Лингвистические особенности речевого общения на примере социальных сетей
проект по русскому языку

Наместникова Мария Андреевна

В работе рассматривается виртуальное общение как особый вид коммуникации. Особое внимание уделяется лексике, грамматике, знаковой системе интернет-общения в социальных сетях и мессенджерах

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ Автор: Спасская Александра Руководитель: Наместникова М.А.

Слайд 2

актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения новой формы социальных коммуникаций и осмысления проблем функционирования языка в качестве новой языковой практики . Объектом данного исследования являются коммуникативное явление социальных сетей « Facebook », « ВКонтакте », « Instagram », а также мессенджеров « WhatsApp », « Viber ». Предмет исследования - языковые средства общения социальных сетей . Цель исследования - описание специфики функционирования языковых средств социальных сетей.

Слайд 3

Интернет-коммуникация как особый вид общения Место , никогда ранее не существовавшее, стало местом реализации языка . Коммуникативное пространство не существует отдельно от человека. Оно моделируется им и изменяется целенаправленно.

Слайд 4

Общение в Интернете, которое основывалось на базе литературного языка и устной речи , оказывает всё большее влияние на общение внесетевое, на его устные и письменные формы . К примеру, запись в личном дневнике : На каникулах (а они завтра!!!) мы с классов поедем в Питер. Наконец-то досмотрела!)) А у меня всё хорошо :) Аааааа !! Сейчас наткнулась на пост Наташи… Аааа !!! Всего-то 2 часа (ночи) , ха-ха…

Слайд 5

Соотношение устной и письменной речи в языкознании В Интернет-коммуникациях присутствуют признаки и устной речи, и письменной. Это позволяет считать, что в Интернете функционирует новая " устно-письменная" разновидность речи , имеющая свои собственные специфические черты

Слайд 6

Языковая личность Речевой приём, который использует говорящий, создавая особый стиль общения с виртуальными личностями

Слайд 7

Признаки устной и письменной речи в интернет-коммуникации Устная речь Письменная речь мгновенная передача информации; возможность поддерживать диалог онлайн в реальном времени; экономия языковых средств и речевых усилий; спонтанность текста; пренебрежение правилами орфографии; использование компьютерного и сетевого сленга; краткость, эллиптичность, инверсия; попытка передачи с помощью пунктуации и других средств языка (паузы в виде многоточий и др.) письменная фиксация; опосредованная передача речи через символы письма; способ восприятия (визуальный); - возможность делать в общении длительные паузы; возможность произвольного перемещения по текстовой информации; возможность редактирования сообщений

Слайд 8

особенности лексики социальных сетей Аббревиатуры (образное сокращение слова или словосочетания): -включают буквы « Ясн »; «норм»; «да лан»; « эт да»; « конечн » - включают цифры (нефонетическое обозначение букв цифрами) «@ve4no17_»; « too good 4 u » - отражают слово одной буквой «u» вместо «you» - включают применение принципа опущение гласных « Спс »; « пжлст », чаще « пж »; «Я была в чт. У нас пт была неучебная »; «И не успеваю на др »

Слайд 9

Эллипсис, неполнота предложения : Прохор : А ты? Прохор : Уже не учишься? Валентин : Нет Прохор : Многословно Валентин : Эээээ Валентин : Попозже Прохор : Ну как обычно Кать, - на руки!

Слайд 10

Межфразовые скрепы ну, а Агния : И встала в итоге в 5 Валентина : Ну и молодец)) «В общем, я пошла делать уроки…» « А то завтра тоже в школу не приду» Подражание звукам, крику А: Уууууууууууууу А: Это бунд !!! Всё иди спатб , время то не детское АОАОАОАОАОАОАО

Слайд 11

Сильная редукция слов, лексическая и аффиксальная апокопа (« пишу, как слышу ») «А теперь говорят делай шо хош » (что) «Да лан, не хочу прост менять» (ладно, просто) « Я АКТЕЕЕРР ващета » (вообще-то) « Конещн давай » (конечно) « Все пасиба вы опоздали » (спасибо) «Ну пж » (пожалуйста) « Хоть какйнибудь » ( хоть какой-нибудь)

Слайд 12

Языковая игра А: У-успех В: Не поверишь, но это прям мега успех А: З-зависть ?) В: Ага Выделение логического ударения с помощью способов шрифтового выделения « Пф мне ПРЯМЩАС нада » А: Какие мы бедные В: У М И Р А Ю А: А ВОТ И НЕТ

Слайд 13

ЗаБоР , т.е. чередование прописных и строчных букв в записи «Если б ни он ничего бы не было, это сНеЖный коМ » « ЖданОвиЧ … » 3. «Это посТиРония » 4. «Я мыЦа и спать»

Слайд 14

Транслитерация иноязычного выражения русскими буквами и русского выражения английскими буквами « Я superstar просто )» А : Ia ne zmauchto pisat ’ В : Poka А: Dosvidania ! « Ну там тип мерси, chasto ludi tak vot Pishut » «San’, ti nashla ? Esli da , to prishli pozhalyista »

Слайд 15

Особенности грамматики в спонтанной письменной речи Опущение подлежащего : Чо за <…> появилась? Эллипсис союзов : никогда не должно быть застоя, нигде. общество развивается как большой организм; Расскажите, будет время, как дела у Анны, надеюсь, у ней все хорошо. Инверсия : Там в 3 часа всё начнётся, поедет туда Катя

Слайд 16

Членение предложения на фразы или даже слова, отправляемые отдельными сообщениями: А: Я тоже А: Наверное А: Шутка А: Несмешная Контактые слова: обращения, вопросительные частицы: Дамы, я с ума сошла, там меньше) Котики, какие на сегодня планы? Ужель так и сказала?

Слайд 17

Эмотиконы-смайлики , повторение знаков препинания и междометия « Как сходишь в школу, расскажи…. » « Зачем ???? Я это сказал…… .» Ого!!! Я очень хочу, чтобы ты поехала!!! Как же я хочу там учиться, хотя на языковых курсах!!!! Любимая тема. Что может быть лучше?!?!?! Всм !??! Сейчас же хор? А ты ничего не путаешб ???? Для тебя важнее скрипка или кукуха на нужном месте?????

Слайд 18

Литуративы – «исправление оговорки»

Слайд 19

эмотиконы ( emotion + icon = эмоция + значок) :) или :-) или =) Простая улыбка : D Смех, хохот :( или :-( или =( Грустный ;) Подмигивание :'( Плач :- l Равнодушие, апатия :-/ Озадаченность или недовольство :-* Поцелуй

Слайд 20

Сложные смайлы

Слайд 21

Смайлики графического вида – Emoji

Слайд 22

Мем – основная единица культурной передачи - текстовый мем : слово или фраза ( Капитан Очевидность, пацталом ) - мем-картинка видеомем (иногда состоит из мемов-картинок ) креолизованный мем , состоящий из текстовой и визуальной части

Слайд 23

Креолизованные мемы

Слайд 31

Вывод Функциональные характеристики социальных сетей подтверждают их многоаспектность как малоисследованного материала для лингвистического анализа, в частности, в аспекте форм речи и в семиотической структуре. Язык пользователей социальных сетей имеет определенную специфику в лексическом и грамматическом строе, сочетая в себе характерные черты устной и письменной форм. Исследование языка социальных сетей и мессенджеров дает уникальную возможность составить обобщенный речевой портрет пользователя Интернета в России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Беседа с родителями «Общение детей в социальных сетях»

laquo;Общение детей в социальных сетях»...

Презентация к исследовательской работе " Аббревиатура как лингвистическая особенность онлайн общения" (10 класс)

Большинство лексических новообразований оказываются громоздкими и неудобными в употреблении в онлайн общении, поэтому такой способ словообразования, как аббревиация становится все более  востребо...

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА «УЕЗДНОЕ УЧИЛИЩЕ» ИЗ РОМАНА Г.Н. ПОТАНИНА «СТАРОЕ СТАРИТСЯ, МОЛОДОЕ НИКОГДА»

Культура провинции в России, часть образа нации. В наследие будущим поколениям остались интересные памятники, в том числе и художественные второй половины XIX века, созданные в российской «глуби...

Психологические особенности безопасной коммуникации подростков в социальных сетях

В статье рассматриваются вопросы безопасности нахождения подростка в сети Интернет. Автор исходит из трудности контроля подростка, увлеченного общением в социальных сетях. В качестве меры профилактики...

Лингвистический анализ англоязычной письменной коммуникации в социальных сетях как глобально-развивающийся диалект в современном мире

Статья посвящена исследованию языка социальных сетей как одного из возможных диалектов в мире, главной характеристикой которого является глобализация....

Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».

Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...