходного текста.
  2. Аргументируйте собственное мнение по проблеме, поднятой в тексте.



Предварительный просмотр:

Проверяемые универсальные учебные действия (ученик (-ца) умеет)

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

9-й класс

10-й класс

11-й класс

1. Анализировать текст с точки зрения содержания (определять тему и основную мысль).

1. Вычленять в повествовательных текстах элементы описания.

1. Отбирать материал по одному источнику.

1. Отбирать материал по двум и более источникам в соответствии с определённой темой и замыслом.

1. Владеть приёмами компрессии текста, достаточными для создания сжатого изложения.

1. Владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров (быстро и осмысленно читать, выбирать главное).

1. Формулировать одну из проблем исходного текста.

2. Озаглавливать текст, составлять простой план готового текста.

2. Излагать повествовательный текст, осложнённый описанием с творческим заданием (создание текста- повествования с элементами описания).

2. Выборочно излагать текст-рассуждение.

2. Кратко излагать содержание прочитанных или прослушанных текстов.

2. Кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей.

2. Излагать содержание прочитанного текста, выделяя элементы, отражающие идейный смысл произведения в форме плана, тезисов, конспекта.

2. Аргументировать собственное мнение по проблеме, поднятой в тексте.

3. Подробно или сжато излагать текст-повествование в письменной форме с сохранением стиля.

3. Создавать собственное высказывание в соответствии с темой, замыслом.

3. Создавать текст-рассуждение (тезисы, доказательства, вывод).

3. Строить текст публицистического стиля.

3. Строить связное (тезисы, доказательства, вывод) аргументированное высказывание на тему, связанную с анализом содержания текста.

3. Создавать высказывание, используя средства публицистического стиля, общественно-политическую лексику.

3. Употреблять языковые средства в зависимости от речевой ситуации.

4. Самостоятельно строить высказывание (повествование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный помощник - справочник по русскому языку и литературе

"Личный помощник" - это справочник по русскому языку и литературе, который содержит опорные схемы и памятки для учащихся, родителей и студентов.  Весь материал представлен пятью блоками...

положение план проведения занятий отряда " Юные помощники милиции"

Данный материал представляет собой информацию о работе отряда " Юных помощников милиции" в школе....

Внеклассное мероприятие по истории на тему "Помощники Клио".

Цели: 1. Сформировать у учащихся представления о вспомогательных исторических  дисциплинах и их значении в получении достоверной исторической информации. 2. Повысить интерес учащихся к ис...

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

«Помощник в познании окружающего мира» (листы – помощники)

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов...