Лингвистическая развлекательная игра по русскому языку «Умницы и умники» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Фролова Дарья Владимировна
ЦЕЛИ
1. Дидактические: проверка усвоения изученного ранее материала по русскому языку и его обобщение; развитие познавательной активности; оценка лексикона и проверка уровня лингвистической эрудиции; диагностика слабоусвоенных тем. 
2. Развивающие: развитие мышления, интуиции, воображения, смекалки; развитие мировоззрения, памяти; развитие навыков групповой работы; развитие коммуникативных умений.
3. Воспитательные: формирование у воспитанников любви к родному языку и заинтересованности в его изучении; воспитание уверенности в своих силах и навыков коллективной работы; воспитание гуманизма и любви к прекрасному; воспитание творческой, ответственной личности. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвистическая развлекательная игра «Умницы и умники»

ЦЕЛИ

1. Дидактические: проверка усвоения изученного ранее материала по русскому языку и его обобщение; развитие познавательной активности; оценка лексикона и проверка уровня лингвистической эрудиции; диагностика слабоусвоенных тем.

2. Развивающие: развитие мышления, интуиции, воображения, смекалки; развитие мировоззрения, памяти; развитие навыков групповой работы; развитие коммуникативных умений.

3. Воспитательные: формирование у воспитанников любви к родному языку и заинтересованности в его изучении; воспитание уверенности в своих силах и навыков коллективной работы; воспитание гуманизма и любви к прекрасному; воспитание творческой, ответственной личности.

ЗАДАЧИ

Учебные: развивать умения высказывать свою точку зрения, продолжать формирование умений анализировать данные задания; сформировать у обучающихся познавательный интерес к русскому языку, расширить их лингвистический кругозор, поддержание устойчивого интереса учащихся к русскому языку как учебному предмету; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы.

Развивающие: развивать умения вести учебный диалог; развивать логическое мышление и способность осознания ошибки; развитие умения адекватно проигрывать.

Воспитательные: приступить к формированию навыков работы в группе; развитие инициативы, творчества; использование лингвистического материала как средства нравственного воспитания.

Оборудование: в количестве 3 копий: карточки с вопросами, ручки; оранжевый, желтый и синий бланки ответов, жетоны или счетные палочки в качестве баллов.

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ

«Лингвоблиц». Баллов:

«Мудрые слова». Баллов:

«Беглянка». Баллов:

«Крылатые слова». Баллов:

«Редкая буква Э». Баллов:

«Редактор газеты».Баллов:

«Порванный текст». Баллов:

«Словотворение». Баллов:

«Что надо сделать?» Баллов:

«Бес и без». Баллов:

«Прятки». Баллов:

Штрафы в баллах:

Итого баллов:

Место:

Список использованной литературы:

Александров А. М. Дидактические материалы по русскому языку. – М., 1989

Бетенькова Н. М. Конкурс грамотеев. – М., 1995

Волина В. Весёлая грамматика. – М., 1995

Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. – М., 1976

Ход мероприятия.

1. Оргмомент.

 (Подготовка: формирование 3 пар столов, рассадка равного количества участников в 3 команды).

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть!

2. Мотивация. Сообщение целей и задач.

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность –

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

Это было стихотворение Вадима Сергеевича Шефнера «Устная речь». Ребята, как вы считаете, прав ли автор? (Прав). А что же нам нужно сделать, чтобы наша родная речь не оскудела? (Развивать кругозор и эрудицию, хорошо учиться итд.)

Сегодня мы с вами поиграем в рамках урока русского языка. Я хочу, чтобы вы узнали за сегодня много нового и интересного и показали, как хорошо вы работали в предыдущих четвертях.

3. Инструктаж

Наша сегодняшняя игра пройдет в 3 командах. И чтобы команды во время ответа не сбивали друга, ответы вы будете заносить в карточки. Итог вашей работы, то есть количество полученных баллов, вы будете заносить в бланки разных цветов, поэтому я буду называть вас по цвету вашего бланка. У нас будет Оранжевая команда, Желтая команда и Синяя команда. Таким образом, если несколько команд дадут правильный ответ и своевременно внесут его в бланк, баллы получат все команды.

