Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Цель:

1.Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме "Прямая и косвенная речь".

2. Развивать умение работать в группах, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.

3. Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.

Оборудование: учебник, учебные тексты, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 8 класс .Технологическая карта урока.

тема «Прямая и косвенная речь»

Цель:

1.Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме "Прямая и косвенная речь".

2. Развивать умение работать в группах, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.

3. Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.

Оборудование: учебник, учебные тексты, презентация.

Тип урока: обобщение полученных знаний.

Ход урока.

Организационный этап.

Словарная работа*

Взаимопроверка

Вызов.

Задание

1. Спиши предложения, расставляя знаки препинания.

А.  У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо С добрым утром!

Б.  Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.

В.  Я знаю проговорила она вас не убедишь.

2. Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его объяснения.

3. Составь схемы последнего и первого предложения.

Осмысление.

Задание  работа с теорией *

Прочитай внимательно теоретический материал. Сделай пометки на странице.

ИНСЕРТ

  1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами: что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и другими или частицей лиМать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Ср. Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")
  2. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся.

См. предложение в п.1.

  1. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее щзапятой.
  2. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.
  3. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается. Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.

6. Предложения с косвенной речью по форме представляют собой -сложноподчинённые предложения: главное содержит слова автора, а придаточное—чужую речь. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью. Предложения с косвенной речью представляют собой разновидность сложноподчинённых с придаточными дополнительными. Они передают содержание чужой речи без сохранения всех особенностей речи говорящего. Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует  после авторских слов. Придаточные, включая косвенную речь, присоединяются к главному при помощи разнообразных союзов и союзных слов, среди которых основными являются что, чтобы, ли: Мне сказали, что это был брат мой… Прямую речь можно заменить косвенной. Союз что употребляется, если прямая речь представляет собой повествовательное предложение. Союз чтобы употребляется, если прямая речь представляет собой побудительное предложение. Частица ли употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение и имеет частицу ли или вообще не имеет вопросительных слов.

1. Прямая речь перед словами автора.

«П»,-а.

«П?»-а.

«П!»-а.

«Интересно, что будут читать мои правнуки?...» -писал Лев Толстой.

2. Прямая речь после слов автора.

А: «П».

А: «П?».

А: «П!».

Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».

3.  Прямая речь разрывается словами автора.

««[ П,- а, -п? ]»

 [ П,- а. -П ]».

«[ П?- а. –П! ]»

«[ П!- а. –П ]».

Задание устно

Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. ( Комментирование идёт по цепочке вслух). Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

Командир приказал: «Огонь!»

Командир приказал, чтобы  открыли огонь.

«Который час - спросил я.

Я спросил, который час.

Врач спросил: «Какая у вас была температура?»

Врач спросил, какая  у меня была температура.

Какой вывод можно сделать?

Концепт- карта.

Учащиеся составляют краткий конспект теории на плакате.

Вывешивается  концепт-карта  и защищается одним представителем из группы.

Физминутка.  Деление по группам.

А теперь переходим к практической части.

Рефлексия

Задание № 1 *

Замени прямую речь косвенной.

«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.

  1. «Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
  2. «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, -  проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».
  3. «Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.
  4. Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
  5. Я спроси его: «Да ты умеешь ли плавать?»
  6. Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»

Задание № 2 *

Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

  1. Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.
  2. Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.
  3. Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.
  4. Дубровский спросил, все ли здесь  и не осталось ли кого в доме.
  5. Сергей спросил тихо, почему она ушла.

Обрати внимание на возможные варианты.

Проверка.

  1. Кирилла Петрович спросил: «Маша, где ты была?» или Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»
  2. Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода будет славная!»
  3. Отец крикнул Феде: «Держи правее!» или Отец крикнул: «Федя, держи правее!»
  4. Дубровский спросил: «Все здесь? Никто не остался в доме?» или Дубровский спросил: «Все ли здесь, не осталось ли кого в доме?»
  5. Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»

Задание № 3* Рассмотри схемы предложений и проиллюстрируй каждую из них предложениями из предложенных.

А: «П (?!).»        «П (?!,» - а.      «П! – а. – П (?!).»        «П? – а. – П (?!).»   «П, - а, - п (?!).»

  1. Зачем откладывать спросил меня Швабрин за нами не смотрят.
  2. Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.
  3. Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори  меня с печали.
  4. Что же ты стоишь закричал я сердито.
  5. Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу.

Подведение итогов.

Дом.задание

Задание   Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.

  1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  2. Меня спросили, где я раньше работал?
  3. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
  4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  6. В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».

Обратная связь.

 Ученики ставят оценки  себе в карточки учёта, которые выглядят так:

Оценивание по 1 баллу

ФИ

Словарработа

Теория

Задан1

Задан 2

Задан3

Итогов. оценка

учитель

Индивидуально

Работа в парах

Проверка на слайде

На слайдах

Работа в парах

Индивидуально

Проверка на слайде

Работа в группе

Сравнение, устно

Работа в парах

Работа в парах

Работа в группах

Индивидуальная работа

Проверка на слайдах

Индивидуально

Проверка на слайдах

Работа в группах

Взаимопроверка по слайду

Работа в группах

Взаимопроверка по слайду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...