Карточки-пятиминутки, консультанты, тренинги
консультация по русскому языку

Дагирова Испаният Мужайтдиновна

Предварительный просмотр:

Знаки препинания при прямой речи

      Знаки препинания при прямой речи зависят от места, которое она занимает в предложении по отношению к словам автора.

Прямая речь (П) после авторских слов (А)

А:
– П. (П? П! П...)

Отец сказал:
– Это замечательно!

А: “П”.

Отец сказал: “Я подумаю об этом”.

А: “П?”

Отец спросил: “Почему так поздно?”

А: “П!”

Отец воскликнул: “Лентяй!”

А: “П...”

Отец проговорил: “Ну что ж...”

Прямая речь (П) перед авторскими словами (а)

“П”, – а.

“Я подумаю об этом”, – сказал отец.

“П?” – а.

“Почему так поздно?” – спросил отец.

“П!” – а.

“Лентяй!” – воскликнул отец.

“П...” – а.

“Ну что ж...” – проговорил отец.

Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п)

“П, – а, – п”.

“Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.

“П, – а. – П”.

“Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.

“П? – а. – П”.

“Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.

“П! – а. – П”.

“Лентяй! – воскликнул отец.  Надо лучше заниматься”.

“П... – а. – П”.

“Ну что ж... – проговорил отец.  Надо подумать”.

“П, – а: – П”.

“Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”.

Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а)

А: “П”, – а.

Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.

А: “П!” – а.

Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.

А: “П?” – а.

Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.



Предварительный просмотр:

Задание №______ экзаменационного теста в 9 классе ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом (реже - синонимичным выражением). Синоним должен быть стилистически нейтральным. Что это значит?
Сначала вспомним, что такое синонимы.

СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению. 
 
Например: красный-алый, бежать - мчаться, трудный - сложный.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Например:


слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться; 

будущий — по сопоставлению с книжным грядущий

взгляд — по сопоставлению с взор

глаза — по сопоставлению с очи;

голый  нагой; 

доказательство — аргумент; 

душистый — благовонный — благоуханный;

есть  вкушать, жрать; 

жаловаться  сетовать; 

заботиться — радеть; 

задержка  промедление, проволочка; 

кудрявый  курчавый; 

лгать  врать; 

мешать  препятствовать; 

муж  супруг; 

надежда  упование, чаяние; 

напрасно — тщетно; 

обещать  сулить; 

обмануть — надуть; 

поединок — единоборство; 

смерть — кончина; 

умереть — скончаться; 

хоронить  погребать.

Посмотрим, как сформулировано задание В1.

Выглядит оно примерно так: "Замените разговорное слово "страшно" в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним".

На первый взгляд, задание В1 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных.

1. Замените словосочетание ВСЕГО НИЧЕГО из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом.  Напишите этот синоним.

(14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест.

2.Замените слово ПРИМЕТИТ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.

(18)Направляясь домой, Варя никак не минует переезда, и Лёшка её сразу приметит, а она его нет. 

3.Замените фразеологизм НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ из предложения 9 стилистически нейтральным словом-синонимом.  Напишите этот синоним.

(9)И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах.

4.Замените слово УЖАСНО  из предложения 5 на стилистически нейтральный синоним.Напишите этот синоним.

(5) Мише это повторение вскоре ужасно надоело.

5.Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.  

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. 

6.Замените слово ЗАВАЛИТЬ из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 

(19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу.

  

7.Замените слово РАЗУМЕЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 

(13)Под волей он разумел свободу. 

8.Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. 

(15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж...    

9. Замените слово ДОХА из предложения 3 стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. 

 (3) Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал. 

10. Замените слово НЕИЗБЫВНОМ (любопытстве) из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

(8)Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратненько вылила ее на весь проект, и краска залила чертёж.

11.Замените слово В БАДЕЙКАХ из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 

(36) Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках. 

12.Замените слово ИМЕНИТЫХ из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

(15)Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян. 

13.Замените слово НЕВЕСТЬ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 

(20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку.

14.Замените слово УВЯЗАЛСЯ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 

(7)Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было. 

15.Замените слово НЕ ПОПАДАЛИСЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

(12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались дурные и злые люди? 

16.Замените слово ПЛЯСУНЬЕ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.  

(24)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о Снежной королеве. 

17.Замените слово ПОЗУМЕНТ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 

(20)Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули.

 18.Замените слово ХЛЯБАЛИ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 

(4)На обогретом, с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвернуто, хлябали, вязали ноги.  

19.Замените слово ОТТЕРЕТЬ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 

(9)Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь.

20. Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

(13)Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. 

21.Замените слово БАРЫШ из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

 (11)Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. 

22.Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.  

(5)Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах.

23.Замените слово ПОЗЛАЩЕННЫЕ из предложения 27 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.  

(27)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.

24.Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 

(6)Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение. 

25.Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 

(24)Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. 

26.Замените слово НЕИСТОВОГО из предложения 13  на стилистически нейтральный синоним.Напишите этот синоним.

(13) И новая волна неистового смеха покатилась по комнате.

27.Замените разговорное слово ПОТЕХУ из предложения 17 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(17)А однажды Лина пошла в зоопарк, но тут ей не понравилось: жалко было потрёпанных медведей-попрошаек, зады у которых были вытерты и голы, оттого что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. 

28.Замените разговорное слово ВОН из предложения 23 стилистически нейтральным словомсинонимом. Напишите это слово. 

(23)«А я хоть в клетке согласна!» — крикнула Лина и быстро побежала по дорожке вон из зоопарка.

29.Замените просторечное слово ТЁТКИ из предложения 27 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

 (27)Она бежала вдоль забора, увидела вход в другую ограду, проскочила мимо тётки, разомлевшей под солнцем, упала на скамью, отдышалась и стала оглядываться. 

30.Замените книжное слово (высокого стиля) МИРОЗДАНИЕ из предложения 49 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(49)Музыка звезд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звездный свет.

31.Замените книжное слово (высокого стиля) СЛАВИЛ из предложения 52 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(52)Рожденный под этими звездами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и все живое на земле.

32.Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(10)– Причин уйма. 

33.Замените разговорное слово УТЕХА из предложения 15 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...

 

34.Замените просторечное слово ПРИВОЛОКЛИ из предложения 18 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

(18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

35.Замените разговорное слово БАШКОВЫТЫЙ из предложения 20 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

(20)– Вот увидите: еще появится башковитый человек, который всё подлатает. 

36.Замените разговорное выражение НЕ ПО СЕБЕ из  предложения 28 стилистически нейтральным наречием-синонимом. Напишите этот синоним. 

(28)У мальчишки пересохло во рту, стало не по себе.

37.Замените разговорное слово УЛАМЫВАТЬ из предложения 30 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

(30)Долго тебя уламывать?!

  

38.Замените разговорное слово КОЛОТИТСЯ из предложения 33 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

 (33)Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и мальчик, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.

39.Замените разговорное слово СВИСТОПЛЯСКА из предложения 45 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

(45)Мальчишка стоял притихший в стороне от этой свистопляски.

40.Замените просторечное слово РЯВКНУЛ из предложения 53 стилистически нейтральным синонимичным выражением. Напишите это выражение.

(53)– Где ты болтался? – рявкнул отец. 

41.Замените разговорное слово ВСЫПЛЮ из предложения 54 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

 (54)– Погоди, вот я тебе утром всыплю…

42.Замените разговорное слово УГОМОНИЛИСЬ из предложения 55 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

(55)Наконец все угомонились.  

Материал для самопроверки вариантов задания В1

1.мало
2.заметит <заметить>
3.навсегда 
4.очень 
5.купюр <купюры> <купюра> <банковских билетов> <банковские билеты> <банковский билет> 
6.убить
7.понимал, подразумевал 
8.холодные, промерзшие

9.шуба

10.постоянном

11.в ведрах

12.знаменитых, известных

13.неизвестно

14.пошел  

15.не встречались 

16.танцовщица 

17.тесьма

18.болтались

19.оттолкнуть

20.застывшим

21.доход 

22.обедняется 

23.позолоченные 

24.обращение 

25.заключенных 

26. сильного

27.забава <или>развлечение

28.прочь<или>долой

29. женщина(-ы)

30. мир<или>вселенная

31.превозносил<или>восхвалял<или> хвалил

32.множество

33. удовольствие<или>забава<или> развлечение

34. принесли<или>доставили<или> притащили

35. умный<или>сообразительный

36.  неуютно<или>некомфортно

37.уговаривать<или>убеждать

38.бьётся

39. переполох<или>путаница<или> беспорядок<или>хаос

40. крикнул сердито<или> крикнул во весьголос

41. накажу<или>побью

42.успокоились<или>утихли



Предварительный просмотр:

                                                               КАРТОЧКА № 1

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите крестиком

определяемые слова в главном предложении. Сделайте вывод, в каких случаях определительное придаточное предложение может отделяться от определяемого слова другими словами.