 Вам дается 1,5 минуты на обсуждение ответа в команде. В бланки ответы вносит капитан. Но вам следует обсуждать варианты ответов так, чтобы другая команда не услышала их. Я как ведущий могу оштрафовать команду за нарушение правил поведения. Если команда выкрикивает ответ вне очереди на устный вопрос, подслушивает, мешает другим, она лишается 3 баллов, а сам вопрос снимается и другие команды также теряют возможность заработать баллы. В случае особого затруднения ведущий имеет право дать командам еще одну минуту.

Во всех наших конкурсах можно подсчитать количество верных ответов. Команда, давшая больше всех верных ответов за короткое время или справившаяся быстрее всех, получает 3 балла, следующая по количеству или скорости команда получает 2 балла, оставшаяся команда при условии, что она дала хотя бы 1 ответ – 1 балл. Дополнительно я буду оговаривать оценку при каждом конкурсе.

Вопросы конкурсов перемешаны. По порядку представители команд будут вслепую выбирать вопрос. Не волнуйтесь, тексты заданий у меня есть для всех команд.

По итогу игры выигравшая команда – то есть набравшая больше всего баллов – получит призы. Давайте будем играть честно, уважать друг друга и познаем за сегодня много нового и интересного!

4. Игра.

 (Вопросы расположены в перевернутом виде. При выполнении звучит оригинальный звук на минуту (в данном случае отредактирован в полторы минуты) из игры «Что? Где? Когда?»)

Конкурс «Лингвоблиц»

Инструктаж: У меня заготовлены лингвистические вопросы. Они проверят, какая команда внимательнее работала на уроках русского языка в этом году. Я спрашиваю команды по очереди. При этом остальные команды молчат. Если не отвечает одна команда, вопрос переходит к другой. Если опрошены все команды и ответ не дан, вопрос снимается. При нарушении правил и выкрике с места или подсказке команда штрафуется на 2 балла. За верный ответ дается 1 балл.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).

3. Часть речи, не называющая предмет, но указывающая на него (местоимение).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

8. Часть слова без окончания (основа).

9. Назовите числительное, которое изменяется по родам и числам (один).

10. Назовите местоимение, которое слева направо и справа налево читается одинаково (оно).

И давайте перейдем к вопросам посложнее!

1. Что находится в середине земли? (Буква М)

2. В каком слове сто согласных? (Стоп/л/н/й/к/г)

3. Что у зайца сзади, а у цапли спереди? (Буква Ц)

4. Что мы произносим в начале урока? (Букву У)

5. В каком слове сорок гласных? (сорокА)

Конкурс «Мудрые слова»

Инструктаж: Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. Вам дано начало пословицы, допишите продолжение.

1.      Что посеешь,

то и пожнешь.

2.      Без труда

не вынешь и рыбку из пруда.

3.      Кончил дело –

гуляй смело.

4.      Волков бояться –

в лес не ходить.

5.      С кем поведешься –

от того и наберешься.

6.      Как аукнется –

так и откликнется.

7.      За двумя зайцами погонишься –

ни одного не поймаешь.

8.      Тяжело в учении –

легко в бою.

9.      Любишь кататься –

люби и саночки возить.

10.  Учение – свет,

а неученье – тьма.

11.  Семь раз отмерь

один раз отрежь.

12.  Не имей сто рублей,

а имей сто друзей.

Конкурс «Беглянка»

Инструктаж: Ребята, я сейчас раздам вам карточки со словами, из которых сбежала одна гласная буква. Вам нужно будет отгадать ее и вставить в слова, как показано в примере.

БРТ – БеРеТ

СВР – СеВеР

ВР – ВееР

КЛЩ – КЛеЩ

БРТ – БеРеТ

СВР – СеВеР

ВР – ВееР

КЛЩ – КЛеЩ

БРТ – БеРеТ

СВР – СеВеР

ВР – ВееР

КЛЩ – КЛеЩ

КН –

окно

БРН –  

баран

ПРЗ –  

приз

ГРХ –

горох

ТК –

атака

PC –  

рис

КЛКЛ –

колокол

РФ –

арфа

ЛЛЯ –

лилия

ТПТ –

топот

МРК –

марка

ФЛН –

филин

БЛТ –

болото

КРМН –

карман

PC –

ирис

ПКЙ –

покой

БРК –

барак

БЛНЧК –

блинчик

ГРН –

горн

ШЛШ –

шалаш

КРПЧ –

кирпич

ТРН –

трон

ФНТ –

фанат

РСКА –

ириска

ГЛТК –

глоток

ШРМ –

шрам/шарм

ПРВВКА –

прививка

Конкурс «Редкая буква Э»

Инструктаж: в русском языке редкой считается буква э. Используется в начале слова буква э только в немногих собственно русских словах: это, этот, этак(ий), эдак(ий), эк(ий), эва, эвон, эх, эхе-хе, эхма, эй, эге, эге-ге. Остальные же слова с этой буквы – заимствованные. Она официально считается буквой русского алфавита всего триста с небольшим лет. Как букву для иностранных слов воспринимали «э» и многие наши писатели старого и нового времени. В 18 веке её считали ненужной Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.. Я зачитываю вам краткие толкования значений различных слов, которые начинаются с э. Называет слово тот из учеников, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ – один балл.

