олимпиадные задание по русскому языку 5-6 класс
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс)

Кудряшова Елена Владимировна

В данном документе представлены олимпиадные задания  5-6 класса  школьного этапа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

6 КЛАСС

Максимальное количество баллов - 100


1. Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча,

баловать, случай

( по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 10 баллов

2. Разберите данные слова по составу:

Зелень выносливость загорались огурчик наладчик завьюжило

(по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 6 баллов

3. Сколько раз встречается звук [з] в предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе. 2 балла


4. Вставьте пропущенные буквы: акац…я, во…зал, ч…лка, отв…рить (дверь), ц…ганский, ц…новка, выб…ру, деш…вый, з…ря, ш…рох.

(по 1 баллу за каждую правильную букву) - 10 баллов


5. Замените синонимами устаревшие слова:

Очи __________ лик __________ отрок ___________ изречь _____________ внимать ______________

(по 3 балла за каждый правильный ответ) - 15 баллов

6. Запишите имена существительные в форме родительного падежа

множественного числа

Яблоко, помидор, теленок, килограмм

(по 2 балла за каждый правильный ответ) – 8 баллов

7. Подберите к данным словам имена прилагательные – определения:

Тюль_________________ рояль____________________ кенгуру______________


картофель ____________ шампунь_______________________

(по 3 балла за каждый правильный ответ) - 15 баллов

8. К какой части речи относятся выделенные слова:

На то и печь, чтобы хлебы печь. Снежное покрывало все полепокрывало. Ведро дало течь, и вода стала течь.

(по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 6 баллов

9. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выберите правильный вариант ответа.

А) И песок в пустыне, как волны.

Б) Пустыня как море, только вместо воды песок.

В) В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.

Г) Волны песка называются барханами.

а) БГАВ б) АБГВ в) БАГВ г) ГВБА

7 баллов

10. Прочитайте предложения, все они содержат речевые ошибки (лишние слова). Найдите их и зачеркните

  1. На горизонте появились ледяные айсберги.
  2. Он сидел, облокотившись локтями о стол.
  3. Караван двигался по песчаным барханам к озеру.
  4. В тот вечер я не успел закончить до конца эту работу.
  5. На Камчатке много горячих гейзеров.

(2 балла за каждый правильный ответ).

11. Прочитайте текст. Разделите на два абзаца (в самом тексте вертикальной чертой). Вставьте пропущенные буквы и запятые.

В тёмном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и чутко прислушивается к пению птиц. Как только услышит грус..ную песню журавлей - курлы-курлы, поднимается и говорит: «Пришло мое время. Ул..тают в тёплые края журавли». Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где ходит, там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку садится присл..няется к дубу и тихо – тихо что-то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода растёт разв..вается по ветру. Вот она уже прот..нулась по лугу. Стал серым луг. «Осенний туман», - говорят люди. Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.

За правильное членение текста на абзацы: 3 балла

За правильную постановку запятых: по 1 баллу за каждый правильный ответ

За правильно вставленную букву: по 1 баллу за каждый правильный ответ)

11 баллов



















6 КЛАСС

Ключи

Максимальное количество баллов 100

1. Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча, баловать, случай

2.Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, огурч-ик-, налад-чик-, за-вьюж-и-л-о.

3. Три раз

4. АкацИя, воКзал, чЁлка, отвОрить (дверь), цЫганский, цИновка, выбЕру, дешЁвый, зАря, шОрох

5. Очи - глаза, лик – лицо, отрок – юноша, изречь – сказать, внимать - слушать

6. Яблок, помидоров, телят, килограммов

7. Тюль красивый, рояль новый, кенгуру серый, картофельсвежий, фамилия чужая, шампунь хвойный

8.На то и печь (сущ), чтобы хлебы печь (гл). Снежноепокрывало (сущ) все поле покрывало (гл). Ведро дало течь (сущ), и вода стала течь (гл).

