Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Скрылева Наталья Александровна

Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11» с. Татарка

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

(выполнение задания 15.3)».

Подготовила  и провела

Скрылева Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения-                                     рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

Задачи:

образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, предупреждение речевых и грамматических ошибок, лексическая подготовка;

развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить                               композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать       материал для собственного текста публицистического  характера;

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание любви к матери, чувства долга, ответственности.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов (видеоролик), содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент.         

- Готовы к уроку? Надеюсь,  наше сотрудничество будет интересным и, самое главное, плодотворным!

2. Постановка темы и целей  урока.

- Сегодня мы продолжим подготовку к ОГЭ, в частности к выполнению задания 15.3 Вспомните, что представляет собой это задание?

-Большинство из вас при проведении диагностических работ выполняли задание 15.2, но некоторые, затрудняясь объяснить смысл фразы из текста, выбрали задание 15.2 и не совсем успешно с ним справились. Сегодня мы с вами и попытаемся восполнить этот пробел.

3.Актуализация знаний.

- Что представляет собой задание 15?

  • Повторение формулировки задания.

 - Вспомните, как формулировку задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова (словосочетания)…? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое …?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй -  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

-Какой тип текста будем использовать?

  • Повторение особенностей текста-рассуждения.

-Каковы особенности  текста-рассуждения?

           Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее  важной частью является указание причины или следствий того или иного явления.     Необходимым компонентом являются аргументы. К тексту можно задать вопрос: почему? 

- Какова схема построения сочинения-рассуждения?

          -Тезис.

-Примеры-аргументы (доказательства)

-Вывод.                                                                                  

-Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

- Сколько абзацев может быть в тексте?

4. Просмотр видеоролика о маме.  

 -Догадались, на какую тему мы будем писать? В открытом банке заданий есть такая тема «Что такое материнская любовь?».

5.Работа над построением сочинения - рассуждения.

-Откройте тетради, запишите число, тему: Сочинение-рассуждение. Что такое материнская любовь? А работать мы будем с текстом  писателя и сценариста, автора книг для детей и юношества Яковлева Юрия Яковлевича.

  • Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.
  • Анализ текста.

- Какова тема этого текста? (материнская любовь)

- Какова основная мысль? (материнская любовь – самая сильная любовь, способная преодолеть время и расстояние, любить не только своих, но и чужих детей).

  • Выдвижение тезиса.                                                                                              

-Давайте прочитаем еще раз формулировку задания.

Как Вы понимаете значение слова словосочетания материнская любовь? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй -  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

- Что значит дать определение словосочетанию? (Объяснить, что оно обозначает, т.е. его лексическое значение).

  • Лексико-грамматическая подготовка

-Рассмотрим грамматическую сторону словосочетания. Какое слово является главным? Попробуйте объяснить его лексическое значение. Проверьте себя по словарю.

                (Любовь – 1)глубокое эмоциональное чувство, сильное сердечное влечение;               2) чувство самоотверженной глубокой привязанности;

          3) глубокое эмоциональное влечение)

- Материнская любовь? (Любовь к детям)

- Сформулируйте тезис. Такого словарного определения, конечно, не достаточно. Необходимо прокомментировать тезис своими размышлениями (1-2 предложения)

 - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «материнская любовь»?

- Запишем эти слова, они пригодятся вам при написании сочинения.

                 Забота, помощь, переживания, нежность, внимание, добро, ласка, поддержка, душевное тепло

- Какие эпитеты можно подобрать?

              Чистая, искренняя, бескорыстная, всеобъемлющая, безграничная, великая, прекрасная, сильная. 

- За что матери любят своих детей?

- В чем выражается материнская любовь?

- На что способна материнская любовь?

-Только ли это любовь к своим детям?

         - Запишите тезис в тетради. Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

  • Примеры -аргументы.

1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).

- Найдите тот фрагмент текста, в котором герой наиболее остро ощутил силу материнской любви. Кто была та женщина, которая помогла раненому солдату? Что тогда понял солдат? (предложение 36). Запишите пример в тетрадях.

2-й  аргумент– из Вашего жизненного опыта

(пример из истории  посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

ПРИМЕРЫ:

1)В 1989 году в нашей стране был создан комитет солдатских матерей России, в его состав вошли матери, многие из которых потеряли своих сыновей в Афганистане и Чечне. Эти женщины не отчаялись, не обозлились. Они стали на защиту прав солдат, первыми выступили за вывод войск из Чечни, разыскивали попавших в плен и пропавших без вести. Комитет продолжает свою миссию  и сегодня.

