как написать сжатое изложение. огэ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Бишадаева Юлия Николаевна

огэ  9 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_napisat_horoshee_izlozhenie.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Как написать хорошее изложение?

Итак, девятиклассники понемногу начинают волноваться. Русский язык – непростой экзамен, ведь кроме знания правил, нужно уметь писать изложения, понимать главную мысль текста, четко излагать свои мысли и подбирать правильную аргументацию в развернутых ответах на вопросы по тексту.

В нашей первой статье, посвященной ОГЭ, мы попробуем дать несколько полезных советов по подготовке к первой части экзамена по русскому - изложению. В марте уже пора начинать активно тренироваться.

1. Фокус на главном!

Изложения в школе пишут в каждом классе, поэтому часто школьники считают, что здесь проблем возникнуть просто не может. С одной стороны, тренировка всегда помогает, с другой – есть несколько моментов, на которые имеет смысл обратить пристальное внимание.

На экзамене в первом задании требуется написать сжатое изложение.

При сжатом изложении не нужен подробный пересказ текста. От школьника требуется другой важный навык – понять основное содержание и ключевые моменты, поддерживающие главную мысль. Все остальное не только можно, но и нужно опустить.

Чем меньше вы растекаетесь мыслью по древу, чем четче формулируете, тем лучше. Главное в формате сжатого изложения – ясно передать ядро текста с авторскими аргументами и примерами (их называют микротемами). Вот именно в этом направлении и нужна тренировка. Тексты для прослушивания есть в открытом доступе на сайте ФИПИ. Как же с ними работать?

2. Первое прослушивание = план

Включите аудиозапись, внимательно прослушайте текст. Записывать во время чтения ничего не надо! Попытка стенографирования – большая ошибка школьников. Часто при таком подходе ускользает смысл текста, пропущенные куски очень трудно восстановить, ведь они пролетели мимо ушей.

Попробуйте просто сосредоточиться и понять, о чем вам рассказывают. Сразу схватите главную тему, обратите внимание на аргументы или примеры автора. И обязательно – на стиль!

Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный наделовой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.

После того, как вы прослушали текст, запишите основную тему и важные моменты, которые вы отметили. То есть составьте краткий план работы. Так у вас перед глазами появится схема, на которую вы будете опираться. 

3. От второго прослушивания к черновику

А вот во время второго прослушивания работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.

Совет – пишите не подряд, оставляйте между намеченными абзацами достаточно места, чтобы вписать туда по памяти недостающее.

Итак, у вас есть план изложения и намеченные абзацы. Теперь пишем черновик. Не торопитесь, не бойтесь что-то упустить. Тексты для изложений по силам каждому школьнику. Пишите по абзацам, вспоминая услышанное. Старайтесь сохранять авторский стиль, не допускать отсебятины.

Написав черновик, обязательно сверьте свой первоначальный план с получившимся текстом. Подумайте, все ли вы учли, «прокрутите» текст в голове. Раскрыли ли вы тему? Соответствует ли написанное авторской логике? Достаточно ли внятно изложены микротемы и ведут ли они к главной мысли, высказанной в тексте? Если вы удовлетворены работой, переходите к проверке орфографии и пунктуации.

4. Проверяем себя

Уровень грамотности во время экзамена также оценивается, а баллы за ошибки снижают. Но вы пишете не диктант, а изложение, этот формат работает на вас. При любых сомнениях в написании слова вспоминайте синонимы. Меняйте слова, словосочетания, даже предложения, если не уверены в правильности орфографии и пунктуации. В изложении важно не использование точных авторских слов, а передача смысла.

Но помните, что писать телеграфным стилем позволено или Хэмингуэю, или ученику начальной школы. От девятиклассника все же ждут развернутых предложений, поэтому не нужно хитрить в надежде избежать ошибок, это может обернуться против вас.

5. Как понять, что все получилось

Итак, вы тренируете свои навыки, но как понять, что все получается? Во-первых, можно для начала потренироваться на печатных текстах. Так вы лучше будете видеть соответствие изложения и оригинала. Попробуйте прочитать текст самостоятельно вслух, убрать текст, записать план. Прочитайте второй раз, уберите, запишите план по абзацам. Напишите черновик. Проверьте грамотность. А потом сверьте оба текста.