9. БАГВ

10. «Лишние» слова: ледяные, локтями, песчаным, до конца, горячих

111.В тёмном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и чутко прислушивается к пению птиц. Как только услышит грусТную песню журавлей - курлы-курлы, поднимается и говорит: «Пришло мое время. УлЕтают в тёплые края журавли».

2.Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где ходит, там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку(,) садится(, ) прислОняется к дубу и тихо – тихо что-то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода

растёт (, развЕвается по ветру. Вот она уже протЯнулась по лугу. Стал серым луг. «Осенний туман», - говорят люди. Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.










Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

6 КЛАСС

1 этап

 

№1. Объявление в газете гласит: «Путёвка трудящимся объединения будет стоить в районе 5 тысяч рублей». Нет ли ошибок в этом объявлении? Запишите свой исправленный вариант.

 

№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.  Придумайте короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями.

 

№3. В кинофильме «Невеста из Парижа» хозяйка представляет своего отца гостье:

«- Знакомьтесь, это мой папа. Он тридцать лет баранку крутил.

-  Он что, пекарь?

-  Нет, шофёр».

Почему они не поняли друг друга?

 

№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: тр…угольник, тр…листник, тр…зубец, тр…волнение, тр…десятое царство.

 

№5. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» - прокричала мачеха. В скольких грехах она обвинила пасынка? Какие же это грехи?

 

№6. Вот стихотворение:

Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…

Сколько в нём слов с нулевым окончанием? Докажите.

 

№7.  Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, пила, жаркое, звонок, мелок. Составьте с ними предложения.

 

№8. Расставьте ударение в словах: столяр, понял, дремота, центнер, магазин, августовский, пуловер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.

 

 2  этап     

 

№1. «Спрячьте» слова космонавт, мореплаватель, воспитатель, художник, писатель, подобрав к ним синонимы.

 

№2. В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, хитрый-мудрый, бить-колотить, ждать-пождать. Какова, по-вашему, роль повторов в сказках? Приведите свои примеры.

 

№3. Продолжите текст, подражая стилю автора:

… Неожиданно донесся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он украшение жизни…  (Г. Троепольский.)

 

№4. Сколько частей в романе-дилогии? Какое хорошо известное вам слово поможет ответить на этот вопрос? Назовите известные вам романы-дилогии. А знаете ли вы трилогии? Приведите примеры.

 

№5. Можно ли слова серёжка, орёл, стрелка, белка писать с большой буквы?  Почему? Докажите.

 

№6. Объясните значение фразеологизмов и придумайте с ними веселый рассказ: показать где раки зимуют, лезть из кожи вон, спать с открытыми глазами,  остаться с носом. 

 

№7. Расставьте ударение в словах:  партер, положил, шофер, средства, красивее, километр, случай, портфель, крапива, компас, поняла, вызреть.

 

№8. Сочините монолог от лица толкового словаря.

          

 

3 этап

  

№1. В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей и утверждает, что ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. Согласны ли вы с писателем? Объясните, почему были допущены следующие ошибки:

а) Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?»

б) «– Ты же пил чай.  – Да не пил я. Я только пивнул капельку».

 

№2. Закончите пословицы. Придумайте короткий рассказ с  одной пословицей.

Всякая птица… Кто где родится… Умные речи… Петь хорошо вместе… грамоте учиться… Кто хочет много знать… Не зная броду… Без хозяина земля… Из поговорки...

 

№3. Объясните, что означают выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Как называются эти слова?

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

 

№4. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник? Объясните свой выбор.

 

№5. Подберите слово со значением «человек, знающий все тонкости кухни», образующее словообразовательное гнездо по схеме:

            - их +а

          - ёнок

основа - ёшк +а

            - н +я

          - ск +ой

         - енн +ая

№6. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее»? Почему?

 

№7. Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи. Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Что вам помогло справиться с этим заданием?

 

№8. Расставьте ударение в словах:  алфавит, аристократия, банты, бутик, газопровод, дефис, досуг, кладовая, красивее, кухонный, торты, украинец.