1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете. (этикетка)

2) Вид соревнования в беге. (эстафета)

3) Широко распространившаяся заразная болезнь. (эпидемия)

4) Команда корабля, самолета, танка. (экипаж)

5) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место. (эвакуация)

6) Себялюбивый человек. (эгоист)

7) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью. (экскурсия)

8) Научное справочное пособие по всем отраслям знаний. (энциклопедия)

9) Отражение звука от предметов. (эхо)

10) Поверхность, на которой демонстрируются фильмы. (экран)

11) Отдельный предмет (в коллекции, на выставке). (экспонат)

12) Научный опыт. (эксперимент)

13) Проверочное испытание по учебному предмету. (экзамен)

14) Мороженое, глазированное шоколадом. (эскимо)

Конкурс «Редактор газеты»

Инструктаж: Ребята! В этом конкурсе вам придется побыть редакторами газеты. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений, которые пришли к вам в редакцию. Найдите ошибку в каждом предложении и напишите ваше редакторское замечание-исправление в колонке справа. После мы обсудим с вами все предложения.

1. Я одел пальто и пошел гулять.  

1. надел.

2. Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками.

2. известен.

3. У дороги стоял пожилой гриб.

3. старый.

4. Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов.

4. из-за.

5. Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.

5. из сосны тумбочку.

6. Она уверена в свои силы.

6. своих силах.

Конкурс «Порванный текст»

Инструктаж: Ребята! В этом конкурсе вам нужно собрать текст, который порвали незадачливые ученики. Данные вам предложения расположите в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Побеждает команда, которая справится быстрее.

1.

У одного отца было два сына.

2.

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4.

Они пошли судиться к соседу.

5.

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6.

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7.

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8.

Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

Конкурс «Словотворение»

Словотворение

Инструктаж: Сейчас мы повторим хорошо изученную вами тему. Измените каждое слово или образуйте от него новое так, чтобы появился разделительный ь (например, крыло – крылья).

здоровый

здоровье

здоровый

здоровье

здоровый

здоровье

воробей

воробьи

воробей

воробьи

воробей

воробьи

звено

звенья

звено

звенья

звено

звенья

зимовать

зимовье

зимовать

зимовье

зимовать

зимовье

кушать

кушанье

кушать

кушанье

кушать

кушанье

медаль

медальон

медаль

медальон

медаль

медальон

счастливый

счастье

счастливый

счастье

счастливый

счастье

под землей

подземелье

под землей

подземелье

под землей

подземелье

под полом

подполье

под полом

подполье

под полом

подполье

без дороги

бездорожье

без дороги

бездорожье

без дороги

бездорожье

раздумывать

раздумье

раздумывать

раздумье

раздумывать

раздумье

соловей

соловьи

соловей

соловьи

соловей

соловьи

Конкурс «Что надо сделать?»

Инструктаж: Образуйте пары слов, отыскав  соответствующие слова с суффиксом – ну- (например: спать - уснуть). Получившиеся слова должны отвечать на вопрос «Что надо сделать?»

глядеть

взглянуть

глядеть

взглянуть

глядеть

взглянуть

кидать

кинуть

кидать

кинуть

кидать

кинуть

увядать

увянуть

увядать

увянуть

увядать

увянуть

блестеть

блеснуть

блестеть

блеснуть

блестеть

блеснуть

шептать

шепнуть

шептать

шепнуть

шептать

шепнуть

брызгать

брызнуть

брызгать

брызнуть

брызгать

брызнуть

двигать

двинуть

двигать

двинуть

двигать

двинуть

дергать

дернуть

дергать

дернуть

дергать

дернуть

трогать

тронуть

трогать

тронуть

трогать

тронуть

тягать

вытянуть

тягать

вытянуть

тягать

вытянуть

плескать

выплеснуть

плескать

выплеснуть

плескать

выплеснуть

трескаться

треснуть

трескаться

треснуть

трескаться

треснуть

Конкурс «Прятки»

Инструктаж: Соберите слова, которые спрятались в других словах.

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, корень – в СНЕЖИНКЕ, суффикс – в ЛЕСНИКЕ, ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в ДВОРНИКЕ, суффикс – в СТОЛОВОЙ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в ГОРОДЕ, суффикс – в СТОРОНКЕ, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в МОЛОДОМ, суффикс – в ПАЛЬЦАХ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

Конкурс «Бес и без»

Инструктаж: Ваша задача – заменить прилагательные синонимами с приставками без- и бес-.

смелый человек

бесстрашный

жестокий враг

безжалостный/беспощадный

правильное решение

безошибочный

вечная слава

бессмертный

защищенное место

безопасный

тревожный сон

беспокойный

тихая погода

безветренный

непонятливый человек

бестолковый

добродушный смех

беззлобный

напрасный труд

бесполезный

прозрачная жидкость

бесцветный

огромное количество

бесчисленный/бессчётный

тихие шаги

бесшумный

ясное небо

безоблачный

Конкурс «Крылатые слова»

Инструктаж: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание с его объяснением.

1. Не ударить в грязь лицом.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.

2. Держать себя в руках.

Б. Обязательно.

3. Мелькнуть, как молния.

В. Очень быстро.

4. Игра не стоит свеч.

Г. Точно в цель.

5. Стрелять без промаха.

Д. Сохранять самообладание.

6. Во что бы то ни стало.

Е. Показать себя с лучшей стороны.

7. Не находить себе места.

Ж. Быть в состоянии большого волнения.

8. Вешать голову.

З. Огорчаться.

(1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З)

(По ходу проведения конкурсов все спорные моменты объясняются учителем, задаются наводящие вопросы. Произносятся все правильные ответы, чтобы из знали все ученики).

5. Подведение итогов.

При подведении итогов звучит тема «Sing Sing Sing» из игры «Что? Где? Когда?»

Итак, капитаны команд, давайте подсчитаем баллы! Ведущий подойдет к вам и проверит правильность подсчета по бланку.

Ведущему нужна минута для определения победителя и раздачи призов (За это время вписываются имена участников победившей команды в грамоту).

(При награждении звучит тема «Фанфары из игры «Что? Где? Когда?») Итак… Команда … набрала … баллов и заняла 3 место. Поздравляем! Получите утешительные призы - ручки! Команда … набрала … баллов и заняла 2 место. Поздравляем! Получите блокноты, которые пригодятся вам для пометок при изучении русского языка! И команда … набрала … баллов и заняла 1 место! Поздравляем! Вы награждаетесь «волшебными карандашами», которые никогда не сломаются внутри и всегда пишут с любой стороны! Молодцы!

6. Рефлексия.

Ребята, что вы вынесли из сегодняшнего мероприятия? (Мы узнали много нового в рамках русского языка, с помощью конкурсов у нас получилось лучше разобраться в том, чего мы не знали или не доучили раньше. Мы поняли, что к языку нужно быть внимательными и заботливыми, любить его и развивать свое чувство языка). Вам понравилось? Вы довольны тем, как сыграли? (Да!) Я желаю вам и дальше любить русский язык, вырасти замечательными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс

интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс...

Методическая разработка интеллектуально – развлекательной игры по русскому языку и литературе «Великолепная семёрка» 6 – 7 классы.

Цель данного мероприятия формировать интерес учащихся к углубленному изучению филологических наук. Игра состоит из пяти конкурсов. Первый конкурс "Головоломка". Необходимо, опираясь на смысл, стихотво...

интеллектуально-развлекательная игра по русскому языку для 5-6 классов "Фонетический КВН"

Разработка внеклассного мероприятия поможет педагогу организовать внеурочную деятельность учащихся на предметных неделях русского языка и литературы.Данная игра позволяет активизировать познавательную...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы»

Данный материал использован в рамках проведения недели русского языка и литературы среди обучающихся I курса.Академик Д.С.Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «…Наш язык-это важ...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Умницы и умники"

Внеклассные мероприятия по предмету играют важную роль в развитии личностного смысла учения. Различные виды  игровой деятельности  помогают развивать необходимые УУД, повышать интерес к пред...

игра по русскому языку и литературе «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 6 класс

игра по русскому языку и литературе «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 6 класс...