неделя русс яз и лит «Язык мой, давай с тобой дружить!»
методическая разработка по русскому языку

Бишадаева Юлия Николаевна

неделя русского яз  и лит

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_russkogo_yazyka.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя русского языка:

 «Язык мой, давай с тобой дружить!»

 ( году русского языка посвящается)

Цель: способствовать выработке у учащихся культуры речи, повысить интерес к изучению русского языка, учить детей делать самостоятельно выводы, развивать художественный вкус.

 Ход мероприятия:

На рекламном стенде висит объявление:

Внимание! Внимание! Всем! Всем!

Если вы хотите знать:

как появилась русская азбука;

можно ли сломать язык;

что такое баклуши и можно ли их бить;

сколько слов в русском языке;

почему чучело -  гороховое, барышня – кисейная, а друг – закадычный;

происходит ли слово врач от слова врать

и ещё множество ответов на вопросы: где? когда? откуда? почему? зачем и как?

и, наконец, если вы хотите стать ещё грамотнее,

тогда принимайте участие в Неделе русского языка!

В программе Недели:

  • Понедельник «Юс малый и юс большой» (утренник для 1 – 4 классов)
  • Вторник «Послушаешь мудрого – сам ума наберёшься» (для учащихся 5 – 6 классов)
  • Среда «Час занимательного русского языка»
  • Четверг «В гостях у словарей» (для учащихся 9 класса)
  • Пятница «Язык мой – друг мой» (для учащихся 7 – 8 классов)

Понедельник. День первый

Библиотекарь: Не все, наверно, знают, что это буквы древнерусского алфавита. Ну, две-то из него вы знаете наверняка. Какие?

Сейчас я вам назову несколько выражений, а вы мне объясните, как они связаны с древнерусским алфавитом.

Прописать ижицу.

Ходить фертом.

Учить аз да буки – школяру муки.

Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появились церковные книги на славянском языке – Евангелие, Псалтырь, проповеди и поучения учителей церкви. Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя Константина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так, «юс большой» и «юс малый» были созданы для обозначения носовых гласных, а такие гласные в древнерусском языке были утрачены до IX века. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» - буквой у. Две буквы – «онъ» и «омега» - обозначали один и тот же звук [о]. Двумя буквами – «зело» и «земля» - обозначался звук [з]. Для звука   [и] тоже было две буквы – i и и. Со временем утратились гласные звуки [ь] и [ъ], однако на письме буквы, обозначавшие эти звуки, сохранялись очень долго. Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предназначались для звука [ф], который в исконных словах в древнерусском отсутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Фёдор.

      В древней Руси буквами кириллической азбуки обозначались также и цифры. Чтобы не спутать число со словом, по обе стороны от числа ставились точки, а над числом надписывали знак, который назывался «титло».

Выбегает Почемучка – маленький мальчик. Он обращается к ребятам:

  - Я заблудился. Помогите мне найти дорогу домой. Если правильно ответите на мои вопросы, значит, я доберусь домой вовремя.

  1. Я – мальчик, а зовут меня Почемучка. Но ведь и девочку так можно назвать. Почему? А ещё несколько таких же слов назовёте?

        (Плакса, неряха, недотёпа, невежа, соня, разиня)

  1. Почему в слове космонавт вторая часть – навт, ведь по-гречески это означает «мореплаватель», «плаватель»?
  2. Что мешает образовать существительные женского рода при помощи суффикса - к- от слов кочегар, штукатур, матрос, солдат, водовоз, пилот?
  3. Мы образуем слова с уменьшительными суффиксами: винтик, башмачок, а с «увеличительными» - башмачище, ручища.

     Что мешает образовать слова с суффиксами -ик, -ок от слов гигант, великан, монумент, а с суффиксом -ищ – от слов карлик, гном, лилипут?

  1. Кто вспомнит больше слов, начинающихся сразу с четырёх согласных?

     (Всплеск, взгляд, встреча…)

  1. Догадайтесь, какое слово я задумала: в нём такая же приставка, как в слове подмосковный, корень тот же, что в слове березонька, а суффиксы такие же, как в слове грузовик. (Подберёзовик)
  2. Родственны ли такие слова: переносица и непереносимый, пот и потолок, гора и загородка, приложение и предложение?

Почемучка: Вот спасибо, ребята! На все вопросы ответили, теперь я знаю, куда мне бежать, где искать свой дом

Вторник. День второй

Библиотекарь: Второй день мы начнём со сценки (разыгрывается сценка по тексту):      

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Мудрый философ ответил:

     - Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете самое лучшее, кроме языка! При помощи языка развивается культура, строятся города; при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать,  мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

     Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его гостям.

     В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

     Эзоп опять купил языки. Все удивились этому.

     Тогда мудрец начал объяснять:

     -  Ты велел отыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга; посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства; он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

     Предание говорит, что не всем гостям понравился такой совет.

Библиотекарь: Представим, что мы тоже присутствуем на обеде у философа и ведём неспешную беседу.

- Как вы понимаете выражение «эзопов язык»?

- Какими свойствами языка вы больше пользуетесь: хорошими или плохими?

Библиотекарь: Сейчас я вам раздам листочки с текстом, и мы с вами окажемся на Востоке. И здесь нужно проявить смекалку, чтобы не попасть впросак (Текст даётся без «смысловых» знаков препинания):

                                              Совет муллы

Сын хана учился у муллы. Однажды мальчик не выучил урока. Мулла, упрекая ученика, сказал:

     - Не будь глупым как отец будь умным.

В этот момент заходит хан. Мулла тут же изменил интонацию:

     - Не будь глупым как отец будь умным.

Библиотекарь: Давайте разыграем небольшую сценку на предложенную тему с правильной интонацией (ребята разыгрывают сценку):

Купец, плавая по морям с богатым товаром, попал однажды в страшную бурю. Он стал молиться Посейдону, покровителю морей: «О, Посейдон, если ты спасёшь мои корабли, то я принесу тебе в жертву статую золотую чашу держащую».

      Благополучно завершив путешествие, купец принёс обещанный Посейдону дар, но обошёлся он ему недорого. Как купец перехитрил бога морей?

(ребята отвечают на поставленный вопрос)

Библиотекарь: Даже маленькая запятая может иметь огромное значение.

Сейчас я вам прочитаю высказывания А. Н. Толстого о русском языке: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью».                                                                                                 Давайте подтвердим высказывание Алексея Николаевича: вспомним и прочитаем стихотворения наших замечательных поэтов, споём несколько русских народных песен, которые вы сегодня подготовили.

(проводится небольшой конкурс на лучшего чтеца, лучшего исполнителя народных песен)

Среда. День третий

Библиотекарь: Сегодняшний день я начну со стихотворения А. Яшина.

                                      Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

А. И. Куприн нашёл такие слова для описания человеческого языка:

Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдёт, и между нами произойдёт самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха.… И его мысли станут моими…        

Библиотекарь: А сейчас будем отгадывать загадки, шарады, анаграммы, метаграммы, решать задачи – шутки, отвечать на вопросы.

      Чтобы правильно произнести эти стихи, надо договорить слово.

На бахче у нас растёт.                        Я антоним к слову зной,

Как разрежешь – сок  течёт,              Я в реке, в тени густой,

Свеж и сладок он на вкус,                 И в бутылке лимонада

Называется… (арбуз)                         А зовут меня… (прохлада)

Чтоб скорей в библиотеке                 Не бываю без начала,

Отыскать ты книгу смог,                   Близкий родственник причала,

В ней бывает картотека,                    Делу всякому венец,

Специальный…  (каталог)                Называюсь я… (конец)

Он на вокзале есть всегда,                Я антоним шума, стука,

К нему приходят поезда,                  Без меня вам ночью мука,

Двойное р содержит он,                   Я для отдыха, для сна,  

А называется… (перрон)                 Да и в школе я нужна.

                                                            Называюсь… (тишина)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я… (хоккей)

На большие расстояния

Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два с

Называется… (экспресс)

Библиотекарь: Сейчас отгадаем метаграммы, анаграммы, шарады.

Забирается на печь

И ворчит, шумит, плюётся,

Уж от ссор не уберечь.

Корень слева дан Китаем,

Ну а суффикс русский, знаем. (Чай-ник)

Меня вы в сказке отыщите,

Я в сказке Пушкина герой.

Но л на н лишь замените-

Сибирской стану я рекой.  (Елисей –Енисей)

Когда я с т, на мне плывут.

Когда я с д, меня сорвут.  (Плот – плод)

Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца-

Во сне увидишь что угодно.  (нос -  сон)

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.  (насос – сосна)

Первое – нота,                             Начало – нота,

Второе – то же.                            Потом  - оленя украшенье.