 

 

 4 этап

 

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, прилагательные «сторонний» и «посторонний», существительные «кров» и «сокровище». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.

 

№2. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенное слово в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означает это слово в разговоре Вари с братом. А как говорят сейчас? Приведите пример. 

- Я это расскажу Верочке!

- Давно ли ты уверяла, что я для нее – все равно!

- Поверьте, я лучше всего говорю по-русски – я не монастырка.

 

№3. Какие из этих словосочетаний вы считаете правильными? Почему? Запишите с правильными словосочетаниями предложения.

  • Окладистые усы, окладистая борода, окладистые брови
  • Пристальный взгляд, пристальное здание, пристальное внимание
  • Дремучая поляна, дремучий лес, дремучий сквер
  • Закадычные братья, закадычные друзья, закадычные родственники
  • Разинуть дверь, разинуть рот, разинуть портфель

 

№4. Прочтите шутливый текст, сочиненный А. Усачёвым. Глаголы какого наклонения встречаются в этом тексте? Почему? Придумайте, чего ещё не было бы, если бы Колумб не открыл Америку?

Пятьсот лет назад известный мореплаватель Христофор Колумб совершил великое открытие: он ОТКРЫЛ АМЕРИКУ. Этот факт известен всем, даже учителям истории и географии. А вот всем ли известно, что было бы, если бы пятьсот лет назад Колумб не открыл Америки?

Если бы Колумб не открыл Америку, не было бы, например, табака, и самих курильщиков, и общества борьбы с курением, и с чем бы оно тогда боролось, - непонятно. Кофе тоже не было бы, и …

 

№5. Нашей северной столице с именем определённо повезло. Не то что Москве? У златоглавой всегда было одно имя. У города на Неве за время его существования было три официальных и три неофициальных имени. Все они употребляются по ситуации и сейчас. Назовите эти имена.

 

№6. Прочитайте притчу Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». Выпишите из неё все слова с приставками. Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль этой притчи.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».

 

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык К.И. Чуковский. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Помогите Кондрату: сколько же копеечек дала бабушка? Объясните свой ответ.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку, -
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?

 

№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

  • Слова, где есть только глухие согласные звуки
  • Слова, где есть только звонкие согласные звуки
  • Слова, где есть и глухие, и звонкие согласные звуки

Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.

ОТВЕТЫ     

 ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК  

 6   КЛАСС

1 этап      

 

№1. Путевка для рабочих будет стоить около пяти тысяч рублей.  2 балла

№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза (надоедать), точить лясы (болтать), клевать носом (засыпать, дремать), бить баклуши (бездельничать). За короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями. 6 баллов                                                   

№3. Крутить баранку – значит работать шофёром, водителем машины).          

2 балла

№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: трЕугольник, трИлистник, трЕзубец, трЕволнение, трИдесятое царство. В одном случае это числительное, в другом  - Е является соединительной гласной.

4 балла

№5. Лень (лодырь и бездельник), тунеядство (тунеядец и дармоед), болтовня (пустомеля), неаккуратность и неопрятность (неряха). 4 балла

№6.  Одно слово – мух. 1 балл

№7.  Дали (сущ., глагол), жгут (сущ., глагол), стих (сущ., глагол), пила (сущ., глагол), жаркое (сущ., прил.), звонок (сущ., кр. прил.), мелок (сущ., кр. прил.). Составьте с ними предложения. 3 балла

№8. СтолЯр, пОнял, дремОта, цЕнтнер, магазИн, августОвский, пулОвер, шинЕль, звонИт, договОр, изобретЕние, балУю. 2 балла

Максимально – 24 балла

 

2  этап      

 

№1. Космонавт (астронавт), мореплаватель (путешественник), воспитатель (педагог), художник (живописец), писатель (художник слова, мастер слова), подобрав к ним синонимы.  2 балла

№2. Царство-государство, огонь-пламя, жжет-палит, повторы помогают избежать одних и тех же синтаксических сочетаний в тексте. 3 балла

