Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Жибоедова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl._russkiy_yazyk.docx48.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Рабочая программа по русскому языку в 9  классе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, программы Министерства образования РФ под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва: «Просвещение», 2015 и примерных программ основного общего образования.

           Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2015. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина.

           Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана  на 102 часа (из расчёта 3 урока в неделю).

          Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

           В системе школьного образования учебный предмет «Русский  язык» занимает особое место, так как является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их памяти и воображения, способности к самостоятельному усвоению новых знаний. Его воздействие на формирование личности ребёнка в процессе обучения носит универсальный, обобщающий характер. Кроме того, являясь формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе и на качество овладения профессиональными навыками.

   Преподавание  русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

   В процессе изучения русского языка  развиваются и совершенствуются следующие надпредметные умения:

-коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

-интеллектуальные  (сравнение, сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

-информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль и самооценку).

   Доминирующей идеей  курса русского языка в основной школе является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

   Содержание курса  обусловлено общей направленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в общении.

Лингвистическая компетенция формируется на основе овладения знаниями об устройстве русского языка, лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях, а также на базе овладения основными нормами русского литературного языка.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.

   

Минимум содержания образования по разделам

Введение. (1 час)

Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5-8 классах. (11 часов + 2 часа)

Сложное предложение. Культура речи.

Сложносочинённые предложения. (10 часов + 4 часа)

Сложносочинённое предложение и его особенности. Сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.

Сложноподчинённые предложения. (25 часов + 9 часов)

Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения  и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

 Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Бессоюзные сложные предложения. (11 часов + 3 часа)

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями

Сложные предложения с различными видами связи. (7 часов + 7 часов)

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Сведения о языке. (4 часа + 3 часа)

Повторение изученного за год. (5 часов)

Развитие речи. (28 часов)

Повторение  пройденного  в 5-8  классах  о  текстах, стилях  и  типов  речи. Расширение  сведений  о  публицистическом и  художественном  стилях.

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Упражнения в сжатии текста. Сжатое изложение публицистического характера. Сжатое изложение на морально-нравственную тему.

Подробное и  выборочное  изложение  публицистического  характера  с  элементами  описания.

Рецензия на литературное произведение, фильм.

Комплексный анализ текста.

Написание тезисов, докладов, конспектов, рефератов. Деловые документы (автобиография, заявление).

Сочинение-рассуждение  на  морально-этические  темы  и  на  темы,  связанные  с  анализом  изучаемых  литературных  произведений.

Сочинения  повествовательного  характера  с  элементами  описания,  рассуждения.

Сравнительная  характеристика  литературных  героев.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;

текст:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;

-  анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п. );

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях  русского языка;

морфология:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере  русской пунктуации.

Виды и формы контроля:

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

- комплексный анализ текста;

сочинение-рассуждение

- сочинение по картине;

- изложение с элементами сочинения;

изложение  сжатое

- тест;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

В том числе контрольных

диктантов

изложений

сочинений

тестирований

ВЧ

Введение

1

Повторение пройденного в 5-8 классах

11ч+2ч

1

Сложносочиненное предложение

10ч+4ч

1

1

1

Сложноподчиненное

25ч+9ч

2

2

Бессоюзное сложное предложение

11ч+3ч

1

2

Сложные предложения с разными видами связи

7ч+7ч

1

1

Сведения о языке

4ч+3ч

1

Повторение за год

Итого:

102

5

4

2

3

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов.

Тема урока

Количество часов

Дата

по плану

Фактическая дата

Примечание

1.

Введение.

Международное значение русского языка.

1

05.09.

Повторение пройденного в 5-8 классах (11 часов + 2 часа)

2.

Фонетика. Произношение и правописание.

1

06.09.

3.

Изменение качества гласного звука в безударной позиции.

1

08.09.

4.

P/P Основные виды тропов.

1

12.09.

5.

Входная контрольная работа (диктант).

1

13.09.

6.

Основные способы образования слов.

1

15.09.

7.

Морфология. Морфологические средства связи в тексте.

1

19.09.

8.

Лексика и фразеология

1

20.09.

9.

Синтаксис и пунктуация простого предложения.

1

22.09.

10.

Обособленные члены предложения.

1

26.09.

11.

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

27.09.

12.

Проверочное тестирование по теме «Повторение».

1

29.09.

13.

P/P. Приёмы сжатия текста.

1

03.10.

14.

Упражнения в сжатии текста.

1

04.10.

Сложносочинённое предложение (10 часов +2 часа)

15.

Понятие о сложном предложении.

1

06.10.

16.

Разделительные и выделительные знаки препинания в сложном предложении.

1

10.10.

17.

Интонация сложного предложения.

1

11.10.

18.

Основные виды сложных предложений.

1

13.10.

19.

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

1

17.10.

20.

Контрольный диктант.

1

18.10.

21.

Анализ диктанта.

1

20.10.

22.

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам.

1

24.10.

23.

Самостоятельная работа - тестирование.

1

25.10.

24.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

1

27.10.

25-26.

P/P. Контрольное сочинение- рассуждение.

2

31.10.

01.11.

27.

P/P. Рецензия на литературное произведение, фильм.

1

03.11.

28.

P/P. Комплексный анализ текста.

1

14.11.

Сложноподчинённое предложение(25 часов+9 часов)

29.

Понятие сложноподчинённого предложения.

1

15.11.

30.

Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём.