1.Он вынул из вещевого мешка мандолину и заботливо обтёр её куском замши

котор..й хранил для этого. (Л. Славин.) 2. Почтальон с тяжёлой сумкой нёс почту к вилле с пр..крытыми ставнями в котор..й жил замечательный человек нашего времени – Горький. (В. Лидин.) 3. Крымский вечер стоял над те(р,рр)а(с,сс)ой кипарисы спускались к морю (бледно) голубому и (серовато) жемчужному каким оно бывает в тихие летние вечера в Ялте. (В. Лидин.)

* Вспомните правила обособления определений и приведите примеры на разные случаи.

* Назовите правила правописания сложных прилагательных и приведите примеры.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                      КАРТОЧКА № 2

Постройте СПП, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания. В каких из этих случаев можно изменить место придаточного предложения?

Г л а в н ы е   п р е д л о ж е н и я: трава была сочная; на пустыре разбили сад; поездку на остров пришлось отложить; в лесу было тепло; мы надеялись;

я зайду к тебе.

     П р и д а т о ч н ы е   п р е д л о ж е н и я: если у меня будет свободное время; потому что в мае шли дожди; что наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах; так как на море разыгрался сильный шторм;

хотя в тенистых местах ещё лежал снег; который был перед школой.  

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                               КАРТОЧКА № 3

Прочитайте и укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения, в каких – сравнительные обороты, а в каких – стоят при сказуемом. Перепишите, расставляя запятые.

1. Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам к хорошей музыке (М. Г.) 2. На небе ярко св..ркнула как живой глаз

первая звёздочка. (Гонч.) 3. К концу охоты утки словно на прощань.. стали подниматься целыми стаями. (Т.) 4. Асфальт блестел как чёрная река. (Пауст.) 5. Море как ртуть. (Гонч.) 6. Как пахарь битва отдыхает. (П.) 7. Дергач кричит как будто в самом деле кто (то) дёргает за старую железную скобу. (Ч.) 8. Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль и хрустел под ногами. (Пауст.)

9. Для мирной жизни новых поколений

    От Каспия и до полярных льдов

    Как памятники выжженных селений

    Встают громады новых городов. (А. Ахматова.)

                                                                 

                                                   

                                                         КАРТОЧКА № 4

Перепишите, заменяя деепричастные обороты соответствующими придаточными предложениями.

1. Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии. 2. Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку (читальню). Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше. 4. Не получив специального музыкального образования, он всё (таки) достаточно хорошо играл на рояле.

                                         

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                    КАРТОЧКА № 5

                      Замените придаточное предложение обособленным распространённым

определением. Укажите различия между придаточными предложениями и обособленными оборотами. Объясните постановку знаков препинания.

1. По узкой тропинке, которая изв..вается между скал, мы поднимаемся

на площадку. 2. В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось

несколько медных монет, сильно позеленевших. 3. Я где (то) читал,

как по одной надписи, которую вырезали на камне, учёные открыли жизнь

целой страны. 4. Почему я вижу звёзды, которые так ярко светятся на

(чёрно) синем болгарском небе? 5. Пахло тёплым ржаным хлебом,

который выпекали в подвале вокзального буфета.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                       КАРТОЧКА № 6

Прочитайте и укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения, в каких – сравнительные обороты, а в каких – стоят при сказуемом.

                                       

1. Вода блестела как чёрное стекло. 2. Сегодня чувствую себя так как будто

гора свалилась с моих плеч. 3. Сосна как дерево смолистое почти не гниёт.

4. Проводите меня на заставу как вашего слугу. 5. Как дерево роняет тихо

листья так я роняю грустные слова. 6. Крутясь плывут они [вьюнки] вместе с водой как недавно плыли льдины. 7. Завтра как сообщили по радио будет дождь.

                                                                     

     

                                                                       

                                                                             КАРТОЧКА № 7

Прочитайте и укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения, в каких – сравнительные обороты, а в каких – стоят при сказуемом.

                                       

1. В то время как все собрались пить чай в саду Митенька незаметно ушёл. 2. Горы как пышные складки на богатой одежде земли. 3. В русской земле столько прелести что всем художникам хватит на тысячу лет. 4. Береги мою сестру как зеницу ока. 5. Стая ласточек так мелькала у воды как будто сеть раскинули над прудом. 6. Он не любил как физику так и математику.

