Тема: Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе.
план-конспект урока по русскому языку

Тарунтаева Полина Владимировна

Цели деятельности учителя: формирование  знаний учащихся о глаголе как о части речи.
Планируемые результаты:

 Личностные:

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; 

Предметные:

  • способность контролировать свои действия;
  • закрепить знания детей о глаголе как о части речи.

Тип урока: урок рефлексии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie.glagol.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:   .04.19                                                                                                       ФИО учителя Шаяхметова Е. А.

Школа: № 141                                                                                                         ФИ студента Тарунтаева Полина

Класс: 3а                                                                                                               ФИО методиста Галиуллина Н. К.

Кабинет:  

Тема: Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе.

Цели деятельности учителя: формирование  знаний учащихся о глаголе как о части речи.
Планируемые результаты:

 Личностные: 

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;  

Предметные:

  • способность контролировать свои действия;
  • закрепить знания детей о глаголе как о части речи.

Тип урока: урок рефлексии

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение»   2012.

Этап урока

Метод и приемы

Время


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап

самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя;

1

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте проверим, как вы готовы к уроку:
-Руки на месте, ноги на месте.
Локти у края, спина прямая!
- Улыбнитесь друг другу и передайте соседу хорошее настроение.

Л: воспринимать речь, обращенную к учащемуся.

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II. Актуализация

знаний и мотивация

Практический:  

читают и анализируют предложения

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

14

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Ребята, что записано на доске?
 -
Вот и … долгожданная весна. С юга … птицы. Животные … от зимней спячки.

- Прочитайте текст на доске про себя. Чего не хватает в этом тексте? Почему вы решили, что не хватает глаголов? Докажите. Что обозначают глаголы?
- Подберите самостоятельно к первому предложению подходящий по смыслу глагол.
- Прочитайте первое предложение. (Вот и НАСТУПИЛА долгожданная весна.)
- Подберите подходящий по смыслу глагол ко второму предложению.

- Прочитайте второе предложение. (С юга ПРИЛЕТЕЛИ птицы.)
- Подберите глагол к третьему предложению.

- Прочитайте третье предложение. (Животные ПРОСНУЛИСЬ (ПРОБУДИЛИСЬ) от зимней спячки.)

- Слова какой части речи вы вставили в рассказ?

 - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- Сегодня мы должны вспомнить все о глаголе. А для того, чтобы все вспомнили, вам нужно обратиться к опорным словам на доске.
- Кто расскажет нам о глаголе? Правильно.
- Теперь давайте прочитаем правило на странице 101.
- О чем это правило? (О глаголах.) Вы узнали что-то новое из этого правила? Что такое глагол? (Часть речи.)
- Как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня перед собой?

-Текст.

-Не хватает глаголов.

-Отсутствует действие.

-Действие.

-Часть речи глагол.
-Глагол.

Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, что делает?, что сделает? В предложении является сказуемым.

- Вспомнить все о глаголе.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: постановка учебной задачи.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.

III. Постановка

учебной задачи

Практич.: письменное граммат.упр.

Словес.: ответы на вопросы

Динамическая пауза
Практич.: выполняют упражнения






IV. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

2

13

17


- Ребята, каким членом предложения является глагол?

- Это главный член предложения или второстепенный?
- Какие еще вы знаете главные члены предложения?
- Чем выражено подлежащее в предложении?
- Ребята, главные члены предложения – подлежащее и сказуемое называют основой предложения.
- А теперь запишите этот текст себе в тетрадь, в каждом предложении найдите основу  и подчеркните ее. Что такое основа предложения? Как мы подчеркиваем подлежащее и сказуемое?

- Кто уже сделал первое предложение? Выходи к доске. Все остальные проверяют. (В предложении говорится о весне, «что?» – весна, это подлежащее, выраженное существительным. Весна «что сделала?» наступила,  это сказуемое, выраженное глаголом.) Правильно, садись на место.
- Кто сделал второе предложение? («Кто?» - птицы, это подлежащее, выраженное существительным. Птицы «что сделали?» прилетели, это сказуемое, выраженное глаголом.)

- Кто выполнит разбор последнего предложения? Сверьте с доской.  У кого не так?

-Ребята, скажите, каким членом предложения является глагол? (Сказуемым.)

- Теперь вспомните все, о чем мы сегодня говорили. Кто расскажет классу все о глаголе? Пользуйтесь опорными словами. (Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, что делает?, что сделает? В предложении является сказуемым.) Правильно.