Во-вторых, можно привлекать родителей и друзей – пусть прочитают вам текст, а вы действуйте по вышеизложенной схеме. С друзьями тренироваться очень удобно – можно читать по очереди и проверять работы друг друга.

Ну, и в-третьих, если вы чувствуете неуверенность, еще есть время прокачать свои навыки на курсах или с помощью репетиторов.

Изложение – это, прежде всего, анализ текста, быстрое понимание главной мысли. Этому можно научиться даже если до экзамена осталось всего ничего.

«Подготовка к написанию сжатого изложения (Задание 1 в ОГЭ)».

Цели урока:

1. Продолжить подготовку учащихся к части 1 ОГЭ по русскому языку – сжатому изложению.

2. Обобщить знания учащихся о способах сжатия текста (приемы компрессии).

3. Формировать общеучебные навыки работы с текстом.

4. Развивать правильную монологическую и диалогическую устную и письменную  речь учащихся.

Материалы к уроку:

  • раздаточный материал (исходный текст изложения; Таблица соответствия абзацев микротемам);
  • на доске – тема урока, схема написания сжатого изложения (алгоритм действий);
  • на переносной доске – записаны «сложные» слова и понятия, которые могут вызвать затруднение при работе.

Ход урока:

1. Организационный этап: проверка готовности учащихся к уроку (раздаточный материал разложен по столам, на столах – все необходимое для работы, все, что может помешать – убрано со столов, учащиеся включились в деловой ритм. 2мин.

2. Этап подготовки к восприятию основного материала. Слово учителя. Называются цели и задачи урока.

Доброе утро! Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем подготовку к основному государственному экзамену. ОГЭ по русскому языку состоит, как вы знаете, из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения.

Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности. Короткое по форме, но не бедное по содержанию…

Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.

Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения: мы будем учиться работать с текстом для написания сжатого изложения). 3 мин.

3. Этап первичной проверки понимания знаний и способов действий. Беседа по вопросам (фронтальный опрос).

Итак, какое изложение вам надо написать по прослушанному тексту? - СЖАТОЕ!    

Вспомните:

- что такое МИКРОТЕМА (Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац).

- какие способы КОМПРЕСССИИ (сжатия) текста вы знаете?

- Основных приемов сжатия информации – три:  обобщение частной информации, исключение второстепенной и упрощение . Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме. Упрощая, мы излагаем то же, но более простыми, доступными языковыми средствами. 5 мин.

А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно.  

   4. Этап обобщения и систематизация знаний: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Работа с тетрадями:

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  • убрать детали;
  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
  • объединить существенное;
  • составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.   
ПРИМЕР (запись в тетради):
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР (запись в тетради):
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  • составить новый текст.

ПРИМЕР(запись в тетради):

до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

При УПРОЩЕНИИ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную.

ПРИМЕРЫ (запись в тетради):
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Вопрос учителя: Итак, каков алгоритм работы  над сжатием текста на экзамене?

- Первое чтение текста: восприятие текста на слух (понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними).

- Запись плана  или тезисов (лучше тезисы, оставляя между ними  большие промежутки).

- Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

- Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.

- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить. 15мин.

5. Этап закрепление знаний и способов действий: работа с текстом, комментарий учителя , объяснение лексического значения сложных слов (при необходимости).

Давайте вспомним этапы работы с текстом.

  1. Определение темы текста.
  2. Определение идеи текста.
  3. Определение структуры текста.
  4. Определение микротем текста как частей общей темы.
  5. Моделирование сжатого изложения.

 На экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

Перед вами текст, сжатое изложение которого вам предстоит написать.

Чтение текста учителем.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством — в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, — надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память — наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, — это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле. Память истории — это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.

Вопрос учителя на понимание текста и алгоритма работы с ним: Итак,

- определяем стиль текста – (художественный);

- определяем тему данного текста – (Память – наша история.Без прошлого нет будущего.);

- сколько микротем содержится в данном тексте? В каждом абзаце найдите главную информацию, которая направлена на раскрытие микротемы (подчёркиваем текстовый материал); выделяем лишний материал (заштриховываем). Таким образом "сжимаем" текст. Как правило, количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. 10 мин.