2)Не так давно в одной телепередаче рассказывалось  о русском юноше, который,  в Турции попал в аварию, после чего не может ходить, говорить,  не может вспомнить, кто он, как его зовут. Уже около семи лет за ним ухаживает турчанка, которая забрала юношу из больницы. Она полюбила его как родного сына и даже пыталась найти родную мать, но это было безуспешно.

  • Вывод.

Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом, но не повторять его!

4. Рефлексия.

- А теперь давайте подведем итог. Закончите фразы несколькими словами.

Сегодня на уроке я понял… не понял …

Думаю, что я смогу… не смогу…

5. Домашнее задание.

Доработать сочинение. Написать сочинение «Что такое чудо природы?» вариант 1 из типовых тестовых заданий.

6. Заключительное слово.

-Спасибо за работу, с вами было приятно общаться, а результаты в оценочном виде увидим на следующем уроке. А я словами хочу закончить урок В. А. Сухомлинского о мамах: «Нет нежности нежнее ласки и тревог материнских, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз». Берегите своих мам и доставьте им радость своими успехами.

Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

План сочинения

Речевые клише

1.Тезис (объяснение лексического значения слова). Начни с вопроса.

Что такое…? Я считаю, что…- это…        

1-й пример-аргумент

- из прочитанного текста (цитата или № предложения)

Обратимся к тексту… (ф. и. о. автора). Автор убеждает нас в том, что…

Подтверждение сказанному – предложение…

2-й пример-аргумент

– из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории

посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Аналогичным подтверждением  вышесказанного служит история из (моей) жизни.

Вывод.

(общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, но не повторяющий его!)

Таким образом, можно сделать вывод:

Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

План сочинения

Речевые клише

1.Тезис (объяснение лексического значения слова). Начни с вопроса.

Что такое…? Я считаю, что…- это…        

1-й пример-аргумент

- из прочитанного текста (цитата или № предложения)

Обратимся к тексту… (ф. и. о. автора). Автор убеждает нас в том, что…

Подтверждение сказанному – предложение…

2-й пример-аргумент

– из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории

посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Аналогичным подтверждением  вышесказанного служит история из (моей) жизни.

Вывод.

(общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, но не повторяющий его!)

Таким образом, можно сделать вывод:

ЛЮБОВЬ –

1)глубокое эмоциональное чувство, сильное сердечное влечение;              

2) чувство самоотверженной глубокой привязанности;

          3) глубокое эмоциональное влечение.

Ассоциации:

                 забота, помощь, переживание, нежность, внимание, добро, ласка, поддержка, душевное тепло

Эпитеты:

              чистая, искренняя, бескорыстная, всеобъемлющая, безграничная, великая, прекрасная, сильная. 

____________________________________________________________________________

ЛЮБОВЬ –

1)глубокое эмоциональное чувство, сильное сердечное влечение;              

2) чувство самоотверженной глубокой привязанности;

          3) глубокое эмоциональное влечение.

Ассоциации:

                 забота, помощь, переживание, нежность, внимание, добро, ласка, поддержка, душевное тепло

Эпитеты:

              чистая, искренняя, бескорыстная, всеобъемлющая, безграничная, великая, прекрасная, сильная. 

____________________________________________________________________________

ЛЮБОВЬ –

1)глубокое эмоциональное чувство, сильное сердечное влечение;              

2) чувство самоотверженной глубокой привязанности;

          3) глубокое эмоциональное влечение.

Ассоциации:

                 забота, помощь, переживание, нежность, внимание, добро, ласка, поддержка, душевное тепло

Эпитеты:

              чистая, искренняя, бескорыстная, всеобъемлющая, безграничная, великая, прекрасная, сильная. 

____________________________________________________________________________

(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью. 

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...  

(7)Я очнулся  в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.