А в целом –                                  А вместе - место

На горох похоже.  (Фасоль)       Оживлённого движенья.  (дорога)

Чем кончается день и ночь?  (ь)

Что стоит посередине земли?  (м)

Чем кончается лето и начинается осень?  (о)

В каком слове сорок гласных?  (Сорок-а)

Какие три местоимения самые чистые?  (Вы-мы-ты)

В каком слове буква я встречается семь раз?  (Семь-я)

Заменить одним словом с шипящей на конце:

Суп со свеклой и другими овощами  (борщ)

Дикие птицы и животные как предмет охоты  (дичь)

Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник  (брошь)

Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи  (печь)

Заменить одним словом с удвоенными согласными:

Большое желание есть  (аппетит)

Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями  (аллея)

Острое вирусное заболевание  (грипп)

Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани  (аппликация)

Четверг. День четвёртый

Библиотекарь: Сегодня мы с вами сходим в гости к словарям.

Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества.

Библиотекарь: Сейчас, ребята, мы должны отправить  на съезд Слов от русского языка делегата – самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «суда не боится», « с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми». Что это за слово?

- Да, это слово ПРАВДА.

(библиотекарь обращается к учащимся – «словарям»)

- Уважаемые «Словари», сейчас каждый из вас должен рассказать всё, что он знает о слове ПРАВДА.

Толковый словарь: ПРАВДА – слово многозначное. Каковы же его основные значения?

  1. То, что соответствует действительности, истина (ПРАВДУ говорит).
  2. То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду).
  3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости (Нам правду не найти).
  4. В составе средневековых названий, сводов, законов («Русская правда»)
  5. В значении наречия: «верно, справедливо, в самом деле».
  6. В значении вводного слова: «действительно, в самом деле».

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля, кроме толкования значения слов, включает в себя тридцать тысяч пословиц со словом ПРАВДА. Вот некоторые из них.

     Без правды жить легче, да помирать тяжело.

     Правда сама себя очистит.

     Дело знай, а правду помни.

Библиотекарь: Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». О друзьях слова ПРАВДА нам может поведать «Словарь синонимов».

Словарь синонимов: Синонимом слова ПРАВДА является слово истина. Об этом пишет М.Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать».

Библиотекарь: Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова ПРАВДА познакомит нас «Словарь Антонимов»

Словарь антонимов: Антонимы – это слова с противоположным значением. ПРАВДА – ЛОЖЬ, ПРАВДА -  ВРАНЬЁ, (разговорное).

Библиотекарь: Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её нагляднее, выразительнее. К ним часто прибегают мастера художественного слова.

        У кривды тысяча дорог,

        У правды лишь одна.

        Она порой полна тревог

        И горечи полна.              (А. Кешоков)

Библиотекарь: Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать. Сделать это нам поможет «Словообразовательный словарь».

Словообразовательный словарь: Слова ПРАВДА непроизводное, оно состоит из корня ПРАВД и окончания А. Его словообразовательное гнездо включает около сорока слов: взаправду, правдолюбец, неправда, правдоподобность и др.

Библиотекарь: Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его. Ответить на этот вопрос мы попросим «Этимологический словарь».

Этимологический словарь: Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этимос – «истина»). Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть».

Библиотекарь: Кто ещё хочет выступить? Какие вы помните фразеологические обороты со словом ПРАВДА?                                            

Дети: Верой и правдой служить.                                                                      

 По правде говоря.                                                                                                  

  В ногах правды нет.

Библиотекарь: А почему молчит «Орфографический словарь»?

Орфографический словарь: Слово ПРАВДА не требует справки в орфографическом словаре, оно пишется так, как слышится.

Библиотекарь: Поступила записка. Слова просят «Афоризмы».

Афоризмы: Энциклопедия определяет афоризм как мысль, выраженную в лаконичной, яркой форме и получившую характер самостоятельно существующего изречения. Авторы афоризмов – писатели, философы, политики, просветители. Вот несколько примеров.

  1. Когда сомневаетесь, говорите правду (М. Твен).
  2. Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства (Л. Толстой).

Библиотекарь: А сейчас  мы разделимся на две команды, поиграем -поработаем со словарями.

