Урок русского языка по теме "Создание комментария к проблеме" (подготовка к ЕГЭ).
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Романенко Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

                                                        Урок-практикум по теме:

                  «Совершенствуем умение писать комментарий к проблеме на основе исходного текста»

                                                    (по материалам ЕГЭ задания С 25)

                                                                      Ход занятия:

I.Сообщение темы и целей практического занятия: 

  Слайд № 1:

Сегодняшнее  элективное занятие посвящено реализации практических умений и навыков в создании комментария к проблеме текста. Именно критерий 2 – самый значимый, так как он показывает, насколько глубоко и полно экзаменуемый понял поставленную проблему, сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, проследить за ходом авторской мысли.

И в этой непростой работе с текстом фраза Л.Н. Толстого звучит как предупреждение: «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли». Как вы понимаете её суть? (Если не уяснена главная мысль текста, то и выразить её словом крайне затруднительно).

Поэтому чтобы справиться с этим непростым заданием части С 25  (написанием сочинения-рассуждения), которое проверяет прежде всего сформированность у выпускников коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и создания собственных высказываний, мы поэтапно осваиваем способы работы над каждым композиционным элементом эссе, и в частности, комментированием проблемы.

Слайд № 2: В связи с этим определим цели занятия:

-    обобщить знания о способах и средствах создания комментария к проблеме, поставленной автором в тексте;

-    на их основе совершенствовать умение писать комментарий с опорой на исходный     текст, отвечая всем требованиям, предъявляемым к этому элементу композиции эссе;

-       комментируя проблему, продемонстрировать степень адекватности восприятия текста, умение «дешифровать» его содержание.

II. Обобщение и систематизация изученного по теме:

Слайд № 3:  

- Вспомним требования к содержанию комментария? (комментарий с опорой на исходный текст; наличие 2-х  иллюстративных примера; отсутствие фактических ошибок).

Слайд № 4: - Что значит  прокомментировать проблему с опорой на исходный  текст? (проследить за ходом рассуждений, размышлений, наблюдений автора, которые привели его к определённому выводу (авторской позиции); 

проще говоря, сообщить  о том, что сделано автором текста, как сделано и с какой целью, чтобы заставить  читателя задуматься над рассматриваемым вопросом).

- Какую информацию необходимо привлечь в К.? (важную для раскрытия проблемы).

- Как вы поймёте, что она значимая? (объясняет ход авторской мысли.)

- !Помните про эффект «выщипывания»  наиболее значимых фрагментов.

Слайд № 5: - Что вы будете в тексте «выщипывать»? Что имеется в виду? (языковые и композиционные средства художественной изобразительности текста).

Это и будет примерами-иллюстрациями? А конкретно? (Это ключевые слова, авторские неологизмы, цитаты, ссылки на номера предложений, абзацев, сформулированные своими словами фрагменты текста, важные для понимания обозначенной проблемы).

Слайд № 6:

 - Какие  типы  комментирования проблемы вам известны?  (текстуальный и концептуальный (концепционный). 

- Что представляет собой тeкстуaльный кoммeнтaрий? (oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы).А концепционный?(интерпретацию проблемы, указание на её характер, актуальность, столкновение точек зрения…)

- С пoмoщью каких  вoпрoсoв мoжнo кoнкрeтизирoвaть  текстуального сoдeржaниe  текстуального комментария?

(Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму? Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму? Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo? Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe? Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?  Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?)

- Таким образом, К. – это ваш «рассказ» о том, что делает автор в тексте!

Слайд № 7: - Сегодня особое внимание мы уделим текстуальному комментарию художественных  текстов из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», изучаемого нами на уроках литературы.

Слайд № 8:

- Прежде чем обратиться к практической части нашего занятия, напомним, каких типичных ошибок следует избегать при создании комментария?

Слайд № 9:

 ( а) Ни в коем случае не отождествлять  образ рассказчика с образом автора).

 - В чем состоит их отличие? (Автор - создатель художественного произведения,  реализует собственный творческий замысел, рассказчик - один из персонажей произведения, принимает участие в событиях и повествует о них);

б) избегать пересказа и чрезмерного цитирования

!Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Это сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

в) ошибки, связанные с интерпретацией текста.)

- Как следует работать над текстом, чтобы правильно определить проблему и прокомментировать её?  Сколько раз его надо читать? (Исходный текст необходимо прочитать несколько раз, при этом пользоваться навыками не просмотрового, а изучающего чтения).

III. Практическая часть

Слайд № 10,11: Практическая работа, Пишем комментарий.

Слайд №12:

- Работать вы будете в группах (по 4 человека).

- На столах у вас образцы типовых конструкций (клише), которыми вы можете воспользоваться при составлении комментария  по 4-м отрывкам романа:

(Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…

 (взаимоотношений кого-то с кем-то

Не случайно писатель изображает (кого, что)

Поступок героя (героев) свидетельствует о том, что…

Слова, мысли героя показывают, что…

Автор осуждает, одобряет поступок  героя…

Писатель сочувствует своему герою…

Симпатии автора на стороне кого…)

- Прочитайте тексты!

- Какие проблемы поставлены в них? (Ответы)

- Выделите 2 наиболее ярких иллюстративных примера, помогающих раскрыть проблему. (Ответы)

Слайд № 10:

- Сформулируйте письменно комментарий к проблеме  в соответствии с требованиями. (5-7 мин.) (Ответы)

VI. Итог занятия: - Сегодня мы в очередной раз убедились в сложности данной работы по комментированию текста. Какие затруднения вы испытывали в работе над созданием собственного текста? Что для вас сегодня стало более ясным? Понятным?

     

V. Д.З.: Закончить работу над комментарием, сформулировать позицию автора,  к которой привели авторские рассуждения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-практикум по теме: «Совершенствуем умение писать комментарий к проблеме на основе исходного текста» (по материалам ЕГЭ задания С 25) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. Л.Н. Толстой

Слайд 2

Цели урока: - обобщить знания о способах и средствах создания комментария к проблеме, поставленной автором в тексте; н а их основе совершенствовать умение писать комментарий с опорой на исходный текст, отвечая всем требованиям, предъявляемым к этому элементу композиции эссе; к омментируя проблему, продемонстрировать степень адекватности восприятия текста, умение «дешифровать» его содержание.

Слайд 3

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Баллы Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст . Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 3 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 2 Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста 1 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста 0

Слайд 4

Что значит прокомментировать проблему? Прокомментировать проблему – значит проследить за ходом рассуждений, размышлений, наблюдений автора, которые привели его к определённому выводу (авторской позиции). В комментарии необходимо привлечь информацию , важную для раскрытия проблемы! Помните про эффект « выщипывания » наиболее значимых фрагментов!

Слайд 5

Примеры-иллюстрации Под иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста на основе привлеченного текстового материала. Это могут быть: 1) элементы явного цитирования, 2) элементы неявного цитирования (использование авторских опорных слов и моделей синтаксических конструкций). 3) ссылки на номера предложений, 4) ссылка на абзацы, 5) элементы изложения, 6) сформулированные своими словами фрагменты текста, важные для понимания обозначенной проблемы.

Слайд 6

два типа комментария проблемы : Текстуальный ( oбъяснeниe тeкстa , слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы ) Кaк , нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму ? Нa чeм зaoстряeт внимaниe ? Пoчeму ? Кaкиe имeнa ( фaкты , сoбытия ) упoминaeт aвтoр ? Для чeгo ? Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe ? Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму ? В чeм этo прoявляeтся ? Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe ? концептуальный ( интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa , ee aктуaльнoсть , стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пo дaннoму вoпрoсу )

Слайд 7

Обратите внимание! Это важно! Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! Их смешение может привести к фактической ошибке!

Слайд 8

Автор и рассказчик в художественном тексте Автор Рассказчик Создатель художественного произведения, в котором отражается его мировоззрение и реализуется индивидуальный авторский стиль. Один из персонажей произведения, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения. Реализует собственный творческий замысел, разрабатывая фабулу, выстраивая сюжет, соединяя фрагменты текста в единое композиционное целое. Принимает участие в событиях и повествует о них. Только повествует о событиях Может выражать авторскую позицию по отношению к описываемым событиям Образ Р. возникает при персонифицированном повествовании от первого лица. Подобное повествование - один из способов реализации авторской позиции в художественном тексте. Образ Р. является важным средством композиционной организации текста. А Р

Слайд 10

Практическая работа

Слайд 11

Пишем комментарий

Слайд 12

Типовые конструкции (клише) для текстового комментипования проблемы художественного текста Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого-то с кем-то) Не случайно писатель изображает (кого, что)… Поступок героя (героев) свидетельствует о том, что… С лова, мысли героя показывают, что… Автор осуждает, одобряет поступок героя… Писатель сочувствует своему герою… Симпатии автора на стороне кого… публицистического текста Проблема раскрывается автором на примере… Публицист заставляет читателя задуматься (над чем)… Автор текста обращает внимание на… В размышлениях звучит мысль о том, что… Писатель доказывает, что… Автор убеждён в том, что… Разделяя мнение (кого...), автор искренне восхищён, огорчён (чем…) Писатель приводит нас к выводу о том, что…

Слайд 13

Домашнее задание: закончить комментирование проблемы на основе исходного текста; с формулировать позицию автора по проблеме.

Слайд 14

Обратите внимание! Комментарий должен осуществляться ТОЛЬКО с опорой на прочитанный текст . При этом полнота опоры на исходный текст выражается в количественном отношении. Чтобы получить высший балл по данному критерию, экзаменуемый должен привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста. Под иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста на основе привлеченного текстового материала.



Предварительный просмотр:

Задание для 2-й группы:

а) прочитайте текст, определите проблему отрывка из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»; (ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРОСТОТА И ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ)

б) назовите два иллюстративных примера, способствующих раскрытию поставленной автором проблемы. (ЕСТЕСТВЕННОСТЬ И ИСКУССТВЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ)

Штаб-офицер и князь Андрей сошли с лошадей и вошли в палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели.

-… Ну, вот вы, господин штабс-капитан, - обратился штаб-офицер к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который был без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.

- Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб-офицер, - вам бы, кажется, как артиллеристу, надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете…

Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс-капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб-офицера.

Солдаты говорят: разумшись ловчее, - сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон…

Князь Андрей ещё раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.


Что всегда привлекает в любом человеке окружающих его людей? Искренность, простота в обращении, естественность поведения. Это и составляет главную проблему текста. Описывая внештатную ситуацию первой встречи князя Андрея с капитаном артиллерийского полка Тушиным,  писатель акцентирует внимание на портретной характеристике последнего: «грязный», «без сапог», «маленький», «худой», ничем внешне не привлекательный, даже отталкивающий, ещё и не соблюдающий военный устав. Однако у Болконского почему-то вызвавший симпатию! Толстому глубоко импонирует этот открытый, добродушный, робкий (оттого что попал в неловкое положение), весёлый человек.

И совсем иначе автор рисует другого офицера, пристыдившего Тушина, одетого не по уставу. Толстой явно не на стороне напыщенного, гордого своим положением штаб-офицера, которому доставляет удовольствие принижать достоинство подчинённых.



Предварительный просмотр:

Задание для 3-й группы:

а) прочитайте текст, определите проблему отрывка из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»; (ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВО ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ)

б) назовите два иллюстративных примера, способствующих раскрытию поставленной автором проблемы.(страх смерти и любовь к жизни

С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь [Энский] мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять.

Ростов стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту, будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на периллы. Ростов подбежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто-то: «Носилки!» Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.

- Оооо!.. Бросьте, ради Христа, - закричал раненый; но его все-таки подняли и положили.

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! И ещё лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, - думал Ростов. - Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что-то, и опять все побежали куда-то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья…»

И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление.

«Господи, боже! Тот, кто там, в этом небе, спаси, прости и защити меня!» - прошептал про себя Ростов.

«Все кончилось; но я трус, да, я трус», - подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего Грачика и стал садиться.

«Однако, кажется, никто не заметил», - думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстрелянный юнкер.

___Размышляя над проблемой поведения человека во время испытаний, Л.Н. Толстой раскрывает психологию молодого необстрелянного юнкера Николая Ростова, впервые попавшего в пыл сражений военной кампании 1805-1807 гг._и так близко соприкоснувшегося  с болью, страданием, смертью. С одной стороны, автор создаёт образ благородного офицера, для поведения которого недопустимы недостойные  проявления страха, трусости, малодушия.

С другой стороны, писатель-психолог показывает, как порядочный, уважающий себя и требовательный к себе человек оказывается неспособным в экстремальной ситуации оставаться «на высоте», он паникует, испытывает ужас перед страхом смерти и молится о спасении. Автор не осуждает за это своего героя, а, наоборот, сочувствует, намекая на то, как противно  человеческой природе и неестественно убивать себе подобных, и как свойственно ему любить жизнь, «солнце», всё живое.

восприятием юного героя всех ужасов войны, Толстой  утверждает мысль об осознании им тщетности, бессмысленности и бесполезности этих  страданий, смертей, о противоестественности, чуждости для человека  всего происходящего.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Предварительный просмотр:

Задание для 4-й группы:

а) прочитайте текст, определите проблему отрывка из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»; (ЧЕЛОВЕК И СЛАВА)

б) назовите два иллюстративных примера, способствующих раскрытию поставленной автором проблемы. (Идея и реализация этой идеи)

Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею. Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадёжном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!

… он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасёт армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.

…подумал: «Еду для того, чтобы спасти армию».

Проблема наполеонизма, стремления к славе раскрывается автором на примере представлений о жизненных ценностях одного из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского. Знакомя читателя с отношением молодого офицера к военным событиям 1805-1807 гг. («это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею»),  писатель показывает, как возникают  в его  голове наполеоновские  идеи о том, «что ему-то  именно предназначено вывести русскую армию из этого положения». Автор заставляет нас задуматься над тем, что является истоком этих идей?  Рисуя честолюбивый образ своего героя, жаждущего прославиться, взять свой Тулон, «который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе», писатель предостерегает от совершения поступков слепо поверивших в реализацию своих идей, которые приведут к неминуемому разочарованию, как это и случилось впоследствии с Болконским.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения с использованием исторического комментария на уроках русского языка

Изучение курса русского (родного) языка в основной школе  строится на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистичес...

Исторический комментарий к уроку русского языка

Использование исторического  комментария   на уроках   помогает  учащимся  лучше уяснить  современные явления  в русском языке, а также заинтересовать школьников....

О необходимости использовать исторические комментарии на уроках русского языка

О необходимости использовать исторические комментарии на уроках русского языка (на примере темы «Наречие»)....

Сочинение-рассуждение по русскому языку. Как писать комментарий.

Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Одна из самых больших проблем - написание комментария к сочинению-рассуждению....

О необходимости использования исторического комментария на уроках русского языка

Материал используется при изучении темы "Наречие" в 7 классе....

ЕГЭ по русскому языку: как написать комментарий к проблеме (+пример)

ЕГЭ по русскому языку. Как написать комментарий к проблеме?...