Сейчас мы с вами немного отдохнем. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «вот так!» и показывать действия.


-Как бежишь?               -А даёшь?
-Вот так!                         -Вот так!
-Ночью спишь?             -Как сидишь?
-Вот так!                         -Вот так!
-Как берёшь?                -А молчишь?
-Вот так!                         -Вот так!


- Ребята, сейчас на странице 100 найдите упражнение 169.
- Прочитай слова в упражнении.
- Ребята, посмотрите, после упражнения еще есть задания, давайте прочитаем их.      - Что такое основа предложения?
- Кому не понятно, что значит нераспространенное предложение? Нераспространенное предложение – это предложение, в котором только подлежащее и сказуемое.
- Сейчас вы самостоятельно по заданию спланируете план своей работы с этим упражнением. (План работы с упражнением: 1) Определить часть речи слов. 2) Составить нераспространенные предложения. 3) Подчеркнуть основу предложений. 4) Глагол является … .
- Кто  расскажет план своей работы с упражнением?
- Ребята, слова какой части речи написаны под цифрой 1? Почему именно существительные? Что они обозначают? По какому признаку вы это определили? На какой вопрос отвечают эти слова? Правильно.
- Какой части речи слова под номером 2? Докажите, что это глаголы. Что они обозначают? Как вы определили, что это глаголы? На какой вопрос отвечают эти слова?
- Давайте первое предложение составим вместе.(1 чел. у доски)
- Прочитай первое слово. Ребята, выберите глагол, который подходит по смыслу к слову  художник. (Рисовать.) Составьте нераспространенное предложение в этим словом. (Художник рисует.) Подчеркни основу предложения.(с объяснением)
- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым.) Правильно.
- Остальные нераспространенные предложения вы составите сами и запишете в своих тетрадях. В предложениях подчеркните основу.
- Вы можете выполнить задание в парах, прочитать друг другу предложения, которые у вас получились. Пара, которая выполнит работу, подает сигнал. Итак, я даю вам 6 минут на выполнение задания. Начинаем работу.
-Первая пара уже закончила работу. Ребята, внимательно слушайте, как эта пара выполнила задание.
- Оцените работу этой пары. Что вам поможет при оценивании? Молодцы.
- Ребята, какие предложения называются нераспространенными? - Что такое основа предложения?
- А как мы подчеркиваем подлежащее и сказуемое? - Что такое глагол? (Часть речи.) Что он обозначает? (Действие предмета.)  
- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым.)
- А теперь передайте тетради с последних парт.

Домашнее задание

-Посмотрите на упражнение 170.

-Давайте прочитаем задание.

Ребята, откройте дневники, запишите: с.100 у.170  

-Сказуемым.
-Главный.

-Подлежащее.

-Сказуемым.

- Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

- подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.

-«Кто?» - животные, это подлежащее, выраженное существительным. Животные «что сделали?» проснулись, это сказуемое, выраженное глаголом.

-Это подлежащее и сказуемое.

-Сказуемым.

Существительные.

-Предмет.

-По вопросу.

-Кто?

-Глаголы.

-Действия.

-По вопросу.

-Памятка

-В которых только подлежащее и сказуемое.
подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.

Это главные члены предложения  подлеж. и сказ.

К: участвуют в учебном диалоге; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания

К: умение слушать и слышать.

Р: осмысляют уч. материал;
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р:  анализировать собственную работу.

V. Рефлексия

деятельностиСловесный: самоанализ.

5 мин

-Итак, ребята, сейчас те, кто сегодня все понял,  у кого не осталось вопросов, поднимите зеленый карандаш. Кому было понятно не совсем все и остались вопросы, поднимите желтый. А кто совсем  ничего не понял, и ему было скучно поднимите красный карандаш.

  • Ребята, о какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
  • Что глагол обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Каким членом предложения является? Правильно, глагол всегда является сказуемым.

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок. До свидания.

- О глаголе.

-Действие предмета.

-На вопросы что делать?, что сделать?, что делает?, что сделает?

-Сказуемым.


Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Правописание глаголов. Повторение. План-конспект

План-конспект урока с использованием ЭОР....

Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"

Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...

Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Глагол. Правописание глаголов. Повторение"

Презентация у уроку русского языка в 9 классе про теме "Глагол. Правописание глаголов. Повторение изученного в 5-9 классах"...

Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».

Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....