1

17.11.

31.

Смысловые отношения между частями СПП.

1

21.11.

32.

P/P.Средства связи частей сложноподчинённого предложения.

1

22.11.

33.

Виды СПП по характеру придаточных предложений.

1

24.11.

34.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1

28.11.

35.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1

29.11.

36.

Урок-практикум по придаточным предложениям.

1

01.12.

37.

Урок-зачёт по теме «Сложное предложение».

1

05.12.

38.

Различение видов придаточных обстоятельственных предложений.

1

06.12.

39.

Придаточные предложения образа действия и степени.

1

08.12.

40.

Придаточные предложения места и времени.

1

12.12.

41.

Придаточные предложения места и времени.

1

13.12.

42.

Административная контрольная работа.

1

15.12.

43.

Придаточные предложения условные.

1

16.12.

44.

Придаточные предложения причины и цели.

1

19.12.

45.

Придаточные предложения уступительные.

1

20.12.

46.

Придаточные предложения сравнительные.

1

22.12.

47.

Придаточные предложения следствия.

1

26.12.

48.

P/P. Учимся писать тезисы, доклады, конспекты, рефераты.

1

27.12.

49.

P/P. Особенности использования СПП в текстах.

1

29.12.

50.

Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными.

1

12.01.

51.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

1

16.01.

52.

P/P. Сжатое изложение публицистического текста.

1

17.01.

53.

Однородное подчинение придаточных предложений.

1

19.01.

54.

P/P. Контрольное сжатое изложение.

1

20.01.

55.

Параллельное подчинение придаточных предложений.

1

23.01.

56.

Последовательное подчинение придаточных предложений.

1

24.01.

57.

Урок-зачёт по теме «Сложноподчинённое предложение».

1

26.01.

58.

Контрольный диктант.

1

30.01.

59.

P/Р. Деловые документы (автобиография, заявление).

1

31.01.

60.

P/P. Контрольное сжатое изложение.

1

02.02.

61.

P/P. Изложение с элементами сочинения.

1

06.02.

62.

P/P. Работа над ошибками сочинения.

1

07.02.

Бессоюзное сложное  предложение    (11 часов + 3 часа)

63.

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1

09.02.

64.

Определение смысловых отношений между частями БСП.

1

13.02.

65.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

14.02.

66.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

16.02.

67.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

20.02.

68.

Упражнения в постановке знаков препинания в БСП.

1

21.02.

69.

Пунктуация в сложном предложении.

1

24.02.

70.

Контрольное тестирование.

1

27.02.

71.

P/P. Сжатое контрольное изложение на морально-нравственную тему.

1

28.02.

72.

P/P. Сочинение-рассуждение о милосердии.

1

02.03.

73.

P/P. Работа над ошибками изложения и сочинения.

1

06.03.

74.

Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях.

1

07.03.

75.

Контрольная работа (тестирование).

1

13.03.

76.

Работа над ошибками.

1

14.03.

Сложные  предложения с разными видами связи (7 часов + 7 часов)

77.

Типы сложных предложений с разными видами связи.

1

16.03.

78.

P/P. Правильное построение сложных предложений с  разными  видами связи.

1

20.03.

79.

Синонимия простого и сложного предложений.

1

21.03.

80.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

1

03.04.

81.

Пунктуация в сложных предложениях с различными видами связи.

1

04.04.

82.

Синтаксический и пунктуационный разбор.

1

06.04.

83.

Повторение изученного материала.

1

10.04.

84.

Контрольный диктант.

1

11.04.

85-86.

P/P. Сжатое изложение.

2

13.04.

14.04.

87.

P/P. Правила написания сочинения-рассуждения.

1

17.04.

88.

P/P. Упражнения в написании сочинения-рассуждения.

1

18.04.

89-90.

P/P. Контрольное сочинение-рассуждение.

2

20.04.

24.04.

Сведения о языке (4 часа+3 часа)

91.

Общие сведения о языке.

1

25.04.

92.

Роль языка в жизни общества.

1

27.04.

93.

Язык как исторически развивающееся явление.

1

04.05.

94.

Русский литературный язык и его стили.

1

07.05.

95.

P/Р. Контрольное изложение.

1

08.05.

96.

P/P. Сочинение-рассуждение «Возможен ли подвиг сегодня?»

1

11.05.

97.

P/Р. Анализ изложений и сочинений.

1

12.05.

Повторение за год (5 часов)

98.

Основные виды изученных орфограмм.

1

15.05.

99.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац.

1

16.05.

100.

Синтаксическая синонимия.

1

18.05.

101.

Основные выразительные средства синтаксиса.

1

22.05.

102.

Смысловые функции знаков препинания.

1

23.05.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2001.

2) Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. М.: ВАКО, 2013 – 368 с. – (В помощь школьному учителю).

3) Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2003.

4) Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/ Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2006.

5) Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс/ Т. Ю. Угроватова. – М.: Просвещение, 2005.

6) Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. – М.: Просвещение, 2005.

7)  Голуб И. Б. Основы культуры речи/ И. Б. Голуб. – М.: Просвещение, 2005.

8) Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. 9 класс. Контрольные работы тестовой формы. Практикум для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку (6 класс) к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. на 2016-2017 уч.г.

Так как обновленный учебник (М.: "Просвещение" - 2016) реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирования лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привле...

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...

Рабочая программа ФГОС с УУД по русскому языку класс по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыж...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой...