Современные рок-композиции на уроках изучения синтаксиса сложного предложения в старших классах.
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Предложенные  разработки могут быть использованы  на уроке при изучении, закреплении и повторении синтаксиса сложного предложения как  для индивидуальной самостоятельной работы учащихся, так и в качестве дидактического материала при фронтальной работе с классом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayak_office_word_2.docx38.24 КБ
Файл romans.docx30.1 КБ
Файл neuzheli_ne_ya_._word.docx52.01 КБ

Предварительный просмотр:

           Карточка для самостоятельной работы.

Тема: «Сложные предложения с различными видами связи»

Группа «Сплин» 

Маяк (Сл. В. Маяковский, муз. А.Васильев)

Дым табачный воздух выел. Комната - глава в крученыховском аде.
Вспомни - за этим окном впервые руки твои исступленно гладил.

Сегодня сидим вот, сердце в железе. День еще - выгонишь, можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет сломаная дрожью рука в рукав.

Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась.
Не надо этого, дорогая, хорошая, давай простимся сейчас.

Все равно любовь моя - тяжкая гиря, ведь висит на тебе, куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят - он уйдет, разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон - царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял,
А мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег,
И суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?

Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. 

     

Сплин, Александр Васильев

Задание: 

1.Послушайте композицию «Маяк» группы «Сплин». Каково ваше впечатление?

2. Прочитайте несколько раз стихи Маяковского. Понаблюдайте за тем, как пунктуационно оформлен текст.

3. Какие синтаксические конструкции преобладают в этом тексте? Как вы думаете, почему?

4.Найдите  предложения, в которых встречается  тире. Какие функции выполняет этот пунктуационный знак в предложениях? Выпишите по одному примеру, демонстрирующему  разные роли тире в предложении. В чем особая выразительность этого пунктуационного знака? 

5. Выпишите из текста предложение, в котором встречается однородное подчинение придаточных. Постройте схему этого предложения.

6.Какие языковые средства создают выразительность поэтического текста? Приведите примеры.

7.Выпишите из текста предложение, которое, поразило  вас мощью образного слова. Сделайте его  синтаксический разбор.

8. Песенный вариант (в исполнении группы «Сплин») привносит что-то новое в восприятие этого текста или он « самодостаточен»? Сформулируйте свой ответ в виде 3-4 сложных предложений.



Предварительный просмотр:

Карточка для самостоятельной работы

Тема: «Сложные предложения с различными видами связи»

Группа «Сплин»

«Романс»

 (сл. и муз. А. Васильев)

И лампа не горит  и врут календари
И если ты давно хотела что-то мне сказать  то говори.

Любой обманчив звук   страшнее тишина
Когда в самый разгар веселья падает из рук бокал вина.

И черный кабинет  и ждет в стволе патрон.
Так тихо что я слышу  как идет на глубине вагон метро.

На площади полки. Темно в конце строки.
И в телефонной трубке эти много лет спустя одни гудки.

И где-то хлопнет дверь и дрогнут провода
Привет! Мы будем счастливы теперь и навсегда.
Привет! Мы будем счастливы теперь и навсегда.

Задание:

1)Прочитайте текст известной композиции группы  «Сплин».  Расставьте недостающие  знаки препинания.

2)Дайте характеристику  первого предложения, постройте его схему. Из скольки простых предложений  оно состоит? Определите виды связи между частями  в этом предложении.

3)Нужно ли ставить запятую между сочинительным и  подчинительным союзом? Почему?

4) « …врут календари». Отсыл к какому литературному произведению  чувствуется в этой строке? Как называется подобный приём в литературе?

5)Во втором предложении использовано обстоятельственное придаточное времени или условия? Обоснуйте свою точку зрения.

6)Прямой или обратный порядок слов в данном предложении? Как называется такое изобразительно-выразительное средство и с какой целью оно используется?

7)Укажите вид придаточных  в третьем предложении и способ их подчинения.

8) Какой союз повторяется в нескольких синтаксических конструкциях? Как называется такой приём? Для чего он использован автором?

9)Как вы думаете, почему композиция названа «Романс»? Посмотрите видеоклип этой песни, созвучно ли режиссерское «видение» вашему, изменило или углубило оно ваше понимание этой композиции?  Сформулируйте и запишите свой ответ в виде 3-4 сложных предложений.



Предварительный просмотр:

Карточка для самостоятельной работы

Тема: «Бессоюзные сложные предложения»

Группа  «Сурганова и Оркестр»

«Неужели не я…»

(Сл. И.Бродский,  муз. С. Сурганова)
http://www.trendspace.ru.opt-images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/medialibrary/246/2463ec3ab01bbd242f4a5b770a2cfc79.jpg?1462363437130145http://ic1.static.km.ru/sites/default/files/imagecache/240x150/img/article/2012/11/12/sur.jpg

Неужели не я  освещенный тремя фонарями
Столько лет в темноте по осколкам бежал пустырями,
И сиянье небес у подъемного крана клубилось?
Неужели не я? Что-то здесь навсегда изменилось.

Кто-то новый царит  безымянный  прекрасный всесильный.
Над отчизной горит  разливается свет темно-синий
А в глазах у борзых мельтешат фонари - по цветочку
Кто-то вечно идет возле новых домов в одиночку.

Значит  нету разлук  значит зря мы просили прощенья
У своих мертвецов. Значит  нет для зимы возвращенья.
Остается одно: по земле проходить бестревожно.
Невозможно отстать. Обгонять - только это возможно.

Поздравляю себя с этой ранней находкой с тобою,
Поздравляю себя с удивительно горькой судьбою,
С этой вечной рекой  с этим небом в прекрасных осинах,
С описаньем утрат за безмолвной толпой магазинов.

Слава Богу, чужой. Никого я здесь не обвиняю.
Никого не узнать. Я иду  тороплюсь обгоняю.
Как легко мне теперь, оттого, что ни с кем не расстался.
Слава Богу, что я на земле без отчизны остался.

Не жилец этих мест  не мертвец  а какой-то посредник,
Совершенно один, ты кричишь о себе напоследок:
Никого не узнал обознался  забыл  обманулся,
Слава Богу, зима. Значит я никуда не вернулся.
 

Задание:

1. Послушайте композицию Светланы Сургановой «Неужели не я…».  В ней вы услышали отрывок из стихотворения  Иосифа Бродского  « От окраины к центру».

2.Прочитайте эти стихи еще раз и расставьте  в тексте недостающие знаки препинания.

3. Найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью. Подчеркните грамматические основы в этом предложении.

4. Объясните постановку  : и – в предложениях третьей строфы. Укажите смысловые отношения между частями  этих предложений.

5. Приведите примеры градации,  какую функцию выполняет она в поэтическом тексте?

6. Какие еще синтаксические фигуры речи вы  обнаружили в стихотворении? Приведите примеры.

7. Укажите авторский неологизм, который использует поэт. Почему  именно он необходим в тексте и можно ли было заменить его подходящим синонимом?

8. Александр Левонюк так высказался об  этой композиции: «Ряд образов-воспоминаний перешёл в образ осознания себя в этом мире». Согласны ли вы с его мнением? Сформулируйте ответ в виде  3-4 сложных предложений.

9. Возникло ли у вас желание прочитать  целиком стихотворение А. Бродского «От окраины к центру» (1962г.)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Сложное предложение" в 5 классе

Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Сложное предложение" проводится в игровой форме. Содержание урока включает материал по краеведению. Данная форма урока легко переносится на другой м...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

изучение синтаксиса сложного предложения на региональном материале

вторая часть дидактического материала к урокам русского языка по изучению синтаксиса сложного предложения на материале поэтов и писателей Донского края...

Использование различных проблемных ситуаций при изучении синтаксиса простого предложения в 8 классе

На уроках русского языка  при объяснении нового материала можно создавать такие  ситуации, при которых  ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а ...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...