(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– (27)Сынок, сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

– (33)Мама, мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.                                        (По Ю.Я. Яковлеву)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) –  писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

1)В 1989 году в нашей стране был создан комитет солдатских матерей России, в его состав вошли матери, многие из которых потеряли своих сыновей в Афганистане и Чечне. Эти женщины не отчаялись, не обозлились. Они стали на защиту прав солдат, первыми выступили за вывод войск из Чечни, разыскивали попавших в плен и пропавших без вести. Комитет продолжает свою миссию  и сегодня.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2)Не так давно в одной телепередаче рассказывалось  о русском юноше, который,  в Турции попал в аварию, после чего не может ходить, говорить,  не может вспомнить, кто он, как его зовут. Уже около семи лет за ним ухаживает турчанка, которая забрала юношу из больницы. Она полюбила его как родного сына и даже пыталась найти родную мать, но это было безуспешно.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЛЮБОВЬ –

1)глубокое эмоциональное чувство, сильное сердечное влечение;              

2) чувство самоотверженной глубокой привязанности;

          3) глубокое эмоциональное влечение.

Ассоциации:

                 забота, помощь, переживание, нежность, внимание, добро, ласка, поддержка, душевное тепло

Эпитеты:

              чистая, искренняя, бескорыстная, всеобъемлющая, безграничная, великая, прекрасная, сильная. 

____________________________________________________________________________

ЛЮБОВЬ –

1)глубокое эмоциональное чувство, сильное сердечное влечение;              

2) чувство самоотверженной глубокой привязанности;

          3) глубокое эмоциональное влечение.

Ассоциации:

                 забота, помощь, переживание, нежность, внимание, добро, ласка, поддержка, душевное тепло

Эпитеты:

              чистая, искренняя, бескорыстная, всеобъемлющая, безграничная, великая, прекрасная, сильная. 

                                                                                                                                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» с. Татарка УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)». Подготовила Скрылева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Как Вы понимаете значение слова (словосочетания)…? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое …?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы. К тексту можно задать вопрос: почему? ТЕЗИС 1-й пример-аргумент 2-й пример-аргумент ( из текста) (из жизненного опыта ) ВЫВОД

Слайд 4

Сочинение-рассуждение . Что такое материнская любовь?

Слайд 5

Как Вы понимаете значение словосочетания материнская любовь ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Слайд 6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗ СЛОВАРЯ: Любовь – 1)глубокое эмоциональное чувство, сильное сердечное влечение; 2) чувство самоотверженной глубокой привязанности; 3) глубокое эмоциональное влечение. СЛОВА - АССОЦИАЦИИ : забота, помощь, переживания, нежность, внимание, добро, ласка, поддержка, душевное тепло. ЭПИТЕТЫ : чистая, искренняя, бескорыстная, всеобъемлющая, безграничная, великая, прекрасная, сильная.

Слайд 7

Тезис (объяснение лексического значения слова). Начни с вопроса . Прокомментируй 2-3 предложениями. Что такое…? Я считаю, что … - это…

Слайд 8

1-й пример-аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения) Обратимся к тексту… (ф. и. о. автора). Подтвержде-ние сказанному – предложение…

Слайд 9

2-й пример-аргумент – из Вашего жизненного опыта (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.) Аналогичным подтверждением выше сказанного служит история из (моей) жизни. Пример должен быть конкретным!

Слайд 10

Вывод. (общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, но не повторяющий его !) Таким образом, можно сделать вывод:

Слайд 11

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Сегодня на уроке я понял… Н е понял … Думаю, что я смогу… Н е смогу…

Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Доработать сочинение. Написать сочинение «Что такое чудо природы?» (вариант 1 из типовых тестовых заданий).

Слайд 13

Нет нежности нежнее ласки и тревог материнских, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз. В. А. Сухомлинский



Предварительный просмотр:

Метапредметный урок литературы в 8 классе

А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

Становление личности Петра Гринева.

Разработала учитель  МКОУ «СОШ №11»

с. Татарка Шпаковского района

Скрылёва Наталья Александровна.

Тема: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Становление личности Петра Гринева.

Цели:

  1. личностная: учить соотносить свои поступки с требованиями нравственных норм, сохранять доброту и благородство в трудных ситуациях, стремиться к самосовершенствованию.
  2. предметная: расширить представление об образе главного героя повести; развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; подготовить учащихся к сочинению;
  3. метапредметная: раскрыть понятие «личность» и  сформировать представление о том, как происходит  «становление» личности на примере главного героя повести «Капитанская дочка».

Оборудование: эпизоды из фильма «Русский бунт»,  карточки (эпизоды из повести), таблица.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока, постановка целей, мотивация учебной деятельности.
  1. Вступительное слово учителя, работа с эпиграфом.