6. Этап подведения итогов: Итак, посмотрите на доску и еще раз вспомните алгоритм работы с текстом и способы его сжатия (предложить 1 ученику еще раз прочитать запись на доске). 2мин.

7.Этап информации о домашнем задании.

Дома вы должны будете проделать работу над "сжатием" текста, применив те знания, которые были получены вами на сегодняшнем уроке.

В этом вам поможет заполнение таблицы «Соответствие абзаца содержанию микротемы» (схема Таблицы приложена к исходному тексту). Это будет ваш черновик.

Абзац

Содержание микротемы и ключевые слова

1

Противоестественно сближение понятий – война и дети. Попавшие в войну дети расстались с детством, а выросших после войны детей надо учить памяти о войне. Память – наша история. Без прошлого нет будущего. Со временем война будет восприниматься людьми спокойнее, но они не должны быть равнодушными к памяти о войне.

2

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.

3

Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники будут с гордостью писать о деде-фронтовике.

На следующем уроке мы проведем сравнительный анализ полученных у вас "сжатых" текстов с «сжатым» текстом-образцом.

Работу вы будете выполнять в тетрадях для контрольных работ по русскому языку.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. 3мин.

ПРИМЕЧАНИЕ:

На следующем уроке раздается текст-образец «сжатого» изложения и проводится сравнительный анализ.

Противоестественно сближение понятий – война и дети. Попавшие в войну дети расстались с детством, а выросших после войны детей надо учить памяти о войне. Память – наша история.    Без прошлого нет будущего. Со временем война будет восприниматься людьми спокойнее, но они не должны быть равнодушными к памяти о войне.

    Люди, пережившие войну, никогда не смогут забыть её, потому что она была переломным моментом их жизни.

Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники будут с гордостью писать о деде-фронтовике. Память о войне надо сохранить, как наши предки сохраняли детали древней истории в летописях.

  1. Исходный текст.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством — в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, — надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память — наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, — это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле. Память истории — это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.

  1. Таблица: «Соответствие абзаца содержанию микротемы».

Абзац

Содержание микротемы и ключевые слова

1

2

3

Текст-образец «сжатого» изложения.

       Противоестественно сближение понятий – война и дети. Попавшие в войну дети расстались с детством, а выросших после войны детей надо учить памяти о войне.

        Память – наша история.    Без прошлого нет будущего. Со временем война будет восприниматься людьми спокойнее, но они не должны быть равнодушными к памяти о войне. Люди, пережившие войну, никогда не смогут забыть её, потому что она была переломным моментом их жизни.

        Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники будут с гордостью писать о деде-фронтовике. Память о войне надо сохранить, как наши предки сохраняли детали древней истории в летописях.

11

Текст-образец «сжатого» изложения.

          Противоестественно сближение понятий – война и дети. Попавшие в войну дети расстались с детством, а выросших после войны детей надо учить памяти о войне.

        Память – наша история.    Без прошлого нет будущего. Со временем война будет восприниматься людьми спокойнее, но они не должны быть равнодушными к памяти о войне. Люди, пережившие войну, никогда не смогут забыть её, потому что она была переломным моментом их жизни.

      Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники будут с гордостью писать о деде-фронтовике. Память о войне надо сохранить, как наши предки сохраняли детали древней истории в летописях.

11

Текст-образец «сжатого» изложения.

         Противоестественно сближение понятий – война и дети. Попавшие в войну дети расстались с детством, а выросших после войны детей надо учить памяти о войне.

           Память – наша история.    Без прошлого нет будущего. Со временем война будет восприниматься людьми спокойнее, но они не должны быть равнодушными к памяти о войне. Люди, пережившие войну, никогда не смогут забыть её, потому что она была переломным моментом их жизни.

           Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники будут с гордостью писать о деде-фронтовике. Память о войне надо сохранить, как наши предки сохраняли детали древней истории в летописях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Как написать сжатое изложение.

В материале представлены способы сокращения предложенного текста для написания сжатого изложения, дан образец выполненной работы....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Как написать сжатое изложение?"

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Как написать сжатое изложение?" (в формате подготовки к ОГЭ)...