                                                                       КАРТОЧКА № 1

 

                    Что ты знаешь о сравнениях? Вставь сравнения вместо точек.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко. Зашевелилась

на опушке прошлогодняя листва, как будто …, и пробились сквозь неё,

словно … упругие листочки. На тонких веточках берёзы, как …,

заблестели на солнце молодые листочки. Лес наполнился радостными

голосами, как будто…  .

           * Продолжи описание весеннего леса.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Синтаксическая пятиминутка

а. Определите вид связи в словосочетаниях.

1) Бежать быстро

 

2) Говорить тихо

 

3) Увидел в небе

 

4) Катилась по дороге

 

5) Крупные камни

 

6) Приближался к месту

 

7) Пушистый снег

 

8) Зеленый лес

 

9) Робко подошел

 

10) Очень тихо

 

б. Определите вид связи в словосочетаниях.

1) Смотрел внимательно

 

2) Творческая работа

 

3) Простое правило

 

4) Защита прав

 

5) Смотрю на одноклассников

 

6) Чужое мнение

 

7) Читаю книгу

 

8) Цвет хаки

 

9) Прилагает усилия

 

10) Вернулся вечером

 

в. Определите вид связи в словосочетаниях.

1) Подошел к окну

 

2) Улыбнулся грустно

 

3) Их мнение

 

4) Уехал далеко

 

5) Подошел ближе

 

6) Содержится в комментарии

 

7) Основной тезис

 

8) Золотые звезды

 

9) Румянить небо

 

10) Небольшое произведение

 



Предварительный просмотр:

Тренинг: сложное предложение

В последний учебный месяц все стараются предложить ученикам самые разнообразные задания для подготовки к зачетам и экзаменам. Среди известных пособий, содержащих тренинги по орфографии и пунктуации, выделяется книга «Русский язык. Для старшеклассников и абитуриентов. Правила. Упражнения. Тесты. Диктанты» (М.: МЦНМО, 2003) Л.В. Великовой, публиковавшей свои материалы в нашей газете в 2001 году.
В книге – красивой, объемной, большого формата, с рисунками А.Г. Бельжо – вы найдете все, что пожелаете: от продуманно составленных словарных диктантов до авторских связных текстов с единым сюжетом, упражнения на все правила, с пропусками и без, а также иронические цитаты и юмористические реплики, обостряющие способность вникать и запоминать. Книга будет полезной и девятиклассникам, и выпускникам.
Предлагаем для тренировки отрывок из книги на тему: «Сложное предложение».

Тренинг: сложное предложение

Упражнение

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Поставьте недостающие знаки препинания. Определите тип связи между частями предложений.

1. Утром проезжая мимо Казбека увид_л я чудное зрел_ще белые оборва_ые тучи перетяг_вались через вершину горы и уед_не_ый монастырь оз_ре_ый лучами солнца к_залось плавал в воздухе н_сомый обл_ками. (А.Пушкин) 2. Покрытые испариной лица как(будто) засв_тились пок_залось что ож_ли на потолке нар_сова_ые лошади в лампах как(будто) пр_бавили свету и вдруг как(бы) сорвавш_сь с цепи запл_сали оба зала а за ними запл_сала и в_ранда. (М.Булгаков) 3. В гр_мадной до крайности запуще_ой передней слабо осв_ще_ой малюс_нькой угольной ламп_чкой под высоким черным от грязи потолком на стене в_сел в_лос_пед без шин стоял огромный ларь обитый железом а на полк_ над вешалкой лежала зимняя шапка и дли_ые ее уши свеш_вались (в)низ. (М.Булгаков) 4. Сделав (не)сколько петель вся к_мпания под тревожную дробь барабана из оркестра подк_тилась к самому краю сцены и зрители первых рядов ахнули и откинулись потому что публике пок_залось что вся тройка со своими машинами грохн_тся в оркестр. (М.Булгаков) 5. Кот плативш_й кондукторш_ чрезвычайно разв_селил гостя и он давился от тихого смеха глядя как взволнова_ый успехом своего пов_ствования Иван тихо прыгал (на)корточках изобр_жая кота с гриве_иком возле усов. (М.Булгаков) 6. Егор же спать (н_)любил он любил жить без пер_рыва что(бы) вид_ть все что живет без него и жалел что ночью надо закрывать глаза и звезды тогда г_рят на небе одни без его участия. (А.Платонов) 7. И каждое лицо было (не)знакомое и (н_)любило его: одно сердито ухмылялось другое злобно думало что(то) о Никите а третий кол оп_рался и_сохшими руками-ветвями о пл_тень и соб_рался вовсе выле_ти из пл_тня что(бы) погнат_ся за Никитой. (А.Платонов) 8. Двор стоял у самой реки и по веснам когда спадала полая вода он был усеян щепой и ракушками а иногда и другими куда более интересными вещами. (В.Каверин) 9. Все же когда Турбиных и Тальберга (н_)будет на свете опять зазвучат клав_ши и выйдет к рампе (разно)цветный Валентин в ложах будет пахнуть духами и дома будут играть а_компан_мент женщины окраше_ые светом потому что Фауст, как Саардамский Плотник, – сов_рше_о бе_смертен. (М.Булгаков) 10. (Не)приятно было главным образом то что день(деньской) и добрую часть ночи слышны были поезда городской железной дорог_ и (от)того к_залось что весь дом медле_о едет куда(то). (В.Набоков) 11. Машенька села у руля он оттолкнулся б_гром и медле_о стал грести вдоль самого берега парка где на воде черными павлин_ими глазами отр_жались густые ольхи и п_рхало много темно(синих) стрекоз. (В.Набоков) 12. В гости_ой где стояла белая мебель и на скатерти стола ра_шитой розами лежали тома старых журналов желтый паркет выл_вался из накло_ого зеркала в овальной раме и дагеротипы на стенах слушали как ож_вало и пело белое пианино. (В.Набоков) 13. В последние дни стояла страшная духота и можно было ож_дать что на город вот(вот) обрушит_ся страшная гроза. (В.Набоков) 14. И когда учитель выставляет тебя смешным сразу же ра_падает_ся круговая порука учеников и весь класс над тобой смеет_ся. (Ф.Искандер)

Тренинг: сложное предложение

Тест-диктант 1

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Сын Агафона Василий человек в деревн_ извес_ный. Вот он идет (на)пролом походкой бывш_го бульдоз_риста щ_плый но решит_льный в к_стюме от _тальянского кутюр_е и прав_льный ж_лтый галстук как пр_кле_н_ый лежит на голубой рубашк_. Погода этим летом (н_)балует идут бе_пр_рывные дожди холодно но Василий эл_гантный и подтянутый работа_т без выходных. И деревенская грязь и тополи_ый пух все ему (н_)(по)чем. «Ну что ты пр_ч_таеш_ по м_бильному? Все _делаю как об_щал», – кр_чит Василий в сотовый телефон. Это он своей жене Варваре. (В)виду (не)достатка времен_ они вынужд_н_ы общат_ся по телефону потому что у них трудная полоса в жизн_ Василий и Варвара строят себе новый дом. Вернее перестра_вают. (Недо)стро_н_ый магазин купле_ый у разоривш_хся владельцев пр_вр_щают в кот_едж. Василий решил что так быстрее заложе_ый фундамент который (н_)одну зиму пережил уже уст_ялся да и стены есть. Жена Василия кстати то(же) (не)последняя жен_щина в деревн_. Варвара заведу_т райо_ой б_бл_отекой и каждый зна_т что именно она (в)течени_ последних трех лет (н_)дает ей р_звалит_ся окончат_льно. Жена Василия человек ответствен_ый и эн_ргичный. Переделкой бывш_й торговой точк_ в пр_годное для сост_ят_льного человека жилье зан_мается имен_о Варвара потому что хорошо пон_ма_т или она совьет собстве_ое гн_здо или им с Василием придет_ся еще (не)сколько лет жить вместе с родителями. Ей пр_ходит_ся уча_ствовать в решении многих проблем за(то) теперь она пр_красно разб_pa_т_ся в том как сл_жить (не)сг_раемую кровлю и перест_лить полы где купить материалы для отделк_ что(бы) (н_)промахнут_ся со знакомым каждому кто хоть раз делал ремонт знам_нитым соотношени_м цены и качества. Она очень устает но старает_ся (н_)падать духом. (В)общем как сказал любимый Варварой американский автор: «Выше стропила, плотники». А Василию вечно (не)когда потому что у него в голове планов громадье и откуда(то) надо на все брать время. (Кое) что из задума_ого он уже пр_тв_рил в жизнь вечно замерзающую тетку с лотком мороже_ого Василий посадил в нарядный киоск и (на)кануне зимы уст_новил в нем масл_н_ый радиатор вым_рающий к веч_ру магазин где кроме карамелек и ч_рствого хлеба и купить(то) было (не)чего он превратил в (не)большой супермаркет с (не)вида_ым (до)селе а_сорт_ментом. Ну а уж когда Василий пустил ч_лноком два стар_ньких (микро)автобуса до станци_ и обратно односельчане бл_госл_вили судьбу пославш_ю им такого раст_ропного соседа. Шоферы быстро подлад_лись к расписанию электрич_к идущ_х в Москву и из Москвы и пот_снили ленивые автобусы (в)ож_дани_ которых (за)просто можно было oп_здать к поезду. Но все это было только началом пл_ниру_мой гранд_озной деятельности Василия по переустройству родной деревн_.

Тренинг: сложное предложение

Тест-диктант 2

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Как только Василий начал пр_успевать он решил пр_тв_рить в жизнь свою давнюю мечту устроить в деревн_ пожарную часть. Дело было за пожарной машиной. К рекламным аген_ствам Василий (не)п_тал (н_)какого доверия и отправ_лся на выставку (противо)пожарной техник_. На выст_вке машин ок_залось так много что Василий сначал_ даже раст_рялся (н_)зная какую выбрать. Однако он был не из тех кто долго к_лебл_тся взял и выбрал самую на его взгляд лучшую – большую красивую и дорогую. Покупка состоялась (не)медле_о (при)чем Василию даже _бавили цену ведь он покупал выст_вочный образец. Редкос_ной красоты машина (ярко)красная бл_стящая ок_залась к сожалению слишком гр_моз_кой и в деревн_ на ней можно было ехать только по одной дорог_ ведь все знают какие здесь узкие улицы. Часто можно было видеть как (красавица)машина несет_ся на пожар в соверше_о прот_воп_ложном напр_влени_ а выехав на шоссе где (не)много (по)шире она разв_рач_ва_тся и уже (н_)сбавляя скорост_ доб_рает_ся до места возг_рання. Василий (не)долго насл_ждался чудес_ным пр_обр_тением потому что его захватили другие планы и он уг_ворив отца отпустить лошадь Тучку на заслуже_ую пенсию предл_жил Агафону стать его пр_емником. (С)начала Агафон (н_)(в)какую (н_)соглашался. Ход его ра_суждений был пр_мерно таков машина не Тучка она погл_ща_т уйму бензина и (с) (точки)зрения пр_жимистого Агафона (не)р_нтаб_льна. Агафон (н_)хотел об_жать сына отказом и мучит_льно раздум_вал что же ему делать подат_ся в сторону гр_дущ_й славы или пр_дпочесть спокойную жизнь пенс_онера. Он хотел было пос_в_щат_ся с женой но пр_мудрая Василиса (не)желая вл_зать между мужем и сыном отвечала уклонч_во и больше сочу_ствовала невес_ке ут_пающ_й в проблемах перестройк_. Только отец Крестовоздвиженский деревенский св_ще_ик вн_мательно выслушав Агафона бл_госл_вил его и об_явил что защита деревн_ от огня дело бл_гое а бензин (не)преме_о окуп_т_ся.

Когда(же) Василий пр_поднес отцу (в)пр_дачу к машине еще и пожарный сигнал(автомат) Агафон (не)уст_ял. Сигнал это такая штука где надо разбить (в)дребезги стекло а (в)нутри там (не)что (в)роде телефона. С этого дня сомнения Агафона рас_е_лись. Вопрос о его заведовани_ пожарной к_ланч_й с_итался решен_ым.

Тренинг: сложное предложение

Тест-диктант 3

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

На следу_щее утро Агафон проснулся обл_че_ый властью. Первым делом он нач_л созд_вать к_манду. Вместе они долго пр_кид_вали где должен в_сеть сигнал ведь (н_)кто (н_)знает где вспыхн_т пожар. Во изб_жани_ недоразумений с_гнал повес_ли на дверях к_ланчи и в пред_вери_ (н_)м_нуемых встреч_ с огнем бл_стали друг перед другом (на)скоро пр_обр_тен_ыми знаниями из брош_р по (противо)пожарной техник_ которые по просьбе свекра пр_несла из б_бл_отек_ Варвара. В ож_дани_ первого испытания прошло (не)мало времен_ Агафон даже успел отр_стить усы для солидност_. (Н_)кто из пожарных (н_)ж_лал конечно родной деревн_ сверх_естестве_о большого пожара но все они дружно мечтали о том что(бы) блес_нул хоть (н_)пр_метный языч_к пламен_.

(Н_)кем (н_)пр_дусмотре_ый пожар вспыхнул когда они ра_слаб_лись и пр_бывая в полном поко_ раз_грывали оч_редную партию в д_мино к которому успели пр_страстит_ся за время вынужде_ого безделья. _дешним жителям пос_астлив_лось они жили (н_)(по)далеку и все вид_ли своими глазами. Заг_релся гараж и пока его владел_ц бегал разб_вать стекло пламя разбуш_валось (во)всю. Агафон (не)множко побр_нил владельца гаража (во)первых ему было досадно что автомат разбили так скоро (во)вторых можно было просто постучать в дверь ведь сигнал(то) совсем нов_нький и стекло на нем теперь (н_)скоро замениш_. Так (н_)(на)чем не с_кономиш_! Агафон построил знач_щихся по списку пожарных раз_яснил им задачу и полные решимости они отправ_лись исполнять свой долг. Дорогой они (н_)много поспорили кому наж_мать кнопку с_рены но Агафон быстро пр_сек (н_)кому (н_)нужный спор внушит_льно сказав что включение с_рены (не)от_емл_мое право начальника. Добират_ся до окраин_ой улицы с г_рящим гараж_м далеко (н_)легкое дело. Глин_стая дорога разбухла от дождей машин_ пр_ходилось пр_ж_маться к мокнущ_м кустам. Но флаж_к с гербом деревн_ пр_думан_ым по просьбе Василия учительниц_й Анной Ильини_ной разв_вался и доблес_ные пожарные бес_трашно мчались (на)встречу опас_ност_.

Тренинг: сложное предложение

Тест-диктант 4

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Когда машина пр_была на место вид у нее был очень внушит_льный. З_вак собралось (видимо)(н_)видимо. Пожарные спрыгнули на землю и работа зак_пела. Пока кол_еги зан_мались необходимыми пр_готовлениями то есть ра_ищали место размат_вали бес_етные кольца шланга и расправляли его Агафон успел заметить что ра_кидистые ветви дерев_ев сплош_ усыпа_ы словно галками (одно)с_льчанами. Тут произошла заминка шланг вставлять было (не)куда и (н_)кто (н_)мог найти ключ что(бы) открыть машину сзади. Агафон вспомн_л что отдал его пастуху Волод_ который работал у него на (пол)ставк_. Но как раз сегодня у Волод_ кажет_ся был выходной. «(H_)на кого нельзя рас_чит_вать», – рас_ердился Агафон и послал гонца к пастуху. Дальнейшее развитие событий пр_дугадать было (н_)трудно. В_будораж_н_ые очевидцы любовались (н_)вида_ым зрелищ_м огн_дыш_щее зарево разг_релось теперь как следует и пр_чудл_во разр_стаясь охв_тило уже (пол)строения. Пламени здорово помогала ветре_ая погода. Пожарные то(же) вн_мательно наблюдали за бушующ_м огнем. На их взгляд он (чере_)чур быстро пож_рал двух_этажный гараж. Володя по словам жены ушел (при)чем (не)давно погл_деть на пожар. Начали смотреть и (в)скор_ от_скали его в толпе з_вак с ключ_м в к_рмане. Бе_жалос_ный Агафон тут(же) вынес (не)слыха_о суровый пр_говор он сказал что Володя разл_гает команду и будет лиш_н премии. Наконец открыли машину пустили воду и пожар был усм_рен. Действия пожарных при тушени_ были (на)редкость точны и слаже_ы. Но гаражу владельцу которого еще (не)давно завид_вала вся деревня к сож_лению уже (н_)что (н_)могло помоч_ он был полност_ю сож_ен и разруш_н. Хозяин гаража был очень огорч_н но (н_)кого обв_нять (н_)хотел и (н_)каких пр_тензий к пожарным (н_)пред_являл. (В)последстви_ по деревн_ поползли слухи одни подозр_вали подж_г и злой умыс_л другие утв_рждали что гараж подж_г сам хозяин с целью получения страховк_. Но слухи (н_)волновали без_утешного Агафона. Он так г_ревал о том что его команд_ (н_)уд_лось вернут_ся домой увенч_н_ой славой что домашние стали беспоко_т_ся за его здоровье. «Хорошего пожарного из меня (н_)вышло и если мы не воз_мем реванш в следу_щий раз мне пр_дется перекв_л__фицироват_ся в управдомы», – горес_но говорил он жене.



Предварительный просмотр:

                    Карточки - задания по подготовке к ГИА -9 класс

I.  Работа по карточкам по повторению изученного ( работать прямо в карточке, не переписывая, в свободном пространстве листа)

 1. Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва пок…залось

из-за зелёных вершин;  в  ущелье ещё не проникал  радостный луч мол…дого дня; он з…лотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолистве(н,нн)ые кусты, растущие в глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебря(н, нн)ым дождём.

(М. Лермонтов)

2.  Вставьте пропущенные буквы,  письменно объясните орфограммы:

3. Укажите ошибочное суждение (обведите № задания в кружок):

1) В слове РАДОСТНЫЙ согласный звук  [т]  является непроизносимым.

2) В слове УТЁСОВ последний звук [ф].

3) В слове ТОЛЬКО мягкость согласного [л']  на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)  В слове УЩЕЛЬЕ звуков больше, чем букв.

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (обведите № задания в кружок):

1) проникал

2) растущие

3) висящих

4) вершин

6.  Найдите обособленное(ые) определение(я), выраженные причастными оборотами. Выделите их  графически.

7.  Объясните постановку знака  ;  во 2-ом предложении. Определите вид СП.

I. Работа по карточкам по повторению изученного (работать прямо в карточке, не переписывая, в свободном пространстве листа)

1. Сильный дождь лил (не) долго. Туча частью вылилась, частью прон…слась, и на мокрую землю падали последние прямые, частые, мелкие капли. Солнце опять выгл…нуло, всё заблестело, а на востоке загнулась над г…ризонтом (не) высокая, но яркая, с выступающим цветом, прерывающаяся только в одном месте радуга.

(Л.Н. Толстой)

2.  Вставьте пропущенные буквы,  письменно объясните орфограммы:

3. Укажите ошибочное суждение (обведите № задания в кружок):

 

1) В слове СОЛНЦЕ согласный звук  [л]  является непроизносимым.

2) В слове ДОЖДЬ последний звук [т'].

3) В слове ОПЯТЬ мягкость согласного [т']  на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)  В слове ЧАСТЬЮ звуков больше, чем букв.

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (обведите № задания в кружок):

1) вылились

2) падали

3) заблестело

4) выглянуло

5.  Найдите однородные члены предложения. Подчеркните их как члены предложения.

6.  Найдите сложное(ые)  предложение(я ) с бессоюзной и  союзной сочинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.

2.  Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой:

- Какое из перечисленных средств выразительности используется в предложениях (списывать не надо, запись делать рядом  с предложением):

1) эпитет;

 2) сравнительный оборот;

 3) олицетворение;

4) метафора;

5) фразеологизм.

1. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза. -        

2. На своём веку он прочёл колоссальное количество книг и запомнил всё, что в них было написано. -

3.  Всё во мне как-то затвердело и настолько сомкнулось в обиде, что у меня не было сил достать из себя слово. -

4. Много-много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали её дожди, заносили снега. -

5. Он проспит,- хмуро вставил  большеголовый, одетый в матросскую тельняшку Гейка, который отличался тем, что всегда говорил правду в глаза, излагая мысль ясно и чётко. -

5. Он проспит,- хмуро вставил  большеголовый, одетый в матросскую тельняшку Гейка, который отличался тем, что всегда говорил правду в глаза, излагая мысль ясно и чётко. -

3. Творческая работа:

- Составьте   с данными  словами словосочетания, чтобы получился эпитет и метафора:  дни, голос, крест.

 

- Опишите зиму с использованием метафор, метафорических эпитетов, сравнений  (5-7 предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТАЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ...

Карточка-консультант для решения систем уравнений с двумя переменными.

Эта карточка поможет выработать у учащихся умение решать системы уравнений с двумя переменными методом подстановки....

Использование системы Консультант+:Средняя школа

Урок с инспользованием СПС "Консультант+:Средняя школа"...

Карточки-пятиминутки по теме "Лексика"

Карточки -пятиминутки позволяют за короткий промежуток времени проверить степень усвоения материала и скорректировать работу по устранению пробелов в знаниях по теме. Есть карточки повышенного уровня....

Карточки-пятиминутки

история 5 класс...