№3.  Продолжение текста - 5 баллов

№4. Диалог – два, трилогия – 3 части. Оцениваем примеры - 3 балла

№5. Сережка, Орел, Стрелка, Белка – собственные имена. 2 балла

№6. Показать где раки зимуют (проучить, с угрозой, чтоб неповадно было), лезть из кожи вон (стараться, усердствовать), спать с открытыми глазами (следить),  остаться с носом затратить силы впустую, ни с чем)...   6 баллов

№7. ПартЕр, положИл, шофЁр, срЕдства, красИвее, киломЕтр, слУчай, портфЕль, крапИва, кОмпас, понялА, вЫзреть. 2 балла

№8. Сочините монолог от лица толкового словаря. 5 баллов

Максимально – 28 баллов

3 этап

  

№1.  К.И. Чуковский прав, действительно ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. И ещё, нужно знать значение и происхождение слова. Саша считала, что глагол «отпугивать» происходит от слова «пуговица», как слова «отстёгивать, открывать», и означает «расстёгивать». От глагола «пить» образован несуществующий глагол «пив+ну+ть» из-за буквального следования законам языка: «хлебать – хлебнуть, глотать – глотнул, толкать – толкнул».

                                                                                                                    4 балла   

 №2. Всякая птица своё гнездо любит. Кто где родится там и пригодится. Умные речи приятно и слушать. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Не зная броду, не суйся в воду. Без хозяина земля круглая сирота. Из поговорки слова не выкинешь.                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                    4 балла  

Короткий рассказ с одной  пословицей оцениваем с точки зрения коммуникативного замысла, оригинальности, соответствия сюжета значению пословицы.                                                                                                 5 баллов

№3.   Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами,

 ко граду к городу. Это устаревшие книжные слова.                         2 балла  

 №4.  Однокоренными являются слова: полярный – полюс, полевой – полёвка, полный – заполнение, подпольный – половик.   Учитывается объяснение своего выбора.                              

                                                                                                                       3 балла      

№5.  Повар – повариха, поварёнок, поварёшка, поварня, поварской, поваренная

                                                                                                                       2 балла

№6. «Лишнее» слово – «свадьба», оно пишется соответственно с произношением со звонким  д, несмотря на слово «сватать». Учитываем объяснение.   

                                                                                                                     3 балла

                                                                       

№7. Сурепая (прилаг., определение), рашка (сущ., подлежащее), зажугила  (глагол, сказуемое), квинячий ( прилаг., определение), торщ ( сущ., дополнение). Учитываем объяснение.

                                                                                                                         4 балла

№8. АлфавИт, аристокрАтия, бАнты, бутИк, газопровОд, дефИс, досУг, кладовАя, красИвее, кУхонный, тОрты, украИнец.                          

                                                                                                                           3 балла

Максимально – 30 баллов



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

5 класс

  1. Расставьте ударение в словах.

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Подберите все возможные  антонимы к полученному слову.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Полки, окуни, пряди.

  1. Определите род  имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

  1. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.

  1. Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке»  А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного  числа?

             Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

..гроном,  пр..зидент,  р..п..тиция,  д..плом,  инж..нер,  тр..туар,  в..ст..бюль.

  1. Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?

Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

5 класс

(62 балла)

  1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.                                                                                                            

   (10 баллов)

  1. Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.                                                   

 (3 балла + за каждое слово 1 балл)

  1. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.                                                              

  (8 баллов)

  1. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.),  красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.                                                                              

  (5 баллов)

  1. Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод.                                      

  ( 5 баллов)

  1. Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание       старик со старухой.                                                            

 (5 баллов)

  1. Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа.                                                  

 (5 баллов)

  1. Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.  

 (7 баллов)

  1. Проще пареной репы.  

(10 баллов)

Олимпиада по русскому языку

6 класс

  1. Расставьте ударение в словах.

Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.

  1. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

                                                              Открыта больница

                                                              Для птиц и зверей

                                                              Идите лечиться

                                                              Туда поскорей.