- Прочитайте эпиграф. О ком из героев повести «Капитанская дочка» в нем идет речь? Петр Гринев занимает особое место в произведении. Это не только главное действующее лицо, но и «автор записок», повествователь. Сегодня мы попытаемся определить, что же представляет собой этот герой, как личность. А что такое личность? Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим эпизоды из фильма «Русский бунт».

             2) Просмотр эпизодов фильма «Русский бунт» с участием Гринева в начале и в      конце.

- Одного и того же человека мы увидели или нет? В каком из эпизодов можно сказать о Гриневе «личность»? Можно ли назвать какой-то конкретный возраст или событие в жизни человека, когда он становится личностью?

«Личностью не рождаются, а становятся» А.Н. Леонтьев.

Мы попытаемся разобраться как же происходит становление личности человека на примере  героя повести А. С. Пушкина.

      3.Изучение нового материала. 

         1) Работа с определениями (индивидуальное задание).

ЛИЧНОСТЬ  - результат процесса воспитания и самовоспитания.

ЛИЧНОСТЬ - человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо   

ЛИЧНОСТЬ - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

СТАНОВЛЕ́НИЕ - возникновение, образование чего-н. в процессе развития.

  1. Работа над понятием «качества личности».

- Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать личностью?

(Записываем  на доске: самостоятельность, ответственность, чувства долга, и т.д.)

            3) Определение основных периодов жизни героя.

-Итак, чтобы стать личностью, человек, под воздействием жизненных обстоятельств, как бы постепенно поднимается по ступенькам вверх, обретая новые качества. Давайте проследим, какие события жизни Гринева повлияли на его становление? Выделим основные этапы.

                                                           

  1. Аналитическая работа с текстом (в группах).

Каждая группа получает карточку: эпизод(ы) произведения, соответствующий(ие)определенному периоду жизни героя.

Задание: как повлияли события на героя, какие качества личности проявляются в данный период?

( В результате выступлений групп над «ступенями» записываются качества)

1 группа ( детские и юношеские годы) – беззаботность, мечты о веселой жизни, путаница в нравственных понятиях).

2 группа (начало самостоятельной жизни: путь на службу, встреча с Зуриным, встреча с вожатым) – легкомыслие, сменяющееся стыдом и раскаянием.

3 группа( в Белогорской крепости: общение с семьей Мироновых, поединок со Швабриным) – симпатия к простым, добрым  людям, любовь, познание двуличности.

4 группа – (в гуще исторических событий: в пугачевском стане, арест, суд) – ответственность за жизнь возлюбленной, сила характера, верность долгу, умение прощать, прямодушие, дипломатичность и др.)

4.Подведение итога.

- Путь Петра Гринева был полон потрясений, которые сам герой называет «благими», как вы думаете, почему?

Они закалили характер, выявили лучшие качества, позволили оценить счастье свободы, любви, сделали мудрее.

             5. Рефлексия.

- Обязательно ли человек должен пройти такие тяжелые испытания, чтобы стать личность?

           6. Домашнее задание.

1.Написать сочинение по теме урока.

2.Материал учебника (согласно планированию).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Слайд 2

Текст. Способы связи предложений в тексте .

Слайд 3

Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных по смыслу и грамматически.

Слайд 4

н д н д н ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ (ЦЕПНАЯ) СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Слайд 5

д д н д н д н ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Слайд 6

Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей ( Д. Лихачев). 2) Теплый, солнечный день. Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы. Удивительная тишина.

Слайд 7

Вдруг я увидела подберёзовик. Подберёзовик был очень интересным. Шляпка у подберёзовика была огромная, а ножка широкая, но не очень высокая.

Слайд 8

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов. Л. Щерба

Слайд 9

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги. -------------------------------------------------------------------------------- В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Михайловский, Тригорский и Петровский. Все они отличаются друг от друга так же, как отличались их владельцы. -------------------------------------------------------------------------------- Из-под обломков бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался, принюхивался. ---------------------------------------------------------------------------------- Война принесла нашей стране много горя. Она разорила сотни городов и сел. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей.

Слайд 10

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ МЕСТОИМЕНИЕ СИНОНИМ ПОВТОР СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ (ЦЕПНАЯ) ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ

Слайд 11

Домашнее задание: Параграф 26, выучить теоретический материал. Упражнение 271.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию  домашн...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов

Программа рассчитана на 34 часа.Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарт...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов

Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в...

Мастер- класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения 9.3.

Мастер-класс «Технология критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 9.3»Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовк...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...

Конспект урока, презентация "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3"

Конспект урока, презентация "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3"...