Конспект урока русского языка в 5 классе "Предложения с прямой речью"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конова Галина Николаевна

Конспект урока русского языка в 5 классе "Предложения с прямой речью" с использованием интерактивной доски

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamaya_rech.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

        

   УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

на тему: «Предложения с прямой речью».

Учитель Конова Галина Николаевна.

Цели:    1.        знакомство с особенностями строения и пунктуации предложений с прямой речью, с графическим комментированием пунктограммы;

  1. развитие умений расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также самостоятельно составлять предложения с прямой речью;
  2. обучение выразительному чтению предложений с прямой речью;
  3. наблюдение за синонимией глаголов говорения, вводящих прямую речь;
  4. повторение орфографии словарных слов, работа над их лексическим значением.

Оборудование: 1. проектор;

2. интерактивная доска;

3. раздаточный материал:  карточки с заданиями (по

вариантам) для составления предложений с прямой речью;

4. иллюстрации к сказке «Репка»;

5. Толковый словарь

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  1. Словарно-орфографическая работа.

По данным значениям угадайте словарные слова, запишите их.

        1. Возвышение для оратора. (трибуна).

        2. Командная игра, в которой игроки стремятся ударами ноги забить мяч в ворота соперника, а также соответствующий вид спорта. (футбол).

        3. Человек одинакового возраста с кем-нибудь. (ровесник, сверстник).

        4. Искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания в декоративных целях. (бассейн).

        5. Благоприятный отзыв о ком-нибудь или о чем-нибудь. (рекомендация).

        6. Летняя открытая пристройка к дому, зданию. (терраса).

        7. Обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. (дискуссия, спор).

        8. Идти, двигаться торжественно, важно. (шествовать).

        9. Быть шефом. (шефствовать).

Составьте с одним из слов сложное предложение.

        

  1. Объяснение нового материала.

1.        На экране слова:

  1. Н. Островский писал своей матери: «Я прошу тебя, моя родная, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы!»
  2. Н. Островский писал своей матери, чтобы она не выполняла никакой тяжёлой работы.

  • Прочитайте предложения.
  • В каком из них слова Н. Островского переданы точно, дословно, от имени писателя?
  • А как передаются слова писателя во втором предложении?

Сообщение темы урока.

А какие цели вы поставите перед собой для изучения темы? (формулировка целей урока)

  • Где же в первом предложении непосредственно прямая речь?

Прочитайте её.

  • Как вы думаете, почему она называется прямая речь? (совершенно точно, напрямую передаёт чьи либо слова).
  • От чьего имени передаются слова? (от имени того, кто говорит).
  • Только ли содержание чьих- то слов передаётся с помощью прямой речи? (интонация, восклицание, вопрос; обращение моя родная указывает на отношение Островского к своей маме).
  • Как на письме выделяется прямая речь? (большая буква, кавычки).
  • А чем являются слова  Н. Островский писал своей матери? (словами автора)
  • На что указывают слова автора? (на то, кому принадлежит прямая речь).
  • Где стоит в этом предложении прямая речь?
  • Какой знак стоит после слов автора?

Запишите это предложение.

Составим его схему:         А : « П ! »                        

 (работа на интерактивной доске)

  • Предложения с прямой речью надо произносить с особой интонацией (пауза на месте двоеточия , предупреждающая о том , что дальше следует прямая речь , имеющая свои повышения и понижения голоса).
  • Прочитайте предложение выразительно.

2.Рассмотрим другие случаи предложений с прямой речью.

-Догадайтесь, из каких произведений взяты предложения, записанные на экране, и кто говорит эти слова.

1)Тут Ваську…………….укоряет:

«Не стыдно ль стен тебе,

не только что людей?»

-Назовите произведение, автора.

-Какое слово пропущено? ( Повар).

-Где в предложении прямая речь? А слова автора?

-Где стоит прямая речь по отношению к словам автора?

-Запишите предложение.

-Составим его схему:   А: « П   ( ученик составляет у доски).

-Прочитайте предложение выразительно.

Аналогично разбираем следующие предложения.

2) «Кумушка, мне странно это:

да работала ль ты в лето?» -

 говорит ей  ……………..  .(Муравей).

Схема:   « П?» – а.

Особенности интонации. (пауза на месте тире, слова автора произносятся в убыстренном темпе ( как при вводных словах).

3) « Стой, братцы, стой!» – кричит  ……………  .(Мартышка).

Схема:   « П!» –а.

4) Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

и уши ваших понежней, -

им отвечает  ………………..  . (Соловей ).

Схема:    « П,» –а.

3.Посмотрите на слова автора в наших примерах. Какие глаголы здесь употребляются? (писал, говорит, отвечает, кричит, укоряет).

Это так называемые глаголы говорения, они вводят прямую речь.

-Для чего используются разные глаголы говорения в словах автора? (помогают передать смысл сказанного, характер и настроение говорящего, для того чтобы избежать повторов).

У М. Горького в его произведениях насчитывается около 500 глаголов говорения!

Устно придумайте свои глаголы говорения, которые вы могли бы включить в предложение с прямой речью. Кто больше?

( прошептал, воскликнул, возразил и. т. д.)

  1. Закрепление нового материала.

1. На доске – предложения без знаков препинания.

1) Не шуми пожалуйста маму разбуд..шь  пр..ш..птал я.

-Расставьте знаки препинания. Объясните орфограммы.

« Не шуми, пожалуйста, маму разбудишь,» –прошептал я.

(глагол говорения подсказывает знак препинания в конце прямой речи) .

Схема:     « П,» –а.

2) П..друга уд..вленно спросила ты снова оп..здала.

Подруга удивленно спросила: «Ты снова опоздала?! »

Схема:    А: «П ?!»

2. Задание на карточках ( по вариантам) .

                                        I вариант.

        « П» – предупредил тренер своих воспитанников.

        Марина подумала: « П ».

                                        II вариант.

        « П» - воскликнула девочка.

        Ученик бормотал виновато: « П».

-Взаимопроверка. Отметки.

V.Рефлексия.

-Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?

-Как на письме выделяется прямая речь?

-Где в предложении может стоять прямая речь по отношению к словам автора?

Приведите примеры.

-Как в этих случаях пишутся слова автора?

VI.Домашнее задание.

Вспомните русскую народную сказку « Репка» и ее героев: деда, бабку, внучку, Жучку, кошку и мышку. Постарайтесь представить себя в их ролях в тот момент, когда они говорят о своем участии в трудном деле вытаскивания репки из земли. Каждый, наверное, хвастается? Придумайте и запишите слова каждого героя в виде прямой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...

урок русского языка в 5 классе "Прямая речь"

Данная презентация подходит для урока .посвященного изучению нового материала. Включает в себя основные моменты теории по теме, далее полученные знания закрепляются на примере блока разнообразных по т...

Конспект урока русского языка в 5 классе (развитие речи) с презентацией "Учимся писать отзыв"

В данном материале представлен алгоритм работы над отзывом как частью сочинения-рассуждения. Дана структура отзыва. Работа с текстом рассказа карельского писателя В.Данилова, на основе которого создае...

конспект урока русского языка в 6 классе Типы речи

конспект урока русского языка в 6 классе Типы речи...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение".

Урок по развитию речи.Цель: формирование понятия о рассуждении как о типе речи.Задачи:1. Образовательные:- познакомить со строением и особенностями текста – рассуждения;- закреплять понятия о ти...