Олимпиадное задание по русскому языку, 5 класс
олимпиадные задания по русскому языку (5 класс)

Олимпиадное задание по русскому языку в 5 классе с ответами по УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimp_5kl.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 класс (45 минут)

1.Запиши слова в 3 столбика: с ударением на первом, втором и третьем слоге (3балла).

Баловник, звонишь, банты, украинский, поняла, сироты, свекла, средства, танцовщица,  приняла.

2.Перепиши предложения, исправив ошибки в употреблении слов(6баллов).

Он написал свою автобиографию. К счастью, Карлсон вернулся назад. Он разговаривал, жестикулируя руками. Он всегда вовремя оплачивал за проезд. Цены на фрукты постоянно растут вверх. Еда была сытой и вкусной.

3. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях (2балла):

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

4.Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.( 10 баллов)

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идет.

Мертвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несет.  (И. Бунин.)

5.        Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые. Каждое используй только один раз. Напиши получившиеся слова. (10 баллов)

сено                  овод

банк                  рот

стол                  ежи

зал                     глас                

яр                      вал

воз                    очки

газ                     ода

гриб                  марка

хор                    он

бор                    яр

6.Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут( 8 баллов):

Ростик, Поля, Настя, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.  

7. Какие слова можно отнести к разным частям речи (5 баллов):

рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

8. Выпиши только пары слов, в которых одинаковые приставки. Выдели приставки.(4 балла)

Польёт – полёт, полезет - полезный, пробовать – пробивать, взрыв – вздор, прошла - прошила, подышать - подшить, вскоре – вскроет, вслух – вслед, взлет – вздох.

9.Попробуй объяснить, как произошли словаЗРЕЛИЩЕ, НЕВЕЖДА.  Для этого определи их лексическое значение. (6 баллов)

10. Определите члены предложения(6 баллов):

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой».

Придумайте монолог ступы Бабы-яги. (20 баллов)

Ответы на задания.

(всего 80 баллов)

1 Нормы русского литературного языка

        Орфоэпия

1.За каждый правильный ответ (столбик) – 1 балл. Всего – 3 балла

1 столбик: банты, средства, свёкла.

2 столбик: звонишь, сироты, танцовщица.

3 столбик: баловник, украинский, поняла, приняла.

        Лексика

2.За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов

Он написал свою биографию. – Он написал автобиографию.

К счастью, Карлсон вернулся.

Он разговаривал, жестикулируя.

Он всегда вовремя оплачивал проезд.

Цены на фрукты постоянно растут.

Еда была сытной и вкусной.

2. Современный русский язык

        Фонетика

3. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.  4 раза

     [а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает. 10 раз.                                                          

  За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего-2 балла.

4.Все звонкие согласные звуки (не повторяя уже названные).

[в']  [р ] [н' ] [в ] [л' ] [д ] [м ] [J' ]  [н ] [д' ] [м' ] [л ] [б' ] = 13              4 балла

Все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные).

[ т'] [с' ] [ с] [ х] [ п] [ц ] [ш ] [ ч'] [щ' ] [т ] [к' ]  =11                             4 балла

Дети должны учитывать, что некоторые звуки парные: [ф], [ф'].  

Слова, где букв больше, чем звуков:

осенний, подымается                                                                             2 балла

Всего -10 баллов

        Лексика

5.За каждое правильно составленное слово – 0, 5  балла

Сеновал, банкрот, столяр, залежи, возглас, газон, грибочки, борода, хоровод,  ярмарка.

Всего- 10 баллов

        Морфология

6. За каждое правильное имя по 1 баллу:  Ростислав, Полина, Анастасия, Маргарита, Дмитрий, Леонид, Семён, Георгий.                                                                  

Всего- 8 баллов

7. Слова можно отнести к разным частям речи: рой (сущ., глагол), мой (глагол, мест.), спой (глагол), вой (сущ., глагол), открой (глагол), раскрой (сущ., глагол), простой (сущ, прил., глагол).

За полный  и грамотный ответ с примерами– 5 балла. За правильный ответ,  но неполный или без примера – 1- 4 балла.

Всего- 5 баллов

        Морфемика

8. За каждый правильный ответ – 1  балл. По-льёт-по-лёт, про-шла – про-шила, в-слух – в-след, вз-лёт – вз-дох.Всего – 4 балла

        Синтаксис.

10. Определите члены предложения:

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой».  (Обстоятельство, подлежащее, дополнение, сказуемое, сказуемое, обстоятельство образа действия). -6 баллов

За структуру, смысл, образность монолога-20 б

Максимально – 26 баллов

3. История языка

9.        За формулировку лексического значения – по 1 баллу. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) – по 2 балла за каждое слово.

Зрелище – от слова «зреть» (смотреть). Зрелище – то, на что смотрят (то, что смотрят).

Невежда – от слова «не ведать» (не знать). Невежда – тот, кто мало знает (не знает), необразованный человек.

Максимально -6 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...