  1. Игра «Справочное бюро»:

-Выбери слово, соответствующее лексическому значению. Колорит, компонент, комфорт, компромисс, (составная часть чего-либо)

      Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция (объединение, соглашение, союз).

2.Игра «Следствие ведут знатоки»:

-Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово УГОЛ.

«Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила: «Марш в угол!». Я шёл, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным» (К.Слуцкий)

3.Игра «Эрудит»:

   -Раскрой значение выделенных слов.

   Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть.   

4. Игра «Эстафета»:

- Напишите правильно. Инте..егенция, га..ерея, а..ликация.

5.Игра «Диктор»:

- Расставь ударение, произнеси правильно. Агент, баловать, щавель, тефтели, хаос.

6. Игра «Кто больше»:

- Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугаться.

Пятница. День пятый

Библиотекарь: Проводим КВН. Отвечаем на вопросы в соответствии со «станциями».

                           Теоретическая станция

  1. Что такое основа слова?
  2. Дать определение причастию.
  3. Что такое предложение?
  4. Что изучает синтаксис?
  5. Что такое причастный оборот?
  6. Какую роль в предложении играют союзы?
  7. Назовите части речи.

                          Практическая станция

  1. Разберите по составу слово благодарный.
  2. Назовите однокоренные слова к слову вода.
  3. Какого рода слова рояль, пианино, кофе, вермишель.
  4. Назовите слова с корнем -раст-  -рос.
  5. Определите способ образования слов привокзальный, розоватый, путешествие.
  6. Придумайте предложение с причастным оборотом.
  7. Объясните правописание слов загоревший, загар.

                           Сообразительная станция

  1. Задача – шутка.

Шёл по дороге старик, а на встречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством».  Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова.  (Дед, шалаш, Анна)

  1. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:

     Деревенский старожил

     Сад колхозный сторожил.

  1. Как большой дом превратить в маленький? (Прибавьте к слову дом уменьшительно – ласкательный суффикс -ик: домик)
  2. Какое слово задумано?

В нём приставка такая же, как в слове подруга. Корень – как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. (Поиграл)

5.  В каком глаголе нет корня? (Вынуть)

                              Станция «Зритель»

  1. Угадайте слово.

Из писка птиц мой первый слог возьмёте,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдёте

То, что не раз едали вы. (Пирог)

  1. Назовите пословицы, связанные с трудом или работой.
  2. Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустил ли он ошибку в вычислении?  (Нет, если он правильно расставил ударение)
  3. Прочитайте скороговорку. Определите, у кого лучше получилось (Осип охрип, Архип осип).
  4. Что было написано на плакате до того, как ветер унёс согласные буквы?   (Д) О (БР)О (П)О(Ж)А(Л)О(В)А(ТЬ)!

Понедельник. Закрытие недели русского языка.

Подведение итогов. Награждение.

                         

      Литература:

Начальная школа. – 2005. – № 7.

Начальная школа. – 2007. – № 2.

Начальная школа. – 2008. – № 3.

Начальная школа. – 2008. – № 8.

Русский язык в школе. – 1996. – № 1.

Русский язык в школе. – 1998. – № 3.

Учитель. – 2001. – № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя естественных наук (на татарском языке)

В Татарстане 2013 год объявлен годом экологии. В течение учебного года мы проводим мероприятия по улучшению экологической обстановки в селе. Для этого с апреля проводятся месячники по уборке территори...

Презентация "Происхождение названий дней недели в русском и немецком языках"

Презентация к работе на конференцию "Первые шаги в науку"...

предметная неделя гуманитарного цикла (день английского языка)

Путешествие в «Страну английского языка»Возрастная группа : 5-6 классыЦели мероприятия:- повысить интерес к изучаемому языку,- повторить в репликах, рифмовках, чтении, песни темы: «Числительные», «Гла...

Лекция-концерт для детей дошкольного возраста "Давайте с песенкой дружить"

Данный сценарий посвящен творчеству замечательного композитора Владимира Шаинского, песни которого знают и любят многие поколения детей и взрослых. Программа конце...

Профилактическое занятие с детьми подросткового возраста «ДЕПРЕССИЯ: Давай с тобой поговорим!»

Цель: профилактика депрессивных состояний и девиантного поведения у детей подросткового возраста...

Экологическая игра «Давайте с природой дружить»

Цель: привлечь внимание учащихся к здоровому образу жизни, экологическим проблемам человечества, воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней....