Конспект урока: «Гласные в приставках пре- и при-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Еськова Ольга Николаевна

Конспект урока: «Гласные в приставках  пре- и  при-»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._glasnye_v_pristavkah_pre-_i_pri-.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Тема урока: «Гласные в приставках  пре- и  при-»

Дата проведения:

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Образовательные технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.  

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 

Задачи урока.

 Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-.
  3. Развить умение формулировать определение понятий.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Совершенствовать орфографические и умения.

 Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода.
  2.  Развитие внимания.
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные  результаты.

Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку.
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
  3. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 

Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности.

2.Владение разными видами речевой деятельности.

3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Оборудование: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители -  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.

   - компьютер,

- раздаточный материал,

   - словари русского языка (орфографический,  толковый);

План урока.

  1. Оргмомент (2 мин.)
  2. Словарная работа (5 мин)
  3. Актуализация знаний (7 мин.)
  4. Изучение нового материала (10 мин.)
  5. Физминутка (1-2 мин.)
  6. Закрепление изученного материала (10 мин.)
  7. Домашнее задание (2 мин.)
  8.  Рефлексия. (1-3 мин.)

Ход урока 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Принципы  системно-деятельностного подхода, формируемые  УУД

1. Мотивационно-ориентированный

Цель  этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающегося, мотивация на учение, создание ситуации успеха.

- Здравствуйте! Рада всех приветствовать!

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

- Сегодня на уроке мы будем  удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, использовать материалы из рабочих папок, оценивать свою работу по критериям.    

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.  

Принцип психологической комфортности.

Коммуникативные:

- умение слушать

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений с учителем).

Регулятивные:

-научатся контролировать организацию своего рабочего места.

2. Словарная работа.

Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности.

- Запишите словарные слова столбиком

Диктую словарные слова:

Поддаваться

Репертуар

Изображение

Соломенный

Телефон

Акварель

Великолепие

Карикатура

Интересный

Проверяем диктант, оцениваем.

- Почему столь необычным способом мы записали словарные слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока.

Записывают словарные слова столбиком.

Определяет и записывает тему урока: «Приставки…»

Принцип деятельности.

Познавательные:

  • общеучебные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы;

  • логические:

- анализ объектов с целью определения темы урока;

Коммуникативные:

-умение строить связное высказывание.

3. Актуализация знаний.

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к  осознанию нового способа действия.

Организует повторение:

 Но прежде чем  мы запишем тему  полностью, вспомним, на какие группы делятся все приставки в русском языке?

- Правописание  каких приставок  мы  уже изучили?

- Расскажите об условиях их выбора.

Готовит к восприятию нового материала:

- Мне только что пришло СМС

Пр…бываем в Третьяково  на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. Если не возникнут непр…двиденные  обстоятельства, в 10.30 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным пр…ветом  пр…ставки  Пре- и При-

 -  Попробуем прочитать её. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать?

(В какой части слова они пропущены  и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок?

- Допишем тему урока. Как она будет звучать?  

- А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ?

Отвечает на вопросы, рассказывает об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок.

Формулирует тему и цель урока.

Нет.

Приставки  пре- и при.-

Познавательные:

  • -общеучебные:

- структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно  строить высказывание

  • -логические:

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез);

-обобщение наблюдений;

Регулятивные:

-оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

-целеполагание

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение полно и точно выражать свои мысли;

 -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: знакомство с условиями выбора  приставок пре-, при-.

Организует самостоятельную  работу.

 

Обратимся  к учебнику(стр. 112-113)  и выполним задание

найдите значения приставки при-,  приведите примеры

значение приставки пре- примеры.

Что нового узнали из учебного материала? некоторые значения приставок
установить трудно, поэтому следует проверять по орфографическому словарю и запоминать -  
преследовать;

 - приставка пре- входит в состав корня – преподаватель, приключение .

 

Работает с информацией, представленной в форме текста.

Обсуждение проблемных вопросов, формирует собственное мнение и аргументирует его.

Проверка и оценка работы.

Принципы деятельности , вариативности и творчества.

Познавательные:

  • -общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;

-умение применять информацию  для решения практических задач.

-структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание.

Регулятивные:

-планирование своей деятельности;

-волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей;

-коррекция;

-контроль.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

- умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой  на работу, установление доброжелательных отношений).

5. Физкультминутка.                     Цель этапа: снятие  физического и эмоционального напряжения.

После физкультминутки  настраивает на следующий этап урока.

- Перед  следующим этапом урока пожелаем себе успехов и скажем: «Я буду внимателен! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

Физкультминутка «Гимнастика для глаз».

Учащийся выполняет гимнастику для глаз.

Регулятивные:

-саморегуляция;

Коммуникативные:

- умение слушать

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой  на   работу).

6.Применения  знаний  и умений в новой ситуации.

 Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения.

Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке.

1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и  при-.

2) -Давайте проверим, правильно  ли вы заполнили таблицу? (1 – на электронной доске)

Оцените свою работу

3)- Теперь мы можем прочесть присланное нам СМС. Вставьте пропущенные буквы, объясните.

 Индивидуальное задание.

«Редактор» Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок   Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте
лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел
прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

Оценка

4) «Собери текст»

У вас  есть рассыпанные  предложения. Попытайтесь из них собрать текст.

1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин.

2.Музыка в траве пр…тихла.

3.Вы любите осеннюю пр…роду?

 4.Я всегда радуюсь  пр…ближению осени, поэтому меня не пугают

 пр…огромные тучи,  дождь и грязь.

5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

6.Он словно пр…задумался.

7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу!

8.На ветке березы пр…таился дятел.

(Ответ: 3, 4, 7, 6, 2, 1, 8, 5)

6) Собрали? А теперь запишите по порядку буквы, которые вы вставите на месте пропуска.

(Ответ: И  И  Е  Е  И  И  И  И  Е)

Строят монологическое высказывание по теме.

Проверяют заполнение таблицы.

Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном.

Оценивает свою работу.

Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-.

 (самостоятельная работа)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель, результаты, степень их соответствия.

Принципы  деятельности, непрерывности, вариативности, обратной связи

Познавательные:

  • общеучебные:

- умение применять информацию  для решения практических задач;

- умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

- умение строить доказательства;

- рефлексия способов и условий действия

  •  логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;

- умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона

- коррекция;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

- умение полно и точно выражать свои мысли,

 - владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- самоопределение;

- развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха;

- развитие творческого мышления.

7. Домашнее задание.

Даёт комментарий к выполнению задания.

§ 40;

1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.

Записывают домашнее задание:

Учащийся записывает задание.

Принцип психологической комфортности.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий

Регулятивные:

- прогнозирование;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

- самооценка на основе успешности

8. Рефлексивно-оценочный.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Организует рефлексию.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Выполнили мы поставленные цели? Молоцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

Можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

Осталось поставить оценки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Принцип обратной связи.

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- оценка процесса и результата деятельности.

Личностные:

- самооценка на основе успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока гласные звуки ударные и безударные

Урок в 5 классе при изучении фонетики...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА урока на тему “Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-“.

Класс 6Тема и номер в теме  Гласные в суффиксах имён существительных –ек- и –ик-. (1-ый  урок)Базовый учебник Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Бара...

Конспект урока "Гласные и согласные звуки"

Конспект урока "Гласные и согласные звуки" 5 класс...

Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."

Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и ...

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III  тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...

Конспект урока "Гласные в корнях с чередованием"

Конспект урока русского языка в 5 классе. Соответствует ФГОС...