  1. Замените устаревшие слова словами современного  русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.

  1. Объясните разницу в значениях слов.

Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.

  1. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

            Древн..греческий басн..пис..ц  Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.

– Что это значит?

– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? …  Ничего нет лу..ше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете

         На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.

 – Что это значит?

 – А разве язык не самое ху..шее на свете? …  Ничего нет хуже языка!

       

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?

  1. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

6 класс

(51 балл)

  1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.

(10 баллов)

  1. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.

(3 балла)

  1. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

 (10 баллов)

(6 баллов)

  1. А) Кот наплакал.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.

(6 баллов)

          6.     Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!»  Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

         – Что это значит?

         – А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!

         – Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

                  На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

 – Что это значит?

 – А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка!   (5 баллов)

7.  На омонимии.

  1. балл)

8.  В оригинале:  «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых          вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»

 (10 баллов)



Предварительный просмотр:

     Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Класс   6

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
    А) Мать
    Б) беречь
    В) вернешься
    Г) ясли
    Д) боюсь 
  2. Выберите варианты слов, в которых ударение падает на последний слог. 

          а) стройна       б) правдивее        в) суровее        г) далека        д) ленивее  

  1. В какой паре слов нет рифмы?
    А) документ-инструмент
    Б) обидно-завидно
    В) алфавит-позвонит
    Г) торты-мосты
  2.  Укажите пример с нарушением речевой нормы.
    А) прилягте
    Б) ехайте
    В) повтори́м
    Г) хотите

  1. Отыщите, в каком ряду во всех словах нужно вставить букву е.

            а) Как постел…шься, так и высп…шься.

б) Где стро…шь, там и ро…шь.

в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.

г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.

д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 

6.  К каждому слову найти свой синоним.

1. невежда

а. странно, несуразно

2. невежа

б. буйство

3. неистовство

в. грубиян

4. незыблемый

г. несокрушимый

5. нелепо

д. неуч

 

  1. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных:

ТЬМА, БАНКА, КОЧАН, МОШКАРА, ШЛЮПКА

  1. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
    Стих, печь, жаркое
  2. Выполните морфемный разбор слов:

           Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка,  приморский.

  1. Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведёт.

  1. Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
    не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом

  1. Завершите сказку.

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.

- А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.

Ключи.

  1. Д – 1б.
  2. А, Г        -  2б.
  3. 3 – 1б
  4. Б – 1б.
  5. Г -  1б.
  6.      

1. невежда

а. неуч

2. невежа

б. грубиян

3. неистовство

в. буйство

4. незыблемый

г. несокрушимый

5. нелепо

д. странно, несуразно

                    5 б.

  1. Мать, кабан, ночка, ромашка, плюшка. -5 б.
  2.  Стих – глагол, существительное;

печь - глагол, существительное;

жаркое - прилагательное, существительное – 6 б (по 0, 5 б. за каждый         ответ + 0,5б. за  предложения).

  1. Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий. – 4 б. (по 0,5 б. за каждый ответ)
  2. Витязи - воины, четами- парами, сединами- седыми волосами, ко граду – к городу. – 4б.
  3. Не разлей вода -  как кошка с собакой,

 повесить нос - воспрянуть духом,

до седьмого пота -  спустя рукава,

 денежный мешок - ни гроша за душой,

угасшее светило - восходящая звезда. – 5 б.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1.  Всего  - 10 баллов (от 1 до 5  за грамотность; от 1 до 5  за содержание)

Всего баллов: 45 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку 8 - 9 классы

Олимпиадные задания по русскому языку8 - 9 классы...

Олимпиадные задания по русскому языку (5-11 классы)

Школьный этап олимпиады по русскому языку в 5-11 классах, октябрь 2013 года. Материалы содержат ключи к заданиям....

Олимпиадные задания по русскому языку 6-7 класс

Олимпиадные задания для 6-7 класса. Содержат вопросы по этимологии, логике....

Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 классы

Материал применяется для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку....